Сетевая дистанционная школа

82

С началом интеграции информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в сферу педагогической практики появилась необходимость реализации образовательных проектов, связанных с созданием сетевых дистанционных школ. Впоследствие введения в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273 - ФЗ) на законодательном уровне приняты определения сетевой формы реализации образовательных программ (гл. 2., ст. 15) и использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (гл. 2., ст. 16).

Сетевая форма реализации образовательных программ имеет возможность внедрения в педагогическую практику как использование ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Субъектами сетевого взаимодействия имеют шансы стать организации, реализующие непосредственно образовательную деятельность, такие как: научные, медицинские, физкультурно - спортивные, организации культуры и другие, в случае если они имеют ресурсы, необходимые для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов обучающей деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (гл. 2., ст. 15).

Под электронным обучением в Федеральном законе № 273-ФЗ понимается организация образовательной деятельности с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой в сетевых формах реализации образовательных программ, а также применение информационных технологий, которые обеспечивают обработку информации, определенные технические средства, информационно-телекоммуникационные сети, допускающие передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные технологии в образовании реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических сотрудников (гл. 2., ст. 16).

Что требуется для сетевой дистанционной школы

Сетевая дистанционная школа предусматривает использование ресурсов нескольких образовательных организаций (далее – ОО), и осуществление обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. В следствие этого перед администрацией ОО, желающей стать участником проекта, возникает главная задача – обеспечить соответствие условий организации обучения определенным требованиям. Минобрнауки Новосибирской области в августе 2011 г. был проведен конкурсный отбор участников проекта среди ОО региона. Выдвигалась система требований к ресурсному и кадровому обеспечению для реализации проекта «Сетевая дистанционная школа». 

Требования к ресурсному обеспечению:

  • выполнение лицензионных и аккредитационных требований;
  • наличие программы информатизации школы или соответственного раздела в программе развития школы;
  • внесение изменений в основную образовательную программу, предусматривающих применение возможностей дистанционного обучения;
  • наличие высококачественных технических условий (оборудованные учебные помещения и рабочие места учителя с указанием количества учащихся на 1 компьютер; количества педагогов на 1 компьютер; кабинета(ов), обеспечивающего(их) проведение видеоконференций и вебинаров; скорость Интернета; каналы онлайн доступа, провайдеры);
  • использование ресурсов для обучения учащихся собственной ОО и учащихся из иных ОО по учебным программам общего образования и дополнительным программам обучения (необходимо уточнить, какие именно ресурсы могут быть использованы; численность учащихся из других ОО, которые могут быть обучены с использованием данных ресурсов);
  • наличие ресурсов для обучения учащихся по индивидуальным образовательным траекториям (категории обучающихся, для которых целесообразно использование Сетевой дистанционной  школы с имеющимися в ОО ресурсами для этого);
  • наличие вебсайта учебного заведения, на котором общедоступно предоставляется достоверная информация о работе ОО на базе системы автоматизированного мониторинга;
  • использование в образовательном процессе возможностей информационной системы «Дневник.ру».

Требования к кадровому обеспечению:

  • доля педагогов, повысивших квалификацию в течение учебного года (не менее 20%);
  • доля молодых педагогов в составе педагогического коллектива до 29 лет (не менее 5%);
  • развитие ИКТ-компетентности педагогического коллектива;
  • использование педагогами ИКТ в образовательном процессе, в т. ч. тиражирование навыка применения ИКТ (проведение и участие в семинарах, вебинарах, мастер-классах, круглых столах, конференциях и т. д.);
  • составляющая численности педагогов, участвующих в работе профессиональных сетевых сообществ (% от общего количества педагогов ОО; конфигурация участия – создание личного вебсайта, блога, участие в веб-конференциях и вебинарах, веб-ссылки);
  • количество педагогов, осуществляющих обучение с применением технологии дистанционного обучения (по основной или дополнительной образовательной программе).

Проект предполагает создание базовых организаций, которые станут работать в сети с группами из четырех-пяти других ОО. С применением ИКТ возможностями базовых ОО могут пользоваться небольшие и малокомплектные средние учебные заведения. Так, для сетевых школ создано информационное ядро – комплекс учебных курсов, которыми имеет возможность воспользоваться каждый участник проекта.

В реализации проекта «Сетевая дистанционная школа» принимали участие около 50 школ различных районов области. Впоследствии конкурсного отбора и включения в проект перед администрацией ОО появлялась вторая задача – подготовка локальных актов по внедрению дистанционного обучения. ОО подготовили и разместили на своих веб-сайтах положения о сетевой дистанционной школе с изложением основных понятий, необходимых для сетевой формы организации образовательного процесса:

  • дистанционное обучение,
  • дистанционное образование,
  • система дистанционного обучения,
  • дистанционные технологии в школьном образовании,
  • ИКТ,
  • электронный образовательный ресурс,
  • образовательный контент,
  • виртуальная аудитория,
  • виртуальная лаборатория дистанционного обучения,
  • инструментальные средства дистанционного обучения.

Направления деятельности участника проекта «Сетевая дистанционная школа» 

Обучающийся на дистанционных курсах:

  • выполняет задания входного контроля и самоконтроля результатов обучения;
  • развивает познавательную деятельность на учебном содержании мультимедийных и полиграфических средств обучения;
  • получает от сетевого педагога индивидуальную образовательную программу и прилагает усилия над ее освоением;
  • готовится к занятиям в компьютерном классе ОО с применением методических рекомендаций сетевого педагога и выполнения описанных в них заданий;
  • готовится к консультации, выполняет задания, данные сетевым педагогом, и задает вопросы для наилучшего изучения нового учебного материала;
  • принимает участие в коммуникации «учитель – ученик», позволяющей уточнить понимание учеником основных теоретических положений курса и систематизировать знания по контролируемому разделу программы;
  • выполняет задания для промежуточного контроля, самоконтроля и самооценки персональных результатов обучения;
  • организует собственную образовательную деятельность, направленную на удаление затруднений, выявленных педагогом в результате контроля;
  • выполняет задания итогового контроля и реализует рефлексию персональной работы на основе ее результатов.

Администрация ОО, участвующая в проекте «Сетевая дистанционная школа», устанавливает следующее содержание учебно-методических комплексов для учащихся:

  • учебный план ОО;
  • учебный план обучающегося;
  • программа учебного предмета (дисциплины, учебного курса);
  • учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу);
  • практикум или практическое пособие;
  • тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;
  • методические рекомендации по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

Учебно-методические пособия ученик получает в личную собственность по каждому предмету без права их тиражирования или передачи другим лицам и организациям. Обучающие материалы могут предоставляться ученикам в виде электронных курсов, виртуальных лабораторных практикумов, компьютерных систем контроля знаний с наборами тестов, других электронных материалов на магнитных или оптических носителях; печатных изданий; электронных ресурсов с онлайн доступом по сети.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль