Система оценивания качества образования: методика управления

634

Методика управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса в школе* (далее – СОКОП) отвечает следующим положениям:

  • разрабатывается под определенный педагогический замысел, смыслом которого, обязана быть авторская гуманистическая позиция субъекта образовательного процесса;
  • учитывается взаимодействие субъектов на творческой договорной основе;
  • применяется идея алгоритмизации;
  • используются диагностические операции, которые содержат критерии, характеристики и инструментарий измерения объектов.

Методика применяется последовательно и содержит следующие взаимосвязанные этапы:

  • концептуализация (проект философской мысли);
  • моделирование в логике обучающего менеджмента;
  • программирование (составление плана поэтапности движения к цели);
  • конструирование (корпоративное проектирование);
  • реализация и рефлексия.

Согласно точки зрения классиков менеджмента качества Э. Деминга, М.Х. Мексона, М. Уорнера и др. связь субъектов управления может быть реализована с помощью формирования и развития профессиональных объединений на основе единых ценностей, интересов, общего дела, стратегического поведения, т. е. кластеров.

Вследствие этого перечисленные выше этапы управления системой оценивания качества образования могут осуществляться на внутриорганизационных кластерах 5 уровней:

  • I. Образовательной организации (далее – ОО).
  • II. Методических объединений (кафедр).
  • III. Учебных дисциплин.
  • IV. Взаимодействия определенного педагога и конкретного класса (группы, обучающегося).
  • V. Субъектно-личностный.

Кластеры I ур. – «стратегический горизонт управления» – менеджеры высшего звена (директор, заместители директора, профессиональные сообщества, ассоциации стратегических партнеров учебного заведения).

Кластеры II ур. – «горизонт тактического управления» – объединяют менеджеров среднего звена (методические группы или кафедры учебного заведения, методический совет и др.).

Кластеры III ур. – «горизонт оперативного управления на уровне учебных дисциплин» – группы преподавателей-предметников, группы внутренних аудиторов, методические комиссии, сформированные на междисциплинарной основе, временные научно-исследовательские союзы, временные исследовательские группы и др.

Кластеры IV ур. – «горизонт оперативного управления на уровне процесса взаимодействия учителя и класса» – педагоги, обучающиеся, их родители, законные представители.

Кластеры V ур. – «горизонт самоуправления» – самоменеджеры – субъектно-личностный уровень.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Документальное сопровождение разработки системы оценивания качества образования

Задача 1-го этапа методики - создание в школе концепции управления СОКОП. Именно кластеры I уровня стимулируют проектирование технологии внутреннего мониторинга профессионализма в школе, которая затем преподносится в сжатом документе, согласованным педагогическим советом.

Концепция разрабатывается с учетом федеральных документов, регламентирующих формирование школьной системы оценивания качества образования:

1. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) установлена стратегическое задание – рост доступности высококлассного обучения, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям социума и каждого гражданина.

Осуществление данной миссии подразумевает решение ряда приоритетных задач:

  • одной из которых является создание СОКОП и востребованности учебных услуг с участием потребителей путем формирования прозрачной, открытой организации информирования граждан об обучающих услугах, способствующей полноте, общедоступности, своевременному обновлению и надежности данных;
  • прозрачной, объективной оценки персональных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню обучения;
  • роли потребителей и общественных институтов в контролировании и организации СОКОП.

2. Целями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утв. постановлением  правительства РФ от 22.11.2012 No 2148-р) являются:

  • соотношение свойств российского образования меняющимся запросам населения и перспективным целям процветания российского общества и экономики;
  • увеличение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Решение поставленных задач возможно посредством реализации определенных целей, одной из которой является создание современной СОКОП, основанной на принципах открытости, объективности, прозрачности, общественнопрофессионального участия.

3. В Федеральной целевой программе развития на 2011– 2015 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 No 61) формирование СОКОП и востребованности обучающих услуг заявлено одной из приоритетных задач.

Решение названной задачи, согласно документу, предусматривает:

  • создание и внедрение независимого оценивания результатов учебного процесса на всех уровнях сферы обучения,
  • развитие оценивания высококачественного профессионального образования, 
  • создание единой информационной системы обучающей сферы и повышение эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

В разделе IV государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. определены приоритетные задачи в системе оценивания качества образования:

  • преобразование оценки соответствия высоким стандартам образования на уровне ОО, ориентированной на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся, состоящего как из учебных, так и внеучебных достижений;
  • формирование в школах систем обеспечения высоких показателей, базирующихся не на контроле, а на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений.

Принципиальные изменения в системе оценивания качества образования потребуют создания современной и сбалансированной общероссийской СОКОП, включающей в себя не только национальные экзамены, но и, прежде всего, мониторинговые обследования обучения и социализации, процедуры оценки результатов обучения на уровне школы; введение инструментов оценки и учета разнообразных персональных образовательных достижений учеников и студентов, направленные на поддержку и улучшение результатов обучения определенных обучаемых; введение на уровне ОО прозрачных процедур внутренней оценки (самооценка) для управления надлежащими свойствами обучения.

4. Введение Общероссийской системы оценивания качества образования (далее – ОСОКО) регламентирует создание внутренней системы мониторинга качества образования в школе, которая должна строиться с учетом основных составляющих:

  • образовательного процесса (обучающиеся);
  • обучающих субъектов (учителя, преподаватели);
  • ресурсного обеспечения (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное, финансовое).

Согласно концепции ОСОКО внутренняя система оценивания качества образования учитывает использование следующих инструментов оценивания:

  • самооценку обучающихся;
  • внутренний мониторинг свойств обучения; оценку образовательных программ;
  • самооценку ОО;
  • оценку персональных достижений обучающихся, содержащую государственную итоговую аттестацию выпускников и промежуточную аттестацию обучающихся в рамках внутренней системы контроля высокой планки учебного процесса; оценку преподавательского состава.

5. На необходимость формирования внутренней СОКОП указывается в Порядке проведения самообследования образовательной организацией, утв. приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 No 462.

В нем подчеркивается, что «в процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования общероссийской системы оценки качества школьного образования...» (п. 6).

6. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 No 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No 273-ФЗ) к компетенции ОО в установленной сфере деятельности относятся:

  • осуществление самообследования, обеспечивание дееспособности внутренней системы оценивания качества образования;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
  • индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и/или электронных носителях (ст. 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации).

7. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 No 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» определяет показатели деятельности всех видов организации:

  • дошкольной образовательной,
  • общеобразовательной,
  • профессиональной,
  • высшего образования,
  • дополнительного,
  • дополнительного профессионального, подлежащие самообследованию.

Кроме того, широкое распространение работ по формировапнию, введению и сертификации внутриорганизационного управления надлежащими свойствами учебного процесса согласно требованиям и рекомендациям интернациональных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и других моделей соотношений также влияет на необходимость построения действенной внутренней системы оценивания качества образования.

Технология внутренней СОКОП направлена на:

  • реализацию миссии общегодоступного обучения в контексте социально ориентированного развития общества;
  • стратегии повышения профессионализма в области воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
  • становление «инновационного человека», не только способного в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированного на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни, адаптивного к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономической сфере, в развитии науки и технологий.

Тем самым миссия оценивания может представлять собой:

  • стержневые цели оценивания (для чего мы осуществляем оценивание?);
  • основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы оцениваем?);
  • ключевые обязательства и пути обеспечения мастерства обучающих услуг (что мы гарантируем и за счет чего?).

На этапе концептуализации осуществляется изучение запросов стейкхолдеров**, потребностей рынка образовательных услуг. На их основе на последующих этапах технологии осуществляется проектирование «портфеля продуктов СОКОП» на базе нормативно-правового обеспечения. Он представляет собой аннотированный перечень форм, методов, средств, технологий, которыми СОКОП в школе отвечает (может отвечать) на соответствующие запросы пользователей и заказчиков.

Моделирование системы оценивания качества образования в логике обучающего менеджмента

Следующий этап методики – моделирование (разработка комплекса моделей в логике обучающего менеджмента). Среди них ведущая роль предназначена для:

  • создания структурной модели СОКОП в школе;
  • моделирования внутриорганизационного повышения квалификации для всех участников образовательного процесса;
  • формирования организационной структуры управления развитием оценки обучающего процесса в школе;
  • разработка модели личности выпускника начального общего образования, основного общего, среднего общего;
  • образование модели взаимодействия независимой оценки профессиональных свойств обучения со школой.

Обучающий менеджмент учитывает проектирование и реализацию индивидуальных образовательных программ (далее – ИОП) для всех кластеров, направленных на формирование системы оценивания качества образования, формирование профессиональной компетентности в сфере педагогических измерений, анализа и применения результатов оценочных процедур.

В процессе реализации ИОП кластеры I уровня моделируют оптимальную связь внешней независимой оценки с внутренней СОКОП, инновационную инфраструктуру, представленную адаптивной, матричной организационной структурой управления, построенной по горизонтально-координационно-целевому свойству, нормативно-правовое обеспечение оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ, технологические карты мониторинговых исследований, критерии и показатели для оценки деятельности педагогов и ОО в целом и др.

Система оценивания качества образования в школе как составная часть внутришкольного менеджмента качества должна управляться и поддерживаться соответствующим аппаратом, который обычно называют организационной структурой СОКОП.

Инноваторская инфраструктура возможна в представлении совокупностью подразделений и должностных лиц, выполняющих функции, связанные с развитием мониторинга обучения в школе, и включать функциональные модули (центр аудита свойств учебного процесса, комиссии по управлению качеством и др.).

Кроме того, данная структура управления предполагает существование интегрированных структур:

  • научно-исследовательских центров,
  • временных научно-исследовательских коллективов,
  • временных исследовательских групп из числа учителей,
  • обучающихся,
  • их родителей,
  • профессиональных сообществ,
  • преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования и т. д.

Кластеры II уровня в ходе проектирования и реализации ИОП участвуют в создание технологических карт внутришкольного мониторинга учебных достижений обучающихся, программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ, моделей личности выпускника и др.

ИОП для кластеров III уровня имеют возможность включать следующие виды деятельности:

  • повышение квалификации в ведущих центрах дополнительного профессионального образования страны и за рубежом;
  • обучение в условиях внутриорганизационного повышения квалификации,
  • участие в различных форумах, конференциях, симпозиумах,
  • самообразовательная деятельность на основе самопроектирования пространства для обучения, содержания улучшения квалификации в целях формирования и развития ключевых компетенций субъектов системы оценивания качества образования в школе и др.

ИОП для кластеров IV уровня могут предусматривать:

  • проведение социологических опросов,
  • анкетирования по проблемам оценивания свойств обучающего процесса,
  • участие в школьных конференциях, посвященных вопросам разработки инновационных форм, методов, технологий оценивания качества образовательного процесса,
  • проектирование модели личности выпускника,
  • работу в разнообразных школьных объединениях, направленную на изучение удовлетворенности качеством организации школьной жизни, на оценивание качества внеурочной деятельности,
  • на изучение адаптации первоклассников, пятиклассников и др.

Приоритетным направлением реализации ИОП для кластеров V уровня является обучение руководителей школы, педагогических работников, школьников рефлексивной деятельности, способствующей формированию умений и навыков осуществления самооценки, самообследования.

Успешность работы на первом этапе и его последующих стадиях во многом зависит от принципов лидерства руководителя и вовлечения работников, от наличия в школе соответствующих структур и лиц, подготовленных к осуществлению деятельности по разработке концепции управления развитием СОКОП.

Очень важно, чтобы в состав временных научно-исследовательских коллективов и исследовательских групп по разработке данной концепции, проектированию системы входили представители попечительского совета, заместители директора, руководители методических объединений и др.

Результаты нашего исследования показывают: если администрация школы отрицательно или индифферентно относится к идее разработки концепции управления развитием СОКОП в школе, то ее моделирование и внедрение протекает крайне медленно и оказывается незавершенным.

Программирование и конструирование системы оценки качества образования

Третий этап методики управления развитием СОКОП в школе – программирование (планирование поэтопности движения к результату), целью которого является становление и преобразование:

  • высоконравственного,
  • ответственного,
  • творческого,
  • инициативного,
  • компетентного гражданина России,
  • формирование «инновационного человека».

Данная стадия связана с проектированием стратегической программы совершенствования школы, основной образовательной программы (далее – ООП) начального общего, основного общего и среднего общего образования, УМК учебных дисциплин (модулей), вводимых ОО, индивидуальных учебных планов старшеклассников, поэтапной программы внутреннего аудита и др.

Следующий этап управления развитием системы оценивания качества образования – конструирование (корпоративное проектирование), который взаимосвязан:

1. С разработкой и совершенствованием:

  • нормативно-правового обеспечения организации оценивания достижения обучающимися перспективных результатов освоения ООП;
  • системы измерения ведущих показателей и характеристик свойств образовательного процесса;
  • реестра процессов и видов деятельности;
  • матрицы ответственности и полномочий процесса создания и совершенствования СОКОП в вузе;
  • инструментария для итоговой оценки достижения поставленных целей по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым ОО;
  • модели и инструментария для стартовой диагностики;

2. Описанием оценки проектной деятельности обучающихся, особенностей использования «портфеля достижений ученика» и др.

Кроме того, на данном этапе осуществляется адаптация инструментария для формирования системы оценки качества школьного образования и определения итоговой оценки достижения поставленных целей, разработанных на федеральном уровне для организации:

  • оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля;
  • промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга);
  • итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.

* О типовой модели внутренней системы оценки качества образовательного процесса в школе читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2012. №7. С. 23, № 8. С. 25.

** Стейкхолдеры (от англ. stakeholder, букв. «владелец доли (получатель процента); держатель заклада») – группы, организации или индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит. Зачастую под термином «стейкхолдеры» подразумевают группы влияния, существующие внутри или вне компании, которые надо учитывать при осуществлении деятельности. – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль