Учебный план физико-математического профиля

360

Образовательная программа ГБОУ города Москвы лицей № 1580 (при МГТУ им. Н.Э. Баумана) (далее – лицей № 1580) нацелена на обеспечение непрерывности среднего и высшего образования. Достижению этой цели способствует решение комплекса задач:

Учебный план физико-математического профиля

Учебный план физико-математического профиля лицея № 1580 (табл.1) предусматривает организацию увеличения количества образовательных часов, отводимых на предметы «Математика» и «Физика», а также усиление практико-деятельностной составляющей других дисциплин. Вместе с тем форма организации образовательного процесса на старшей ступени содержит элементы, характерные для вуза (лекционно-семинарская система преподавания, объединение классов в поток на лекции и деление на подгруппы на семинарах; зачетные недели, стендовые домашние задания, коллоквиумы; индивидуальные учебные планы).

Учебный план физико-математического профиля

Помимо деления на подгруппы при изучении предметов физико-математического профиля, данный подход используется и при изучении русского и английского языков. Это позволяет достичь высокой степени индивидуализации в обучении, включенности каждого обучающегося в события урока. Из 36 ч недельной нагрузки в течение 19 ч ведется обучение по подгруппам, 4 ч отводится для лекционных занятий на поток из двух классов и только 13 ч – на обучение одним классным коллективом. Это обусловило и реализуемый в лицее подход к составлению расписания: оно составляется для подгрупп, которые объединяются на уроках отдельных предметов. Подгруппы класса (подгруппа а и подгруппа б) имеют постоянный состав, а расписание подгрупп не симметрично, это можно увидеть на фрагменте расписания уроков в таблице 2.

Учебный план физико-математического профиля

Предметы физико-математического профиля

Преподавание математики - одного из значимых предметов физико-математического профиля в лицее № 1580 направлено на достижение следующих целей:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для изучения смежных дисциплин, продолжения образования в вузе, прежде всего в МГТУ им. Н.Э. Баумана;
  • интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как форме описания и методе познания действительности;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Кроме обязательных тем, входящих в содержание программы по математике в рамках освоения среднего (полного) общего образования, в лицее № 1580 предусмотрено изучение целого ряда дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсу математики и углубляющих его по основным идейным линиям. Дополнительно включены следующие самостоятельные разделы:

  • комплексные числа;
  • элементы комбинаторики;
  • элементы теории вероятностей и математической статистики.

Эти разделы в настоящее время не включены в программу образовательного процесса, однако являются важными содержательными компонентами современной системы непрерывного математического образования . Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей обучающихся, имеющих склонность к математике, с другой – восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию углубленного изучения необходимую целостность.

Преподавание в 10–11-х классах ведется по лекционно-семинарской системе. Лекции охватывают важнейшие теоретические разделы алгебры, геометрии, математического анализа, предваряют материалы на семинарских занятиях. 

Преподавание физики - второго значимого предмета физико-математического профиля направлено на формирование компетенций подлинно научного мировоззрения с опорой на экспериментальные факты. Для реализации этой цели курс физики ориентирован на выполнение следующих задач:

  • дать представление об основных разделах физики;
  • обеспечить глубокое понимание обучающимися физических понятий;
  • познакомить обучающихся с научными методами познания и основами научно - исследовательской деятельности;
  • показать место физических методов исследования в современной науке и технике и роль физического эксперимента как основного источника знания;
  • познакомить обучающихся с наиболее важными экспериментальными и теоретическими результатами;
  • сформировать основные экспериментальные умения;
  • научить строить физические модели происходящего и устанавливать причинно - следственные связи между явлениями;
  • способствовать развитию творческих способностей и интереса обучающихся к изучению физических явлений;
  • создать условия для профессионального самоопределения обучающихся и их адаптации к обучению в МГТУ им. Н.Э. Баумана на базе глубоких знаний физики, лежащих в основе большинства инженерных специальностей университета.

На лекциях по физике дается изложение основного теоретического материала, разбираются характерные примеры, показываются демонстрационные эксперименты. На семинарских занятиях обучающиеся получают дополнительные теоретические сведения, знакомятся с примерами, иллюстрирующими отдельные теоретические положения, осваивают методы и приемы решения физических задач. В ходе выполнения лабораторных работ обучающиеся знакомятся с организацией физического практикума, выполняют работы, наглядно показывающие важнейшие положения теории. Для обеспечения возможности самостоятельного творчества обучающихся работы выполняются по индивидуальному графику. Схема организации физического практикума аналогична принятой в вузе и осуществляется поэтапно:

  1. Допуск к выполнению. Перед каждой работой учащийся получает допуск к ее выполнению, демонстрируя знакомство с основными положениями теории, иллюстрацией которых служит данная работа, а также с устройством установки.
  2. Выполнение работы. Учащийся самостоятельно проводит необходимые серии измерений и делает статистическую обработку их результатов, используя теорию погрешностей.
  3. Защита. Учащийся защищает результаты работы на собеседовании с преподавателем.

Такой подход позволяет познакомить обучающихся с основными принципами проведения физического и инженерного эксперимента, с важнейшими измерительными приборами и принципиальными положениями теории измерений. Дополнительные навыки экспериментальной работы обучающиеся получают на практикуме по химии, осваивая общие подходы к организации научного эксперимента и исследования, и во внеурочной деятельности.

Эффективность выбранной формы учебного плана физико-математического профиля

Эффективность выбранной формы учебного плана физико-математического профиля подтверждается независимой экспертной оценкой: в стартовой диагностике овладения выпускниками основной школы метапредметными (общеучебными) умениями (далее – МПУ) на основе предметов естественнонаучного цикла, проведенной ГАУ г. Москвы «Московский центр качества образования» в сентябре 2013 г., 10-классники лицея № 1580 (классы 10–3 и 10–10) продемонстрировали результаты значительно выше среднего по всей выборке (12 тыс.человек). Сравнительные результаты представлены в таблице 3.

Учебный план физико-математического профиля

Интеграция предметов физико-математического профиля

Несмотря на то что математика и физика изучаются как отдельные предметы, при разработке учебного плана физико-математического профиля предусмотрена их согласованность и метапредметная интеграция, что делает изучение каждого следующего раздела математики или физики личностно актуальным, знания не заучиваются, а присваиваются обучающимся как новый субъектный опыт.

Для решения задач по физике в первую очередь необходимо, чтобы у обучающихся были сформированы умения производить тождественные алгебраические преобразования. В задачах на законы сохранения могут встретиться системы, включающие одновременно квадратные, линейные и тригонометрические уравнения. Знакомство с геометрическими функциями, освоение навыков тождественных преобразований и решения простейших тригонометрических уравнений происходит уже в 9-м классе, на эту тему отводится 30 ч учебного времени. На более глубоком уровне тригонометрия изучается в курсе 10-го класса.

Для успешного изучения физики также необходимо умение работать с функциями, знать как находить экстремумы. Тригонометрические уравнения особенно нужны при изучении колебательных процессов (1-е полугодие 11-го кл.), показательные и логарифмические функции – в ядерной физике (февраль – март 11-го кл.). Обучающиеся должны уметь строить графики, выражающие физические закономерности. Формированию этого навыка отводится значительное время в курсе алгебры в 9-м классе, в курсе математического анализа в 10-м - отдельно рассматривается тема «Линейные преобразования графиков функций». Формирование понятий математического анализа у обучающихся предметам физико-математического профиля происходит параллельно. Достигается представление, что абстрактные математические положения, относящиеся к функциональным зависимостям, переплетаются с конкретными физическими явлениями, любая математическая модель может описать отражение реальности. Этим обусловлено также большое внимание к решению различных текстовых задач высокой сложности на протяжении всего обучения математике.

Геометрия (чаще планиметрия) востребована при изучении кинематики и геометрической оптики. Это было одним из аргументов за преподавание геометрии на старшей ступени в форме параллельных курсов стереометрии (2 ч в неделю) и планиметрии (1 ч в неделю). Исторически пересечение внутренних потребностей физики и математики способствовало их развитию. Математика предоставляла инструментарий для выражения общих физических закономерностей и методы описания новых физических явлений и фактов, а физика постановкой новых задач стимулировала развитие математики. Сведения из истории наук являются почвой для применения эвристического подхода в преподавании, что облегчает восприятие обучающимися теоретического контента программ учебного плана физико-математического профиля.

В связи с тем, что обучение в лицее № 1580 ведется с 8-го класса, и донабор осуществляется в 9, 10 и 11-ом, необходимость обеспечить возможность изучения полного, целостного курса всеми обучающимися, независимо от точки входа, достигается использованием принципа концентризма при построении расписания и спиралевидного расположения учебного материала.

Формы контроля и промежуточной аттестации по предметам физико-математического профиля

Формы контроля и промежуточной аттестации по предметам физико-математического профиля, помимо традиционных самостоятельных и контрольных работ, включают стендовые (индивидуальные домашние) задания; семестровые контрольные работы; зачеты; переводные экзамены.

Стендовые задания по физике и математике являются частью традиционных домашних заданий в 10–11-х классах, однако на их выполнение дается две-три недели, набор задач индивидуален для каждого обучающегося в группе, а содержание охватывает целый раздел изучаемого материала. Например, в курсе математики в качестве стендовых заданий предусмотрены проектно-исследовательские работы по следующим темам:

  • «Линейные преобразования графиков функций»,
  • «Построение сечений многогранников»,
  • «Приложение производной»,
  • «Системы с параметром» и др.,

в физике – расчетно-графические задания по темам:

  • «Молекулярная физика и термодинамика»,
  • «Расчеты процессов в электрических цепях»,
  • «Геометрическая оптика» и др.

В эти задания выносятся трудоемкие задачи, требующие кропотливых расчетов и аккуратного построения большого числа графиков. Свое название стендовые домашние работы берут как от существовавшей ранее формы предоставления заданий обучающемуся (задания буквально размещались на стенде), так и от существующей по сей день формы представления работ – стендовой защиты. Защита индивидуальной работы одного из предметов физико-математического профиля может проходить в форме собеседования с учителем или в форме публичной защиты с привлечением соответствующего теоретического материала и демонстрацией результатов своего проекта на плакатах или слайдах, реже – на материальных моделях. Выполняя работу, обучающийся выбирает удобный темп, он может использовать учебную литературу, получать консультацию учителя. Задание сдается в письменном виде строго в установленный срок. Использование такой формы, как стендовое домашнее задание, обеспечивает систематизацию знаний учащегося, полученных при изучении темы, прочное овладение новыми навыками и обогащение известных ранее алгоритмов деятельности, включение полученного опыта в систему предметных компетенций, формирование навыка планирования своей работы и ответственности за ее результаты. Анализ стендовых заданий, выполненных обучающимися, позволяет сделать вывод о качестве усвоения пройденного материала и подготовке обучающихся к восприятию следующей темы. Без сдачи всех стендовых заданий за учебный период обучающиеся не допускаются к зачету.

В соответствии с учебным планом физико-математического профиля в лицее №1580 промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме семестровых (полугодовых) контрольных и зачетов по математике и физике во всех 8, 9, 10 и 11-х классах в конце 1-го полугодия и семестровых контрольных, включая информатику и ИКТ и экзаменов по математике и физике (8-х и 10-х кл.) по окончании учебного процесса в первой декаде июня. Семестровые контрольные являются квинтэссенцией углубленного компонента предметного содержания, требуют от учащихся широты мышления и творчества в поиске, комбинации или даже изменения известных алгоритмов, исходя из особенностей предложенной учебной задачи. Содержание семестровых работ соответствует пройденному за полугодие материалу, представляет собой своеобразный итог обучения по предмету и включает обычно 7–10 заданий различного уровня сложности. На выполнение семестровых работ по информатике и ИКТ отводится в 8–10-х классах - 2 ч, в 11-х – 4 ч, по математике и физике в 8-х классах – 3 ч, в 9–11-х – 4 ч.

Зачетная форма контроля обеспечивает систематизацию знаний, полученных в семестре; переводные экзамены позволяют обучающимся повторить учебный материал за весь год. На зачеты в конце первого полугодия (семестра) выносятся основные, базовые темы, имеющие большое значение для дальнейшего успешного обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а на экзамены по окончании года – все вопросы, предусмотренные учебным планом физико-математического профиля. Зачеты и экзамены проходят в устной форме; время на подготовку ответа соответствует требованиям технического университета для студентов во время сдачи сессии, что способствует постепенной адаптации в вузе.

Индивидуальные учебные планы физико-математического профиля

Переход на индивидуальные учебные планы физико-математического профиля по ряду дисциплин обусловлен различными стартовыми условиями обучающихся на начало учебного года. В параллели на уровне нескольких классов или групп, в каждой образовательной области создана система элективных курсов. Так, учебные планы классов, где собраны учащиеся, проявляющие повышенный интерес к изучению информатики и ИКТ, включают следующие элективные курсы:

  • «Теоретические основы информатики» (8–9-е кл.);
  • «Программирование. Углубленный курс» (8–9-е кл.);
  • «Информатизация офиса» (10-е кл.);
  • «Объектно-ориентированное программирование» (11-е кл.).

В 10-х классах вновь набранным учащимся предлагается элективный курс «Основы инженерной графики», являющийся важной частью предпрофильной подготовки и ориентированный на продолжение образования в техническом вузе. В связи с набором в лицей № 1580 на одногодичное обучение в 11-м классе для данных обучающихся сформирован индивидуальный учебный план, предусматривающий 6 ч семинаров по физике (без практикума), элективные курсы «Теоретические основы математики», «Избранные разделы физики», что позволяет пройти подготовку по предметам физико-математического профиля в полном объеме.

Тематика и профиль лицея выбранных обучающимся элективных курсов определяют впоследствии набор предметов для сдачи в ходе государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена – (далее – ЕГЭ). Как правило, кроме математики и русского языка, являющихся обязательными экзаменами, лицеисты выбирают физику, информатику и ИКТ. Следует также отметить, что ежегодно растет количество выпускников лицея, получивших 100 баллов на ЕГЭ (4 человека – в 2012 г., 16 человек – в 2013 г.) и 220 и более баллов по сумме трех экзаменов (в 2012 г. – 153 человека, в 2013 г. – 206 человек). Ниже приведены данные за последние три года по количеству участников и результатам ЕГЭ (табл. 4).

 Учебный план физико-математического профиля

Закрепление знаний по предметам физико-математического профиля

Образовательной программой лицея №1580 предусмотрено проведение в 10-м классе летней научно-ознакомительной практики на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана в объеме около 70 ч за две недели (увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах по решению образовательной организации). Основные задачи – профориентация, профессиональное самоопределение старшеклассников и закрепление компетенций научной и исследовательской деятельности по предметам физико-математического профиля. Во время практики перед старшеклассниками открываются двери кафедр, лабораторий, испытательных полигонов, научных обществ и студенческих объединений МГТУ им. Н.Э. Баумана; осуществляется примерка новых социальных ролей «я – студент», «я – инженер», «я – исследователь». Результатом работы становится адекватная самооценка обучаемого, осознанный выбор направления продолжения обучения и последующей профессиональной деятельности.

Благодаря качественному профильному образованию, интегрирующему глубокое содержание, современные формы организации образовательного процесса и ориентацию обучающихся на получение высшего образования в сфере технических наук и промышленности, ежегодно 100% выпускников лицея № 1580 становятся студентами высших учебных заведений, при этом более 70% поступают в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Действующие в лицее механизмы организации образовательного процесса обеспечивают его качество, обуславливают достижение его выпускниками высоких образовательных результатов и становятся залогом успеха в дальнейшем обучении в вузе.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль