Самообучающаяся организация – среда для непрерывного профессионального развития педагогов

398

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) одним из основных принципов государственной политики назван принцип «обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности» (cт. 2, гл. 1).

Идея непрерывного образования в настоящее время актуальна в педагогической среде. Образовательная организация (далее – ОО) должна быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. Это возможно при условии наличия профессионально мобильного, гибкого, креативного, толерантного педагогического коллектива, осознающего общую цель и позиционирующего себя как команда. Современная ОО – «обучающаяся организация». Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) требует от педагога изменения его профессионального самосознания. Одним из условий, которое может качественно переломить ситуацию, является организация работы педагогического коллектива в режиме «самообучающейся организации».

В основу моделирования образовательной системы МОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением математики» г. Магнитогорска (далее – СОШ № 5) положена идея развития ОО как самообучающейся организации, находящейся в постоянном самосовершенствовании и динамичном прогрессе. Администрация и педагогический коллектив СОШ № 5 моделировали образовательную систему, опираясь на базовые принципы самообучающейся организации, разработанные Г.А. Игнатьевой*:

  • принцип синергийной включенности (каждый педагог является одновременно и двигателем прогресса (своего и организации), и источником построения новых ситуаций развития (противоречий, проблем));
  • позиционного самоопределения (возможность учителю выбрать способ самоутверждения и самореализации в учебном заведении, а школа – траекторию развития в зависимости от внешних и внутренних потребностей);
  • динамического равновесия (введение некоторых ограничений, регулирующих меру профессиональной компетентности и ответственности педагогов в целях обеспечения устойчивого процветания);
  • рефлексивности (базовое свойство личности (административной команды), которое выявляет, распознает профессиональные качества личности и формирует новые).

Итак, целью самообучающейся организации в сфере образования является создание развивающего пространства для всех участников обучающего процесса на основе использования внутренних ресурсов и специализирующегося потенциала учебного завведения, обеспечивающего непрерывное улучшение педагогического состава и обучающихся. Предполагаемым результатом является потребность преподавателей в непрерывном динамическом становлении и самосовершенствовании, раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, самоутверждение и самореализация в коллективном процессе деятельности; повышение внутрифирменной культуры.

Общими индикативными показателями эффективности саморазвивающейся ОО (по Г.А. Игнатьевой) являются:

  • востребованность, инновационность, системность в деятельности;
  • наличие ресурсных условий образовательной деятельности, от которых зависит научность, оптимальность, сбалансированность, взаимосвязанность работы;
  • разработанность процессуальной оценки образовательной деятельности, задающей эффективность, здоровьесберегающий характер деятельности ОО, работоспособность ее коллектива;
  • наличие системы управления, определяющей управляемость, результативность, надежность работы педагогической системы школы.

Модель самообучающейся организации

Далее представляется структура, содержание и индикативные показатели модели самообучающейся организации, которая с 2008 г. внедряется в практику работы СОШ № 5 (рисунок).Самообучающаяся организация – среда для непрерывного профессионального развития педагогов

Процессуальная динамическая модель самообучающейся ОО представляет собой открытую спираль развития. Движение ОО по спирали поступательно и динамично. Переход от одного этапа к другому возможен при условии накопления «критической массы», т. е. качественных результатов – индикативных показателей завершения реализации этапа. Движение от этапа к этапу неравномерно в силу индивидуальных особенностей членов каждого преподавательского состава. Особое внимание уделяется групповой работе, которая позволяет постигать искусство диалога, «учит мобилизовывать энергию и деятельность членов коллектива для достижения общих целей <...>, когда групповые знания и способности превышают сумму индивидуальных талантов ее членов»**. Пусковым механизмом мастерского становления являются противоречия. Организованная коллективная и индивидуальная деятельность по разрешению профессиональных проблем и актуальных задач качественно меняют как личность, так и целую ОО. Модель самообучающейся организации обеспечивает непрерывное развитие педагога на протяжении жизни. Это свидетельствует о переходе его профессиональной деятельности из режима функционирования в режим саморазвития. Модель является универсальной, может быть адаптирована и доработана ОО, внедряющей инновационные проекты.

1-й этап модели самообучающейся организации– «Вхождение»

На 1-м этапе – «Вхождение» – происходит формирование самообучающейся организации. Основными задачами деятельности администрации ОО являются:

  • создание ситуации осмысления педагогами предыдущего опыта, актуализация и проблематизация знаний, способностей;
  • обеспечение единого стартового уровня процесса специализирующегося становления.

Результатом видится актуализация и проблематизация педагогическим составом освоенного способа инновационной деятельности, осуществление свободы выбора профессионального развития и выход на рефлексивную позицию.

Функции административного сопровождения на этом этапе заключаются в инициировании аналитической деятельности педагогов; кадровом укреплении методической и психологической служб; в разработке программы и положений о непрерывном внутрифирменном обучении. Роль методической службы (методическое сопровождение) заключается в планировании и проведении внутрифирменных обучающих семинаров по выравниванию профессиональных знаний преподавателей о принципах развивающего образования, приемах современных образовательных технологий. Психолого-педагогическое сопровождение заключается в психолого-педагогической диагностике: потребностей преподавательского коллектива в обучающей деятельности, мотивации к безупречному мастерству; работы в команде; в проведении психологических тренингов по освоению техник рефлексивного анализа.

Индикативные показатели завершения 1-го этапа:

1. Соответствие программы развития ОО выбранному вектору движения.

2. Наличие плана внутрифирменного обучения, отражающего потребности и затруднения учителей.

3. Проведение мониторинга потребностей и затруднений в профессиональной деятельности, анализ результатов, корректировка плана внутрифирменного обучения с учетом результатов мониторинга.

2-й этап модели самообучающейся организации– «Освоение»

На 2-м этапе – «Освоение» – осуществляется определенный рост самообучающейся организации. Основная задача состоит в создании ситуации концептуализации общего вектора развития учебного заведения, выстраивания общих ценностей школьного коллектива как основания для профессионального и личностного развития. Результатом деятельности на этом этапе видится ценностно - смысловое самоопределение каждого члена коллектива.

Роль администрации (административное сопровождение) заключается в разработке положения о творческих группах; инициировании проектировочных семинаров в среде родителей, учащихся и преподавателей по разработке программы развития ОО. Содержанием методического сопровождения является: создание мобильных творческих групп преподавателей для выполнения ими конкретных проектных задач; организация и проведение внутрифирменных обучающих семинаров для педагогов по целеполаганию, мотивации, постановке обучающей задачи; проведение проектировочных семинаров по разработке концепций, смыслов деятельности как в учебной, так и воспитательной работе, выбору векторов движения и развития ОО. Объединение интеллектуальных сил учащихся, родителей, учителей в коллективно-творческих делах сплачивает всех участников образовательного процесса, а организация и проведение научно-практических конференций по итогам учебного года способствует профессиональному росту педагогического коллектива. Психолого-педагогическое сопровождение на данном этапе – это организация тренингов по командообразованию, решению конфликтных ситуаций, проектированию траектории профессионального развития. А также организация отдыха педагогов, создание группы здоровья, т. е. реализация системы работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в ОО.

Индикативные показатели завершения 2-го этапа:

1. Наличие управленческих решений, стимулирующих инновационную активность педагогов.

2. Доминирование групповых форм внутриорганизационного обучения.

3. Наличие практики работы по формированию социально-психологического климата в коллективе (ученик – родитель – учитель).

4. Наличие «пробы» рефлексивной специализирующейся деятельности педагогов в самоанализе и взаимоанализе профессиональной деятельности.

3-й этап модели самообучающейся организации– «Разработка»

3-й этап – «Разработка» (интенсивный рост самообучающейся организации) – непосредственно связан с созданием имиджа; оптимизацией структуры смысловых и организационно-управленческих связей; наращиванием профессионального и управленческого потенциала и ресурсов; сохранением оптимального социально-психологического климата.

Результаты реализации данного этапа можно описать как развитие и совершенствование способности педагогов к самоконтролю и самоуправлению, формирование организационной рефлексии, способности самостоятельного выбора траектории профессионального развития (специалист-предметник; методист-профессионал; профессионал – тьютор – эксперт).

Административное сопровождение заключается в создании управляющего совета школы; в разработке программы повышения квалификации обучающего коллектива; плана-графика повышения квалификации; создании персонифицированных программ развития специализирующихся компетентностей; положений о профессиональном портфолио педагога и материальном и нематериальном стимулировании оплаты его труда. Методической службой (методическое сопровождение) на данном этапе создаются метапредметные методические объединения; организуются внутрифирменные проектировочные семинары по моделированию основных образовательных программ, программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС, индивидуальных программ обучающихся; проектированию метапредметных уроков; конструированию форм взаимодействия родителей, преподавателей по социализации учащихся. Реализация проектов, обобщение, презентация и корректировка обучающего опыта в форме мастер-классов, методических фестивалей; участие в конкурсах преподавательского мастерства; публикация материалов и создание индивидуальных сайтов и блогов учителей ОО свидетельствуют о росте их профессионального самосознания. Психологическое сопровождение на данном этапе заключается в тренингах квалификационного роста и профилактике профессионального выгорания; в индивидуальных консультациях по разрешению конфликтов и психологическому сопровождению преподавателей в конкурсах педагогического мастерства, участие в которых инициируют сами учителя.

Индикативные показатели 3-го этапа:

1. Функционирование совета школы и творческих групп педагогов.

2. Проектирование персонифицированных программ развития преподавателей.

3. Динамика в освоении универсальных (надпредметных) курсов повышения педагогического мастерства.

4. Материальное и нематериальное стимулирование обучающего состава, работающего в режиме развития.

5. Динамика участия (количественного и качественного) в конкурсах педагогического мастерства на разных уровнях.

6. Наличие практики обобщения преподавательского опыта в разных формах (мастер-классы, публичные выступления, публикации в печати, сайты и блоги учителей-новаторов).

7. Положительная динамика образовательных достижений обучающихся (результаты государственной итоговой аттестации, победы в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ).

8. Положительные отзывы в печати о качестве работы ОО.

9. Формирование внутриорганизационных традиций.

4-й этап модели самообучающейся организации– «Реализация»

На 4-м этапе – «Реализация» – происходит стабилизация модели самообучающейся организации, поэтому основной задачей является создание бренда ОО и конструирование новых векторов ее становления. Результаты работы на данном этапе: осознание ответственности педагогического коллектива за результаты своей работы и работы команды; самоуправление и взаимозаменяемость в команде; сформированная внутрифирменная культура.

Функции административного сопровождения заключаются в следующем:

  • инициировании выхода педагогического опыта коллектива за пределы ОО через создание базовых и стажировочных площадок для педагогов муниципального образования или региона;
  • заключении договоров об участии в федеральных мониторинговых исследованиях (СОШ № 5 является федеральной стажировочной площадкой по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»);
  • формирование перехода обучающихся на индивидуальные учебные планы.

Методической службе важно создавать тьюторское сопровождение надпредметных курсов повышения квалификации обучающего коллектива по реализации ФГОС на различных уровнях; консультировать педагогов по вопросу проведения метапредметных мастер-классов. Проектирование новых векторов в траектории развития преподавателей, обучающихся, всей ОО будет свидетельствовать о реализующемся механизме саморазвития. На этом этапе становления  самообучающейся организации важно делать акцент на реализации метапредметных педагогических проектов. Психологическое сопровождение должно осуществляться в направлении рефлексивных тренингов и индивидуальных консультаций по запросу.

Индикативные показатели реализации 4-го этапа:

1. 100% учителей охвачено персонифицированными программами развития.

2. Становятся традиционными конкурсы профессиональных портфолио.

3. Функционируют базовые площадки по внедрению инноваций.

4. Прослеживается положительная динамика в реализации педагогических инициатив.

5. Развиваются внутриорганизационные традиции и культура.

* Подробнее см.: Игнатьева Г.А. Ситуационно-позиционная модель профессионального развития педагога / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, Д.Ю. Доронин, М.В. Медвидь. Кафедра педагогики и андрагогики: становление научной школы в системе постдипломного образования. Сборник трудов кафедры. Н. Новгород: ООО «Поволжье», 2009. – Примеч. авт.

** Подробнее см.: Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М.: «Олимп-Бизнес», 2003. – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль