Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы

8056

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Русский язык"
на 2011 - 2015 годы

Наименование Программы

 – федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011 - 2015 годы

Дата принятия решения о разработке
Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)
 –  распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 164-р
Государственные заказчики Программы  –  Министерство образования и науки  Российской Федерации;

 –  Федеральное агентство по делам Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников,
проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному
сотрудничеству.

Государственный заказчик
координатор Программы
 –  Министерство образования и науки
координатор Программы Российской Федерации
Основные разработчики Программы  –  Министерство образования и науки Российской Федерации;
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по
международному гуманитарному сотрудничеству
Цели и задачи
Программы
 – целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.

Задачами Программы в Российской Федерации являются:
обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка
Российской Федерации; создание условий для функционирования
русского языка как средства межнационального общения народов
Российской Федерации; в зарубежных странах: поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Целевыми индикаторами Программы являются:

  • доля населения Российской Федерации,
    владеющего русским языком как родным,
    в общей численности населения Российской
    Федерации;
  • доля обучающихся по программам начального
    общего и основного общего образования,
    изучающих русский язык как неродной, в
    общей численности обучающихся;
  • количество зарубежных стран, в которых
    более 1 процента населения владеет
    русским языком;
  • количество государств - участников
    Содружества Независимых Государств,
    в которых более 20 процентов населения
    владеет русским языком;
  • доля соотечественников, проживающих за
    рубежом и сохраняющих языковые и
    этнокультурные связи с Россией, в общей
    численности соотечественников,
    проживающих за рубежом.

Основными показателями Программы,
отражающими ход ее реализации, являются:

  • количество справочно-информационных
    ресурсов по русскому языку; 
  • количество учебников и (или) учебных
    пособий по русскому языку и литературе,
    рекомендованных (допущенных) к
    использованию в учебном процессе в школах
    с обучением на родном (нерусском) и
    русском (неродном) языках в связи с
    утверждением федеральных государственных
    образовательных стандартов нового
    поколения;
  • численность лиц, успешно прошедших
    повышение квалификации и переподготовку
    по вопросам преподавания русского языка
    как неродного в образовательных
    учреждениях;
  • численность участников культурно-
    просветительских мероприятий,
    популяризирующих русский язык, литературу
    и культуру России, осуществляемых за
    рубежом;
  • количество комплектов учебников и учебных
    пособий, научно-популярных книг и
    журналов по русскому языку, литературе и
    культуре России, поставленных в
    представительства Федерального агентства
    по делам Содружества Независимых
    Государств, соотечественников,
    проживающих за рубежом, и по
    международному гуманитарному
    сотрудничеству в государствах -
    участниках Содружества Независимых
    Государств;
  • численность лиц, прошедших тестирование
    по русскому языку как иностранному;
    количество образовательных учреждений,
    получивших разрешение на проведение
    тестирования по русскому языку для
    желающих приобрести гражданство
    Российской Федерации;
  • количество мероприятий научно-
    методического, образовательного и
    культурно-просветительского характера для
    соотечественников, проживающих за
    рубежом;
  • количество представительств Федерального
    агентства по делам Содружества
    Независимых Государств,
    соотечественников, проживающих за
    рубежом, и по международному
    гуманитарному сотрудничеству, в которых
    внедрено разработанное апробированное
    программно-методическое обеспечение
    глобальной системы использования
    специальных дистанционных технологий в
    обучении русскому языку за рубежом.
Сроки и этапы реализации
Программы

Программа осуществляется в 2011 - 2015 годах в 2 этапа:

формирование научно-методической базы и разработка методологических подходов и методик реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации и основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для обеспечения распространения и сохранения русского языка как средства консолидации российского общества, интеграции Российской Федерации и
иностранных государств;

второй этап (2013 - 2015 годы) - апробация разработанных на первом этапе
методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов, полученных по итогам реализации первого этапа, тиражирование и распространение книг, учебников и
методических пособий, внедрение программно-методического обеспечения
системы использования специальных дистанционных технологий в обучении
русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров
глобальной системы использования специальных дистанционных технологий
в обучении русскому языку за рубежом.

Объем и источники финансирования Программы  – объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет)составит 2526,66 млн. рублей, в том
числе: за счет средств федерального бюджета - 2179,1 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 142,16 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 205,4 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности
  • рост объема информационных ресурсов по русскому языку - в 2,7 раза; увеличение численности лиц, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка
    Российской Федерации, - в 3,6 раза;
  • увеличение численности преподавателей,
    прошедших переподготовку и повышение
    квалификации по вопросам преподавания
    русского языка как неродного и
    иностранного, - в 3,5 раза;
  • увеличение числа учебников и учебных
    пособий по русскому языку и литературе
    для школ с обучением на родном
    (нерусском) и русском (неродном) языках,
    а также пособий по обучению русскому
    языку как иностранному - в 2,25 раза;
  • увеличение количества справочно-
    информационных ресурсов в сфере русского
    языка и культуры России в государствах -
    участниках Содружества Независимых
    Государств - в 3,5 раза;
  • увеличение численности лиц, прошедших
    тестирование по русскому языку как
    иностранному, - в 1,9 раза;
  • увеличение численности участников
    культурно-просветительских мероприятий,
    популяризирующих русский язык, литературу
    и культуру России, осуществляемых за
    рубежом, - в 6 раз;
  • увеличение количества комплектов
    учебников и учебных пособий, научно-популярных книг
    и журналов по русскому языку, литературе
    и культуре России, поставленных в
    представительства Федерального агентства
    по делам Содружества Независимых
    Государств, соотечественников,
    проживающих за рубежом, и по
    международному гуманитарному
    сотрудничеству в государствах -
    участниках Содружества Независимых Государств, - в 2,4 раза;
  • увеличение количества мероприятий научно-
    методического, образовательного и
    культурно-просветительского характера для
    соотечественников, проживающих за
    рубежом, - в 2,7 раза;
  • увеличение количества комплектов учебников, учебных пособий, научно- популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств,
    соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в зарубежных
    странах (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств), - в 4,4 раза.

К росту значений показателей социально-
экономической эффективности Программы
относятся:

  • рост обеспеченности населения
    лингвокультурологической информацией
    в сфере русского языка и литературы - с
    38 до 54,8 процента;
  • рост доступности для населения
    просветительских мероприятий,
    популяризирующих русский язык, литературу
    и культуру России, - с 21 до 45,7
    процента;
  • рост численности преподавателей,
    прошедших переподготовку по вопросам
    преподавания русского языка как неродного
    и иностранного, - с 3400 до 12 тыс.
    человек;
  • рост доступности использования
    специальных дистанционных технологий в
    обучении русскому языку и литературе для
    лиц из государств - участников
    Содружества Независимых Государств - с 22
    до 38 процентов;
  • рост доступности для соотечественников,
    проживающих за рубежом, информационных
    материалов по русскому языку и культуре
    России - с 38 до 40 процентов;
  • рост доступности использования
    специальных дистанционных технологий в
    обучении русскому языку и культуре России
    для соотечественников (детей и взрослых),
    проживающих за рубежом, - с 22 до 33
    процентов

наверх

I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Актуальность федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) продиктована особой важностью поддержки российской культуры и русского языка. Это является ключевым фактором гармоничного развития человека, сохранения единства российского общества и служит необходимым потенциалом России для формирования положительного образа страны за рубежом.
 
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, отмечается важность поддержания программ, направленных на продвижение ценностей российской культуры и популяризацию русского языка на территории Российской Федерации и за рубежом, а также расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации.
 
Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. 12 июля 2008 г., рассматривает многомиллионную русскую диаспору за рубежом - Русский мир - в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры, и предусматривает содействие изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента межнационального общения.
 
Анализ выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Русский язык (2006 - 2010 годы)" показывает, что поставленные задачи в сфере сохранения и распространения русского языка, укрепления его позиций в Российской Федерации и за рубежом решены в настоящее время не в полной мере.
 
Сегодня не теряют своей остроты следующие проблемы, обусловившие разработку Программы:
– угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
– ущемление прав личности российских граждан, касающихся дискриминации по языковому признаку;
– ослабление национальной самоидентификации россиян;
– снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии;
– снижение престижа России в мировом сообществе.
 
Решению этих проблем будет способствовать:
– научно-методическая и ресурсная поддержка функционирования, изучения и преподавания русского языка в России и за рубежом как средства консолидации российского общества, преумножения и взаимообогащения духовной культуры народов России, межнационального и международного общения;
– развертывание глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку с созданием координационно-методических центров за рубежом и в России;
– продвижение русского языка как важнейшего элемента в развитии интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и эффективного способа укрепления позиций России в мировом экономическом, политическом, культурном, научном и образовательном пространстве.
 
Для обеспечения эффективного решения указанных проблем уже недостаточно использовать традиционные механизмы. Только рациональное использование выделенных ресурсов и комплексное решение проблем на основе программно-целевого метода позволит повысить эффективность Программы и обеспечить:

– проведение единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
– продвижение русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии и укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них;
– формирование положительного отношения к России в мировом сообществе;
– создание условий для функционирования русского языка как способа обеспечения государственной целостности России.
 
Однако использование программно-целевого метода связано с определенными рисками, основными из которых являются риск, связанный с возможным возрастанием напряженности при пересечении с интересами стран, заинтересованных в продвижении национальных языков в ущерб русскому языку, коррупционный риск (нецелевое использование денежных средств), а также риски социального, правового и экономического характера.
 
Отдельно следует остановиться на рисках, связанных с результатами реализации Программы. Социально-экономические эффекты ее реализации должны быть ясны и понятны. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, неприятие и негативное отношение как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными. Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы.
 
Для предотвращения указанных рисков будет осуществляться мониторинг языковой ситуации, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования системы поддержки русского языка, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать поставленные задачи Программы под изменяющиеся условия.

наверх

II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы
ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей,
отражающих ход ее выполнения

Целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи в Российской Федерации: обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации; создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
в зарубежных странах: поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом.
 
Программа будет реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа.
 
Первый этап (2011 - 2012 годы) предполагает формирование научно-методической базы и разработку методологических подходов и методик реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации и основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для обеспечения распространения и сохранения русского языка как средства консолидации российского общества, интеграции Российской Федерации и иностранных государств. В частности, на этом этапе предусматривается:

  • формирование системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (разработка словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, проведение методических мероприятий для учителей и преподавателей российских образовательных учреждений);
  • создание системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (подготовка учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений, а также переподготовка и повышение квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики, в том числе по вопросам использования культурно-исторических традиций казачества);
  • разработка комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;
  • проведение исследований использования русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом, и подготовка аналитических материалов и рекомендаций по развитию культурных и профессиональных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
  • проведение исследований, касающихся тенденций развития русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного за рубежом;
  • разработка и апробация национально, социально и профессионально ориентированных учебников и учебно-методических пособий, справочно-информационных материалов для обучения русскому языку и российской литературе в странах ближнего и дальнего зарубежья;
  • создание системы методического обеспечения преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом;
  • разработка и апробация программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку на базе российских вузов и сетевой инфраструктуры на базе представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом.

Второй этап (2013 - 2015 годы) предусматривает апробацию разработанных на первом этапе методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов, полученных в период предыдущего этапа. Также второй этап предусматривает тиражирование и распространение книг, учебников и методических пособий, внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом.
 
На этом этапе предполагается:

  • развитие системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (апробация и тиражирование словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, развитие практики проведения мероприятий научно-методического характера, направленных на повышение квалификации российских специалистов-словесников, организация мероприятий, способствующих укреплению позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации);
  • развитие системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (апробация, тиражирование и внедрение учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений разных видов и типов, проведение мероприятий по переподготовке и повышению квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики);
  • реализация комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;
  • развитие системы методического обеспечения преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом (поставка учебно-методических материалов, организация комплекса научно-методических мероприятий, тиражирование и поставка разработанных учебно-методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре);
  • проведение комплекса мероприятий, направленных на продвижение и поддержку русского языка, а также популяризацию в мире российской науки, культуры и образования;
  • развитие инфраструктуры и содержания системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом через выполнение проектов культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера. 

Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение об этом может быть принято в случае отсутствия финансирования более 40 процентов мероприятий Программы или недофинансирования Программы более чем на 30 процентов, а также из-за иных факторов, связанных с невозможностью достижения целей и задач Программы.
 
Целевые индикаторы и показатели Программы, характеризующие ход ее реализации по годам, приведены в приложении N 1. 

наверх

III. Мероприятия Программы

Решение задач Программы обеспечивается путем проведения мероприятий Программы.
 
Задача по обеспечению реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает:разработку и экспертизу грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации;разработку и апробацию справочно-информационных ресурсов по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации; организацию и проведение мероприятий по повышению квалификации и переподготовке преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;обеспечение управления реализацией Программы.
 
Задача по созданию условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации предусматривает:

  • разработку и внедрение учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на русском (неродном) и родном (нерусском) языках;
  • разработку и апробацию учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для детей мигрантов и вынужденных переселенцев; организацию мероприятий и проведение повышения квалификации и переподготовки по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях разных типов и видов.

Задача по поддержке русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств предусматривает: разработку и апробацию справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России для граждан государств - участников Содружества Независимых Государств; организацию поставок в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России; подготовку и проведение комплексных мероприятий культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также популяризацию в мире российской науки, культуры и образования; разработку, апробацию, тиражирование и поставку комплектов учебников, учебных пособий, методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре с учетом этнокультурных, социальных и профессиональных особенностей целевых аудиторий в странах дальнего и ближнего зарубежья (для различных форм дополнительного обучения, самостоятельного изучения и повышения квалификации); организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку для различных категорий граждан стран дальнего и ближнего зарубежья; повышение квалификации и переподготовку кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья. 

Задача по удовлетворению языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривает: разработку и апробацию справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в зарубежных странах; организацию и проведение научно-методических, образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на сохранение русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом; поставку в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийных изданий для обеспечения культурных и образовательных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, и их детей; разработку, апробацию и внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом и обеспечение их функционирования.
 
Содержание и направленность мероприятий Программы исключают возможность негативных последствий при их реализации.

наверх

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников с учетом соответствующих нормативных правовых актов.
Общий объем средств, необходимый для реализации Программы, в ценах соответствующих лет составит 2526,66 млн. рублей, в том числе:

  • за счет средств федерального бюджета - 2179,1 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 89 млн. рублей, прочие нужды - 2090,1 млн. рублей);

  • за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 142,16 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2,52 млн. рублей, прочие нужды - 139,64 млн. рублей);

  • за счет средств внебюджетных источников - 205,4 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 10,4 млн. рублей, прочие нужды - 195 млн. рублей).

Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы определен исходя из необходимости выполнения мероприятий и с учетом их параметров (масштабность мероприятий, сроки реализации и др.).

По экспертным оценкам, основанным на результатах запросов субъектов Российской Федерации, анализа региональных бюджетов, региональных программ поддержки русского языка в России и за рубежом (особенно в приграничных областях), а также на проведенных аналитических исследованиях текущей ситуации в сфере продвижения и сохранения русского языка различными российскими структурами, уровень финансового обеспечения Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников составит примерно 10 процентов общего объема ее финансирования. В качестве внебюджетных источников для выполнения целей Программы планируется привлекать финансовые средства коммерческих и некоммерческих организаций, фондов, поддерживающих культурные и образовательные проекты, иную спонсорскую помощь. Кроме того, необходимо активно использовать материально-техническую базу представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом для реализации конкретных проектов.
Объем и источники финансового обеспечения Программы приведены в приложении N 2.

Объем и источники финансового обеспечения Программы с распределением по задачам и государственным заказчикам приведены в приложении N 3.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 4.

наверх

V. Механизм реализации Программы, включающий
в себя механизм управления Программой, распределение сфер
ответственности и механизм взаимодействия государственных
заказчиков Программы

Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
 
Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации, который несет ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления ее реализацией.
 
До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы; механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы; процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей и о критериях определения победителей.
 
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. 

Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее выполнения:
несет ответственность за подготовку и своевременную и качественную реализацию Программы в целом; осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы по эффективной реализации ее мероприятий, обеспечивающих достижение показателей Программы, а также анализ использования средств, выделяемых на реализацию Программы; подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Программу, продлении срока реализации Программы либо досрочном ее прекращении, согласовывает и представляет их в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации; подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый год;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы; составляет организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы; готовит с учетом реализации Программы в текущем году сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год и представляет ее в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки; осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы; представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы; представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклады о выполнении работ, предусмотренных Программой, достигнутых результатах и об эффективности использования бюджетных средств; инициирует при необходимости экспертные проверки реализации отдельных мероприятий Программы; организует размещение на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации информации о ходе и результатах реализации Программы.
 
Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству как государственные заказчики Программы в ходе ее выполнения:

  • вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий Программы, а также в совершенствовании механизма ее реализации;

  • представляют предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана мероприятий Программы; обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы;
  • в случае сокращения средств федерального бюджета на финансирование работ, предусмотренных Программой, разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости предложения по их корректировке;
  • осуществляют мониторинг реализации мероприятий Программы и ведение ежеквартальной отчетности о ходе их реализации; организуют при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;

  • осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения мероприятий Программы;

  • осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции для реализации мероприятий Программы, а также заключают государственные контракты; организуют проведение специализированной экспертизы проектов Программы и в соответствии с ее результатами и результатами независимой экспертизы осуществляют их доработку;

  • уточняют ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств в установленном порядке целевые показатели Программы и необходимые затраты, механизм реализации Программы и состав исполнителей; организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы; организуют применение информационных технологий в целях управления реализацией мероприятий Программы и контроля за ходом их выполнения;

  • обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети Интернет Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также других материалов, связанных с Программой.
     

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству как государственный заказчик Программы: представляет государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы и предложения о продлении срока либо прекращении реализации Программы; согласовывает с государственным заказчиком - координатором Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объем и источники финансирования; представляет государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклады о ходе выполнения работ, предусмотренных Программой, результатах ее реализации и об эффективности использования бюджетных средств.
 
В целях эффективного управления Программой государственный заказчик - координатор Программы создает научно-координационный совет Программы. Положение о научно-координационном совете и его персональный состав утверждаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
 
Председателем научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации. Заместителями председателя научно-координационного совета являются руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. 

Основными задачами научно-координационного совета являются: рассмотрение тематики мероприятий Программы и выработка предложений по их реализации, предложений по реализации конкретных проектов и объемам финансового обеспечения услуг по их выполнению; рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы и выработка соответствующих рекомендаций по решению выявленных технических и организационных проблем; выработка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее выполнения и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации; рассмотрение итогов реализации Программы.

Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет синергетического эффекта от внедрения новых подходов, методик и технологий по продвижению и поддержке русского языка как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами путем проведения научно-исследовательских работ и реализации комплексных проектов с учетом достигнутых в ходе таких работ результатов, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и бюджетирования, направленного на результат.
 
Показателями социально-экономического эффекта реализации Программы являются:
 

  • обеспеченность населения лингвокультурологической информацией в сфере русского языка и литературы;
  • доступность для населения просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России;
  • численность преподавателей, прошедших переподготовку по преподаванию русского языка как неродного и иностранного;
  • доступность использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и литературе для лиц государств - участников Содружества Независимых Государств;
  • доступность для соотечественников, проживающих за рубежом, информационных материалов по русскому языку и культуре России;
  • доступность использования специальных дистанционных технологий в обучении соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом, русскому языку и культуре России.
     

По прогнозным оценкам, к концу 2015 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов.
 
В части обеспечения реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривается: рост объема информационных ресурсов по русскому языку - в 2,7 раза; увеличение численности лиц, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, - в 3,6 раза.
 
В части создания условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации предусматривается:
увеличение численности преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного, - в 3,5 раза; увеличение количества учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, а также пособий по обучению русскому языку как иностранному, что позволит обеспечить высокую эффективность продвижения русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации, - в 2,25 раза.
 
В части поддержки русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств предусматривается: увеличение численности лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному, - в 1,9 раза; увеличение количества справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств - в 3,5 раза; увеличение количества комплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, что позволит укрепить позиции русского языка как основы интеграционного развития и средства общения в Содружестве Независимых Государств, - в 2,4 раза. 

В части удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, и иностранных граждан предусматривается: увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом, - в 6 раз; увеличение количества комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в зарубежных странах (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств), - в 4,4 раза;
увеличение доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и культуре России для соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом, что позволит обеспечить уверенное распространение русского языка за рубежом и удовлетворение в изучении и использовании русского языка соотечественниками и иностранными гражданами, - на 11 процентов.
 
Значения показателей социально-экономической эффективности хода реализации Программы, которые будут достигнуты по результатам реализации Программы, представлены в приложении N 5.
 
Согласно расчетам, проведенным на основании методики оценки социально-экономической эффективности Программы, которая приведена в приложении N 6, будет обеспечена высокая социально-экономическая эффективность реализации Программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ 
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХОД ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПО ГОДАМ 
Приложение 1

ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
Приложение 2

ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПО ЗАДАЧАМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ
Приложение 3

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2011 - 2015 ГОДЫ
Приложение 4

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХОД И КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Приложение 5

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ 
Приложение 6



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль