Этнокультурные проекты в рамках организации проектной деятельности в школе

127

Обучение на родном языке как часть этнокультурного образования в школе

В основу федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС), который активно реализуется в образовательных организациях (далее – ОО), положены базовые национальные ценности российского общества, позволяющие приобщить обучающихся к этническому, культурному наследию и сформировать гражданскую идентичность у подрастающего поколения.

Преподавание предметов в БОУ УР «Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда» (далее – УГНГ им. Кузебая Герда) ведется на русском языке, при этом удмуртский включен в учебный план, т. е. для успешной реализации этнокультурного образования изучение родной речи в школе является обязательным. Часы, отведенные на изучение русского, остаются неизменными.

Каждый ученик самостоятельно определяет группу для изучения: одни изучают удмуртский как государственный язык Удмуртской Республики, другие – как родной. В Удмуртской Республике разработаны разные методики обучения, многие из них, включая организацию проектной деятельности в школе, с успехом апробируются и реализуются в УГНГ им. Кузебая Герда. Вся внеурочная деятельность в зависимости от желания ученика ведется как на русском, так и на удмуртском.


Документ

Статья 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 14. Язык образования:

1.     В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2.     В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3.     В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4.     Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

5.     Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6.     Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Метод проектов для внедрения этнокультурного образования в школе

Одним из важнейших условий эффективного обучения на удмуртском является использование современных педагогических технологий. Для решения целей и задач внедрения этнокультурного содержания в процесс обучения наиболее эффективным является метод проектов, позволяющий включить в активную деятельность всех участников этого процесса.

При методически грамотной организации проектной деятельности в школе удается достигнуть высоких личностных и метапредметных результатов. Проекты этнокультурного содержания активно разрабатываются и реализуются:

воспитателями дошкольных групп:

  • – «Удмуртская изба»;
  • – «Ткачество – детям»;
  • – «Край родниковый» и др.;

педагогами начальной, основной и профильной школы:

  • – «Давайте поговорим по-удмуртски!»;
  • – «По следам Кузебая Герда»;
  • – «Наследники»;
  • – «…И превратились в белых журавлей»;
  • – «Родники» и др.;

педагогами дополнительного образования:

  • – «Удмуртский фольклор»;
  • – «Детский театр “Катанчи”»;
  • – «Национальные игры»;
  • – «Бабушкино веретено» и др.

Этнокультурное образование в школе в форме игровых и лингвистических проектов

Проект «Национальные игры» реализуется в начальной школе. Обучающиеся знакомятся с играми народов, проживающих в Удмуртии. Через общение со старшими поколениями они обогащают свои знания о народных играх. Одной из основных задач проекта «Давайте поговорим по-удмуртски!» является формирование и развитие устной и письменной речи участников образовательного процесса. В рамках организации проектной деятельности в школе все желающие учатся говорить по-удмуртски, знакомятся с историей, народной культурой.

Все активно общаются на удмуртском – играют, поют, составляют потешки, стихи и рассказы. На занятиях всегда многолюдно. Комфортная обстановка не только позволяет легко усвоить новые знания, но и формирует взаимовыручку, бережное отношение к старшему поколению, сохранение национального наследия удмуртов. Родители как полноправные участники процесса активно включаются в реализацию других проектов этнокультурного образования в школе. Проект получил грантовую поддержку общества М.А. Кастрена (Финляндия), что позволило создать учебно-методическое пособие «Учимся играя», записать серию видеоуроков, компьютерных игр и тестов.


Справка
Общество М.А. Кастрена создано с целью сотрудничества с финно-угорскими народами России, помогает популяризации культур финно-угорских народов в Финляндии и в других странах мира, оказывает поддержку национальным культурным стремлениям, использованию родных языков и их развитию в качестве средства современной коммуникации. Программа родственных народов, с 1994 г. осуществляемая Обществом М.А. Кастрена и финансируемая Министерством культуры и образования Финляндии, в конце 2012 г. прекратила свою деятельность. В целях продолжения Финской программы родственных народов Министерством создана новая система подачи заявлений под названием «Финно-угорское культурное сотрудничество с Россией».

Реализация этнокультурного образования в школе через исследовательские проекты

В реализацию проекта «По следам Кузебая Герда» активно включились все участники процесса. Кузебай Герд (Кузьма Павлович Чайников) – это ученый, этнограф, писатель, поэт, общественный деятель. Учащиеся начальной школы изучают его творчество, выступают с литературно-музыкальными композициями. Обучающиеся 5–11-х классов выезжают в дом-музей просветителя, одного из основателей Удмуртской Республики.  Создана уникальная медиатека презентаций, посвященных творчеству К. Герда. В настоящее время идет работа по подготовке к установлению мемориальной доски в селе Кукарка (ныне г. Советск Кировской обл.), где учился К. Герд. 

Проект «Наследники» – исследовательский. Его участники выезжают в разные районы Удмуртии с целью исследования истории и культуры народов, проживающих в регионе. Этнографические экспедиции, становясь частью этнокультурного образования в школе, способствуют развитию ответственного отношения к судьбе своего народа и формируют активную гражданскую позицию обучающихся. Собранные материалы стали основой многочисленных исследовательских работ по этнографической тематике: «Рекрутские песни южных удмуртов», «История национального костюма», «Топонимы деревни Косоево» и др. Старшеклассники, представившие свои работы на всероссийских конференциях «Живая культура: история и современники» (г. Саранск), «Всероссийские чтения имени Вернадского» (г. Москва), стали лауреатами и дипломантами.

Социальные проекты в рамках этнокультурного образования в школе

Большое внимание в УГНГ им. Кузебая Герда уделяется социальным проектам, одним из которых является проект «…И превратились в белых журавлей». Старшеклассники с увлечением собирают материал о своих земляках, ставших героями в мирное время, популяризуют их через литературно-музыкальные композиции. В ходе реализации проекта учащиеся узнали о Сергее Кононове, который погиб, выполняя миротворческую миссию в Грузино-Осетинском конфликте. Продолжением проекта стала музейная работа – под руководством педагогического коллектива УГНГ им. Кузебая Герда учащиеся разрабатывают и проводят экскурсии. Не менее важным для организации проектной деятельности в школе является вовлечение школьников в экологическую деятельность.

Экологические экспедиции, которые организуются в рамках проекта «Родники», выявляют состояние родников в разных уголках Удмуртии. Паспортизация родников и их дальнейшее благоустройство являются важнейшим фактором сохранения уникальных уголков природы для будущих поколений. Основные задачи проекта «Сказание о земле удмуртской» – формирование чувства ответственности за свою малую родину, повышение мотивации к сохранению и развитию материальных и духовных традиций народа. Любовь к Родине начинается с бережного отношения к тому месту, где ты живешь и учишься.

В ходе организации проектной деятельности в школе учащиеся, учителя и родители придали пришкольной территории новый облик: каждый уголок школьного сада открывает новую страницу этноса. В «Саду Кузебая Герда» собраны плодово-ягодные деревья и кустарники Удмуртии, «Исток реки Камы» открывает великолепную картину лугового разнотравья, «Растения-обереги» – уголок лекарственных трав Удмуртии. В экспозиции «Удмуртское подворье» особое внимание уделяется малым архитектурным формам, отражающим быт удмуртов. Старшеклассники создают историко-символическую скульптурную композицию «Древний мир удмуртов».

Что нужно для организации проектной деятельности в школе в рамках дополнительного образования

В рамках дополнительного образования реализуются проекты на русском и удмуртском. На основе проекта «Удмуртский фольклор» в гимназии создана фольклорная студия «Крезь куара» («Голос напева»). Обучающиеся увлеченно изучают традиции и обряды, песни и танцы удмуртов. Благодаря исследовательской деятельности в рамках этнокультурного образования в школе, произведена реконструкция старинных народных обрядов, которые получили вторую жизнь в исполнении детского коллектива. Учащиеся выступают не только на гимназических, но и на региональных и межрегиональных мероприятиях.

Участие в проекте «Бабушкино веретено» помогает обучающимся освоить различные виды рукоделия удмуртов, прежде всего ткачество. Изделия, изготовленные руками учащихся, демонстрируются на выставках, в экспозициях музея гимназии.

Роль детских студий в этнокультурном образовании в школе

Реализация проектов предоставила педагогам, учащимся и родителям возможность дальнейшего освоения национальной речи и культуры. Появились не только семейные клубы и фольклорные ансамбли, но и такой уникальный образовательный продукт, как детская студия. Очень востребованной в гимназии является танцевальная студия «Чебеляй» («Непоседы»). В рамках организации проектной деятельности сначала в школе был реализован проект по изучению традиционных танцев и игр удмуртов. Учащиеся выезжали в экспедиции, собирали материал, составляли небольшие танцевальные разминки.

Сейчас «Чебеляй» – это коллектив детей разного возраста (начиная с семилетнего), он входит в состав Экологические проекты Проектная деятельность в рамках дополнительного образования Детские студии Регион в фокусе международного танцевального проекта «Мост», стал лауреатом республиканского фестиваля имени Трофима Борисова «Здесь зажигаются звезды», международного фестиваля «Веселая радуга» (г. Одесса). Танцевальная студия позволяет подросткам не только раскрыться как исполнителям танцев, но и самим создавать авторские танцы.

Учащиеся общаются, проводят много времени вместе, благодаря этнокультурному образованию в школе, они социализированы и мотивированы на успех. Еще одна детская студия – медиацентр «Уморто» («Улей») объединяет учащихся 6–11-х классов, которые готовят радиопрограммы, выступают в качестве журналистов, звукооператоров, монтажеров, дикторов, фотографов, сценаристов, ведущих эфира. Радиопрограммы, созданные юными корреспондентами, транслируются не только в УГНГ им. Кузебая Герда, но и в республиканских средствах массовой информации.

Членами медиацентра создана богатая фонотека, которой пользуются педагоги и ученики на уроках. Занимается медиацентр и издательским делом. Обучающиеся выпускают авторские и коллективные сборники собственных сочинений, презентационную продукцию. На занятиях они проходят первые профессиональные пробы. Каждый может проявить свои способности – организаторские, творческие, интеллектуальные. Благодаря радиопрограммам на удмуртском, звучащим на переменах и после уроков, учащиеся имеют возможность слышать удмуртскую речь, современную этническую музыку, народные песни, интервью с известными людьми Удмуртии, знакомиться с произведениями известных писателей и поэтов.

В настоящее время УГНГ им. Кузебая Герда получила статус ресурсного центра, она является базовой площадкой в республике для изучения родного языка и внедрения этнокультурного содержания в образовательный процесс. Реализация этнокультурного образования в школе и созданные ресурсы – кадровые, методические, материальные – позволяют не только сохранить интерес к своей родной речи, культурным ценностям народа, но и изучать его творчески, развивать и обогащать культурное наследие. При этом опыт педагогического коллектива УГНГ им. Кузебая Герда востребован в работе опорной и стажировочной площадок педагогов республики.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль