Становление обучающейся образовательной организации

76

Переход к информационному обществу, инновационные процессы, проникающие во все сферы общественной жизни, появление рынка образовательных услуг, актуализация проблемы конкурентоспособности образовательных организаций (далее – ОО) не могут не влиять на всю сферу образования. Положение ОО, которые одномоментно находятся в режиме реализации своих функций и развиваясь, не может быть перспективным. Сегодня все большее признание получает тезис о том, что информационное общество будет иметь базисной основой «обучающиеся организации» и «обучающиеся сообщества».

  • Первое – интеллектуальные модели. Самый главный ресурс всякой организации – люди. Каждый человек индивидуален и неповторим, имеет отличающуюся от подобных себе интеллектуальную модель (способ восприятия мира, анализа информации, способ мышления). Различия в восприятии и оценке определяет многоплановое видение любой ситуации, многовариантность решения. Анализ интеллектуальных моделей позволяет изучать и корректировать их, меняя стереотипы, мешающие совершенствованию личности.
  • Второе – личное мастерство. Оно заключается в постоянном прояснении и углублении личного видения, аккумуляции энергии, воспитании терпения и умения непредвзято смотреть на вещи. Приобретение и поощрение личного мастерства предполагает присутствие материальных и нематериальных мотивов, побуждающих персонал к личностному росту.
  • Третье – обучение в группе. Групповое обучение жизненно необходимо, т. к. именно группы, а не отдельные индивиды становятся основной обучающей единицей в современных организациях. Когда реально идет обучение, демонстрируют очень высокие результаты не только группы, но и составляющие их единицы развиваются быстрее, чем это могло произойти в другой ситуации. Обучение в малых и больших группах предполагает всем знакомые тренинги и семинары, свободный обмен мнениями в группе – диалог и полилог.
  • Четвертое – общее видение. Практика общего видения содержит умение рисовать общие «картины будущего», фиксирующие участие в процессе всех участников. Только благодаря общему видению человек способен учиться не по чьим-то указкам и велению, а по внутренним мотивам, по собственному желанию.
  • Пятое умение – системное мышление. Без него остальные четыре являются разрозненными приемами, трендовой новинкой управления. Структура эффективной организации такова, что функционирование каждого будет вкладом в общее дело и сотрудники ясно понимают свои место и роль в этой системе, осознают зону ответственности и область, в рамках которой они имеют право самостоятельно принимать решения.

Определение понятия «обучающаяся образовательная организация»

Понятие обучающаяся образовательная организация непросто сформулировать. При относительной свежести этого понятия, оно постоянно оспаривается конкурирующими формулировками и непрекращающимися дебатами.
В таблице 1 приведены наиболее распространенные определения «обучающейся организации».

Таблица 1 Наиболее распространенные определения «обучающейся образовательной организации»
Становление обучающейся образовательной организации

Отличия обучающейся образовательной организации от традиционной

Все предложенные формулировки показывают, чем является обучающаяся образовательная организация на практике. Они определяют цель, к которой нужно стремиться, чтобы организация могла быть обучающейся, и эталон, в сравнении с которым можно оценивать текущую деятельность организации. Концепция обучающейся образовательной организации рассматривает организацию как нечто динамическое, порождающее и осваивающее новые знания, которые используются для повышения эффективности собственной деятельности.
При построении такой структуры основной акцент делается на сотрудниках, в случае образовательной организации - педагоги. Именно их обучение, в том числе за счет собственного опыта, и предполагается, когда говорят об обучающейся образовательной организации.

Признаки обучающейся образовательной организации

Наряду с множеством определений существуют различные мнения относительно свойств, признаков, которые должны быть свойственны организации, чтобы можно было назвать ее обучающейся. В таблице 2 приведены черты и признаки обучающейся образовательной организации в представлении зарубежных и отечественных исследователей. Анализ имеющейся информации позволяет прийти к выводу: при всей разности взглядов на черты обучающейся образовательной организации очевидно наличие множества похожих характеристик, которые выделяют разные авторы. При этом некоторые из них можно объединить в группы, например, личностные качества сотрудников, принципы управления обучающейся образовательной организацией и т. д.

Таблица 2 Сущностные отличия обучающейся образовательной организации в интерпретации различных исследователей

Становление обучающейся образовательной организации

Различия традиционной и обучающейся образовательной организации

Все характеристики, отличающие обучающейся образовательной организации от традиционной, наиболее полно представлены в концепции С.C. Семушкиной. Как наиболее важные она предлагает следующие характеристики сотрудников: креативность, системное мышление, экспертные знания и организационную структуру, культуру, лидерство, делегирование сотрудникам управленческих прав, контроль, коммуникации, отношение к конфликту, групповую работу, корпоративное обучение.

Креативность – способность личности находить уникальные подходы к решению проблем и принятию решений. В обучающихся образовательных организациях это свойство личности наиболее востребовано. Основные параметры креативности, содействующие и поддерживающие ее развитие, – индивидуальная гибкость и отсутствие боязни рискнуть. Креативность, как интегральное качество, содержит в себе умение справляться с неудачами. Обучающиеся образовательные организации принимают негативный результат как вариант обратной связи, являющийся базой для будущей креативности. Руководители могут даже поощрять анализ неудач, создавая при этом атмосферу поддержки. Повышение креативности и внедрение новых подходов – самая серьезная задача, которая стоит перед организацией, стремящейся стать обучающейся.

Системное мышление и экспертные знания. Навык системного мышления должен быть присущ не только руководителю, но и всем сотрудникам организации, т. к. он служит залогом, что все характеристики «обучающейся организации» будут развиваться в комплексе. Навык системного мышления является условием открытия дефектов интеллектуальных моделей, а умение осознавать эти дефекты (свои заблуждения), в свою очередь, является предпосылкой формирования «обучающейся организации». Экспертные знания и опыт сотрудников организации и, в первую очередь ее руководителей, являются источником накопления интеллектуального капитала как базового ресурса «обучающейся организации».

Структура. С точки зрения структуры для обучающейся образовательной организации характерны следующие черты:

  • придание иерархическим пирамидам более четкой формы за счет уменьшения количество сотрудников среднего управленческого звена и развития горизонтальных связей;
  • создание сетевых коммуникаций;
  • ориентация на работу в командах, проектных и целевых группах вместо прежних постоянных функциональных отделов;
  • организация и автономизация разнообразных деловых центров взамен традиционных иерархий;
  • минимальное количество межфункциональных барьеров.

Организационная культура. Основным становится требование, чтобы организационная культура способствовала обучению, побуждала сотрудников постоянно сомневаться в абсолютной правильности существующих форм, методов и практики работы в поисках улучшений, нацеленных на развитие преимуществ их предприятия. Она должна создавать внутренний климат, когда обучение и знание являются базовой ценностью.

Лидерство. Для обучающейся образовательной организации необходимо наличие сильных лидеров. Их роль состоит в формировании разделяемого сотрудниками видения перспективы, воспитании в них преданности организации, поощрении эффективных методов принятия решений с помощью наделения работников полномочиями, конструировании горизонтальных структур.

Делегирование полномочий и гибкость контроля. В обучающейся образовательной организации сотрудникам предоставлены полномочия, свобода принятия самостоятельных решений. Они обладают достаточными для этого профессиональными знаниями, опытом и возможностями. Наделение управленческими полномочиями может происходить в форме самоуправляемых рабочих групп, обогащения процесса деятельности, эффективного участия в управлении и в предоставлении возможностей для принятия решений, обучения и получения информации. Это позволяет педагогам самостоятельно, без тотального контроля выполнять поставленные задачи. Отказ от постоянного контроля выступает в обучающейся образовательной организации залогом восприимчивости к инновациям.

Коммуникации и информация. Коммуникации в обучающейся образовательной организации отличаются открытостью, наличием обратной связи в виде анализа ошибок и неудач, доступностью информации для всех педагогов. Особая роль отводится горизонтальным связям, необходимым для координации усилий по достижению целей, интерактивным формам общения, позволяющим сделать процесс коммуникации более динамичным.


Педагогам обучающейся образовательной организации требуется большое количество информации, они должны иметь возможность оценивать ситуацию как в организации в целом, так и на своем участке работы. Поэтому общедоступность и возможность свободного обмена информацией становится одной из важнейших характеристик такой структуры.

Отношение к конфликту. В обучающейся образовательной организации конфликты разрешаются посредством взаимного обучения и взаимного принятия различных точек зрения, имеющихся у работников, в том числе путем переориентации в приложении своих усилий – на перенос внимания с межличностных столкновений на существо разногласий.

Групповая работа. Групповая работа является одной из базовых ценностей культуры обучающейся образовательной организации. Групповая работа также способствует проявлению креативности как важнейшей характеристики педагога поскольку понятие креативности включает в себя способность к обдуманному риску. В группах педагоги вынуждены брать на себя новые обязанности и играть новые роли, что способствует овладению новым опытом.

Обучение персонала. В обучающейся образовательной организации обучение и профессиональная подготовка – полноправная стратегическая деятельность и необходимый вклад в создание знания и интеллектуального капитала организации. Процесс формирования, обмена и применения знания поддерживается и поощряется, а затраты на обучение рассматриваются как возможность для получения новых доходов.

Педагоги в этом случае не просто пассивно получают информацию и знания, которые им предлагаются, а активно используют их для преобразования своей работы и организации в целом, ищет способы разрешения возникающих ситуаций и применения результатов обучения.

Идеи обучающейся образовательной организации в практике системы образования

Рассмотрев сущностные отличия обучающихся образовательных организаций, выделенные в теории менеджмента, обратимся к опыту использования этих идей в практике системы образования.
По мнению Г.Г. Игнатьевой, прямой перенос идей обучающейся организации в сферу образования невозможен, так как у образовательной организации нет конечного материального продукта. Ученые г. Санкт-Петербурга О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына выделяют два основных принципа организации деятельности ОО, ориентиром жизнедеятельности которой является профессиональное развитие педагогов:

  • понимание школы как обучающейся образовательной организации, объединяющей людей общими ценностями;
  • ориентация на создание условий для самореализации человека, постоянного обновления профессионально-педагогической деятельности, обусловленного внутренним стремлением учителя и школы к совершенству создание системы корпоративного образования;
  • делегирование полномочий;
  • разработка системы поощрения педагогических инициатив.

ОО является открытой социальной системой. Каждая образовательная система может действовать в различных режимах: функционирования, перехода от функционирования к развитию, развития. Успешное функционирование образовательной системы определяется как деятельность, в ходе которой достигается запланированный стабильный результат.

Согласно позиции В.C. Лазарева, общая схема модели развития образования основывается на связи развития не с успешной реализацией дискретных реформаторских программ, а с непрерывным инновационным процессом, осуществляемым инновационной системой ОО. Инновационные процессы в ОО реализует его педагогический персонал. Готовность к осуществлению непрерывного инновационного процесса в ОО требует от самого персонала его непрерывного развития.

Понятие персонал в зарубежной практике часто используется в сочетании с понятием менеджмент. Категория персонал означает смещение акцента в управлении на индивидуально-личностные, персонифицированные особенности каждого отдельного работника, а не обезличенную рабочую силу. В этом понятии человек выступает и как важный элемент процессов производства и управления, и как носитель экономических отношений, источник экономических результатов, и как личность с потребностями, мотивами, ценностными отношениями. Это еще больше подчеркивает комплексность проблем управления персоналом.

Однако в неанглоязычных странах, в т. ч. в России, понятие менеджмент имеет особую смысловую нагрузку и означает не столько классическое управление, сколько партнерство. Менеджмент как тип управления, рожденный потребностями рыночной экономики, имеет вполне определенные характеристики в сфере образования (приоритет человеческого фактора, гибкие организационные формы, профессиональная подготовка менеджеров).

Профессиональное развитие педагога можно определить как рост, становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, знаний и умений, но активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности.

В рамках системного подхода развитие ОО может быть представлено в виде триады, включающей в себя развитие процесса и развитие организации, между которыми существуют системные взаимосвязи. Процесс развития школы базируется на представлении, что система может развиваться только в том случае, если в ее подсистемах: организация, учебный процесс и персонал также происходят изменения. При этом имеет место не причинно-следственная связь, а взаимодействие внутри системы, когда две системы дополняют друг друга и оказывают благотворное взаимное воздействие.

Инновационные процессы в ОО и непрерывное развитие педагогического персонала выступают как две взаимозависимые и взаимодополняющие системы, обеспечивающие непрерывное развитие ОО, в результате которого происходит становление его как «обучающейся организации (см. рисунок). Рассмотрение обозначенных позиций позволяет определить становление обучающейся образовательной организации как процесс и результат непрерывного развития, обеспеченный непрерывностью инновационных процессов, осуществляемых в ОО, и непрерывным развитием педагогического персонала.

Системные взаимосвязи в процессе становления обучающейся образовательной организации Основные параметры, которые характеризуют обучающуюся образовательную организацию, фокусируются на трех уровнях ОО: организационном, командном, персональном. В таблице 3 представлена соответствующая каждому уровню совокупность признаков ОО как обучающейся организации и измерители, позволяющие определить наличие признаков.
На персональном уровне признаками такой организации выступают профессионально-значимые личностные качества педагогического персонала и его нацеленность на непрерывное развитие как главная ценность персонала «обучающейся организации».
 

Таблица 3 Способы измерения признаков обучающейся образовательной организации

Становление обучающейся образовательной организации

На командном уровне признаками такой организации выступают: наличие в организации самоуправляемых рабочих команд, ориентация персонала на работу в команде, наличие лидеров, способных возглавить команды. В современных организациях именно команды, а не индивиды, являются основной обучающейся единицей, что обеспечивает более высокие результаты, в т. ч. более быстрое и эффективное индивидуальное развитие персонала. Это связано с ролью команд как ключевых органов принятия решений.

В условиях ОО команды – это спонтанно и специально организующиеся группы людей, входящих и не входящих в состав педагогического коллектива, объединенных общими интересами и едиными целевыми установками для осуществления деятельности творческого характера педагогического содержания, как правило, стратегического уровня развития ОО. По времени деятельности команды более долговременны, чем рабочие группы, более динамичны, мобильны, профессиональны, продуктивны.

Педагогические команды формируются в ОО для решения задач развития, включая задачи инновационного характера. На организационном уровне признаками обучающейся образовательной организации выступают непрерывность инновационных процессов, внутрифирменное обучение, климат, способствующий обучению. Уровни соответствия ОО признакам обучающейся образовательной организации Наличие или отсутствие признаков такой организации, степень их проявления позволяют констатировать ее соответствие признакам обучающейся образовательной организации на одном из возможных уровней: соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует.

Характеристика каждого возможного уровня соответствия ОО обучающейся образовательной организации представлена в таблице 4.

Таблица 4 Уровни соответствия ОО признакам обучающейся организации

Становление обучающейся образовательной организации
Выявленное несоответствие или частичное несоответствие позволяет управленческим командам определить направления развития ОО, результатом которого будет становление его как обучающейся образовательной организации. Процесс становления обучающейся образовательной организации не может происходить стихийно. Исследователи этого феномена единодушны в том, что обучающаяся образовательная организация – это не новая модель построения и развития учреждения, а, скорее, комбинация управленческих инструментов, сведенных воедино.

Процесс становления обучающихся образовательных организаций способны возглавить методические и научно-методические службы. Традиционно состав научно-методической службы ОО представлен заместителем директора по научно-методической работе, руководителями профессиональных педагогических сообществ, педагогом-психологом, социальным педагогом, библиотекарем и другими специалистами. Осознавая реальные возможности научно-методической службы ОО, считаем допустимым привлекать к научно-методическому сопровождению педагогического персонала в процессе становления обучающейся образовательной организации приглашенных специалистов системы повышения квалификации, ученых, преподавателей вузов, педагогов, выполняющих диссертационные (кандидатские и магистерские) исследования, которые готовы и могут выступать в роли внешних консультантов, кучей, супервизоров.

Практика приглашения внешних консультантов к сотрудничеству с инновационными ОО в настоящее время является достаточно распространенной и доказавшей свою состоятельность. Такая практика позволяет использовать комплекс технологий, отвечающих задачам научно-методического сопровождения педагогического персонала в становлении обучающейся образовательной организации». Кроме того, привлеченные специалисты могут осуществлять подготовку руководителей профессиональных сообществ педагогов к реализации научно-методического сопровождения. В этой связи научно-методическую службу ОО правомерно рассматривать как совокупную общность специалистов образования, т. к. она представляет собой совокупность людей, объединенных общей профессией и общими целями педагогической деятельности.

Возглавляя научно-методическую службу, заместитель директора по научно-методической работе несет ответственность за обеспечение процесса развития школы, является идеологом, разработчиком методического инструментария в решении задач, связанных с реализацией программы развития школы, руководит инновационными процессами, планирует организацию и содержание научно-методической и опытно-экспериментальной работы, обеспечивает ее связь с образовательным процессом. Оказывая практическую помощь педагогам по вопросам развития образовательной практики, насыщения ее элементами содержания научной деятельности, запуская и сопровождая инновационные процессы, заместитель директора по научно-методической работе становится учителем учителей.

Смысл и назначение деятельности заместителя директора по научной и методической работе состоит, в первую очередь, в обеспечении компетентного, действенного и эффективного управления процессами развития школы, управления ее переходом на новый качественный уровень, в осуществлении глубоких и системных инноваций. Эти инновации должны привести к обновлению ценностных и духовных оснований школы, ее философии, понимания ее предназначения, структуры, содержания, организации и технологий обучения и воспитания. Это в свою очередь, будет означать возникновение обучающейся образовательной организации.

Таким образом, научно-методическая служба ОО, поддерживая непрерывность инновационных процессов и осуществляя научно-методическое сопровождение непрерывного развития педагогического персонала, способна содействовать становлению обучающейся образовательной организации. В обозначенном контексте изменения в содержании деятельности научно-методической службы в становлении обучающейся образовательной организации» будут состоять в выходе на первый план инновационной и обучающей функций.

При этом деятельность научно-методической̆ службы в становлении обучающейся образовательной организации будет осуществляться как научно-методическое сопровождение инновационных процессов и сопровождение развития педагогического персонала как субъекта осуществляющего инновации. В приложении представлен проект «Управление развитием педагогического персонала в условиях становления обучающейся образовательной организации».

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.pdf
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль