Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОС

411

Базовым компонентом системы деятельности учителя является образовательная деятельность, а ее ведущей формой – урок. В условиях реализации ФГОС занятие выстраивается на основе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Обучающиеся их изучают «в ходе обучения, особо выделяя <...> те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников»1. А классы задач, которые изначально были обобщены, предъявляемые ученикам в соответствии с требованиями ФГОС представлены в табл.1.

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с их функциями многообразно. Оно дает возможность учащимся использовать умения, формировать творческий потенциал. Эти задачи применяются в разных элементах учебного процесса – при постановке цели, работе с новым материалом, его закреплении и в качестве дополнительных домашних заданий. Основным ориентиром при проектировании занятия становится навыки учеников по решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, а это значит охватывает не только освоение и усвоение объема знаний, но и  формирование различной деятельности с позиции ее субъекта.

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОС

Управленческий цикл в процессе проектирования урока

С целью успешной реализации деятельности педагога по проектированию занятий администратору нужно целенаправленно контролировать эту работу. В этом случае заместитель директора должен ответить на следующие вопросы:

  • как помочь учителю овладеть современными методами, способствующими реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы?
  • как организовать работу учителя по подготовке к уроку?
  • как правильно организовать посещение урока?
  • как анализировать увиденный материал?

Важным отличием подхода к занятию сегодня от практики прошлых десятилетий считается ориентация действий педагога на результат освоения образовательной программы. Занятие выстраивается с опорой на системно-деятельностный подход, задачей которого является саморазвитие обучающегося при освоении УУД. Образовательная цель состоит в формировании условий, которые провоцируют учеников на действие.

Системно-деятельностная методика способствует детализации учебной активности с точки зрения управленческого цикла, большей доступности для учителей, лучшей технологичности и эффективности.

Если говорить кратко, то система требований к современному уроку представляется следующим образом:

  1. Целеполагание. Ученики получают конкретные цели, которые могут быть продиагностированы и достигнуты.
  2. Мотивация. Педагог обязан способствовать появлению интереса как к учебной активности, так и к достижению конечного показателя.
  3. Практическая значимость умений и методов активности. Педагог обязан научить учеников применять полученные знания.
  4. Отбор содержания. На занятии нужно качественно отрабатывать планируемые результаты и контролировать их.
  5. Интегративность умений, работа с метапредметными способами.
  6. Построение течения урока: формирование учебной задачи– ее выполнение – подведение итога – контроль выполнения – рефлексия.
  7. Использование выгодных методик результативной образовательной занятости с помощью учебных задач.
  8. Подведение результатов, наличие обратной связи.
  9. Получение знаний учениками в самостоятельном режиме: использование разных источников информации (в т. ч. сети Интернет) в процессе учебной занятости.
  10. Организация парной или групповой занятости, которая позволит учащемуся развить коммуникативную компетенцию.
  11. Использование контроля и взаимоконтроля.
  12. Рефлексия как процесс самопознания в процессе занятости.
  13. Снижение количества и вариативность домашнего задания.
  14. Формирование психологического комфорта и условий здоровьесбережения на занятии.

Управление проектированием урока – это планирование целенаправленного взаимодействия учителя и обучающихся по достижению диагностируемого результата, который определяется содержанием образовательной программы, т. е. выполнение учебного задания обучающимся должно быть направлено на достижение совершенно конкретных образовательных результатов. 

Управленческий цикл в процессе проектирования урока определяет алгоритм деятельности учителя по организации образовательной активности обучающихся для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач обучения. Структура учебного задания согласуется как со структурой учебно-практических и учебно-познавательных задач, так и с управленческим циклом (табл. 2).

Управление здесь нужно понимать, как систему целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, которая направлена на диагностируемый результат. Определяется он содержанием программы по учебной дисциплине (ученик может получить конкретные образовательные показатели). Управленческий цикл характеризуется алгоритмом действий педагога по организации образовательной деятельности учеников.

Анализ и решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

От того, как заместитель директора по УВР сможет проанализировать занятие, зависит умение педагога организовывать свою деятельность. Функция контроля образовательной организации, которая направлена на изучение состояния и на объективную оценку педагогического процесса составляет суть педагогического анализа. Аналогично анализ занятия должен быть рассмотрен с точки зрения изучения:

  •  состояния – процесса проектирования содержания урока учителем;
  • тенденции развития – процесса реализации требований к образовательным результатам с учетом ФГОС;
  • результатов – процесса анализа урока и самоанализа с целью оценки учителем как планируемых, так и достигнутых в ходе проведения урока результатов обучения;
  • выработки рекомендаций – способов улучшения качества преподавания и, как следствие, достижения планируемых результатов обучения в контексте ФГОС.

Поэтому логика построения урока может быть представлена следующим образом (рисунок).

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОСРешение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОСРешение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОС

Анализ результативности и решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

План анализа результативности урока в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования

1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной занятости:

  • какова работа учителя по применению приемов мотивации учащихся на результат и на деятельность;
  • насколько логически выстроенными являются учебные цели в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

2. Тип, форма и содержание урока:

  •  в какой степени содержание урока соответствует требованиям основной образовательной программы, программе учебного предмета, рабочей предметной программе педагога2;
  • насколько тип урока соответствует поставленным целям;
  • в какой мере выбор формы урока содействует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. 

3. Структура урока: оптимальность структуры, логическая связь между этапами. 

4. Действия учащихся по достижению учебных целей:

  • особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная);
  • реализация учебно-практических и учебно-познавательных задач обучения;
  • уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. 

5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы):

  • эффективное использование инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия с обучающимися;
  • адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

6. Дидактическое оснащение урока:

  • разнообразие заданий различного типа, вида и формы;
  • использование учителем разных источников информации;
  • оптимальность, целесообразность и формы организации работы с информационно-коммуникационными технологиями на уроке. 

7. Формирование и развитие УУД: уровень сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД.

8. Организация контроля результатов обучения: разнообразие применяемых в течение урока форм контроля результатов обучения.

9. Результативность совместной занятости по достижению учебных целей:

  • результат совместной учебной деятельности на каждом этапе;
  • разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т. д.);
  • целесообразность и разнообразие форм самооценки (рефлексии) деятельности учащихся. 

10. Стиль общения: деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на занятии при общении с каждым учеником.

Технологическая карта по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

Если записывать план занятия в форме технологической карты, появится дополнительная возможность максимально детализировать занятие на стадии подготовки, оценить эффективность выбранных методов и видов учебной деятельности поэтапно. Одной из разновидностей технологической карты может быть карта, включающая цели и этапы занятия, деятельность педагога, учеников, УУД, реализуемые учебные задачи (табл. 3).

Технологическая карта занятия позволяет учителю: 

  •  целостно и системно увидеть учебный материал и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели учебного курса;
  • полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций при более тщательном планировании этапов урока, приводящих к намеченному результату;
  • эффективно корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
  •  организовать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения;
  •  реализовать планируемые результаты ФГОС; 
  • проектировать деятельность, направленную на формирование зоны ближайшего развития обучающегося на четверть (триместр), полугодие, год; 
  • проектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; 
  •  выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; 
  • соотнести результат с целью обучения; 
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта урока позволяет заместителю директора по УВР:

  • контролировать выполнение рабочей программы педагога и достижение планируемых результатов обучения;
  • осуществлять необходимую педагогу методическую помощь в проектировании занятия и реализации требований ФГОС;
  • сопоставлять анализ, самоанализ проведенного занятия, выявлять несоответствия ожидаемых результатов достигнутым и проводить с педагогом коррекцию умения проектировать урок. 

В описанной технологической карте блок «Реализуемые задачи обучения» отражает понимание учениками системы учебных действий, которые могут помочь в решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Использовать можно учебный материал и опорный учебный материал, служащий базой для последующего обучения4.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечит условия для повышения качества обучения, т. к.:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

1 Подробнее см.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2011. – Примеч. авт.

2 О разъяснении основных понятий, связанных с подготовкой программ в контексте реализации ФГОС, а также о проектировании рабочей программы педагога читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. № 5. С. 45.

О разъяснении понятия «технологическая карта», ее структуры читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2012. № 10. С. 22.

4 Подробнее см.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2011. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.png
  • Документ №3.png
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль