Почему система оценивания в школе оказывает вредное воздействие на учащихся?

46

Отрицательное воздействие традиционной системы оценивания в школе

В настоящее время происходит переосмысление ценностей образования, что приводит к изменению содержания образовательного процесса. В центре внимания педагогов оказывается задача обучения детей самоорганизации деятельности, навыкам самообразования. Необходимым условием для решения этой задачи является работа по изменению системы оценивания в школе, поскольку в рамках этой системы происходит становление личности и учителя, и ученика. Учитель выступает ответственным за оценочную деятельность школьника, её реализацию и результаты.

Искажённая мотивация в системе отсутствия оценочной самостоятельности

Чаще всего проблемы у обучающихся так или иначе связаны с системой оценивания их учебного труда в школе. Когда речь заходит о школе, многие люди вспоминают, как им ставили отметки. «Будут ли пятерки?» – обязательно поинтересуются у малышей-дошкольников, а ребенка, пришедшего из школы, как правило, сразу спросят: «Что ты сегодня получил?». До начала школьного обучения стартует мотивация оценки, поэтому ребенок начинает сражаться не за знания, а за свою спокойную жизнь, за сохранение целостности своего «Я». Школа формирует его самочувствие и самооценку, они начинают напрямую зависеть от школьных успехов или неудач: получил «5» – хороший, получил «2» – плохой.

Вот так, не задумываясь, взрослые переносят систему оценивания учебных результатов в школе на личность ребенка, порождая самые разные последствия и комплексы: накопительство «5», сокрытие «2», неуверенность, несамостоятельность, неспособность преодолевать жизненные трудности, неумение критически мыслить и т. д. Кроме того, с помощью оценок в школе учащиеся соревнуются друг с другом и нередко на основании того, как выставляют отметки педагоги, выносят свое суждение и об учебном предмете, и о конкретном учителе, и о школе в целом.

Какие психологические проблемы приносит система оценивания в школе

В традиционной практике обучения система оценивания в школе полностью возложена на учителя: он проверяет работу учащегося, сравнивает ее с образцом, находит ошибки, указывает на них, высказывает суждение о результатах учебной деятельности и т. д. Учащиеся школы, как правило, освобождены от этого, и собственная оценочная деятельность школьника не развивается, а если и развивается, то стихийно. Поэтому учащиеся школ нередко затрудняются судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку, и либо некритично принимают ее, либо аффективно отвергают.

На практике часто и положительная, и отрицательная оценки в школе приводят к деструктурированию деятельности учащегося. При возникновении трудностей, оцениваемых им как непреодолимые, включаются механизмы психологической защиты. Обобщающий характер оценки часто «закрывает» потенциальные возможности ученика. Система оценивания в школе не даёт учащемуся увидеть связи между приложенными усилиями и достигнутым результатом, у него появляется чувство беспомощности.

Такая приобретенная (выученная) беспомощность возникает тогда, когда опыт человека говорит о том, что его действия не влияют на ход событий и не приводят к желаемым результатам. У него усиливается ожидание неприятной, неконтролируемой ситуации. Оценки в школе приносят тройной эффект: мотивационный (отсутствие желания действовать), когнитивный (ощущение собственной беспомощности) и эмоциональный (плохое настроение).

Во избежание негативного эффекта от системы оценивания в школе, в ряде учебных заведений предприняты попытки осуществить новый подход к оцениванию, который формирует качественно иное мышление педагога и совершенно новую позицию ученика, включенного в образовательную деятельность в качестве активного субъекта этой деятельности. Активное участие учеников в системе оценивания способствует развитию оценочной самостоятельности, образовательной рефлексии, адекватной самооценки, мотивации достижения, критического мышления посредством развития собственной оценочной деятельности школьника.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль