Современные формы организации дополнительного образования в школе

93
Современные формы организации дополнительного математического образования ЧОУ ОиДО «Лаборатория непрерывного математического образования» в течение 20 лет внедряет комплексную программу создания образовательной среды, вовлекающей учащихся в процесс получения фундаментального образования, исследовательскую деятельность в области математики и естественных наук. С 2001 г. 27 обучающихся ЧОУ ОиДО «ЛНМО» стали призерами проходящего в США. Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений школьников (Intel International Science and Engineering Fair – Intel ISEF) – самого крупного научного конкурса для школьников в мире. Именами пяти учеников, победивших с 2003 по 2012 г., по решению NASA названы малые планеты Солнечной системы. Каждый год до 10 выпускников поступают в аспирантуру и начинают научную карьеру, в среднем 6 выпускников ежегодно становятся кандидатами физико-математических наук.

Организация дополнительного образования  в школе с помощью частной и государственных структур

Частное образовательное учреждение общего и дополнительного образования «Лаборатория непрерывного математического образования» (далее – ЧОУ ОиДО «ЛНМО») в практике своей работы реализовало сетевое взаимодействие частного и государственных образовательных организаций, что позволило максимально эффективно сочетать основное, дополнительное математическое образование и научную деятельность, организовать непрерывное обучение в области математики.

Учащиеся государственных общеобразовательных школ на условиях сетевого взаимодействия становятся учащимися частного образовательного учреждения – ЧОУ ОиДО «ЛНМО» (приложение 1 и 2). В общеобразовательных школах создана группа по организации сетевого образовательного взаимодействия с частной структурой. Кандидатура руководителя группы – сотрудника одной из государственных общеобразовательных школ – согласовывается с руководством ЧОУ ОиДО «ЛНМО».

В процессе организации дополнительного образования в школе реализуются интегрированные программы. В классы (группы) осуществляется набор учащихся, готовых осваивать дополнительные программы образования по математике, являющиеся составной частью интегрированных образовательных программ. Состав педагогических работников общеобразовательных школ, осуществляющих обучение в классах (группах) по общеобразовательным программам (общеобразовательной части интегрированных образовательных программ), согласовывается с ЧОУ ОиДО «ЛНМО».

Обучение проводится с учетом индивидуальных образовательных достижений обучающихся и результатов их внешкольной образовательной деятельности. Эти результаты отражаются в комплексных портфолио, а также в творческих (зачетных) книжках обучающихся. Контингент обучающихся Концепция и программы обучения Особое внимание в ЧОУ ОиДО «ЛНМО» уделено учащимся 11–18 лет, обладающим глубоким, вдумчивым умом, но несколько медлительным и не способным к соревновательности, преодолению конкуренции.

Ежегодно в ЧОУ ОиДО «ЛНМО» поступают дети, которые не были участниками или победителями олимпиад, конкурсов, соревнований, получали не только хорошие и отличные отметки. Таким образом, в ЧОУ ОиДО «ЛНМО» обучаются до 90% школьников, не вовлеченных в подготовку к олимпиадам и не являющихся победителями олимпиад и конкурсов. Но именно такие учащиеся с удовольствием занимаются исследованиями.

Несколько последних лет учащиеся ЧОУ ОиДО «ЛНМО», ставшие выпускниками вузов, поступают в аспирантуру в 30% случаев (по 8–10 человек из каждого класса). Обучение в государственных школах – партнерах ЧОУ ОиДО «ЛНМО» – проходит в рамках «Концепции обучения и программы предпрофильного и профильного обучения. Специализация: Математика» (авторы: И.А. Чистяков, В.Д. Михайлов, Г.И. Полищук, Д.В. Дмитриев, Д.Г. Штукенберг).

Преподавание дополнительного математического образования ведется по авторским программам, утвержденным региональным экспертным советом Комитета по образованию правительства г. СанктПетербурга в 2008 г. и согласованным в научно-методическом центре Невского района г. Санкт-Петербурга. В 2008 г. «Концепция обучения и программы предпрофильного и профильного обучения. Специализация: Математика» была предоставлена на рецензию специалистам математико-механического факультета «Санкт-Петербургского государственного университета» (рецензенты: чл.-корр. РАН, лауреат Государственной премии СССР Г.А. Леонов и проф., д-р физ.-мат. наук Н.А. Широков).

Программы, по которым работает ЧОУ ОиДО «ЛНМО», рекомендованы к изданию и использованию в общеобразовательных учреждениях, являются методическим пособием для учителей математики. Параллельно программам дополнительного математического образования разработаны программы по биологии, английскому языку (лицензированы Комитетом по образованию правительства г. Санкт-Петербурга).

Эти программы не просто механически присоединяются к основным курсам, предусмотренным организацией дополнительного образования в школе, они становятся логическим продолжением программ основного обучения, позволяя школьникам наиболее интенсивно участвовать в работе семинаров и спецкурсов (руководителями которых являются известные ученые, аспиранты, кандидаты наук, программисты).

Идея о возможности учащихся уже в школьном возрасте создавать собственное исследование реализована администрацией ЧОУ ОиДО «ЛНМО» с 1992 г., когда в рамках работы «Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных» в г. Санкт-Петербурге стала создаваться «Концепция обучения и экспериментальная программа академического класса Аничкова лицея с профильно-элитарным стандартом обучения по математике и физике. Основное и дополнительное образование».

Экспериментальная программа включала в себя программы обучения по основным предметам школьного цикла, программы дополнительного математического образования, а также обучение по физике, программированию, программы семинаров, на которых школьники учились анализировать сложные проблемы. Реализовывать эту программу во всех ее составляющих позволяло наличие в «Санкт-Петербургском городском дворце творчества юных» экспериментальной площадки.

Главные подходы к обучению направлены на развитие абстрактного мышления, исследовательских способностей. Основные мыслительные навыки, которые получает изучающий математику и естественные науки, ложатся в основу освоения других дисциплин. Учебный план сбалансирован таким образом, чтобы учащийся смог получить академическое обучение.

Организация дополнительного образования в школе предусматривает необходимость изучения русского и иностранных языков, истории, гуманитарных дисциплин осознается каждым обучающимся, т. к. цель выступления на специальных конкурсах и конференциях предполагает навыки свободного общения, хорошее владение иностранным языком, высокую культуру. Учащийся должен научиться созидательной, творческой деятельности, причем не только в рамках профильного направления.

В результате каждый выпускник может свободно выбирать специальность, гуманитарную или техническую, что подтверждается ежегодным поступлением в вузы. ЧОУ ОиДО «ЛНМО», как создатель концепции, проводит определенный отбор преподавателей, главным критерием которого становится возможность учителя преподавать дисциплины на доступном для данного возраста учащихся уровне, готовить обучающихся к восприятию серьезных проблем.

В результате в ЧОУ ОиДО «ЛНМО» собран высокопрофессиональный коллектив, способный работать в рамках реализации данной концепции. Так, в 2013/14 уч. г. преподавателями основных школьных дисциплин являются 5 кандидатов наук, 5 аспирантов, известные программисты, заслуженный учитель России, старшие сотрудники исследовательских институтов и т. д.

Одно из условий непрерывного и качественного математического обучения – создание в школе творческой среды, связанной с сотрудничеством представителей различных поколений, профессорско-преподавательского состава вузов, институтов, аспирантов и студентов. Научным руководителем ЧОУ ОиДО «ЛНМО» является проф., д-р физ.-мат. наук Николай Алексеевич Широков. Специальные курсы для школьников читают д-р физ.-мат. наук Станислав Исакович Кублановский, канд. физ.-мат. наук: Сергей Олегович Иванов, Александр Александрович Иванов, Александр Сергеевич Роткевич и т. д.

Другим условием эффективного учебного процесса в области математического обучения является привлечение администрацией образовательной организации представителей бизнеса и производства к преподаванию предметов. Специальные курсы по программированию часто читают представители компаний Intel, EMC и др.

Система семинаров и спецкурсов по дополнительному математическому образованию

Следующей составляющей непрерывного образования по математике является система более чем 40 семинаров и спецкурсов по математике, физике, программированию, химии, английскому языку, организованных для школьников в течение учебного года. ЧОУ ОиДО «ЛНМО» реализует два направления: математику и программирование; биологию и химию.

Работа на семинарах и спецкурсах предваряется серьезной работой по изучению основных школьных предметов. Если в 8–9-х классах учащийся получает фундаментальную углубленную подготовку по основным научным дисциплинам, то в старших классах он выбирает тему для научного проекта в области физики, математики, биологии, химии, программирования, истории и проводит самостоятельное исследование.

При этом у каждого заинтересованного в научной работе по дополнительному математическому образованию обучающегося есть свой научный руководитель. Учащийся работает с руководителем в рамках научного семинара или лаборатории, знакомится с научной литературой, проводит эксперименты, консультируется с сотрудниками ведущих вузов г. Санкт-Петербурга, доцентами, профессорами, которых ему рекомендуют. Таким образом, максимальный эффект от занятий возникает, когда учащийся сначала получает серьезное базовое обучение, работая с высокопрофессиональным коллективом преподавателей базовых предметов, а уже затем углубляет свои знания на спецкурсах и семинарах.

Создание научного проекта в школьном возрасте является основой для будущей профессиональной деятельности, т. к. приучает обучающегося серьезно и глубоко работать над поставленной проблемой, добиваться результата. Именно поэтому учащиеся, выступающие на конференциях и конкурсах, традиционно получают предложения о работе на том или ином предприятии от представителей различных компаний, приглашенных на конкурсы, и начинают делать карьеру гораздо быстрее, чем их сверстники.

Научные конкурсы по дополнительному математическому образованию

С целью стимулирования дальнейшего выбора профессионального обучения, связанного с математикой, учащиеся в ЧОУ ОиДО «ЛНМО» принимают участие во многих конкурсах. Главным критерием выбора научного конкурса является поддержка исследователей, которые представляют работы, содержащие элемент серьезного научного открытия.

Например, Международная конференция молодых ученых IСYS, Международная конференция Genious Olympiad, Всероссийская олимпиада «Юниор», конкурс «Intel – Династия – Интеллектуал – Авангард», Всероссийская научно-практическая конференция «Электронная Россия», Всероссийский конкурс «Ученые будущего», Открытая московская естественно-научная конференция «Потенциал».

Наиболее престижной и важной для учащихся ЧОУ ОиДО «ЛНМО» становится задача войти в команду для участия во Всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений школьников в США. Балтийский научноинженерный конкурс Летняя математическая школа Первым этапом участия во Всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений школьников в США становится конкурсный отбор в рамках Всероссийского конкурса работ школьников «Балтийский научно-инженерный конкурс»*, собирающем более 400 школьников из 40 регионов России и стран СНГ.

Организаторами конкурса являются ЧОУ ОиДО «ЛНМО» совместно с математико-механическим факультетом ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВПО «СПбГУ»). Этот масштабный турнир традиционно проводят выпускники и учащиеся ЧОУ ОиДО «ЛНМО». Результаты исследований конкурсанты размещают на стендах в залах главного здания ФГБОУ ВПО «СПбГУ», где в течение целого дня выступают перед членами научного, учительского, молодежного жюри, в составе которого работают почти 150 человек.

Выбравшие для себя дополнительное математическое образование рассказывают о сути своих проектов в области математики, системного программирования и компьютерных технологий, теоретической и экспериментальной физики, химии, биологии и экологии, техники более чем десяти докторам, кандидатам наук, сотрудникам разных институтов, учителям, студентам петербургских и московских вузов.

Жюри принимает нереферативные исследования учащихся в возрасте 14–18 лет, содержащие элемент научного открытия. Победители конкурса представляют Россию в США на Всемирном смотреконкурсе научных и инженерных достижений школьников в США. Их поездка оплачивается компанией Intel, предложившей организаторам Всероссийского конкурса работ учащихся «Балтийский научно-инженерный конкурс» в 2005 г. по результатам побед школьников из ЧОУ ОиДО «ЛНМО» проводить свой отборочный турнир на мировой научный финал в США.

Оплата оргкомитетом питания и проживания школьников, отсутствие на конкурсе регистрационного взноса – принципиальная позиция администрации ЧОУ ОиДО «ЛНМО» как основателей Всероссийского конкурса научных работ школьников «Балтийский научно-инженерный конкурс» и председателей оргкомитета. Учащиеся из регионов, попавшие в программу организации дополнительного образования в школе, должны иметь возможность научного общения независимо от своего материального положения.

Для детей моложе 14 лет проводятся городские научные конкурсы и праздники по привлечению школьников к фундаментальному обучению и занятиям наукой: олимпиада «Математика НОНСТОП», «Петербургский турнир юных математиков». Возможность организовать научное исследование в школьном возрасте, выступить перед крупными учеными, заработать приз становится для современного учащегося важным мотивом получения серьезного математического образования, а в дальнейшем является толчком к построению научной карьеры.

Летняя школа дополнительного математического образования

Проведение Летней математической школы ЧОУ ОиДО «ЛНМО» является одним из этапов реализации непрерывного математического обучения. Основные задачи Летней математической школы следующие: приобщение учащихся к математике как фундаментальной науке, к научному творчеству в области естественных наук, развитие математических способностей, поддержка научно одаренной молодежи, объединение учащихся из разных регионов России.

Участники Летней школы дополнительного математического образования за 20 дней осваивают 180-часовую программу, в которую включаются 3–4 научных курса из области высшей математики, 1 – из области теоретической физики, 1 – из области системного программирования. Программа построена таким образом, что она позволяет учащемуся 8–9-х классов развить творческие способности, наработать теоретический аппарат, освоить язык фундаментальной математики и физики, а в 10–11-х классах – выбрать интересующий его раздел математического анализа, алгебры, геометрии, физики для того, чтобы, оперируя полученными знаниями, в течение года принимать активное участие в научных семинарах, слушать спецкурсы и выполнять научное исследование с руководителем.

В 2013 г. в 8–9-х классах проведено 108–116 учебных занятий, в 10–11-х классах – 146 учебных часов. Были прочитаны курсы «Введение в алгебру и математический анализ», «Олимпиадные методы»,«Программирование», «Введение в топологию», «Введение в неравенства», «Кольца и модули», «Теория представлений», «Введение в теорию полей», «Дискретная математика», «Линейная алгебра», «Функции нескольких переменных», «Фрактальная геометрия», «Числовые ряды».

В числе преподавателей Летней математической школы – учителя и выпускники ЧОУ ОиДО «ЛНМО», а также приглашенные специалисты. Среди них обычно 2–3 кандидата наук, несколько аспирантов математико-механического факультета ФГБОУ ВПО «СПбГУ», сотрудники Междисциплинарной лаборатории им. П.Л. Чебышева ФГБОУ ВПО «СПбГУ». Режим дня в Летней математической школе организован следующим образом: занятия проходят парами (1,5 ч) – по 3–4 занятия в день.

После обеденного перерыва – спортивные мероприятия, вечером – киноклуб (с просмотром и обсуждением шедевров мировой кинематографии). Иногда в программу занятий включаются гуманитарные дисциплины (культура речи, словесность, история).

Результаты организации дополнительного образования в школе

Результаты работы ЧОУ ОиДО «ЛНМО» начала свою работу в ГБОУ СОШ № 564 г. СанктПетербурга в 2010/11 уч. г. Средний балл ЕГЭ 2010 г. по математике образовательного учреждения не превышал среднего балла по г. Санкт-Петербургу (58 выпускников сдавали предмет, средний балл – 44,02 балла).

Два последних года в школе существуют математические классы, работающие по принципу сетевого взаимодействия, поэтому уже в 2013 г. образовательное учреждение вышло на 2-е место в районе по результатам ЕГЭ: 56 выпускников сдавали ЕГЭ по математике, средний балл – 62,1, что превышает средний балл по г. Санкт-Петербургу по математике почти вдвое.

Из 100 обучающихся в ЧОУ ОиДО «ЛНМО» около 10–15 человек ежегодно становятся победителями разных конкурсов и конференций. 19 учащихся стали победителями Международной конференции молодых ученых (ICYS), 56 учащихся – ее призерами. Ежегодно до 50 человек становятся победителями олимпиад муниципального и городского уровней.

Современные формы организации дополнительного образования в школеСовременные формы организации дополнительного образования в школеСовременные формы организации дополнительного образования в школеСовременные формы организации дополнительного образования в школе


М.В. Чистякова, зам. директора ЧОУ ОиДО «Лаборатория непрерывного математического образования», учитель литературы ГБОУ СОШ № 564, г. Санкт-Петербург

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль