Система оценивания качества образования: методика управления

399

Методика управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса в школе* (далее – СОКОП) отвечает следующим положениям:

  • разрабатывается под определенный педагогический замысел, смыслом которого, обязана быть авторская гуманистическая позиция субъекта образовательного процесса;
  • учитывается взаимодействие субъектов на творческой договорной основе;
  • применяется идея алгоритмизации;
  • используются диагностические операции, которые содержат критерии, характеристики и инструментарий измерения объектов.

Методика применяется последовательно и содержит следующие взаимосвязанные этапы:

  • концептуализация (проект философской мысли);
  • моделирование в логике обучающего менеджмента;
  • программирование (составление плана поэтапности движения к цели);
  • конструирование (корпоративное проектирование);
  • реализация и рефлексия.

Согласно точки зрения классиков менеджмента качества Э. Деминга, М.Х. Мексона, М. Уорнера и др. связь субъектов управления может быть реализована с помощью формирования и развития профессиональных объединений на основе единых ценностей, интересов, общего дела, стратегического поведения, т. е. кластеров.

Вследствие этого перечисленные выше этапы управления системой оценивания качества образования могут осуществляться на внутриорганизационных кластерах 5 уровней:

  • I. Образовательной организации (далее – ОО).
  • II. Методических объединений (кафедр).
  • III. Учебных дисциплин.
  • IV. Взаимодействия определенного педагога и конкретного класса (группы, обучающегося).
  • V. Субъектно-личностный.

Кластеры I ур. – «стратегический горизонт управления» – менеджеры высшего звена (директор, заместители директора, профессиональные сообщества, ассоциации стратегических партнеров учебного заведения).

Кластеры II ур. – «горизонт тактического управления» – объединяют менеджеров среднего звена (методические группы или кафедры учебного заведения, методический совет и др.).

Кластеры III ур. – «горизонт оперативного управления на уровне учебных дисциплин» – группы преподавателей-предметников, группы внутренних аудиторов, методические комиссии, сформированные на междисциплинарной основе, временные научно-исследовательские союзы, временные исследовательские группы и др.

Кластеры IV ур. – «горизонт оперативного управления на уровне процесса взаимодействия учителя и класса» – педагоги, обучающиеся, их родители, законные представители.

Кластеры V ур. – «горизонт самоуправления» – самоменеджеры – субъектно-личностный уровень.

Документальное сопровождение разработки системы оценивания качества образования

Задача 1-го этапа методики - создание в школе концепции управления СОКОП. Именно кластеры I уровня стимулируют проектирование технологии внутреннего мониторинга профессионализма в школе, которая затем преподносится в сжатом документе, согласованным педагогическим советом.

Концепция разрабатывается с учетом федеральных документов, регламентирующих формирование школьной системы оценивания качества образования:

1. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) установлена стратегическое задание – рост доступности высококлассного обучения, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям социума и каждого гражданина.

Осуществление данной миссии подразумевает решение ряда приоритетных задач:

  • одной из которых является создание СОКОП и востребованности учебных услуг с участием потребителей путем формирования прозрачной, открытой организации информирования граждан об обучающих услугах, способствующей полноте, общедоступности, своевременному обновлению и надежности данных;
  • прозрачной, объективной оценки персональных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню обучения;
  • роли потребителей и общественных институтов в контролировании и организации СОКОП.

2. Целями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утв. постановлением  правительства РФ от 22.11.2012 No 2148-р) являются:

  • соотношение свойств российского образования меняющимся запросам населения и перспективным целям процветания российского общества и экономики;
  • увеличение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Решение поставленных задач возможно посредством реализации определенных целей, одной из которой является создание современной СОКОП, основанной на принципах открытости, объективности, прозрачности, общественнопрофессионального участия.

3. В Федеральной целевой программе развития на 2011– 2015 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 No 61) формирование СОКОП и востребованности обучающих услуг заявлено одной из приоритетных задач.

Решение названной задачи, согласно документу, предусматривает:

  • создание и внедрение независимого оценивания результатов учебного процесса на всех уровнях сферы обучения,
  • развитие оценивания высококачественного профессионального образования, 
  • создание единой информационной системы обучающей сферы и повышение эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

В разделе IV государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. определены приоритетные задачи в системе оценивания качества образования:

  • преобразование оценки соответствия высоким стандартам образования на уровне ОО, ориентированной на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся, состоящего как из учебных, так и внеучебных достижений;
  • формирование в школах систем обеспечения высоких показателей, базирующихся не на контроле, а на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений.

Принципиальные изменения в системе оценивания качества образования потребуют создания современной и сбалансированной общероссийской СОКОП, включающей в себя не только национальные экзамены, но и, прежде всего, мониторинговые обследования обучения и социализации, процедуры оценки результатов обучения на уровне школы; введение инструментов оценки и учета разнообразных персональных образовательных достижений учеников и студентов, направленные на поддержку и улучшение результатов обучения определенных обучаемых; введение на уровне ОО прозрачных процедур внутренней оценки (самооценка) для управления надлежащими свойствами обучения.

4. Введение Общероссийской системы оценивания качества образования (далее – ОСОКО) регламентирует создание внутренней системы мониторинга качества образования в школе, которая должна строиться с учетом основных составляющих:

  • образовательного процесса (обучающиеся);
  • обучающих субъектов (учителя, преподаватели);
  • ресурсного обеспечения (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное, финансовое).

Согласно концепции ОСОКО внутренняя система оценивания качества образования учитывает использование следующих инструментов оценивания:

  • самооценку обучающихся;
  • внутренний мониторинг свойств обучения; оценку образовательных программ;
  • самооценку ОО;
  • оценку персональных достижений обучающихся, содержащую государственную итоговую аттестацию выпускников и промежуточную аттестацию обучающихся в рамках внутренней системы контроля высокой планки учебного процесса; оценку преподавательского состава.

5. На необходимость формирования внутренней СОКОП указывается в Порядке проведения самообследования образовательной организацией, утв. приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 No 462.

В нем подчеркивается, что «в процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования общероссийской системы оценки качества школьного образования...» (п. 6).

6. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 No 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No 273-ФЗ) к компетенции ОО в установленной сфере деятельности относятся:

  • осуществление самообследования, обеспечивание дееспособности внутренней системы оценивания качества образования;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
  • индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и/или электронных носителях (ст. 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации).

7. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 No 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» определяет показатели деятельности всех видов организации:

  • дошкольной образовательной,
  • общеобразовательной,
  • профессиональной,
  • высшего образования,
  • дополнительного,
  • дополнительного профессионального, подлежащие самообследованию.

Кроме того, широкое распространение работ по формировапнию, введению и сертификации внутриорганизационного управления надлежащими свойствами учебного процесса согласно требованиям и рекомендациям интернациональных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и других моделей соотношений также влияет на необходимость построения действенной внутренней системы оценивания качества образования.

Технология внутренней СОКОП направлена на:

  • реализацию миссии общегодоступного обучения в контексте социально ориентированного развития общества;
  • стратегии повышения профессионализма в области воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
  • становление «инновационного человека», не только способного в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированного на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни, адаптивного к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономической сфере, в развитии науки и технологий.

Тем самым миссия оценивания может представлять собой:

  • стержневые цели оценивания (для чего мы осуществляем оценивание?);
  • основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы оцениваем?);
  • ключевые обязательства и пути обеспечения мастерства обучающих услуг (что мы гарантируем и за счет чего?).

На этапе концептуализации осуществляется изучение запросов стейкхолдеров**, потребностей рынка образовательных услуг. На их основе на последующих этапах технологии осуществляется проектирование «портфеля продуктов СОКОП» на базе нормативно-правового обеспечения. Он представляет собой аннотированный перечень форм, методов, средств, технологий, которыми СОКОП в школе отвечает (может отвечать) на соответствующие запросы пользователей и заказчиков.

Моделирование системы оценивания качества образования в логике обучающего менеджмента

Следующий этап методики – моделирование (разработка комплекса моделей в логике обучающего менеджмента). Среди них ведущая роль предназначена для:

  • создания структурной модели СОКОП в школе;
  • моделирования внутриорганизационного повышения квалификации для всех участников образовательного процесса;
  • формирования организационной структуры управления развитием оценки обучающего процесса в школе;
  • разработка модели личности выпускника начального общего образования, основного общего, среднего общего;
  • образование модели взаимодействия независимой оценки профессиональных свойств обучения со школой.

Обучающий менеджмент учитывает проектирование и реализацию индивидуальных образовательных программ (далее – ИОП) для всех кластеров, направленных на формирование системы оценивания качества образования, формирование профессиональной компетентности в сфере педагогических измерений, анализа и применения результатов оценочных процедур.

В процессе реализации ИОП кластеры I уровня моделируют оптимальную связь внешней независимой оценки с внутренней СОКОП, инновационную инфраструктуру, представленную адаптивной, матричной организационной структурой управления, построенной по горизонтально-координационно-целевому свойству, нормативно-правовое обеспечение оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ, технологические карты мониторинговых исследований, критерии и показатели для оценки деятельности педагогов и ОО в целом и др.

Система оценивания качества образования в школе как составная часть внутришкольного менеджмента качества должна управляться и поддерживаться соответствующим аппаратом, который обычно называют организационной структурой СОКОП.

Инноваторская инфраструктура возможна в представлении совокупностью подразделений и должностных лиц, выполняющих функции, связанные с развитием мониторинга обучения в школе, и включать функциональные модули (центр аудита свойств учебного процесса, комиссии по управлению качеством и др.).

Кроме того, данная структура управления предполагает существование интегрированных структур:

  • научно-исследовательских центров,
  • временных научно-исследовательских коллективов,
  • временных исследовательских групп из числа учителей,
  • обучающихся,
  • их родителей,
  • профессиональных сообществ,
  • преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования и т. д.

Кластеры II уровня в ходе проектирования и реализации ИОП участвуют в создание технологических карт внутришкольного мониторинга учебных достижений обучающихся, программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ, моделей личности выпускника и др.

ИОП для кластеров III уровня имеют возможность включать следующие виды деятельности:

  • повышение квалификации в ведущих центрах дополнительного профессионального образования страны и за рубежом;
  • обучение в условиях внутриорганизационного повышения квалификации,
  • участие в различных форумах, конференциях, симпозиумах,
  • самообразовательная деятельность на основе самопроектирования пространства для обучения, содержания улучшения квалификации в целях формирования и развития ключевых компетенций субъектов системы оценивания качества образования в школе и др.

ИОП для кластеров IV уровня могут предусматривать:

  • проведение социологических опросов,
  • анкетирования по проблемам оценивания свойств обучающего процесса,
  • участие в школьных конференциях, посвященных вопросам разработки инновационных форм, методов, технологий оценивания качества образовательного процесса,
  • проектирование модели личности выпускника,
  • работу в разнообразных школьных объединениях, направленную на изучение удовлетворенности качеством организации школьной жизни, на оценивание качества внеурочной деятельности,
  • на изучение адаптации первоклассников, пятиклассников и др.

Приоритетным направлением реализации ИОП для кластеров V уровня является обучение руководителей школы, педагогических работников, школьников рефлексивной деятельности, способствующей формированию умений и навыков осуществления самооценки, самообследования.

Успешность работы на первом этапе и его последующих стадиях во многом зависит от принципов лидерства руководителя и вовлечения работников, от наличия в школе соответствующих структур и лиц, подготовленных к осуществлению деятельности по разработке концепции управления развитием СОКОП.

Очень важно, чтобы в состав временных научно-исследовательских коллективов и исследовательских групп по разработке данной концепции, проектированию системы входили представители попечительского совета, заместители директора, руководители методических объединений и др.

Результаты нашего исследования показывают: если администрация школы отрицательно или индифферентно относится к идее разработки концепции управления развитием СОКОП в школе, то ее моделирование и внедрение протекает крайне медленно и оказывается незавершенным.

Программирование и конструирование системы оценки качества образования

Третий этап методики управления развитием СОКОП в школе – программирование (планирование поэтопности движения к результату), целью которого является становление и преобразование:

  • высоконравственного,
  • ответственного,
  • творческого,
  • инициативного,
  • компетентного гражданина России,
  • формирование «инновационного человека».

Данная стадия связана с проектированием стратегической программы совершенствования школы, основной образовательной программы (далее – ООП) начального общего, основного общего и среднего общего образования, УМК учебных дисциплин (модулей), вводимых ОО, индивидуальных учебных планов старшеклассников, поэтапной программы внутреннего аудита и др.

Следующий этап управления развитием системы оценивания качества образования – конструирование (корпоративное проектирование), который взаимосвязан:

1. С разработкой и совершенствованием:

  • нормативно-правового обеспечения организации оценивания достижения обучающимися перспективных результатов освоения ООП;
  • системы измерения ведущих показателей и характеристик свойств образовательного процесса;
  • реестра процессов и видов деятельности;
  • матрицы ответственности и полномочий процесса создания и совершенствования СОКОП в вузе;
  • инструментария для итоговой оценки достижения поставленных целей по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым ОО;
  • модели и инструментария для стартовой диагностики;

2. Описанием оценки проектной деятельности обучающихся, особенностей использования «портфеля достижений ученика» и др.

Кроме того, на данном этапе осуществляется адаптация инструментария для формирования системы оценки качества школьного образования и определения итоговой оценки достижения поставленных целей, разработанных на федеральном уровне для организации:

  • оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля;
  • промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга);
  • итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.

* О типовой модели внутренней системы оценки качества образовательного процесса в школе читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2012. №7. С. 23, № 8. С. 25.

** Стейкхолдеры (от англ. stakeholder, букв. «владелец доли (получатель процента); держатель заклада») – группы, организации или индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит. Зачастую под термином «стейкхолдеры» подразумевают группы влияния, существующие внутри или вне компании, которые надо учитывать при осуществлении деятельности. – Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль