Оценка знаний учащихся в ходе образовательного процесса

965

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

При рассмотрении данного вопроса необходимо понимать, что отметка и оценка знаний учащихся, являются разными категориями. Если рассматривать классическую систему аттестации, то очевидно, что она строится на отношениях, где начальником является педагог, а ученик воспринимается как подчинённое лицо. Кроме того, результатом школьника в этом случае считается освоение материала и воспроизведение его во время экзаменов, срезов знаний и контрольных работ. 

Вот почему в данном случае школьная отметка является доминирующей составляющей в образовании, а оценка результатов остаётся неизвестной. Классический подход оценки служит для того, чтобы контролировать, насколько школьник усвоил конкретную тему, сравнивая его знания с допустимой нормой. В ряде ситуаций это приводит к “человеческому фактору”, когда учитель ставит ученику отметку, не соответствующую его знаниям, просто из-за субъективно сложившегося мнения.

В этом случае оценка знаний учащихся превращается в систему: “кнута и пряника”, наказания или поощрения, дисциплинарного управления, и все школьники потенциально делятся при этом на “дураков” и “умных”, “способных” и “неспособных”, в чём выражается личное отношение преподавателя. Соответственно нельзя считать, что в данной системе отметка относится к учебному процессу. Наоборот, школьные отметки играют роль лишь контролирующей системы, которая ориентирована на короткие достижения при решении заданий внутри урока, а затем, как итоговые результаты за определённый период.

Если рассматривать такую оценку с точки зрения учащихся, то для них констатация результатов является настоящим испытанием, при котором они испытывают неуверенность, волнение и страх. В конечном результате, оценка знаний учащихся приводит к негативному восприятию не только образовательного процесса, но и подведения итогов, процессам оценивания их работы.

Многие школьники начинают понимать, что от оценки зависит их будущее, и пытаются избегать плохого результата, умело отчитываются перед педагогом, зазубривают материал, лишь бы получить достойную отметку. В действительности же школьные отметки должны занимать тривиальное место, а подлинная оценка необходима для того чтобы учащиеся:

  • Брали ответственность за собственные достижения и результаты в образовательной деятельности.
  • Осознавали, насколько они продвинулись в понимании конкретного предмета (что ещё не до конца освоено и стоит подтянуть).
  • Понимали, в чем они разбираются, и чего они не знают, учились на собственных ошибках.
  • Осознавали свои достижения в конкретной области.
  • Принимали неудачи, и оценка знаний учащихся не была наказанием. Наоборот, любая оценка была бы реальным показателем прежней неудачи или успеха.

Школьные отметки и новый подход оценивания

Вышеописанный подход оценивания считается универсальным способом управления учебным процессом, даже если цель учителя состоит в том, чтобы ученики достигли конкретных результатов. И в этом случае назначение отметки и процесса оценивания меняется кардинально. Оценка результата используется не в качестве контроля, сдачи отчётности и подведения итогов обучения. Теперь с помощью школьной отметки учащийся стимулируется к более качественной работе, он (она) понимает, на каком уровне находится в данный момент и стремится изменить это положение (развиться). Вот для чего в данном случае преподаватели придерживаются специальных принципов продуктивной оценки:

  1. Задания, способы их решения, а также другие процедуры, относящиеся к конечному результату, должны соответствовать тому материалу, который давался на занятиях.
  2. Оценка знаний учащихся должна быть более конкретной, касаться прямых компетенций в отдельных вопросах. Так, чтобы ученик понимал, чему он должен научиться.
  3. Условия, в которых школьники могут показывать свои умения по предмету, должны быть строго регламентированы.
  4. Отметки ставят только эксперты (учителя), благодаря чему каждый педагог научится понимать методологию процесса и ставя школьную отметку будет исходить из собственного опыта.
  5. Каждый тип результатов при обучении должен иметь собственные критерии оценки.
  6. Как формы так и критерии оценивания одинаково должны быть понятны участникам образовательного процесса и родителям.
  7. Школьники должны быть заблаговременно осведомлены о критериях результатов и том, как они будут оцениваться в конкретном случае.

В общем случае оценка знаний учащихся должна:

  • Проходить вовремя (для того, чтобы чувствовалась обратная связь).
  • Не должна отбирать ученическое и преподавательское время.
  • Быть такой, чтобы ученики с самыми различными способностями могли бороться за успех.
  • Вести к развитию (показывать учащемуся не только его достижения, но и его слабые стороны), помогать ему выявлять ошибки и работать над их устранением.

Исходя из вышеописанных требований, становится очевидно, что прежние способы оценки - лишь с помощью школьных отметок - в образовательной деятельности не только утратили актуальность, но и являются опасными в рамках введения новой системы образования ФГОС.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль