text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Почему система оценивания в школе оказывает вредное воздействие на учащихся?

  • 12 июня 2014
  • 51

Отрицательное воздействие традиционной системы оценивания в школе

В настоящее время происходит переосмысление ценностей образования, что приводит к изменению содержания образовательного процесса. В центре внимания педагогов оказывается задача обучения детей самоорганизации деятельности, навыкам самообразования. Необходимым условием для решения этой задачи является работа по изменению системы оценивания в школе, поскольку в рамках этой системы происходит становление личности и учителя, и ученика. Учитель выступает ответственным за оценочную деятельность школьника, её реализацию и результаты.

Искажённая мотивация в системе отсутствия оценочной самостоятельности

Чаще всего проблемы у обучающихся так или иначе связаны с системой оценивания их учебного труда в школе. Когда речь заходит о школе, многие люди вспоминают, как им ставили отметки. «Будут ли пятерки?» – обязательно поинтересуются у малышей-дошкольников, а ребенка, пришедшего из школы, как правило, сразу спросят: «Что ты сегодня получил?». До начала школьного обучения стартует мотивация оценки, поэтому ребенок начинает сражаться не за знания, а за свою спокойную жизнь, за сохранение целостности своего «Я». Школа формирует его самочувствие и самооценку, они начинают напрямую зависеть от школьных успехов или неудач: получил «5» – хороший, получил «2» – плохой.

Вот так, не задумываясь, взрослые переносят систему оценивания учебных результатов в школе на личность ребенка, порождая самые разные последствия и комплексы: накопительство «5», сокрытие «2», неуверенность, несамостоятельность, неспособность преодолевать жизненные трудности, неумение критически мыслить и т. д. Кроме того, с помощью оценок в школе учащиеся соревнуются друг с другом и нередко на основании того, как выставляют отметки педагоги, выносят свое суждение и об учебном предмете, и о конкретном учителе, и о школе в целом.

Какие психологические проблемы приносит система оценивания в школе

В традиционной практике обучения система оценивания в школе полностью возложена на учителя: он проверяет работу учащегося, сравнивает ее с образцом, находит ошибки, указывает на них, высказывает суждение о результатах учебной деятельности и т. д. Учащиеся школы, как правило, освобождены от этого, и собственная оценочная деятельность школьника не развивается, а если и развивается, то стихийно. Поэтому учащиеся школ нередко затрудняются судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку, и либо некритично принимают ее, либо аффективно отвергают.

На практике часто и положительная, и отрицательная оценки в школе приводят к деструктурированию деятельности учащегося. При возникновении трудностей, оцениваемых им как непреодолимые, включаются механизмы психологической защиты. Обобщающий характер оценки часто «закрывает» потенциальные возможности ученика. Система оценивания в школе не даёт учащемуся увидеть связи между приложенными усилиями и достигнутым результатом, у него появляется чувство беспомощности.

Такая приобретенная (выученная) беспомощность возникает тогда, когда опыт человека говорит о том, что его действия не влияют на ход событий и не приводят к желаемым результатам. У него усиливается ожидание неприятной, неконтролируемой ситуации. Оценки в школе приносят тройной эффект: мотивационный (отсутствие желания действовать), когнитивный (ощущение собственной беспомощности) и эмоциональный (плохое настроение).

Во избежание негативного эффекта от системы оценивания в школе, в ряде учебных заведений предприняты попытки осуществить новый подход к оцениванию, который формирует качественно иное мышление педагога и совершенно новую позицию ученика, включенного в образовательную деятельность в качестве активного субъекта этой деятельности. Активное участие учеников в системе оценивания способствует развитию оценочной самостоятельности, образовательной рефлексии, адекватной самооценки, мотивации достижения, критического мышления посредством развития собственной оценочной деятельности школьника.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:


  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.