Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОС

303

Базовым компонентом системы деятельности учителя является образовательная деятельность, а ее ведущей формой – урок. В условиях реализации ФГОС занятие выстраивается на основе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Обучающиеся их изучают «в ходе обучения, особо выделяя <...> те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников»1. А классы задач, которые изначально были обобщены, предъявляемые ученикам в соответствии с требованиями ФГОС представлены в табл.1.

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с их функциями многообразно. Оно дает возможность учащимся использовать умения, формировать творческий потенциал. Эти задачи применяются в разных элементах учебного процесса – при постановке цели, работе с новым материалом, его закреплении и в качестве дополнительных домашних заданий. Основным ориентиром при проектировании занятия становится навыки учеников по решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, а это значит охватывает не только освоение и усвоение объема знаний, но и  формирование различной деятельности с позиции ее субъекта.

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОС

Управленческий цикл в процессе проектирования урока

С целью успешной реализации деятельности педагога по проектированию занятий администратору нужно целенаправленно контролировать эту работу. В этом случае заместитель директора должен ответить на следующие вопросы:

  • как помочь учителю овладеть современными методами, способствующими реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы?
  • как организовать работу учителя по подготовке к уроку?
  • как правильно организовать посещение урока?
  • как анализировать увиденный материал?

Важным отличием подхода к занятию сегодня от практики прошлых десятилетий считается ориентация действий педагога на результат освоения образовательной программы. Занятие выстраивается с опорой на системно-деятельностный подход, задачей которого является саморазвитие обучающегося при освоении УУД. Образовательная цель состоит в формировании условий, которые провоцируют учеников на действие.

Системно-деятельностная методика способствует детализации учебной активности с точки зрения управленческого цикла, большей доступности для учителей, лучшей технологичности и эффективности.

Если говорить кратко, то система требований к современному уроку представляется следующим образом:

  1. Целеполагание. Ученики получают конкретные цели, которые могут быть продиагностированы и достигнуты.
  2. Мотивация. Педагог обязан способствовать появлению интереса как к учебной активности, так и к достижению конечного показателя.
  3. Практическая значимость умений и методов активности. Педагог обязан научить учеников применять полученные знания.
  4. Отбор содержания. На занятии нужно качественно отрабатывать планируемые результаты и контролировать их.
  5. Интегративность умений, работа с метапредметными способами.
  6. Построение течения урока: формирование учебной задачи– ее выполнение – подведение итога – контроль выполнения – рефлексия.
  7. Использование выгодных методик результативной образовательной занятости с помощью учебных задач.
  8. Подведение результатов, наличие обратной связи.
  9. Получение знаний учениками в самостоятельном режиме: использование разных источников информации (в т. ч. сети Интернет) в процессе учебной занятости.
  10. Организация парной или групповой занятости, которая позволит учащемуся развить коммуникативную компетенцию.
  11. Использование контроля и взаимоконтроля.
  12. Рефлексия как процесс самопознания в процессе занятости.
  13. Снижение количества и вариативность домашнего задания.
  14. Формирование психологического комфорта и условий здоровьесбережения на занятии.

Управление проектированием урока – это планирование целенаправленного взаимодействия учителя и обучающихся по достижению диагностируемого результата, который определяется содержанием образовательной программы, т. е. выполнение учебного задания обучающимся должно быть направлено на достижение совершенно конкретных образовательных результатов. 

Управленческий цикл в процессе проектирования урока определяет алгоритм деятельности учителя по организации образовательной активности обучающихся для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач обучения. Структура учебного задания согласуется как со структурой учебно-практических и учебно-познавательных задач, так и с управленческим циклом (табл. 2).

Управление здесь нужно понимать, как систему целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, которая направлена на диагностируемый результат. Определяется он содержанием программы по учебной дисциплине (ученик может получить конкретные образовательные показатели). Управленческий цикл характеризуется алгоритмом действий педагога по организации образовательной деятельности учеников.

Анализ и решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

От того, как заместитель директора по УВР сможет проанализировать занятие, зависит умение педагога организовывать свою деятельность. Функция контроля образовательной организации, которая направлена на изучение состояния и на объективную оценку педагогического процесса составляет суть педагогического анализа. Аналогично анализ занятия должен быть рассмотрен с точки зрения изучения:

  •  состояния – процесса проектирования содержания урока учителем;
  • тенденции развития – процесса реализации требований к образовательным результатам с учетом ФГОС;
  • результатов – процесса анализа урока и самоанализа с целью оценки учителем как планируемых, так и достигнутых в ходе проведения урока результатов обучения;
  • выработки рекомендаций – способов улучшения качества преподавания и, как следствие, достижения планируемых результатов обучения в контексте ФГОС.

Поэтому логика построения урока может быть представлена следующим образом (рисунок).

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОСРешение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОСРешение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОС

Анализ результативности и решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

План анализа результативности урока в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования

1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной занятости:

  • какова работа учителя по применению приемов мотивации учащихся на результат и на деятельность;
  • насколько логически выстроенными являются учебные цели в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

2. Тип, форма и содержание урока:

  •  в какой степени содержание урока соответствует требованиям основной образовательной программы, программе учебного предмета, рабочей предметной программе педагога2;
  • насколько тип урока соответствует поставленным целям;
  • в какой мере выбор формы урока содействует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. 

3. Структура урока: оптимальность структуры, логическая связь между этапами. 

4. Действия учащихся по достижению учебных целей:

  • особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная);
  • реализация учебно-практических и учебно-познавательных задач обучения;
  • уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. 

5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы):

  • эффективное использование инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия с обучающимися;
  • адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

6. Дидактическое оснащение урока:

  • разнообразие заданий различного типа, вида и формы;
  • использование учителем разных источников информации;
  • оптимальность, целесообразность и формы организации работы с информационно-коммуникационными технологиями на уроке. 

7. Формирование и развитие УУД: уровень сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД.

8. Организация контроля результатов обучения: разнообразие применяемых в течение урока форм контроля результатов обучения.

9. Результативность совместной занятости по достижению учебных целей:

  • результат совместной учебной деятельности на каждом этапе;
  • разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т. д.);
  • целесообразность и разнообразие форм самооценки (рефлексии) деятельности учащихся. 

10. Стиль общения: деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на занятии при общении с каждым учеником.

Технологическая карта по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

Если записывать план занятия в форме технологической карты, появится дополнительная возможность максимально детализировать занятие на стадии подготовки, оценить эффективность выбранных методов и видов учебной деятельности поэтапно. Одной из разновидностей технологической карты может быть карта, включающая цели и этапы занятия, деятельность педагога, учеников, УУД, реализуемые учебные задачи (табл. 3).

Технологическая карта занятия позволяет учителю: 

  •  целостно и системно увидеть учебный материал и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели учебного курса;
  • полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций при более тщательном планировании этапов урока, приводящих к намеченному результату;
  • эффективно корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
  •  организовать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения;
  •  реализовать планируемые результаты ФГОС; 
  • проектировать деятельность, направленную на формирование зоны ближайшего развития обучающегося на четверть (триместр), полугодие, год; 
  • проектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; 
  •  выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; 
  • соотнести результат с целью обучения; 
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта урока позволяет заместителю директора по УВР:

  • контролировать выполнение рабочей программы педагога и достижение планируемых результатов обучения;
  • осуществлять необходимую педагогу методическую помощь в проектировании занятия и реализации требований ФГОС;
  • сопоставлять анализ, самоанализ проведенного занятия, выявлять несоответствия ожидаемых результатов достигнутым и проводить с педагогом коррекцию умения проектировать урок. 

В описанной технологической карте блок «Реализуемые задачи обучения» отражает понимание учениками системы учебных действий, которые могут помочь в решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Использовать можно учебный материал и опорный учебный материал, служащий базой для последующего обучения4.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечит условия для повышения качества обучения, т. к.:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

1 Подробнее см.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2011. – Примеч. авт.

2 О разъяснении основных понятий, связанных с подготовкой программ в контексте реализации ФГОС, а также о проектировании рабочей программы педагога читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. № 5. С. 45.

О разъяснении понятия «технологическая карта», ее структуры читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2012. № 10. С. 22.

4 Подробнее см.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2011. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.png
  • Документ №3.png



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль