Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса

129

В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утверждением на федеральном уровне показателей мониторинга системы образования (приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования») и Порядка проведения самообследования образовательной организацией (приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организации») становится обязательным условием ориентирование в управлении образовательной организацией (далее – ОО) на степень удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.

Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг в МБОУ СОШ № 28 г. Ульяновска (далее – СОШ № 28) учитывает тот факт, что качество школьного образования – понятие многомерное. Под оценкой качества образования традиционно понимают и качество условий, и качество процессов, и качество результатов освоения обучающимися образовательных программ. Поэтому проведенное исследование основывается не только на статистических показателях, полученных при проведении анкетирования, опросов участников образовательного процесса, внешних потребителей образовательных услуг ОО, но и на субъективных оценках соответствия этих показателей потребностям учащихся, их родителей (законных представителей), педагогов.

Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг  включал в себя анкетирование родителей и учащихся. В анкеты включены вопросы, направленные на выявление степени удовлетворенности потребителей:
•    качеством созданных условий обучения (профессиональный уровень учителей, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, эффективность системы информирования родителей о процессе образования обучающихся);
•    качеством организации процесса освоения обучающимися образовательной программы (эффективность технологий обучения, степень индивидуализации и дифференциации педагогических воздействий учителя);
•    качеством образовательных результатов.

Ежегодно проводится сбор и анализ информации о социальной успешности выпускников. Соответствующие запросы направляются в вузы, колледжи и техникумы, а также в организации, принявшие на работу бывших учащихся СОШ № 28.

Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг включает также анкетирование педагогов. Учителям предлагается оценить по 10-балльной системе условия, созданные администрацией для качественной организации профессионально-педагогической деятельности.

Результаты анкетирования помогают выявить степень эффективности управления, они доводятся до всех участников образовательного процесса, обсуждаются на заседаниях педагогического совета, дают возможность наметить мероприятия по улучшению предоставляемых образовательных услуг.

Анализируя полученные  во время мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг показатели степени удовлетворенности потребителей, администрация ОО исходит из того, что по своей природе качество образования – это объективно-субъективная оценка условий обучения личности, которая зависит от развития потребностей оценивающих субъектов, их представлений о качестве образования. Некоторые объективные составляющие качества образования могут быть более актуальны для определенной группы лиц, другие – менее, третьи – совсем неактуальны в силу занимаемой социальной позиции, выполняемой социальной роли, уровня развития индивидуальных потребностей (познавательных, профессиональных, личностных и др.). Дифференцированная интерпретация полученных показателей позволяет выделить целевые социальные группы среди учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов для организации конкретных мероприятий по повышению степени их удовлетворенности качеством.

Результаты проведения мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг

Основные запросы потребителей связаны с улучшением качества условий организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности. В ряде случаев ожидания отдельных категорий субъектов образовательного процесса совпадают. Например, по результатам анкетирования совпали запросы учителей и родителей учащихся относительно обеспечения свободного доступа в удобное для потребителей время к уставу СОШ № 28, положениям, регламентирующим организацию образовательного процесса. Принятие устава и локальных актов проходит с участием педагогов и родителей. Однако время от времени у педагогов и родителей учащихся возникает потребность уточнить особенности организации внутренних процессов школьной жизни, поэтому у них должна быть возможность иметь под рукой актуальную версию внутренних нормативных правовых актов ОО.

Во время мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг выяснилось, что пожелания различных групп потребителей достаточно разноплановые и конкретные. Так, учащиеся выразили пожелания по поводу открытия физкультурно-оздоровительного комплекса, оказания дополнительной педагогической поддержки при освоении ОО «иностранный язык», организации в зимнее время на территории СОШ № 28 катка для занятия хоккеем. Их родители хотели бы иметь возможность большего выбора дополнительных платных услуг. Педагоги пожелали исключить полностью внутренний бумажный документооборот.

По итогам анкетирования во время мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг в текущем учебном году были запланированы и реализованы мероприятия, ориентированные на разные группы потребителей: 
•    разработаны индивидуальные образовательные маршруты для учащихся 9–10-х классов по английскому языку, ориентированные на разный уровень освоения учащимися программы учебного предмета;
•    создана локальная внутришкольная сеть для организации электронного документооборота между педагогами и администрацией;
•    сформированы и размещены в свободном доступе электронные базы методических материалов и локальных актов на сайте ОО.

Подобная работа требует системного подхода, но ее эффективность очевидна. С целью повышения уровня управления была поставлена задача разработки регламента проведения мониторинга степени удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг (приложение) и его официального утверждения как локального нормативного правового акта СОШ № 28. 

Регламент проведения мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг

Для разработки регламента была создана рабочая группа, состоящая из представителей администрации, педагогов, учащихся, членов общешкольного родительского комитета и независимых экспертов. На этапе разработки регламента было организовано его общественное обсуждение на заседаниях педагогического совета, общего родительского собрания, классных часах, совете старшеклассников и в социальных сетях в Интернете. Все участники процесса принимали участие как в разработке самого регламента проведения мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг, так и в создании анкет для проведения опросов. Особенно активно обсуждали перечень индикаторов оценки удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг. В первоначальной редакции перечень индикаторов был очень объемным, плохо структурированным, возникали трудности в реализации полного перечня индикаторов при составлении анкет. В ходе обсуждений удалось сформулировать универсальные индикаторы, охватывающие основные моменты процесса оказания образовательных услуг.

Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса

Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса

Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процессаМониторинг удовлетворенности участников образовательного процессаМониторинг удовлетворенности участников образовательного процессаМониторинг удовлетворенности участников образовательного процессаМониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль