Одаренные талантливые учащиеся – выявление и поддержка

130

Тренд государственной политики, методики одаренности

В сфере поиска детей с талантом миссия общего образования  и их поддержка заключается в создании методики одаренности, эффективной системы выявления,  сопровождения педагогами и развития  вне зависимости от их места жительства, положения в социуме и финансовых возможностей семьи.
На уровне государства система выявления и развития юных талантов формируется в качестве комплекса институтов  и соответствующих мероприятий с программами, что обеспечивают развитие и реализацию способностей всех школьников.
Одаренность позиционируется, как задатки вместе со способностями в разных сферах человеческой деятельности и областях творчества.

Педагогическая трактовка и способы развития детской одаренности

М. А. Холодная, отстаивая индивидуальность человеческого интеллекта,  имеет в виду интеллектуальное воспитание, развитие детской одаренности и говорит о том, что каждый ученик имеет определенные способности, но в разных сферах. Быть компетентным пожарником, ученым, фотографом и т. д. – значит, по ее мнению, иметь конкретный набор компетентностей различных уровней. Школа, как она считает, должна раскрыть компетентностный потенциал учащихся и обеспечить процесс его социальной адаптации даже в случае исходно неадаптивного интеллекта и способствовать развитию одаренности учащихся

Примером такой программы можно считать  «Хочу все знать!», где в каждом учебном предмете учебного плана ООП начального общего образования выделяются темы, предполагающие индивидуальную работу с учащимися, проявляющими особые результаты.
Задачи программы:
• формирование особого интереса к изучению основных предметов начальной школы;
• способствование усвоению знаний, что были получены;
• развитие мышления и логики, умения анализировать и систематизировать полученную информацию;
• самостоятельная работа и умение находить и обрабатывать различные данные;
• развитие опыта организации научного труда, умение работать со словарями и энциклопедиями;
• формирование заинтересованности исследовательской деятельностью.
Показатели эффективности реализации программы:
• рост числа  учащихся, демонстрирующих удовлетворенность содержанием и качеством своей учебной занятости;
• рост количества школьников, проявляющих особые интеллектуальные или другие способности в ходе участия в мероприятиях, соревнованиях и конкурсах;
• повышение уровня индивидуальных достижений учащихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
• повышение уровня владения учащимися общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
В ходе реализации программы «Хочу все знать» у школьников формируется умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно генерировать идеи; находить недостающие данные в информационном поле.
К концу учебного года школьники, охваченные программой «Хочу все знать», должны показать не только высокий уровень усвоения материала по предметам, но и проявить способность применять знания в нестандартной ситуации, участвуя в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах разного уровня.

По мнению ученых, следует выделять как минимум 3 группы детей с одаренностью:
•  с высоким общим уровнем умственного развития;
•  с признаками одаренности в какой-либо области науки или искусства;
•  не достигающие по определенным причинам успехов в учении, но проявляющие яркую познавательную активность, нестандартность психического склада, незаурядность умственных резервов.
Дети с одаренностью обладают более высоким уровнем в сравнении с преимущественным большинством своих сверстников, а также интеллектуальные способности, особую восприимчивость к умению,  возможности  в творчестве; проявляют активную познавательную потребность; ощущают радость от добывания знаний либо ручного труда, словесного или художественного творчества. Они конструктивно критичны, не принимают авторитарных указаний без критического изучения. Такие дети стремятся к самовыражению.

Методики одаренности и задачи начальной школы

Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для начальной школы по той причине, что результаты начальной школы влияют на имидж общеобразовательной организации так же сильно, как результаты выпускников по итогам государственной итоговой аттестации. Принято считать школу хорошей, если в ней:
•    хорошо учат по всем предметам;
•    преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
•    сформирован свой уклад, поддерживаются и развиваются традиции;
•    уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования;
•    гарантировано качественное образование, обеспечивающее готовность выпускников к продолжению образования на следующем уровне.
Уже в самом портрете выпускника начальной школы федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет качества, которые косвенно можно спроецировать на понятие одаренности и методики одаренности. Эти качества связаны с любознательностью, познавательным интересом, активной познавательной позицией, а также с готовностью самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является, таким образом, одним из главных направлений работы образовательного учреждения.

Система мер развития детской одаренности

Систему мер по поддержке одаренных учащихся составляют организационно-управленческие, программно-методические и нормативно-распорядительные действия и продукты, обеспечивающие в своей совокупности решение тактических задач.
К основным организационно-управленческим мерам развития детской одаренности относятся:
•    принятие стратегических решений по выявлению и поддержке одаренных детей;
•    обеспечение материально-технических и финансово-экономических условий деятельности по выявлению и поддержке одаренных детей;
•    организация повышения квалификации педагогов по вопросам поддержки детской одаренности;
•    организация внутришкольных конкурсов, соревнований и олимпиад для учащихся;
•    организация участия учащихся во внешних по отношению к образовательной организации (далее – ОО) конкурсах, соревнованиях и олимпиадах.
В комплекс основных программно-методических продуктов войдут:
•    программа выявления и поддержки одаренных детей, состоящая из модулей, которые включаются в подпрограммы основной образовательной программы (далее – ООП) начального общего образования;
•    методические рекомендации, подготовленные педагогом-психологом для классных руководителей, учителей-предметников, родителей;
•    дидактические материалы для индивидуальной работы с одаренными учащимися, используемые в урочной деятельности;
•    комплекты дидактических игр, пособий для учащихся, используемые во внеурочной деятельности.
•    Нормативно-распорядительная составляющая системы по выявлению и поддержки школьников, проявляющих заурядные способности, зависит от уставных целей ОО и специфических целей Программы выявления и поддержки одаренных детей. Блоки, отражающие содержание и цели этих работ, требуются в таких локальных нормативных актах:
• Положении об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ;
• положение о портфолио одаренного школьника начальных классов;
• Положении о деятельности учащихся в их внеурочное время;
• Положении о дополнительной общеобразовательной программе либо структуре дополнительного образования детей;
• Положении о настоящем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития детской одаренности

Глобальная сеть открыла новые возможности для проявления и реализации творческих задатков учеников младшей школы в разных сферах и направлениях и развития детской одаренности. Благодаря интернет-ресурсам пространство работы с такими школьниками значительно расширяется. Появляется возможность даже начинающим учащимся брать участие в определенных интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней.
Говоря о том, что в текущее время во всем мире происходит поиск новых подходов к развитию интеллекта учащихся, то одной из подобных разновидностей является применение дистанционных форм обучения.
К ним необходимо отнести:
•  олимпиады, проводимые в дистанционном режиме;
• конкурсы всероссийского и международного уровня;
• игры, всевозможные викторины и прочее.
Мероприятия, проводимые дистанционно расширяют кругозор школьников, развивают чувства солидарности и здорового соперничества. Базовым результатом участия в подобных олимпиадах и мероприятиях является формирование у школьников устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания. Виртуальные мероприятия развивают их внутреннюю мотивацію, поскольку обеспечивают эффект новизны, дают ощущение победы над непознанным.
Дистанционный конкурс – действенная форма занятий. Они особенно актуальны для тех, кто проживает в отдаленно от школы и (или) мест проведения очных мероприятий. Они помогают углубить знания по всем школьным предметам, разделам и тематикам. Занимательные задания позволят увидеть необычное в простейшем, обыденном и повседневном! А главное – результат, которого учащиеся всегда ждут. Победители и все участники в результате получают дипломы, сертификаты и грамоты, позволяющие пополненить личное портфолио достижений. Вовлекая школьников в дистанционные конкурсы, есть возможность ожидать расширения их кругозора и интересов.
В отличие от процесса обучения, процесс подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам существенно выходит за рамки типичных образовательных ситуаций (таблица). Во-первых, он приводит ученика к законченному представлению целей, содержания и форм собственной познавательной деятельности; во-вторых, позволяет критически отнестись к себе и к своей деятельности; в-третьих, делает внешнюю среду образования объектом дополнительного осмысления и учебной рефлексии.

Особенности процесса подготовки школьников к конкурсам и олимпиадам
Процесс обучения Процесс подготовки к конкурсам и олимпиадам
Цели Получение учащимися образования Интеллектуальная и творческая самореализация учащихся
Содержание Предметно-дисциплинарное, регламентируемое образовательными стандартами Содержание, углубленное в той или иной предметной области и усиленное межпредметными связями
Критерии эффективности Разрабатываются на основе требований стандарта и входят в критериальный аппарат аттестации школы Разрабатываются, как правило, педагогами, осуществляющими процесс подготовки
Позиции субъектов (учитель-ученик) Субъект-объектные отношения Субъект-субъектные, партнерские
Социокультурная направленность результата Сохранение культурных традиций нации. Обеспечение личностного развития учащихся Содействие государственной системе поддержки одаренных детей

Программа индивидуальной работы «Хочу все знать!»

Личностными достижениями освоения программы «Хочу все знать» считаются:
• активное включение школьника в общение и взаимодействие со своими сверстниками на принципах  доброжелательности и уважения, оказание взаимопомощи и сопереживания;
• осмысление мотивов собственных действий во время выполнения заданий с ситуациями из жизни;
• проявление  трудолюбця, дисциплинированности и упорства в рамках достижении поставленных целей;
• готовности оказывать бескорыстную помощь  сверстникам, умение находить с ними общий язык и схожие интересы.
Программно-методическое обеспечение работы начальной школы со школьниками проявляющими одаренные навыки должно быть разнообразно: начиная от рабочих программ курсов внеурочной деятельности, ориентированных на их индивидуальную поддержку, заканчивая комплексными программами их выявления и поддержки, а также способстовать развитию детской одаренности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль