Техники обработки текстовых заданий по русскому языку при подготовке к ГИА

324

Подготовка к государственной итоговой аттестации: обработка текстовых заданий по русскому языку

Работа с информацией на сегодняшний день – это важный компонент современного образования, поскольку он гарантирует приобщение ученика к культуре. Основные способности, которые требуются для реферирования текста, нужны выпускнику на двух этапах его аттестации: на основном государственном экзамене (далее – ОГЭ) и на аттестации по среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).

Но важно, лишь сформировать компетентность в сфере самостоятельной деятельности уже недостаточно, и поэтому данный процесс не является предметом «научения» детей на уроках русского языка. Следовательно, нужно организационное и методическое обеспечение урочной работы ученика по итоговой аттестации по каждой дисциплине.

Общеучебные умения – это универсальные для многих учебных пред метов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных навыков, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. При детальном изучении контрольноизмерительных материалов (далее – КИМ) по русскому языку становится очевидным, что формирование общеучебных навыков на уроках русского языка – необходимая составляющая часть содержания обучения предмету. Особо следует выделить группу, которая изучает информационную обработку текстовых заданий по русскому языку и другим предметам.

Общеучебные способности обеспечивают учащемуся нахождение, переработку и использование данных для решения учебных задач. Определим наиболее существенные способности, необходимые учащимся для к итоговой аттестации (на основе исследований Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщикова). На наш взгляд, таковыми будут следующие (табл. 1).

Таблица 1

Умения, необходимые учащимся для подготовки к ГИА в школе

Техники обработки текстовых заданий по русскому языку при подготовке к ГИА

Развитие учебных умений, гарантирующих получение, преобразование и использование данных, способствует организационному и методикотехнологическому обеспечению данного процесса. Если педагог на уроках русского языка 9–11х классов не придерживается определенной схемы при ведении занятия, а выполняет тесты из пособий для государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) или ЕГЭ, то можно утверждать, что он допускает методическую ошибку. Опыт последних десятилетий по работе с КИМ ЕГЭ показал, что «натаскать» учащихся в понимании темы, но зато можно дать методики, алгоритмы, техники выполнения заданич частей А, В, С.

Задания в ГИА-9, связанные с обработкой текстовых заданий по русскому языку

Наибольшие затруднения вызывают задания, связанные с информационной обработкой.

В ГИА9 (ОГЭ) часть 1 выполняется на основе прослушанного отрывка и содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее такие важнейшие коммуникативные способности (обработка данных и создание в письменной форме высказывания по заданным параметрам).

Часть 2 выполняется на основе прочитанного отрывка. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1 – А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1 – В9). Три задания части А связаны с содержательным анализом и проверяют умение извлекать основную информацию из отрывка при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности.

Часть 3 осуществляется при прочтении и содержит упражнение с развернутым ответом, которое показывает, насколько ученик научился предоставлять в письменной форме свою мысль по заданным параметрам. Информационная обработка текстовых заданий по русскому языку, которая ведется с помощью данной задачи, проверяет уровень сформированности ряда навыков речи (например, способность понимать прочитанное и аргументировать свою гипотезу, используя прочитанное).

Умения обучающихся, связанные с обработкой текстовых заданий по русскому языку (ГИА9)

Навыки, заявленные в нормативных документах, по своей сути однотипны и могут быть сформированы в одну учебную способность–  анализировать информацию при помощи различных приемов в соответствии с заявленными критериями оценки. Именно на это должно быть обращено внимание во время проведения внутришкольного контроля и/или оказания помощи педагогу со стороны заместителя директора или руководителя предметной кафедры.

Перечень проверяемых умений, связанных с обработкой текстовых заданий по русскому языку, выглядит следующим образом:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных публикаций различных функциональносмысловых типов речи;
  • обрабатывать информацию звучащего отрывка;
  • понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную
  • мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • понимать отношение автора к поставленной в прочитанном проблеме;
  • интерпретировать информацию прочитанного;
  • использовать информацию, содержащуюся в прочитанном, в качестве аргумента;
  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы;
  • определять функциональносмысловой тип речи; определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • последовательно излагать собственные мысли;
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функциональносмысловым типом речи; использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

Задания в ЕГЭ, связанные с обработкой текстовых заданий по русскому языку

КИМ ЕГЭ по русскому языку включает в себя 30 заданий, которые предполагают выбор ответа из 4 предложенных, 8 заданий так называемого открытого плана, которые требуют краткого ответа ученика, и одно задание так же открытого плана, в котором предусмотен развернутый ответ (как правило, это сочинение). Работу по русскому языку на экзамен можно разделить на три части. Первая часть содержит упражнения, в который есть выбор ответа. Вторая часть содержит упражнения с кратким ответом. Третья часть (С1) – это упражнение открытого плана с развернутым ответом, которое проверяет навык по созданию высказывания на основе изученного.

Умения обучающихся, связанные с обработкой текстовых заданий по русскому языку (ЕГЭ)

Умения, проверяемые на ЕГЭ:

1. Различные виды анализа:

  • проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;
  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности решения поставленных коммуникативных задач;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  • проводить лингвистический анализ учебнонаучных, деловых, публицистических, разговорных и художественных отрывков
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

2. Чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительноизучающее,
  • ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников:
  • учебнонаучных отрывков, справочной литературы, средств массовой информации;
  • владеть основными приемами информационной переработки.

3. Письмо:

  • формировать различные письменные гипотезы в социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения; редактировать свой написанный отрывок;
  • использовать в речи орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка; использовать в речи синонимические ресурсы;
  • использовать в письме орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • уделять внимание нормам речевого поведения в разных сферах и ситуациях общения, в т. ч. в процессе обсуждения проблем.

В разделе «Письмо» необходимо обратить внимание на следующую формулировку: «Создавать письменные монологические и диалогические высказывания публицистического стиля» (тип речи – рассуждение).

Информационная обработка текстовых заданий по русскому языку также предполагает анализ составляющих и исследование фактов, примеров, иллюстраций. Основой успешной обработки считается тренировка памяти и внимания, навык по выстраиванию причинно-следственных связей, способность рассматривать факты с точки зрения своего опыта и опыта автора.

Основой же является умение учиться чтению, т. е. адекватно воспринимать письменные данные, и навык слушать (часть С1 ГИА9), т. е. адекватно воспринимать прослушанные данные.

Далее стоит рассмотреть эффективные методики с учащимися и формы контроля, которые могут использоваться проведении внутришкольной диагностики.

Умение читать при обработке текстовых заданий по русскому языку: задания в части А (ГИА-9) и А 6, 7, 11,  А 27–29, В 8 (ЕГЭ)

Задания части А связаны с содержательным анализом и проверяют общеучебные навыки (далее – ОУУН):

  • извлекать основную информацию при чтении;
  • аргументировать те или иные тезисы;
  • определять тип (стиль) речи (например, в заданиях А 26–30);
  • квалифицировать средства речевой выразительности.

Подготовка учащихся к выполнению заданиия предполагает навыки чтения, т. е. важно научение пониманию при чтении массика, а не только техника чтения. Важной задачей при этом считается получение и переработка данных. Во время чтения реазилуется расшифровка графических символов и их последовательный перевод в мыслительные образы.

Декодирование (расшифровка) графических символов изучается на уроках обучения чтению. Перевод символов из так называемого кода в мыслительные образы – задача обучения пониманию прочитанного. Вот несколько известных техник:

  • определение задачи: до чтения, в момент и после чтения;
  • составление структуры;
  • прогнозирование;
  • формирование схемы;
  • формирование таблицы;
  • передача содержания в форме конспекта;
  • пошаговый пересказ;
  • компрессия (сжатый пересказ);
  • письменная или устная гипотеза читателя о прочитанном.

Пример общеучебной техники обработки текстовых заданий по русскому языку в КИМ

Попробуем найти пример техники информационной обработки текста. Задачи в КИМ ГИА-9 содержат задачи по информации следующего вида:

  1. Какое из выражений, написанных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу “взяла в плен” маленькая скрипачка?»
  2. По какой причине герой был уверен, что «девочка играла восхитительно»?

Дабы найти ответ, нужно понимать, как задаются вопросы и отвечать «текстом» на них.

Алгоритм действий:

  1. Выделите часть (предложение), в которой содержится фраза из задания.
  2. Прочитайте внимательно следующие предложения.
  3. Подумайте, какие слова поясняют фразу.
  4. Выделите их.
  5. Составьте из найденных фраз самостоятельный ответ. 
  6. Прочитайте ответы из упражнений А1 – А2.
  7. Поясните, какой ответ максимально совпал с вашим.

Задание No 3 (Как характеризуют героя данные, заключенные в предложениях 20–21?) требует не просто понимания, но и интерпретации.

Алгоритм действий:

  1. Перечитать отрывок, подчеркивая эмоциональнооценочные слова, которыми автор характеризует (описывает) героя.
  2. Перечитать подчеркнутое и сделать вывод: положительная или отрицательная характеристика дается герою автором. 
  3. Перечитать фрагмент (предложения 20–21).
  4. Выделить эмоциональную оценку, данную герою в этих предложениях.
  5. Сопоставить характеристику героя в заданных предложениях и создавшееся у вас представление о герое в целом (сравнение, сопоставление, обобщение, вывод – техника ОУУН).
  6. Прочитать данные ответы.
  7. Выбрать ответ, совпавший с вашим представлением о герое.

Техника эффективного и полноценного чтения при обработке текстовых заданий по русскому языку

Задания 1–3 выполняются на основе общеучебных техник информационной обработки текстовых заданий по русскому языку. С целью научения учеников правильному пониманию данных, важно в заданиях определить технику и тренировать подбор упражнений на овладение этими техниками:

  1. Работа с памятью (даются задачи большим количеством слов во фразе, разные виды пересказов и т. д.).
  2. Прогнозирование (проводится работа над гипотезой по опорным словам, нахождение данных и т. д.).
  3. Осмысливание (происходит составление заданий, подытоживание одной фразой и т. д.).

Задания в части подготовки текстовых заданий по русскому языку, направленные на понимание слов и словосочетаний

Многие задания направлены на понимание слова (сочетания слов):

  • понимание лексического значения слова;
  • понимание явления антонимии, синонимии (контекстной);
  • знание и понимание художественных средств выразительности.

С целью выполнения таких адач используются знания соответствующих тем (раздел «Лексика»). Определение явления напрямую связано с лексическим анализом массива. При этом педагогу нужно понимать, опознается лишь те данные, у которых есть аналог в памяти. Другими словами, при научении обучающихся к работе с такими упражнениями важно опознавание лексических значений:

1. Словарная работа (виды упражнений):

  • выстраивание ассоциативного ряда;
  • словесное (графическое) изображение слова;
  • проговаривание слова;
  • поиск значения слова в словаре (дать толкование слова или фразеологической единицы);
  • подбор к слову синонимов, антонимов;
  • сопоставление прямого и переносного значений слов; определение значения слова по значению составляющих, многозначного слова;
  • самостоятельное употребление слова в определенном контексте (ввести в контекст слово).

2. Лексический анализ текста (лексическому анализу текста необходимо учить поэтапно):

этап ознакомления:

  • – прочитайте отрывок и догадайтесь о значении выделенных слов;
  • – прочитайте отрывок и назовите слова, относящиеся к теме...;
  • – выделите слова, указывающие на определенный тип (стиль) речи;

этап тренировки:

  • –  прочитайте фрагмент и назовите предложения, в которых есть синонимы/антонимы к данным словам;
  • –  прочитайте фрагмент и отыщите прилагательные (специфика частей речи), описывающие (рассказывающие)...;
  • –  прочитайте фрагмент и найдите синонимы/антонимы к...;
  • –  прочитайте фрагмент и выделите лексические единицы, которые выражают место, направление реализации действия, процесса, события;

этап применения:

  • –  дайте характеристику герою (образу)...;
  • –  прочитайте описание и на его основе составьте высказывание;
  • –  на основе ключевых слов составьте диалог на тему...;
  • –  перескажите фрагментот лица одного из героев;
  • –  перескажите фрагмент, используя ключевые оценочные (тематические) слова;
  • –  перескажите фрагмент в другом типе речи.

Информационная обработка текстовых заданий по русскому языку: умение читать в частях В (ГИА-9) и А, В (ЕГЭ)

Подготовка предполагает, что отдельное внимание необходимо уделить чтению вопроса в тестовых заданиях. Поскольку достаточное количество ошибок связано именно с «невнимательным» чтением.

Алгоритм действий обучающегося:

  1. Прочитать задание, например: «Из предложений 6, 7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне».
  2. Переформулировать «своими словами» во внутренней речи то, что предлагается сделать (из предложений 6, 7 необходимо выписать слово с чередующейся гласной).
  3. Записать в черновике (проговорить про себя) этапы своей работы:
  • выделить предложения 6, 7;
  • подчеркнуть все слова с безударной гласной корня;
  • вспомнить, какие есть корни с чередованием;
  • найти слово с чередующейся гласной;
  • выделить это слово, записать его в ответ.

Практический опыт свидетельствует о том, что тематической тренировке должна предшествовать реализация способа действия (алгоритма), направленного на решение типовой задачи.

Подготовка к аудированию в процессе подготовки текстовых заданий по русскому языку

Несмотря на существенное разнообразие заданий части С в КИМ ГИА-9 и ЕГЭ, необходимо отметить, что в основе успешного их выполнения лежит достаточно ограниченный набор базовых знаний и навыков:

  • восприятие устного (аудирование, а не слушание, потому что предполагается вычленение) и письменного отрывков;
  • обработка, написание сочинениярассуждения.
  • Все названные способности можно отнести к ОУУН: выделение необходимых данных; сопоставление (сравнение), классификация в соответствии с определенной учебной задачей; предвосхищение данных; оценка, структура рассуждения). Приведем примеры базовых упражнений для научения обучающихся к аудированию (даны в порядке «от простого к сложному»):
  • прослушайте предложения (абзац, микротему), определите интонационное различие предложений, определите различие их эмоциональной окрашенности;
  • прослушайте предложения (абзац, микротему), выделите в них устойчивые сочетания, эмоциональнообразные слова, ключевые слова темы абзаца;
  • прослушайте два предложения, объедините их в одно, используя вводное слово, местоимение, наречие;
  • прослушайте начало, найдите его продолжение (окончание), выбрав из нескольких предложенных на слух вариантов;
  • прослушайте фрагмент (сначала используются небольшие по объему отрывки), перескажите основное событие, основной ход рассуждения, основные моменты описания используя фрагменты услышанного, ответьте устно: зачем автор написал отрывок (цель, проблема), что хотел показать, доказать, описать
  • прочитайте (тренировка на зрительную опору) текст без абзацев, вы делите ключевые слова, сгруппируйте их по темам (опираться надо на структуру типа речи!), запишите главное из каждой микротемы, соедините микротемы во вторичный массив, запишите свой сжатый вариант;
  • прослушайте, определите первую микротему (перескажите основной смысл), определите вторую микротему и т. д.;
  • запишите пересказанную вами микротему (1, 2, 3...), используя средства связи (сжатие – это извлечение основных данных без потери связности), соедините микротемы во вторичный массив.

Подготовка к сочинению в процессе подготовки текстовых заданий по русскому языку

Разработчики КИМ и ГИА-9 предусмотрели,  что навыки, полученные в 5–9х классах, могут стать базой для реализации компетентности. По этой причине работа по ГИА-9 – это и умения для ЕГЭ. А работая с ЕГЭ, нельзя упускать период научения к ГИА-9, даже если педагог преподает в 10–11х классах.

Для научения учащихся к сочинению-рассуждению рекомендуем использовать следующие базовые упражнения:

  • прочитайте отрывок сочинения-рассуждения (дается образец), выделите структурные элементы рассуждения; 
  • ответьте, используя структуру рассуждения (общий тезисвступление: вопервых, ... + доказательство; вовторых, ... + доказательство, общий итогвывод);
  • в соответствии с заданием (ГИА) перечитайте данные и найдите в них необходимые примеры (аргументы);
  • объясните, как вы понимаете слова «проблема текста», «авторская позиция», «комментарий», «аргумент»; составьте с этими словами предложения;
  • ранжируйте факты по степени важности; 
  • назовите данные, которые вы считаете особо важными, обоснуйте свое решение;
  • передайте одну и ту же мысль разными языковыми средствами;
  • добавьте свои факты, примеры, не меняя структуру;
  • найдите слова (фразы), которые можно использовать для
  • выводов (для аргументов, примеров и т. п.);
  • поставьте вопросы к основной и детализирующей (второстепенной) информации;
  • напишите тезисы по содержанию прочитанного;
  • составьте письменную оценку (рецензию) прочитанного.

В данном случае есть практическая рекомендация, проверенная опытом – важно задавать вопросы по ходу, это важный момент при информационной обработке тектовых заданий по русскому языку. Так, это могут быть вопросы, контролирующие выделение главного, или ведущие к осознанию смысловой структуры. Задача в том, чтобы научить ребенка составлять это самостоятельно, наработать навык «самопостановки» (Л.П. Доблаев), например:

  • О чем это говорит?
  • Какие вопросы здесь возникают?
  • Как эта мысль раскрывается дальше?
  • Подтвердилась ли ваша догадка? и т. п.

Одним словом, научение итоговой аттестации предполагает способность ориентироваться в требованиях, заявленных разработчиками ГИА-9 и ЕГЭ. Как правило, это общеучебные (а не предметные) требования, которые можно постичь на уроках русского языка.

Деятельность заместителя директора в ходе обработки текстовых заданий по русскому языку и подготовки к ГИА

Заместителю директора необходимо обратить внимание на методику, выбранную учителем для подготовки. Приступать к решению тренировочных упражнений можно только после усвоения учащимися ба зовых знаний по каждой теме. Базовые знания выявляются через провер ку овладения основными ОУУН.

Совместно с содержательной работой, описанной ранее, должна быть изучена структура КИМ, а также принципов оценивания экзаменационной работы и правил заполнения бланков. Действия заместителя директора школы по организации работы кафедры педагогов при научении учащихся к ГИА9 и ЕГЭ по русскому языку должны быть ориентированы на контроль и корректировку методики подготовки учащихся (табл. 2).

Таблица 2

Этапы контроля подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ по русскому языку

Техники обработки текстовых заданий по русскому языку при подготовке к ГИА


О.Н. Зайцева, канд. пед. наук, проф. каф. филологического образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль