Обучение написанию сочинения: задания на понимание текста

145

Обучение написанию сочинения в школе 

Обучение написанию сочинения предполагает формирование у школьников умений понимать, интерпретировать и оценивать текст. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (далее – ФГОС) эти умения определены как стратегии смыслового чтения, которые формируются на метапредметном уровне. При обучении учащихся писать сочинение в жанре характеристики текста* необходимо выбрать такую модель подготовки, которая позволяет реализовать в образовательном процессе задачи трех типов, направленные на понимание, интерпретирование, оценивание любого произведения. Система заданий на понимание текстов, выполнение которых способствует формированию вышеназванных умений, представлена на схеме (рисунок). 

Задания на понимание текста  включают в себя семантизирующе-фактуальные, когнитивно-концептуальные, распредмечивающе-подтекстовые задания. Варианты выделены на основе типов понимания (Г.И. Богин**) и типов информации (Р.Я. Гальперин***), извлекаемой при помощи них. 

Воспринимать материал на уровне семантики составляющих его слов (семантизирующий тип понимания), извлекать из него факты и осознавать, о каких именно фактах идет речь (вычленять информацию), школьник учится с помощью семантизирующе-фактуальных заданий. Они способствуют развитию когнитивного типа понимания, т. е. пониманию концепции материала, формированию умений обобщать информацию, формулировать понятия. Распредмечивающе-подтекстовые задания на понимание текста непосредственно связаны с осмыслением, усвоением подтекстовой информации. 

Обучение написанию сочинения: задания на понимание текста

Система заданий, направленных на обучение пониманию, интерпретации и оценке текста

Семантизирующе-фактуальные задания на понимание текста 

Работа с семантизирующе-фактуальными упражнениями начинается на базовом формирующем этапе обучения характеристике материала (5–6-е классы)*. Семантизирующе-фактуальные задания на понимание текста являются базовыми как на предметном, так и на метапредметном уровне на протяжении всего периода обучения. Изучение лексического состава является чрезвычайно важным. Поэтому непременными заданиями этой разновидности, с одной стороны, являются упражнения на формирование умений увидеть в материале особые, незнакомые слова или словосочетания и верно их истолковать, с другой, – задания на формирование умений безошибочно отвечать на вопросы, связанные с фактуальной информацией материала, ориентироваться в его информационном пространстве и формулировать тему на уровне поверхностных смыслов.

Формирование умения овладевания фактуальной информацией происходит в случае системного использования при работе с произведением вопросов, связанных с его тематикой, главными действующими лицами, сюжетом произведения, о том, в какой части материала содержится упомянутая информация.

Когнитивно-концептуальные задания на понимание текста 

Когнитивно-концептуальные упражнения можно использовать активно, когда ученики становятся способными к обобщениям. Этот этап обучения описания текста называется базовым технологическим (7–8-е классы)*. Упражнения способствуют формированию у школьников умений вычленять концептуальную информацию, понимать тему материала на обобщенно-смысловом уровне, формулировать его основную мысль, анализировать причины событий, о которых идет речь. Когнитивно-концептуальные задания на понимание текста необходимы как для обучения русскому языку, так и для учебного процесса в целом. Когнитивно-концептуальные упражнения отличаются направленностью на формирование познавательных процессов школьников и ориентированы на формирование умений понимать и определять смысл концептуальных для данного материала понятий (ключевых слов), видеть смысловую структуру материала, правильно разделять его на части и составлять план.

Распредмечивающе-подтекстовые задания на понимание текста 

Распредмечивающе-подтекстовые упражнения применимы в работе с художественными и художественно-публицистическими произведениями и направлены на формирование распредмечивающего (Г.И. Богин*) понимания материала и умения выявлять подтекстовую информацию. Задания этого вида используются на продвинутом технологическом этапе (9–11-е классы)** в комплексе с двумя предыдущими видами заданий. Распредмечивающе-подтекстовые задания допустимы только для уроков русского языка и литературы. При использовании упражнений данного вида художественный документ воспринимается как эстетичный объект, наполненный многосторонним и неоднозначным смыслом, а его автор – как заслуживающий внимания собеседник, разносторонняя личность. Главная характерность распредмечивающе-подтекстовых заданий на понимание текста заключается в их направленности на постижение смысловой неоднозначности художественного текста в целом и его элементов (например, заголовка) в частности, на выявление различных сторон мировоззрения литератора, на умение понять глубинные сущности произведения, укорененные в культуре. 

Второй тип заданий направлен на обучение интерпретации текстов. Для наилучшего понимания его необходимо анализировать с трех сторон: лингвистической, речеведческой и культурологической. Поэтому обозначены три варианта заданий. Обратим внимание, что смысл всех интерпретирующих упражнений (лингвистических, речеведческих и культурологических) заключается в их системном и комплексном использовании. По мере знакомства с элементами речеведения используются следующие речеведческие задания на понимание текста:

  • докажите, что перед вами действительно текст; 
  • охарактеризуйте средства связи между предложениями и стилистическую специфику, свойственную данному материалу;
  • опишите особенности данного материала как определенного типа речи;
  • охарактеризуйте образные средства речи, использованные автором. 

Культурологические задания на понимание текста могут опираться на этимологию при толковании значения слова; работу со словами, имеющими национально-культурные коннотации значений. На базовом технологическом этапе названные виды применяются к конкретному тексту комплексно, обеспечивая постепенное развитие умений комплексного анализа текста. На продвинутом технологическом этапе используются комплексные упражнения. 

Лингвистические задания на понимание текста направлены на обучение интерпретации текста как единицы языка. Для уроков русского языка они наиболее традиционны. Обычно, изучая уровневые особенности родного языка, его категории, педагог акцентирует внимание учеников на текст как дидактический материал. В таком случае он является языковым материалом и не воспринимается как авторское художественное произведение, т. к. в фокусе внимания располагаются только изучаемые языковые категории. При обучении характеристике текста этот фокус смещается с определенной языковой категории (она по-прежнему изучается на данном уроке) на сам материал, который становится отправной точкой для разговора об этой категории. Поэтому важным моментом является функциональный аспект лингвистического задания: необходимо не только найти в данном материале какие-либо языковые единицы, категории, но и трактовать их функции. 

Деление текста на отдельные части, озаглавливание его, пересказ, сжатие информации – это формы работы с материалом, которые должны быть применены на уроках по любым учебным дисциплинам.

Задания, направленные на обучение оценке текста, ориентированы на формирование умения выражать свое отношение к нему на основе его интерпретации и глубокого понимания. Основу всех оценивающих упражнений на понимание текста составляют лингвистические и речеведческие знания, полученные в процессе изучения русского языка и речи, а также базу сопутствующих знаний, необходимую для адекватного восприятия материала. Разобщенные оценивающие задания в каждом классе систематизируются алгоритмами*, которые имеют непременные составляющие:

  • квалифицирующую (определить, квалифицировать языковую особенность текста);
  • функциональную (функция этой особенности в тексте);
  • характеризующую (выражение своего отношения к этой особенности).

Художественное произведение всегда производит мощное эмоциональное впечатление, поэтому в процессе обучения написанию сочинения очень важно это впечатление зафиксировать в сознании школьников, научить их грамотно выражать свои чувства. С этой целью проводятся задания, направленные на развитие навыков эмоциональной характеристики материала.  

Эмоциональная характеристика текста может быть связана как с содержанием произведения, так и с его языковой формой, о чем должны говорить воспитанники, обосновывая свое впечатление от прочтенного материала. 

При обучении характеристике языковых и речеведческих особенностей текста в процессе обучения написанию сочинения следует использовать языковую и речеведческую характеристику. 

Языковые характеристики текста систематизируются в соответствии с освояемыми разделами: фонетическая, лексическая, морфемная, синтаксическая, морфологическая при наличии определенных орфографических или пунктуационных характерностей – орфографическая и пунктуационная. Лексическая характеристика связана с семантизирующей деятельностью, умение ее осуществлять формирует основу для обучения школьников концептному анализу текста (элементы которого можно использовать на базовом технологическом и продвинутом технологическом этапе). Речеведческая характеристика текста в рамках обучения написанию сочинения предполагает оценку материала как речевого произведения (см. речеведческие задания) с точки зрения его функционально-речевой принадлежности, содержащихся в нем изобразительно-выразительных средств.

Задания на понимание текста, направленные на обучение характеристике авторской позиции, способствуют последовательному обучению школьников умению вычленять способы выражения авторской позиции в тексте и выражать свое отношение к ней.

Для выражения отношения к ценностным установкам в тексте используются задания, направленные на обучение давать в тексте ценностные характеристики. Задания на понимание текста этого вида связаны с языковыми описаниями и базируются на них. Подытожить характеристики материала, соответствующие разным языковым уровням и реализующие итоги культурологического, речеведческого анализа текста и авторской позиции, позволяют уроки обобщения, повторения изученного материала или развития речи, где можно применять совокупные характеристики текста, содержание и структура которых в максимальной мере обусловлены особенностями текста. Проведение ценностной характеристики материала возможно после глубокого совокупного анализа текста, позволяющего выявить его эстетическую ценность и глубинные смыслы. 

Таблица 1

Форма технологической карты для работы заместителя директора по УВР с учителями-предметниками

Формируемые

умения

Умения понимать текст

Умения интерпретировать текст

Типы заданий

Задания, направленные на обучение пониманию текста

Задания, направленные на обучение интерпретации текста

Виды заданий в соответствии с их типом

Семантизирую-

ще-фактуаль-

ные

Когнитивно­

концептуальные

Распредмечиваю-

ще-подтекстовые

Лингвистиче­

ские

Речеведческие

Культуровед- ческие,культу- рологические

Таблица 2

Форма технологической карты для работы заместителя директора по УВР с учителями русского языка и литературы

Обучение написанию сочинения: задания на понимание текста

* Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Спра- вочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 13–26. – Примеч. авт.

** Богин Г.И. Типология понимания текста / Г.И. Богин. Калинин: КГУ, 1986. 86 с. – Примеч. авт.

*** Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М.: КомКнига, 2007. 144 с. – Примеч. авт.

* Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Спра- вочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 13–26. – Примеч. авт.

* Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Спра- вочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 13–26. – Примеч. авт.

* Богин Г.И. Типология понимания текста / Г.И. Богин. Калинин: КГУ, 1986. 86 с. – Примеч. авт.

** Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Спра- вочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 13–26. – Примеч. авт.

*** Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2011. Ч. 1, 255 с.; Ч. 2, 189 с. – Примеч. авт.

* Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Спра- вочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 20. – Примеч. авт.

* Левушкина О.Н. Школьное сочинение в жанре характеристики текста: система обучения // Спра- вочник заместителя директора школы. 2014. № 3. С. 13–26. – Примеч. авт.

** Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: ба- зовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2011. Ч. 1, 255 с.; Ч. 2, 189 с. – Примеч. авт.

* Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2011. Ч. 1, 255 с.; Ч. 2, 189 с. – Примеч. авт.

* Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2011. Ч. 1, 255 с.; Ч. 2, 189 с. – Примеч. авт.

** Там же. – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль