Самообучающаяся организация – среда для непрерывного профессионального развития педагогов

249

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) одним из основных принципов государственной политики назван принцип «обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности» (cт. 2, гл. 1).

Идея непрерывного образования в настоящее время актуальна в педагогической среде. Образовательная организация (далее – ОО) должна быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. Это возможно при условии наличия профессионально мобильного, гибкого, креативного, толерантного педагогического коллектива, осознающего общую цель и позиционирующего себя как команда. Современная ОО – «обучающаяся организация». Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) требует от педагога изменения его профессионального самосознания. Одним из условий, которое может качественно переломить ситуацию, является организация работы педагогического коллектива в режиме «самообучающейся организации».

В основу моделирования образовательной системы МОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением математики» г. Магнитогорска (далее – СОШ № 5) положена идея развития ОО как самообучающейся организации, находящейся в постоянном самосовершенствовании и динамичном прогрессе. Администрация и педагогический коллектив СОШ № 5 моделировали образовательную систему, опираясь на базовые принципы самообучающейся организации, разработанные Г.А. Игнатьевой*:

  • принцип синергийной включенности (каждый педагог является одновременно и двигателем прогресса (своего и организации), и источником построения новых ситуаций развития (противоречий, проблем));
  • позиционного самоопределения (возможность учителю выбрать способ самоутверждения и самореализации в учебном заведении, а школа – траекторию развития в зависимости от внешних и внутренних потребностей);
  • динамического равновесия (введение некоторых ограничений, регулирующих меру профессиональной компетентности и ответственности педагогов в целях обеспечения устойчивого процветания);
  • рефлексивности (базовое свойство личности (административной команды), которое выявляет, распознает профессиональные качества личности и формирует новые).

Итак, целью самообучающейся организации в сфере образования является создание развивающего пространства для всех участников обучающего процесса на основе использования внутренних ресурсов и специализирующегося потенциала учебного завведения, обеспечивающего непрерывное улучшение педагогического состава и обучающихся. Предполагаемым результатом является потребность преподавателей в непрерывном динамическом становлении и самосовершенствовании, раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, самоутверждение и самореализация в коллективном процессе деятельности; повышение внутрифирменной культуры.

Общими индикативными показателями эффективности саморазвивающейся ОО (по Г.А. Игнатьевой) являются:

  • востребованность, инновационность, системность в деятельности;
  • наличие ресурсных условий образовательной деятельности, от которых зависит научность, оптимальность, сбалансированность, взаимосвязанность работы;
  • разработанность процессуальной оценки образовательной деятельности, задающей эффективность, здоровьесберегающий характер деятельности ОО, работоспособность ее коллектива;
  • наличие системы управления, определяющей управляемость, результативность, надежность работы педагогической системы школы.

Модель самообучающейся организации

Далее представляется структура, содержание и индикативные показатели модели самообучающейся организации, которая с 2008 г. внедряется в практику работы СОШ № 5 (рисунок).Самообучающаяся организация – среда для непрерывного профессионального развития педагогов

Процессуальная динамическая модель самообучающейся ОО представляет собой открытую спираль развития. Движение ОО по спирали поступательно и динамично. Переход от одного этапа к другому возможен при условии накопления «критической массы», т. е. качественных результатов – индикативных показателей завершения реализации этапа. Движение от этапа к этапу неравномерно в силу индивидуальных особенностей членов каждого преподавательского состава. Особое внимание уделяется групповой работе, которая позволяет постигать искусство диалога, «учит мобилизовывать энергию и деятельность членов коллектива для достижения общих целей <...>, когда групповые знания и способности превышают сумму индивидуальных талантов ее членов»**. Пусковым механизмом мастерского становления являются противоречия. Организованная коллективная и индивидуальная деятельность по разрешению профессиональных проблем и актуальных задач качественно меняют как личность, так и целую ОО. Модель самообучающейся организации обеспечивает непрерывное развитие педагога на протяжении жизни. Это свидетельствует о переходе его профессиональной деятельности из режима функционирования в режим саморазвития. Модель является универсальной, может быть адаптирована и доработана ОО, внедряющей инновационные проекты.

1-й этап модели самообучающейся организации– «Вхождение»

На 1-м этапе – «Вхождение» – происходит формирование самообучающейся организации. Основными задачами деятельности администрации ОО являются:

  • создание ситуации осмысления педагогами предыдущего опыта, актуализация и проблематизация знаний, способностей;
  • обеспечение единого стартового уровня процесса специализирующегося становления.

Результатом видится актуализация и проблематизация педагогическим составом освоенного способа инновационной деятельности, осуществление свободы выбора профессионального развития и выход на рефлексивную позицию.

Функции административного сопровождения на этом этапе заключаются в инициировании аналитической деятельности педагогов; кадровом укреплении методической и психологической служб; в разработке программы и положений о непрерывном внутрифирменном обучении. Роль методической службы (методическое сопровождение) заключается в планировании и проведении внутрифирменных обучающих семинаров по выравниванию профессиональных знаний преподавателей о принципах развивающего образования, приемах современных образовательных технологий. Психолого-педагогическое сопровождение заключается в психолого-педагогической диагностике: потребностей преподавательского коллектива в обучающей деятельности, мотивации к безупречному мастерству; работы в команде; в проведении психологических тренингов по освоению техник рефлексивного анализа.

Индикативные показатели завершения 1-го этапа:

1. Соответствие программы развития ОО выбранному вектору движения.

2. Наличие плана внутрифирменного обучения, отражающего потребности и затруднения учителей.

3. Проведение мониторинга потребностей и затруднений в профессиональной деятельности, анализ результатов, корректировка плана внутрифирменного обучения с учетом результатов мониторинга.

2-й этап модели самообучающейся организации– «Освоение»

На 2-м этапе – «Освоение» – осуществляется определенный рост самообучающейся организации. Основная задача состоит в создании ситуации концептуализации общего вектора развития учебного заведения, выстраивания общих ценностей школьного коллектива как основания для профессионального и личностного развития. Результатом деятельности на этом этапе видится ценностно - смысловое самоопределение каждого члена коллектива.

Роль администрации (административное сопровождение) заключается в разработке положения о творческих группах; инициировании проектировочных семинаров в среде родителей, учащихся и преподавателей по разработке программы развития ОО. Содержанием методического сопровождения является: создание мобильных творческих групп преподавателей для выполнения ими конкретных проектных задач; организация и проведение внутрифирменных обучающих семинаров для педагогов по целеполаганию, мотивации, постановке обучающей задачи; проведение проектировочных семинаров по разработке концепций, смыслов деятельности как в учебной, так и воспитательной работе, выбору векторов движения и развития ОО. Объединение интеллектуальных сил учащихся, родителей, учителей в коллективно-творческих делах сплачивает всех участников образовательного процесса, а организация и проведение научно-практических конференций по итогам учебного года способствует профессиональному росту педагогического коллектива. Психолого-педагогическое сопровождение на данном этапе – это организация тренингов по командообразованию, решению конфликтных ситуаций, проектированию траектории профессионального развития. А также организация отдыха педагогов, создание группы здоровья, т. е. реализация системы работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в ОО.

Индикативные показатели завершения 2-го этапа:

1. Наличие управленческих решений, стимулирующих инновационную активность педагогов.

2. Доминирование групповых форм внутриорганизационного обучения.

3. Наличие практики работы по формированию социально-психологического климата в коллективе (ученик – родитель – учитель).

4. Наличие «пробы» рефлексивной специализирующейся деятельности педагогов в самоанализе и взаимоанализе профессиональной деятельности.

3-й этап модели самообучающейся организации– «Разработка»

3-й этап – «Разработка» (интенсивный рост самообучающейся организации) – непосредственно связан с созданием имиджа; оптимизацией структуры смысловых и организационно-управленческих связей; наращиванием профессионального и управленческого потенциала и ресурсов; сохранением оптимального социально-психологического климата.

Результаты реализации данного этапа можно описать как развитие и совершенствование способности педагогов к самоконтролю и самоуправлению, формирование организационной рефлексии, способности самостоятельного выбора траектории профессионального развития (специалист-предметник; методист-профессионал; профессионал – тьютор – эксперт).

Административное сопровождение заключается в создании управляющего совета школы; в разработке программы повышения квалификации обучающего коллектива; плана-графика повышения квалификации; создании персонифицированных программ развития специализирующихся компетентностей; положений о профессиональном портфолио педагога и материальном и нематериальном стимулировании оплаты его труда. Методической службой (методическое сопровождение) на данном этапе создаются метапредметные методические объединения; организуются внутрифирменные проектировочные семинары по моделированию основных образовательных программ, программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС, индивидуальных программ обучающихся; проектированию метапредметных уроков; конструированию форм взаимодействия родителей, преподавателей по социализации учащихся. Реализация проектов, обобщение, презентация и корректировка обучающего опыта в форме мастер-классов, методических фестивалей; участие в конкурсах преподавательского мастерства; публикация материалов и создание индивидуальных сайтов и блогов учителей ОО свидетельствуют о росте их профессионального самосознания. Психологическое сопровождение на данном этапе заключается в тренингах квалификационного роста и профилактике профессионального выгорания; в индивидуальных консультациях по разрешению конфликтов и психологическому сопровождению преподавателей в конкурсах педагогического мастерства, участие в которых инициируют сами учителя.

Индикативные показатели 3-го этапа:

1. Функционирование совета школы и творческих групп педагогов.

2. Проектирование персонифицированных программ развития преподавателей.

3. Динамика в освоении универсальных (надпредметных) курсов повышения педагогического мастерства.

4. Материальное и нематериальное стимулирование обучающего состава, работающего в режиме развития.

5. Динамика участия (количественного и качественного) в конкурсах педагогического мастерства на разных уровнях.

6. Наличие практики обобщения преподавательского опыта в разных формах (мастер-классы, публичные выступления, публикации в печати, сайты и блоги учителей-новаторов).

7. Положительная динамика образовательных достижений обучающихся (результаты государственной итоговой аттестации, победы в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ).

8. Положительные отзывы в печати о качестве работы ОО.

9. Формирование внутриорганизационных традиций.

4-й этап модели самообучающейся организации– «Реализация»

На 4-м этапе – «Реализация» – происходит стабилизация модели самообучающейся организации, поэтому основной задачей является создание бренда ОО и конструирование новых векторов ее становления. Результаты работы на данном этапе: осознание ответственности педагогического коллектива за результаты своей работы и работы команды; самоуправление и взаимозаменяемость в команде; сформированная внутрифирменная культура.

Функции административного сопровождения заключаются в следующем:

  • инициировании выхода педагогического опыта коллектива за пределы ОО через создание базовых и стажировочных площадок для педагогов муниципального образования или региона;
  • заключении договоров об участии в федеральных мониторинговых исследованиях (СОШ № 5 является федеральной стажировочной площадкой по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»);
  • формирование перехода обучающихся на индивидуальные учебные планы.

Методической службе важно создавать тьюторское сопровождение надпредметных курсов повышения квалификации обучающего коллектива по реализации ФГОС на различных уровнях; консультировать педагогов по вопросу проведения метапредметных мастер-классов. Проектирование новых векторов в траектории развития преподавателей, обучающихся, всей ОО будет свидетельствовать о реализующемся механизме саморазвития. На этом этапе становления  самообучающейся организации важно делать акцент на реализации метапредметных педагогических проектов. Психологическое сопровождение должно осуществляться в направлении рефлексивных тренингов и индивидуальных консультаций по запросу.

Индикативные показатели реализации 4-го этапа:

1. 100% учителей охвачено персонифицированными программами развития.

2. Становятся традиционными конкурсы профессиональных портфолио.

3. Функционируют базовые площадки по внедрению инноваций.

4. Прослеживается положительная динамика в реализации педагогических инициатив.

5. Развиваются внутриорганизационные традиции и культура.

* Подробнее см.: Игнатьева Г.А. Ситуационно-позиционная модель профессионального развития педагога / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, Д.Ю. Доронин, М.В. Медвидь. Кафедра педагогики и андрагогики: становление научной школы в системе постдипломного образования. Сборник трудов кафедры. Н. Новгород: ООО «Поволжье», 2009. – Примеч. авт.

** Подробнее см.: Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М.: «Олимп-Бизнес», 2003. – Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль