Организация адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах

362

Характерным признаком современного российского образования является рост числа обучающихся-мигрантов за счет беженцев и переселенцев из стран дальнего и ближнего зарубежья. В образовательные организации (далее – ОО) часто приходят учащиеся разных национальностей, недостаточно хорошо владеющие русским языком. Дети мигрантов в школах часто испытывают трудности в адаптации.

Проживание в стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением и, следовательно, разрушением привычного образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое усиливается отсутствием опыта поведения в новой социальной среде. Поэтому актуальной задачей является создание условий, в которых дети мигрантов в школах могли бы получить достойное российское образование.

Проект адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах

За последние годы в МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска стало появляться все больше и больше переселенцев из бывших советских республик, которые говорят только на родном языке и русского языка фактически не знают. В связи с этим управленческой командой и группой педагогов был разработан Проект адаптации детей-мигрантов в новой языковой среде (далее – проект) с целью создания условий, направленных на максимальное адаптационное обучение детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, не владеющих (плохо владеющих) русским языком; на развитие навыков русской устной и письменной речи.

В таблице представлен лист учета детей-мигрантов, обучающихся в ОО.


Организация адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах

Ожидаемые результаты проекта по адаптационному обучению:

  • создание нормативно-правовой и материально-технической базы, способствующей качественному обучению детей-мигрантов русско-му языку;
  • разработка и апробирование программы индивидуальных, групповых занятий русским языком для детей-мигрантов; оказание квалифицированной и эффективной психологической помощи детям-мигрантам для успешной адаптации в новой языковой среде;
  • реализация перспективного плана повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми-мигрантами;
  • освоение детьми мигрантов в школах навыков говорения, чтения, письма, общения на русском языке в обиходно-бытовой и учебной сферах;
  • повышение качества знаний по русскому языку у детей-мигрантов в пределах сертифицированного уровня федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
  • создание системы мониторинга обучения детей-мигрантов;
  • разработка методических рекомендаций обучения детей-мигрантов русскому языку.

Риски реализации проекта адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах

В ходе реализации проекта возможно преодоление следующих рисков:

  • отсутствие понимания родителями детей мигрантов в школах социальных эффектов и необходимости обучения в рамках проекта;
  • безразличие, неприятие, негативное отношение родителей детей-мигрантов к участию их детей в проекте;
  • отсутствие согласия родителей детей-мигрантов на дополнительное изучение русского языка – невостребованность проекта.

Чтобы снизить перечисленные риски, необходима своевременная разъяснительная работа, информирование родителей о целях, задачах и ходе реализации проекта, заключение соглашений о совместной деятельности с родителями детей-мигрантов. Для предотвращения указанных рисков осуществляется мониторинг языковой ситуации, в ходе которого своевременно проводится оценка возникших перемен и адаптация задач проекта к изменяющимся условиям.

Школа превращается в поликультурную среду, поэтому перед учителями русского языка, работающими по программе адаптационного обучения русскому языку детей-мигрантов, стоит задача межкультурной коммуникации, где русский язык и его преподавание должны быть инструментом формирования толерантности, т. е. необходимо соблюдать принцип «все различны, все равны».

Организация групповых занятий по адаптационному обучению русскому языку детей мигрантов в школах

Успех групповых занятий зависит не только от профессионализма педагога, но и от готовности обучающихся к совместной деятельности, к сотрудничеству. Поэтому следует уделить большое внимание формированию групп изучения русского языка как иностранного. Первые занятия в группе – это занятия-знакомства.

Заранее проводится собеседование с каждым обучающимся отдельно. С ним советуются, о чем из традиционной для него культуры, жизни своего народа он может рассказать остальным обучающимся. Например, в МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска один из обучающихся принес национальное блюдо и угостил всех, рассказав, как оно готовится. Другой представил национальный танец в костюме, объяснил язык жестов, символику одежды.

Третий прочитал отрывок из произведения турецкого писателя (на турецком), объяснил, чем он близок азербайджанскому языку. Еще один ученик рассказал об обычаях, которые существуют у них в селе, об основных занятиях в киргизском поселении, рас-сказал, что он любит лошадей и умеет скакать верхом, спел один куплет песни и перевел ее текст.

Обучающиеся могут рассказать, почему они приехали в ваш город, какие были трудности, что им нравится, какие у них планы. В заключение занятия все вместе определяют, что же у всех обучающихся общего, что их объединяет. На индивидуальных занятиях, так же как и в группе, педагоги делают установку на общение, основанное на доверии к собеседнику и взаимопонимании.

Осуществляя мониторинг и контроль результатов адаптационного обучения, необходимо обязательно анализировать ошибки и планировать пути их исправления, но нельзя нарушать позитивное отношение к предмету. Контрольная работа – это не наказание, а продолжение общения между учителем и учеником для понимания результатов обучения и дальнейшей стратегии действий.

Разработка нормативных документов в рамках проекта адаптационного обучения русскому языку

В рамках реализации проекта администрацией ОО разрабатываются следующие нормативные документы:

  • положение об обучении детей-мигрантов, испытывающих трудности в освоении русского языка (приложение 1);
  • соглашение с родителями (законными представителями) об обучении детей-мигрантов, испытывающих трудности в освоении русского языка (приложение 2).

Организация адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах


Организация адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах


Т.А. Мисякова, директор МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева, г. Томск,
И.Н. Хмыз, зам. директора по УВР МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева, г. Томск,
С.В. Лукьянова, зам. директора по НМР МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева, г. Томск,
С.Н. Мироненко, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева, г. Томск

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль