Программа внеурочной деятельности младших школьников: совместная реализация

269

Программа внеурочной деятельности младших школьников: нормативные основания

Данные программы организация внеурочной деятельности младших школьников обязательно должны быть реализованы в таких формах, которые бы отличались от традиционной классно-урочной. Федеральный государственный стандарт начального общего образования допускает, что во время организации деятельности в свободное от уроков время, применяются возможности дополнительных образовательных учреждений, что предлагают школьникам организацию спорта и культуры. (п. 19.3).

Предоставление необходимого помещения для реализации дополнительных внеурочных активностей вместе со всем сопутствующим инвентарем и оборудованием, что предусмотрено уставом ОО, санкционировано законом (ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ).
Как частный правовой инструмент социального партнерства, реализации программы совместной деятельности учреждений может использоваться договор безвозмездного пользования.

Безвозмездное пользование является передачей на какой-то промежуток времени ссудодателем отдельных правомочий собственника, (вещных прав), что являются производными от права собственности. Согласно соответствующему договору о безвозмездном данные права передаются, однако при этом сохранаяется право распорядаться этим имуществом.

За титульным собственником в обязанности ссудодателя входит передача вещи в безвозмездное  пользование на определенное время ссудополучателю, а, в свою очередь, последний обязуется вернуть данное еме имущество в том же состоянии, в котором он ее получил, учитывая нормальный износ либо же  таком состоянии, которое прописано в заключенном договоре.

В решении специфических задач подобный договор играет очень важную роль,  и может быть использован для:

  • обеспечения доступности качественного образования;
  • кооперирования ресурсов и создания сетевого взаимодействия учреждений социальной сферы;
  • реализации индивидуальных учебных планов;
  • обеспечения многоканальности финансирования ОО.

Возможности эколого-биологического центра и формы реализации внеурочной деятельности

Программа  «Наш край» углубляет и пополняет багаж эколого-краеведческих знаний младших школьников о родном крае, обучает необходимым навыкам в туризме; формирует краеведческие знания и умения в использовании их в повседневной жизни. Будучи используемой в реализации плана внеурочной деятельности учащихся, программа «Наш край» разрабатывается с учетом потребностей педагога в организации индивидуального подхода к учащимся, включая индивидуальный учет достижения ими планируемых образовательных результатов.
На базе МАУДО «Детская эколого-биологическая станция» муниципального образования Кандалакшского района Мурманской обл. традиционно осуществляется дополнительное образование учеников младшей школы, в котором особую роль играют различные формы реализации внеурочной деятельности. Цели формирования  богатой на духовном уровне, физически здоровой, а также социально активной творческой личности ребенка, на базе экологического воспитания достигаются посредством решения таких задач:
•    обеспечение развития творческих задатков  и возможности реализации согласно индивидуальным предпочтениям и склонностям ребенка;
•    участие в формировании необходимости в самосовершенствовании и саморазвитии, воспитании способности к социальной адаптации;
•    участие  в формировании стремления к ведению здорового образа жизни, осознанию его, как базовую составляющую жизненных ценностей;
•    экологическое воспитание культуры общения, а также поведения;
•    подготовительные работы со школьниками, ориентированные на сознательный выбор будущей профессии;
•    действенное проведение мероприятий занятости и отдыха на высоком уровне, организация досуга во время каникул,  а также временное трудоустройство учащихся, достигших четырнадцатилетнего возраста;
•    качественная организация активного досуга. 
Специфика образовательной деятельности эколого-биологического центра позволяет выходить на сотрудничество с общеобразовательными организациями по вопросам экологического воспитания учащихся, развития их представлений об окружающей природе, истории родного края.
Главным преимуществом совместной с эколого-биологическим центром реализации образовательных программ является наличие материально-технической базы для проведения практических занятий с учащимися на материале краеведческой направленности.
Формируемые метапредметные результаты заключаются:
•    в умении учащихся выявлять и классифицировать явления живой природы;
•    использовать приемы сравнения и классификации;
•    находить необходимую информацию в справочной литературе и соотносить ее с эмпирически наблюдаемыми фактами;
•    планировать свою деятельность; оценивать ее результаты и обсуждать их с другими.

Программа внеурочной деятельности младших школьников краеведческой направленности

Программы внеурочной деятельности школьников краеведческой направленности – одно из наиболее эффективных и актуальных средств комплексного воздействия на формирование личности обучающегося. В частности, программа «Наш край» (приложение) (далее – программа) содержит в себе развивающий и воспитывающий потенциал, дает обучающимся возможность лучше узнать и изучить свой край. Краеведческий аспект программ расширяет образовательное пространство уроков окружающего мира, достигая заданного ФГОС начального общего образования эффекта интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Процесс познания родного края связан с изучением его природы, начальным экологическим и эстетическим воспитанием. На занятиях по программе «Наш край» обучающиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристскими навыками и умениями. Учатся ценить красоту северной природы, на практике применять свои знания по ее охране.
Новизна программы «Наш край» заключается в воспитании активной гражданской позиции учащихся, в формировании у них целостных представлений о мире в неразрывности связи теории с практикой.
Программа внеурочной деятельности «Наш край» (приложение) рассчитана на обучающихся 7- 8 лет. Набор детей в группу производится в начале учебного года на добровольной основе. Сроки реализации программы: 1 год обучения (72 ч) по 1 ч 2 раза в неделю.

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Наш край»: концепция

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Наш край» (далее – Программа) разработана в рамках общеинтеллектуального и духовно-нравственного направлений с учетом требований ФГОС начального общего образования.
Новизна программы заключается в интеграции педагогических, методических и краеведческих ресурсов для достижения комплексного образовательного результата в рамках общеинтеллектуального и духовно-нравственного направлений внеурочной деятельности младших школьников.
К предметным образовательным результатам освоения программы относятся знания:
•    природных характеристиках Мурманской области;
•    полезных ископаемых Кольского края, значение в хозяйстве;
•    растительном и животном мире Кольского полуострова;
•    природных зонах (тундра, лесотундра, лес), сообществах Кольского края;
•    правилах поведения в природе;
•    заповедниках края;
•    истории родного края, традициях ее коренных народов;
•    достопримечательностях города Кандалакши;
•    основных эколого-биологических понятиях;
•    основных природоохранных мероприятиях;
•    основах систематики растительного и животного мира и т. д.
Основной акцент в содержании программы сделан на развитии личности учащихся, формировании у них устойчивых представлений о малой родине как источнике нравственного отношения к обществу, природе, к своим близким. В рамках программы учащиеся учатся осознавать себя как членов общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона).
Программа предусматривает активное взаимодействие участников образовательных отношений по обмену опытом образовательной и творческой деятельности; получению помощи и поддержки от лиц, заинтересованных в высоких творческих результатах учащихся; получение информации для мониторинга эффективности программы.
Во время учебных занятий теоретическая часть программы тесно связана с практической. Теоретические занятия закрепляются и проверяются в практических формах деятельности. Занятия проводятся с использованием наглядности. Важную роль при обучении играет проведение практических и опытнических работ, на которых обучающиеся применяют полученные ранее знания, учатся правильно проводить, оформлять работу, делать выводы.

Формы реализации внеурочной деятельности: экскурсия

Во время экскурсий, как наиболее распространенной формы проведения занятий, организуется наблюдение учащихся за изучаемыми предметами, местной флорой. Посредством этого происходит накопление у учащихся представлений о природных явлениях, закладываются основы для формирования эколого-биологических понятий. В этом заключается важная роль экскурсий в осуществлении краеведческого принципа обучения. Не меньшую роль играют учебно-тематические экскурсии в музей и на предприятия района. Это позволяет лучше познакомиться с родным краем, узнать его историю и природные особенности.
Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности младшего школьника и формой реализаци внеурочной деятельности. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются у учащихся, если систематически заботиться о расширении их кругозора. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений во время экскурсии способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

Приложение

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Наш край»

Раздел Тема занятия Основное содержание занятия и виды учебной деятельности учащихся
Вводное занятие (1 ч) Для чего нужно знать и изучать свой край? Экскурсия в библиотеку с целью знакомства с литературой о природе края Основные этапы накопления биологических знаний: климат, растительность, животные, история нашего края. Работа с информацией
Фенология края осенью (8 ч) Природа живая и не живая Различия живой и неживой природы: Определение признаков предметов живой и неживой природы
Явления природы Явления природы. Наблюдение за явлениями природы
Экскурсия с целью наблюдения за осенними явлениями в живой и неживой природе Отличительные признаки живой и неживой природы осенью. Наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе
Листопад Причины листопада, какие растения называют листопадными. Объяснение причин листопада осенью
Экскурсия: сравнение окраски листьев у различных деревьев Сбор листьев для составления коллекции
Практическая работа. Составление аппликаций из осенних листьев Работа с природным материалом, создание картинки из осенних листьев
Подготовка животных к зиме Внешний вид и образ жизни животных зимой. Объяснение причин и способов приспособления животных к суровым условиям Мурманской области
Экскурсия с целью наблюдения за птицами Зимующие птицы и их жизнедеятельность. Наблюдение за поведением птиц, их питанием, движением и образом жизни
Грибы (4 ч) Грибы. Разнообразие грибов Составные части гриба. Отличать трубчатые грибы от пластинчатых грибов
Грибы съедобные и несъедобные Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Работа с муляжами грибов
Значение грибов в жизни человека и животных Грибы, являющиеся пищей для человека и лекарством для животных. Грибы-паразиты и их влияние на жизнь человека. Различение грибов по иллюстрациям
Игра «Грибное лукошко» Практикум. Текущий контроль освоения материала
Растения (7 ч) Условия жизни растений на Севере. Разнообразие флоры Климатические особенности, продолжительность лета, приспособленность растений к жизни на севере, разнообразие флоры. Объяснение причин бедности северной флоры
Растения леса. Значения растений леса в жизни человека и животных Растения, произрастающие в лесах Мурманской обл. Растительные ярусы. Значение леса в жизни человека и животных. Различение разных пород деревьев, деревьев и кустарников
Растения водоемов; значение растений водоемов в природе Виды растений водоемов. Значение растений водоемов в природе. Определение растений водоемов по картинкам
Растения улиц нашего города, их значение Растения, произрастающие в округе, легенды о них, их значение. Составление краткой характеристики об основных растениях городских улиц
Экскурсия по микрорайону с целью знакомства с разнообразием растений улиц Подготовка растений для гербария
Красная книга Мурманской области, раздел «Растения» Растения, занесенные в Красную книгу Мурманской области. Определение по иллюстрациям растений из Красной книги Мурманской области
Интеллектуальная игра-викторина Составление загадок о растениях Красной книги
Земля – наш дом (3 ч) Первые представления людей о земле. Земля в древности Представления предков о форме земли. Характеристика способов изображения земной поверхности
Современные представления о земле Основные географические объекты по карте в современном представлении о земле. Работа с различными географическими картами и другими источниками географической информации
Карты и глобусы и их роль в естествознании Формирование умения работать с географическими картами и глобусом
Наш край в прошлом (5 ч) Представление людей о нашем крае в прошлом Регионы древних цивилизаций, показ их на карте. Приведение примеров адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов
Разумное отношение к земле коренного населения полуострова саамов Рассмотреть основные изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности людей. Характеристика географии размещения основных типов хозяйственной деятельности
Культура и быт кольских саамов Особенность быта кольских саамов, условий жизни, названий жилищ, одежды. Уметь называть и отличать зимнюю одежду от летней, называть виды жилищ саамов
Освоение острова поморами История появления поморов на Кольском полуострове, их быт и традиции. Поморские сказки. Уметь называть основные занятия поморов, приметы, сказки
Экскурсия в музей истории г. Кандалакши с целью знакомства с бытом и традициями предков Постановка вопросов; учебный диалог в группах; обмен информацией; обсуждение проектов
Природа нашего края (5 ч) Климат и рельеф края Особенности географического положения Кольского полуострова, рельеф, климат. Работа с картой Мурманской области
Ледники и их влияние на природу края История оледенения, ледниковые формы рельефа, последствия влияния на природу края. Определение ледниковых форм рельефа и их краткая характеристика, объяснить влияние ледника на природу края
Конкурс рисунков на тему «Природа нашего края» Подготовка и участие в конкурсе
Экскурсия с целью распознавания взаимосвязей между растениями и животными Взаимосвязь между растениями и животными. Составление рассказа
Работа с гербарием, справочной литературой, зарисовки после экскурсию Практикум по работе со справочной литературой; определение растения по гербарию, подготовка зарисовки
Фенология края зимой (3 ч) Растения в состоянии покоя значения снега для растений. Причины зимнего покоя растений, возможности приспособления растений к зимнему покою, значение снега для растений. Объяснение способов перехода разных растений в состояние покоя
Экскурсия с целью наблюдения за неживой природой в зимний период Проведение наблюдения за неживой природой и состоянием деревьев в зимний период
Экскурсия с целью наблюдения за животными и птицами в зимний период Правила подкормки птиц, правила поведения в лесу
Животный мир края (20 ч) Млекопитающие. Роль млекопитающих в жизни человека Отличительные признаки млекопитающих. Значение млекопитающих в жизни человека. Распознавание млекопитающих по описанию, иллюстрациям
Звери края, их приспособленность к жизни в условиях Крайнего Севера Звери, обитающие в условиях Крайнего Севера. Определение животных края и их приспособленность к условиям Севера
Морские млекопитающие края Морские млекопитающие края. Определение морских млекопитающих, работа с картинками
Жилища животных Виды жилищ животных, какие животные живут в каких жилищах, значение жилищ для животных. Умение по карточкам правильно называть животное и его жилище
Наиболее распространенные животные леса Наиболее распространенные животные леса, их внешние признаки. Отгадывание загадок, определение животных по картинкам
Белый и бурый медведи Отличительные признаки белого и бурого медведей, среда обитания. Объяснение различий в питании, обустройстве берлоги у белого и бурого медведей. Работа с карточками
Конкурс рисунков на тему «Звери леса» Звери леса, их внешний вид. Изображение животных леса
Птицы. Места обитания птиц Экологические группы птиц по месту обитания, виды птиц, образ жизни и приспособления к месту обитания. Определение птиц по картинкам и характеристика их места обитания
Пернатые соседи Виды птиц, живущих рядом с человеком, их внешний вид и образ жизни. Работа с иллюстрациями, составление набольших рассказов о птицах
Лесные птицы. Морские птицы Виды морских и лесных птиц, их внешний вид и образ жизни. Работа с иллюстрациями, составление набольших рассказов о птицах
Экскурсия по микрорайону с целью наблюдения за птицами, живущими рядом с человеком Закрепить знания о птицах, живущих рядом с человеком
Рыбы. Среда обитания рыб. Их роль в жизни человека, животных Виды рыб, среда их обитания, внешнее строение. Характеристика отличительных признаков рыб
Аквариумные рыбки. Работа с аквариумным оборудованием Оборудование, используемое для аквариума. Работа с аквариумным оборудованием
Насекомые. Насекомые края. Их значение. Насекомые зимой и летом Насекомые, их внешнее строение. Определение насекомых по иллюстрациям
Творческий конкурс: «Загадка для друга» Закрепление знаний о насекомых Мурманской области
Экскурсия в музей Кандалакшского государственного природного заповедника Развитие опыта работы с музейными экспонатами
Игра-соревнование «Знатоки нашего края» Оценка освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Наш край»
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль