Разработка ООП как инструмент управления качеством образования

168

Заметное увеличение требований системы образования к профессиональной деятельности учителя отображается в ряде документов:

  • Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);
  • профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее – Профессиональный стандарт);
  • приказе Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Требования включают наличие у преподавателя представлений о педагогическом проектировании, навыки в отборе содержания в соответствии с образовательными потребностями и возможностями всех участников образовательных отношений, присутствие новых специальных и профессиональных компетентностей в организации образовательного процесса, анализе его результативности. Обладание спектром перечисленных качеств как основное условие повышения уровня педагогического труда, нацеленного на получение заявленных в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (далее – ФГОС)* новых образовательных результатов, предполагает значительные преобразования в осознании педагогом своей новой миссии, роли и функций.

Разработка ООП

Профессиональный стандарт к общепедагогическим функциям в образовании подразумевает разработку и реализацию программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (далее – ООП) и, дополняя его обобщенную трудовую функцию, способствует обязательной педагогической деятельности по проектированию и реализации ООП. Таким образом, Профессиональный стандарт укореняет обязательное участие педагога в разработке ООП в связи с ФГОС общего образования, и, первым делом, в планировании организации учебной дисциплины.

На семинарах, встречах с педагогами общеобразовательных организаций (далее – ОО) мы сталкиваемся с разнообразными, порой противоречивыми высказываниями по вопросу разработки ООП.

«Учитель не должен создавать программу, т. к.»:

  • «у него нет соответствующих компетенций, это прерогатива научных коллективов»;
  • «он обязан использовать готовую авторскую систему в неизменном виде»;

– вот далеко не все мнения, высказывающие точку зрения некоторых педагогов. Появление их, врзможно, кроется в неуверенном владении понятийным аппаратом нормативных документов: «примерная программа по предмету», «авторская», «рабочая» и др. Подтверждением этого также может быть и то, что на официальных сайтах различных школ можно найти опубликованную примерную разработку ООП  ГБОУ (МБОУ, НОУ и т. д.) СОШ (гимназии, лицея). Попробуем уточнить определения основных необходимых понятий.

Виды разработок ООП

1. Образовательная программа – «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ст. 2 гл. 1 Федерального закона № 273-ФЗ). Для уровней дошкольного и общего образования (начального, основного и среднего) нужна разработка ООП.

2. Основная образовательная программа – основной нормативный документ ОО, регламентирующий ее деятельность. Программа планируется для каждого уровня образования. В соответствии с Федеральным законом  № 273-ФЗ ОО разработка ООП происходит самостоятельно, в соотношении с социальным заказом и опираясь на имеющиеся материально-технические, кадровые, организационные, информационные и финансовые условия. Проектирование осуществляется в соответствии с ФГОС и с учетом (подчеркнем, не на основании, а именно с учетом) соответствующих примерных ООП (ст. 12 гл. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

3. Примерная ООП – «учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов)...» (ст. 2 гл. 1 Федерального закона № 273-ФЗ). Ключевым словосочетанием, регламентирующим статус примерной, является «учебно-методическая документация», т. е. методические рекомендации к написанию основного нормативного документа ОО. Задача – порекомендовать определения объема и содержания образования для соответствующего уровня и/или определенной направленности, предложить возможные варианты формулировки планируемых результатов освоения разработки ООП, рассказать примерные условия образовательной деятельности, включив примерные расчеты нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательной программы.

В соответствии с законодательством ОО может выбрать примерную програму (на основе которой будет разработана собственная) из реестра примерных ООП, являющегося государственной информационной системой, в который они включаются по результатам экспертизы. Однако на сегодняшний день, опубликованы разработки только для начальной и основной школы**, подготовленные коллективом авторов ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании» Российской академии наук. В данных условиях (при частичной неподготовленности школьных административных команд) привела к тому, что в ряде школ при подготовке макетов ООП группы разработчиков идут по пути наименьшего сопротивления, копируя полное содержание вышеупомянутых методических рекомендаций.

4. Примерная предметная программа (примерная по учебному предмету) имеет «ориентирующий характер»***. В пояснительной записке примерной программы по учебному предмету определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения и особенности содержания, раскрывается собственно содержание образования с перечнем изучаемого материала, приводится примерное тематическое планирование с выделением преимущественных видов деятельности школьников, ожидаемые результаты освоения предметных программ, рекомендации по ресурсному оснащению учебного процесса.

Примерная программа по учебному предмету, представляя собой лишь общие рекомендации методического характера, может служить ориентиром при рабочей разработке ООП конкретных школьных учебных предметов.

5. Авторская программа создается коллективом авторов или одним автором, раскрывает некоторую оригинальную концепцию учебного предмета, как правило, поддержанная соответствующим учебником или линией учебников, сопровождаемая пакетом дидактического и методического наполнения (по определению М.Н. Гогловой, О.В. Покосовской). В качестве примера можно рассмотреть информатику Л.Л. Босовой или Н.В. Макаровой. В итоге, проясняется, что школьный учитель вполне в силах ее разработать, однако статус и гриф «авторская» возможно получить только после прохождения профессиональной экспертизы в соответствующих инстанциях.

6. Программа учебного предмета – как компонент содержательного раздела разработки ООП ОО, являясь ее нормативным документом, фактически представляет собой средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета (предусмотренного учебным планом ОО для обязательного изучения). В основе лежит примерная программа по учебному предмету****, что определяет объем, порядок, содержание изучения учебной дисциплины в конкретной ОО. Поэтому данная разработка является индивидуальным инструментом для педагогов, с помощью которого отбираются наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС. Проектируя программу учебного предмета, следует принимать во внимание:

  • статус ОО (тип и вид);
  • целевые и ценностные ориентиры деятельности ОО;
  • социальный срез контингента обучающихся;
  • уровень ресурсного (учебно-методического, материально-технического, финансового, информационного) обеспечения ОО.

7. Рабочая предметная программа педагога – документ, разрабатываемый учителем на основе программы учебного предмета, в котором, в свою очередь, он определяет оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС и индивидуальным запросам и потребностям обучающихся.

Данная разработка выполняет следующие функции:

  • нормативную, т. е. является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, т. е. определяет ценности и цели, ради достижения которых она используется как компонент разработки ООП;
  • определения содержания образования как средства достижения образовательных результатов;
  • процессуальную, т. е. определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочную, т. е. выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки образовательных результатов обучающихся.

* ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №o 1897, ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413. 

** Подробнее см.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения). – Примеч. авт.

*** Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

**** Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль