Реализация социокультурного проекта на уроках русского языка

89

Необходимым условием изучения русского языка в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) является формирование культуроведческой компетенции, а также коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой).

Реализация социокультурного проекта предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Изучение русского языка и для учащихся, которые считают его родным, и для учащихся- мигрантов будет более результативным, если на уроках русского языка в темы, обязательные для изучения, будет интегрирован модульный курс, что позволит познакомиться с особенностями русской культуры, традициями, историей и т. д.

Целью такого модульного курса является формирование культуроведческой компетенции, а такж положительного образа России как страны, в которой родился ребенок, или как новой Родины.

Модульный курс формирования и реализации социокультурного проекта

Задачи модульного курса определены в соответствии с главной целью. Содержание основных задач представлено в табл. 1.

Таблица 1

Реализация социокультурного проекта на уроках русского языка

Исходя из представленных задач, модульный курс в дальнейшем может быть использован как основа для следующих направлений работы:

  • разработка курса, способствующего интеграции учащегося в русскую и мировую культуру и объединяющего гуманитарно эстетические дисциплины (на материале обучения русскому, иностранным языкам, истории, литературе, искусству) и информационно-коммуникационные технологии;
  • разработка подпрограммы, направленной на формирование культуроведческой или социокультурной компетенции учащихся, являющейся компонентом программы развития образовательной организации;
  • разработка междисциплинарных учебных программ «Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».

В рамках реализации социокультурного проекта учителем русского языка может быть продолжено совершенствование и усложнение содержания модульного курса: разработаны дополнительные задания, способствующие развитию коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

В процессе планирования усложненного содержания модульного курса необходимо учитывать его базовое содержание. Например, базовое содержание, обеспечивающее коммуникативный компонент в рамках реализации формирования культуроведческой компетенции, следующее:

1. Речевое общение:

  • разновидности речевого общения: устное и письменное;
  • диалогическое и монологическое, их особенности; сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая;
  • ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение, овладение нормами речевого поведения;
  • условия речевого общения: успешность речевого общения как до-стижение прогнозируемого результата.

2. Речевая деятельность:

виды речевой деятельности:

  • чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо;
  • особенности каждого вида речевой деятельности:

– чтение (работа с разными источниками информации, включая СМИ и ресурсы сети Интернет), овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы сети Интернет;

– аудирование (понимание коммуникативных целей говорящего, понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных текстов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей, определение их связей);

– говорение (продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы, участие в диалогах различных видов);

– письмо (овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного массива в письменной форме с за-данной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; конспект, аннотация), создание собственных письменных отрывков на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и другие темы на основе отбора необходимой информации).

3. Текст как продукт речевой деятельности:

  • смысловая и композиционная цельность, связность;
  • анализ с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, стилю;
  • выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения;
  • функционально-смысловые типы речи.

4. Функциональные разновидности языка:

  • разговорный язык, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы);
  • сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей, особенности языка художественной литературы;
  • основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление), публицистического (выступление, статья, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рас-сказ, беседа, спор).

Процесс реализации социокультурного проекта также предполагает, что основные умения и навыки, развиваемые в рамках интеграции гуманитарных дисциплин, информатики и ИКТ, рассматриваются как дополнительное направление создания и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), формирования ИКТ-компетентности обучающихся.

Базовое содержание модульного курса, которое в связи с формированием культуроведческой компетенции обеспечивает и информационно-коммуникационный компонент, следующее:

1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, школьная газета): планирование текста; поиск информации в сети Интернет; ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

2. Создание графического объекта: создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде; создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного); ввод изображений с использованием сканера, фотоаппарата.

3. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов: планирование презентации и слайда; создание презентации, вставка изображений; устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

4. Запись и обработка видеофильма: запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов, видеокамер); обработка материала, монтаж информационного объекта.

5. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов: планирование веб-страницы (веб-сайта); поиск необходимой информации; ввод, форматирование, включение в документ таблиц, графиков, изображений; использование ссылок (гипертекста).

Медиа-образовательные проекты, дополняющие процесс реализации социокультурного проекта

Обучаясь в рамках модульного курса, направленного на формирование культуроведческой компетенции, учащиеся создают медиаобразовательные методики. Это способы работы со знаковыми системами и техническими средствами для создания информационного продукта, используемого в образовательных целях (для коммуникации и изучения предметов).

Создавая медиаобразовательные методики, дополняющие процесс реализации социокультурного проекта, учащиеся обучаются подготовке средств массовой коммуникации для индивидуальных образовательных целей, т. е. выпускают газеты, журналы, создают презентации и сайты. Для подготовки медиаобразовательных проектов необходимо провести анализ содержания, обеспечивающего формирование культуроведческой компетенции.

Содержание медиа-образовательных проектов в части формирования культуроведческой компетенции

Содержание медиаобразовательных методик, направленное на формирование культуроведческой компетенции, может быть структурировано следующим образом:

1. Создание описательных фрагментов по общей тематике «Национальное достояние»:

  • визитная карточка России (страны, в которой родился или живет учащийся);
  • история государственных символов Российской Федерации;
  • служение Родине как нравственный идеал в культуре России;
  • описание национального костюма, народных традиций и обрядов, исторических и современных промыслов и производств (как России, так и той страны, которую учащийся считает своей Родиной

2. Создание описательных фрагментов по общей тематике «Исследование культуры»:

  • экскурсия по городу, в котором живет (или родился) учащийся;
  • описание объектов, в т. ч. объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России (Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр г. Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, белокаменные памятники г. Владимира и г. Суздаля и т. п.);
  • описание определенной национальной культуры в рамках одной страны. 3. Создание описательных фрагментов по общей тематике «Развитие культуры и истории»: описание определенных городов и поселков региона, связанных с жизнью какого-либо исторического лица или деятеля культуры;
  • оценка деятельности личности, внесшей существенный вклад в историю развития культуры региона, страны; описание развития направления в искусстве и наиболее известных произведений какой-либо эпохи в рамках этого направления; проектирование направлений развития города или региона;
  • анализ общественно-исторических или культурных событий с точки зрения обычного человека.

3. Представление информации с помощью языковой (текст) и неязы-ковой (рисунки, графики, фото- и видеоряд и т. п.) системы знаков в соответствии с содержанием текста: анализ неязыковых систем знаков для передачи информации в режиме «текст + публикация, презентация, сайт».

Темы медиаобразовательных проектов Перечень примерных тем уроков русского языка в рамках модульного курса, названия медиаобразовательных проектов, соответствующих темам уроков, а также указание класса, с которым возможна подготовка проектов, представлены в табл. 2. 

Таблица 2

Реализация социокультурного проекта на уроках русского языка

Основополагающие и проблемные вопросы реализации социокультурного проекта

Для оптимизации работы учащихся над медиаобразовательными методиками целесообразно сформулировать основополагающие и проблемные вопросы и обсудить их с учащимися на уроках русского языка во время планирования содержания медиаобразовательных методик (табл. 3).

Таблица 3

Реализация социокультурного проекта на уроках русского языка

Подготовка медиа-образовательного проекта, дополняющего процесс реализации социокультурного проекта

Для эффективной работы над методиками учащимся предлагается на 1-м уроке провести определенную систематизацию информационных и других источников. Во время реализации модульного курса была использована следующая систематизация папок:

1. «Образец»: демонстрационные варианты презентаций, сайтов, публикаций, т. е. социокультурных медиаобразовательных методик, которые знакомят с деятельностью учащихся, обучающихся в старших классах и выполнявших эти процессы ранее. Если занятия модульного курса проводятся первый раз, то образцы может подготовить учитель.

2. «Учитель»: материалы, предоставленные учителем (адреса сайтов, памятки оформления публикации, презентации, сайта, алгоритмы по под-готовке различных фрагментов методик, правила техники безопасности при работе за компьютером, план анализа текста и т. п.).

3. «Учащийся»: материалы, подготовленные учащимся.

4. «Шаблоны»: различные шаблоны оформления презентаций, публикаций, сайтов, схем, списков, рамки для рисунков, текстуры для оформления фона страниц, архивы скрап-наборов для оформления и др.

5. «Рисунок»: изображения, фотографии, схемы и таблицы.

6. «Текст»: папка с файлами Microsoft Office Word, в которых создается черновой текст работы, размещается план содержания документа, дополнительная информация и т. п.

7.«Проект»: папка, в которой непосредственно представлена работа, текст защиты документа. Планирование материала, распределение количества часов, которое отводится на подготовку результата учащимися, учитель осуществляет, руководствуясь уровнем развития коммуникативной компетентности и ИКТ-компетентности учащихся.

Например, на 1-м уроке, проведенном в рамках модульного курса, учащимся 5-х классов необходимо сообщить, что они будут работать над методикой. На подготовку компьютерной публикации, которая представляет собой небольшую информационную визитную карточку России (или другой страны, которой родился учащийся), ориентировочно можно отвести 4 урока.

На 1-м уроке учитель и обучающиеся формулируют темы проектов и выбирают каким странам будут посвящены публикации, формулируют основополагающие и проблемные вопросы, на которые необходимо ответить, создавая публикации, осуществляют выбор информационных источников по каждой методике.

В рамках реализации социокультурного проекта для выбора информационных источников необходимо организовать практическую работу с интернет-ресурсами (список сайтов, которые посетят учащиеся, должен быть определен учителем заранее), создают электронные папки для сохранения и систематизации информации, необходимой для дальнейшей подготовки результатов. Домашним заданием может быть определение участников групп, которые будут создавать документ, планирование содержания визитной карточки (составление развернутого плана для каждого проекта).

На 2-м уроке группы учащихся представляют свои варианты планирования содержания (учителю необходимо провести подготовительную работу и со-ставить несколько планов методик, исходя из тем, предложенных учащими-ся на 1-м уроке). Затем проводится анализ текстов разных типов речи. Оставшуюся часть второго урока можно посвятить парной работе внутри групп.

Одна или две пары учащихся работают с текстом публикации, предложенной учителем, и вычеркивают те факты, которые считают лишними, не соответствующими содержанию, другая пара учащихся работает в про-грамме Microsoft Office Publisher и создает публикацию типа бюллетень, выбирает макет публикации, цветовую схему, количество страниц, которые будут соответствовать представленному плану содержания проекта. Домашнее задание – подготовка первого варианта текста публикации.

На третьем уроке учитель предлагает группам обменяться текстами публикаций и провести анализ их языковых особенностей, затем обучающиеся работают с электронным вариантом текста, вносят исправления, размещают рисунки в пространстве публикации). Домашнее задание: необходимо придумать ситуацию, в которой можно рассказать о данной публикации, подготовить небольшой текст о проделанной работе и ее результатах.

На четвертом уроке учащиеся представляют методику слушателям, знакомятся с критериями оценивания, анализируют свой первый социо-культурный медиаобразовательный проект. Домашнее задание: анализ проектов других групп в соответствии с листами оценивания.

Во время подготовки проектных работ в части формирования культуроведческой компетенции также следует обратить внимание на некоторые дополнительные критерии:

1. Связь с программой: документ полностью ориентирован на действующую рабочую программу.

2. Содержание: представление проекта удобно для аудиального и визуального восприятия; самостоятельное исследование учащихся полностью раскрывает проблемные и основополагающие вопросы.

3. Соблюдение авторских прав (указаны все информационные источники).

4. Оригинальность: использование широкого спектра первоисточников, на основе анализа которых авторы предлагают свои идеи.

5. Мультимедийные средства и графический дизайн: звуковые эффекты, визуальный ряд усиливают содержательную часть проекта. Оценивание результатов медиаобразовательного проекта учащимися учителем происходит по заранее разработанным листам оценивания (см. приложение).

Реализация социокультурного проекта на уроках русского языка

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №5.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль