Зачем человеку увлечения и какие бывают хобби?

118

Если спросить на улице случайных прохожих, что такое хобби, мы получим схожие по смыслу ответы: хобби – это что-то внепрофессиональной деятельности. А вот на вопрос, зачем человеку увлечения, т. е. хобби, ответы, скорее всего, будут сильно различаться.

Отношение к хобби и профессиональные интересы учителя

У людей старшего поколения – тех, чьи юность и зрелость пришлись на послевоенные годы, – вопрос о хобби может вызвать недоумение. Для них профессиональные интересы учителя, хобби и работа были примерно одним и тем же.

В 1980-е гг. ситуация изменилась в том числе и с тем, какие бывают хобби. Среди людей разных профессий стали популярными занятия для души. Журналы тех лет поддерживали домашние увлечения (вопрос «какие бывают хобби» по-прежнему звучал редко) и даже создавали моду на новые, но приоритет все же оставался за работой.

Обратите внимание

Психологи и менеджеры по подбору персонала часто просят собеседника рассказать о своем хобби, а потом делают заключение о его личности

Время шло, и для тех, кто получил образование и начал работать в 1990-е гг., хобби стало важной частью жизни.

«На работе я зарабатываю, а с хобби отдыхаю» – это уже веяние 2000-х. Тогда многие стали рассматривать работу не как средство самореализации, а как источник дохода. В результате начался массовый уход в хобби. Какие бывают хобби? Да абсолютно разные, и стоят они тоже по-разному. Этот процесс активно поддерживался и продолжает поддерживаться вездесущим маркетингом: увлечения стоят денег, и люди готовы за них платить. А профессиональные интересы учителя остаются "за бортом" хобби.

Сегодня в обществе существует разное отношение к тому, какие бывают хобби: кто-то исповедует принцип «работа для заработка, хобби для удовольствия», а кто-то, напротив, ждет, что работа станет для него тем самым хобби, за которое работодатель будет платить приличную зарплату.

Если говорить о работниках сферы образования, то среди них много тех, у кого есть хобби. Почему? Да потому, что работа в детском саду или школе требует большого эмоционального напряжения, а воспитатель или учитель, а тем более заведующий или директор в течение рабочего дня не может дать волю своим чувствам, отдохнуть, расслабиться. Здесь и приходит на помощь хобби, которое можно рассматривать как эффективный инструмент стресс-менеджмента.

Какие бывают хобби: виды

Согласно словарю хобби – это любимое занятие на досуге. Под это определение может подойти практически любой вид деятельности (в том числе профессиональные интересы учителя), если он приносит удовольствие. Тем не менее, можно классифицировать, какие бывают хобби.

Коллекционирование, т. е. собирание чего угодно. У всех на слуху такие виды коллекционирования, как собирание марок (филателия), монет (нумизматика), бумажных ассигнаций (бонистика). Правда, настоящих коллекционеров в этих сферах не так уж много – подобные хобби требуют значительных материальных и временных затрат. Большинство собирает магнитики на холодильник, фигурки животных, открытки и декоративные тарелки. Но даже в такой форме этот вид хобби полезен. Он позволяет отвлечься от наболевшего в профессиональных интересах учителя – с тем, чтобы вернуться к решению проблем с новыми силами.

Активные виды деятельности – спорт, танцы, походы, охота, рыбалка, туризм, т. е. все, что предполагает физическую нагрузку и общение с новыми людьми, которые не имеют ни малейшего отношения к привычным профессиональным интересам учителя. Такие хобби приносят наибольшую пользу, потому что решают ключевую задачу в работе со стрессом: включают физическую активность и обеспечивают поддержку людей со стороны.

Наш организм так устроен, что стресс от профессиональных интересов учителя лучше всего отрабатывается через физическую нагрузку, но мало кто об этом вспоминает в нужный момент. Кроме того, многим из нас для нейтрализации последствий стресса надо побыть в обществе других людей – нет, не жаловаться, не просить о помощи, а просто пообщаться и вдруг понять, что твои проблемы решаемы и свет на них клином не сошелся.

К сожалению, у «активных» хобби есть минус. На них требуется много времени. Даже если ехать надо в данс-клуб, чтобы отплясывать там румбу или фламенко, – на это все равно надо потратить несколько часов, а они не всегда есть, или тратятся на профессиональные интересы учителя.

Рукоделие, т. е. все то, от чего человек получает удовлетворение, делая своими руками: вышивание, выпиливание лобзиком, лэмпворк, квиллинг, конструирование, создание украшений.

На заметку

Лэмпворк – создание стеклянных бусин посредством плавления стекла в огне газовой горелки.

Квиллинг – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги

Традиционно в жанре рукоделия больше женщин, но в последние десять лет весьма заметно выросло и количество мужчин.

Чем хороши «рукодельные» хобби? Во-первых, тем, что голова отключается – а ей, бедной, это очень нужно периодически делать. Во-вторых, у хобби есть результат, причем результат материальный. Его можно подарить, продать, сфотографировать и выложить в соцсеть. В конце концов, им можно просто любоваться. В-третьих, сам процесс создания нового продукта очень полезен. Творчеством человек занимается в состоянии физиологического транса. В это время у него иначе работает мозг – как если бы он сидел в шезлонге на берегу моря и любовался полетом чаек. Работая так, мозг отдыхает. А отдохнувший мозг быстрее справляется с проблемами, которые ранее казались неразрешимыми.

Интеллектуальные хобби из сферы профессиональных интересов учителя, т. е. те, которые требуют проявления смекалки: разгадывание кроссвордов и сканвордов, собирание пазлов, решение шарад или головоломок.

Отдельное направление – системное изучение какой-либо отрасли знания, непосредственно не связанной с профессиональными интересами учителя: истории моды, астрологии, иностранных языков, кулинарии. Такие хобби очень хороши в том плане, что позволяют полностью переключиться на другую сферу и вместе с тем дают некоторую нагрузку на интеллект.

Исторические реконструкции как профессиональные интересы учителя, т. е. микс нескольких видов хобби, чаще всего – интеллектуального (сбор информации о конкретной эпохе или историческом периоде), рукоделия (изготовление своими руками предметов обихода, одежды и вооружения, которые раньше использовались) и активных видов деятельности (рыцарские турниры, балы). Велосипедная прогулка – повод побыть с семьей. Занятия живописью – отдых наедине с собой.

Как профессиональные интересы учителя влияют на выбор хобби

Порой люди считают, что хобби, как и профессиональные интересы учителя, само должно найти своего хозяина. Отчасти это верно, потому что заставить себя заниматься хобби нельзя – ведь оно должно приносить удовольствие, а удовольствие из-под палки невозможно. Тем не менее иногда человеку приходится приложить сознательные усилия для того, чтобы помочь хобби «прийти». В этом случае важными оказываются следующие правила:

1.    При выборе хобби лучше ориентироваться только на свои предпочтения. Если заранее ясно, что на горные лыжи нет ни денег, ни времени, не надо слушать коллегу, лучше поискать что-нибудь еще.

2.    Прежде чем изучать, какие есть хобби, нужно определить, какой отдых для вас предпочтительнее – коллективный или индивидуальный. Этот момент всегда завязан на личностных особенностях человека. Люди, работающие в сфере образования, часто выбирают вариант «в одиночестве», но это не правило.

3.    Собирать информацию о хобби лучше, посещая выставки, мастер-классы и форумы. Люди во время общения охотно делятся своим опытом, а ошибки у всех начинающих, как правило, одинаковы. В литературе же часто описывается некий идеальный вариант.

4.    Определившись с хобби, не следует сразу вкладывать значительные суммы в покупку оборудования, экипировки или материалов для творчества. Все, что можно взять на время, – лучше взять на время, потому что еще неизвестно, будет ли продолжение.

5.    Нужно постоянно помнить о том, что хобби – для удовольствия. Если нет ощущения, что занятие нравится, лучше от него отказаться.

Итак, для чего нужно хобби? Для баланса. А баланс для чего? Для полноценного восприятия жизни, хорошего настроения и ощущения счастья. Подумайте об этом!

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль