Формы промежуточной аттестации обучающихся

1149

Решение вопроса о форме промежуточной аттестации обучающихся зависит от системных инноваций в сфере образования.

Изменения связаны со строением национальной системы оценки качества образования, значением Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и т. д.

Руководителю образовательной организации (далее – ОО) и (или) заместителю(ям) руководителя необходимо знать, замечать и следовать новациям, изменениям и другим нюансам организации данного процесса.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО

  • продолжительность – 72 часа.
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Рассмотрим тему форм промежуточной аттестации обучающихся в ОО, анализируя такие нормативные документы, как:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ;
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;
  • федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (по уровням), утв. в 2009–2012 гг. (далее – ФГОС).

Под определением термина аттестации понимают:

  • оценивание чьих-нибудь знаний с выставлением какой-нибудь отметки (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова);
  • установление факта и степени усвоения учащимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательного стандарта (завершается эта процедура оцениванием);
  • установление уровня компетенций учеников по отношению к объему и содержанию учебных дисциплин, представленных и утвержденных в учебных планах, программах по учебным предметам и т. п.

Предлагаем думать о промежуточной аттестации обучающихся (ПАО) в контексте Федерального закона № 273-ФЗ как о степени освоения ими обучающего материала по пройденным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы общего образования (по уровням) за определенный период (промежуток): год, полугодие, четверть, семестр, триместр и (или) курса, дисциплины (модуля), темы. Образовательные достижения учащихся проверяются обязательно только по предметам из списка учебного плана класса/группы, где происходит обучение.

ПАО в ОО обязательно должны пройти:

  • учащиеся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования всех форм обучения;
  • учащиеся, осваивающие образовательные программы ОО по индивидуальным учебным планам, в т. ч. занимающиеся ускоренным или иным* обучением с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика.

По заявлению родителей в ОО могут проходить промежуточную аттестацию лица, изучающие основные общеобразовательные программы в виде:

  • семейного образования (экстерны) – обучающиеся на ступени начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • самообразования (экстерны) – обучающиеся на ступени среднего общего образования.

Нормативные правовые основания форм промежуточной аттестации обучающихся

ПАО регулируется на федеральном уровне Федеральным законом № 273-ФЗ и «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015, а на локальном уровне – Порядком, разработанным и утвержденным администрацией ОО. Федеральный закон № 273-ФЗ содержит отдельную статью, посвященную данному вопросу, – ст. 58.  К компетенции ОО (п. 10 ч. 3 ст. 28) относится организация текущего контроля успеваемости и установление формы промежуточной аттестации обучающихся, периодичности и порядка ее проведения. Для урегулирования организации и проведения различных ПАО должен быть принят соответствующий локальный нормативный акт. Отметим, что и в ранее действующем законе «Об образовании» содержалась данная норма (табл. 1).

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Сравнительный анализ норм законов показывает, что новым законом к компетенции ОО еще отнесены (добавлены) следующие:

  • установление периодичности, порядка проведения и текущего контроля и формы промежуточной аттестации обучающихся;
  • издание соответствующих локальных актов.

Считаем необходимым обратить внимание на три момента. Во-первых, существовала (а в некоторых субъектах и продолжает существовать) практика проведения муниципальными управлениями образованием муниципальных контрольных работ как разновидности централизованной ПАО. Следуя логике действующего законодательства, все вопросы должны решаться на уровне ОО. Поэтому органы местного самоуправления не вправе устанавливать те или иные организации или сроки их проведения, а также разрабатывать контрольно-измерительные материалы. Однако такие разработки могут существовать, например, в рамках построения региональной системы оценки качества образования или добровольного участия ОО в данных процедурах. Во-вторых, необходимо определиться с названием локального нормативного акта. Анализ документов позволил сделать некоторые выводы:

1. Название локального нормативного акта должно быть максимально приближенным к той формулировке, которая дана в Федеральном законе № 273-ФЗ (п. 10 ч. 3 ст. 28): «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».

2. Данный подход обеспечит рациональность, преемственность и комплексность документа в плане структуры и содержания.

3. Содержание локального нормативного акта должно быть:

  • единым в ОО по всем уровням общего образования по реализуемым основным образовательным программам; название должно максимально отражать содержание документа;
  • разработано в контексте введения ФГОС;
  • коррелировать с локальными нормативными актами ОО (правилами приема, перевода, отчисления, положением об обучении на дому и др.).

Особо отметим, что содержание данного локального акта не должно включать описание системы оценивания в ОО (желательно иметь отдельное Положение о системе оценивания в ОО) и итогового среза знаний. Таким образом, на уровне ОО необходимо решить все вопросы урегулирования этой процедуры локальным нормативным актом – «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО». Обратим внимание, что наличие данного локального нормативного акта предусматривается и методическими рекомендациями, подготовленными Минобрнауки России от 01.04.2013 г.** 

Разработка нового положения или коррекции существующего обусловлена изменениями, на которые мы ниже обращаем внимание, потому что они в обязательном порядке должны быть отражены при определении содержания положения:

  • формы промежуточной аттестации обучающихся определяются учебным планом в порядке, установленном ОО (ст. 58; п. 22 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ);
  • учащиеся, получающие образование в форме семейного или самообразования (экстерны), имеют право промежуточно аттестовываться (ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ);
  • ФГОС включает требования к отражению ПАО и в системе оценки достижения планируемых результатов учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, и в итоговой оценке.

Прокомментируем данные позиции.

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Формы промежуточной аттестации в школе для обучающихся определяются ОО самостоятельно с учетом ее специфики, т. е. уровня или направленности реализации образовательных программ, а также с учетом разновидности контроля (оценивание образовательных достижений обучающихся), определенных основной образовательной программой соответствующего уровня общего образования (должна быть корреляция с разделом «Система оценки»).

Могут быть следующими:

  • контрольная работа (комплексная, итоговая, письменная и др.);
  • письменные и устные экзамены;
  • тестирование (в т. ч. онлайн-тестирование);
  • защита индивидуального/группового проекта;
  • диктант с грамматическим заданием;
  • сочинение;
  • презентация учебного проекта или учебного исследования;
  • результаты физического воспитания в соответствии с нормативами физического развития;
  • иные формы, определяемые основными образовательными программами ОО и (или) индивидуальными учебными планами или по выбору ОО.

Кроме того, в качестве результатов ПАО могут учитываться результаты участия:

  • в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах (призовые места муниципального, регионального, всероссийского уровней);
  • творческих конкурсах, фестивалях;
  • городских образовательных и социальных проектах;
  • разработке и презентации проектных работ в системе региональных и всероссийских конкурсов и фестивалей в соответствии с содержанием образовательных областей.

При определении форм промежуточной аттестации обучающихся необходимо учитывать их возрастные и иные особенности. А также необходимо обеспечить коллегиальность на уровне ОО: при наличии управляющего совета и имеющихся у него полномочий привлечь его к участию в решении данного вопроса, также целесообразно предоставить данную возможность родителям (законным представителям) и ученикам. При принятии либо положения в новой редакции, либо изменений в нем необходимо учесть мнение учащихся и родителей. Это в обязательном порядке должно быть зафиксировано на первой странице положения или на титульном листе (при его наличии) следующей фразой: «Согласовано: протокол заседания совета обучающихся № от “ ” 20 г., протокол заседания совета родителей № “ ” 20 г.». Возможно также иметь в качестве приложения к документу лист согласования. Принятые решения в обязательном порядке протоколируются***.

Формы промежуточной аттестации обучающихся в учебном плане

Новацией для системы общего образования является то, что учебный план определяет форму промежуточной аттестации обучающихся. В связи с этим у руководителей ОО и их заместителей возникает много вопросов. Представляем несколько вариантов. Право ОО – выбрать или предложить свой подход.

Вариант 1-й. В пояснительной записке учебного плана соответствующего уровня общего образования в разделе «Общие положения» указываются (среди прочих) такие сведения, как:

  • нормативная правовая база – название и выходные данные локального нормативного акта (или актов), дата его утверждения, номер приказа по ОО (например, «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в СОШ № от “ ” 20 г.» и «Положение о системе оценивания обучающихся в СОШ № от “ ” 20 г.» и др.);
  • объем времени, отведенный на ПАО, определенный в соответствии с годовым календарным учебным графиком ОО;
  • организация проведения и образовательные предметы ПАО.

Вариант 2-й. Сведения о формах ПАО указываются в сетке часов учебного плана соответствующего уровня общего образования. Здесь возможно 2 подхода. Первый подход. Добавляется вертикальный столбец «Формы промежуточной аттестации обучающихся», и напротив предмета изучения указывается соответствующая форма (табл. 2). Обратим внимание, что данный метод можно применять в том случае, если сетка часов учебного плана составляется на параллель. Второй подход. В сетке - добавляется строка по горизонтали. На линии пересечения данной горизонтальной строки и вертикального столбца «Класс» указываются выбранные предметы на промежуточную аттестацию обучающихся на текущий учебный год (табл. 3).

Формы промежуточной аттестации обучающихся

При указании форм промежуточной аттестации обучающихся и выборе учебных предметов необходимо учитывать:

  • нормы «Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в СОШ № » (выбранные предметы и формы аттестации обязательно должны коррелировать с ним);
  • формы ПАО и предметы изучения должны быть выбраны до момента утверждения учебного плана на новый год обучения;
  • учащиеся по индивидуальному учебному плану проходят промежуточную аттестацию в том же виде и по тем же предметам и соответственно контрольно-измерительным материалам, что и обучающиеся по обычному учебному плану данного класса или параллели, или иное;
  • в случае наличия экстернов в ОО формы аттестации определяются аналогично обучающимся по индивидуальным учебным планам, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами ОО.

* См.: п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015. – Примеч. авт.

** Подробнее см.: письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 No ИР-170/17 «О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"».

*** Подробнее см.: часть 3 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ. – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль