Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

66

Учебно-познавательная деятельность – это специально организованный процесс познания с целью овладения научными знаниями, компетенциями, формами поведения, видами деятельности для дальнейшего успешного построения жизненной стратегии обучающегося, в которой должна обеспечиваться и безопасность учебного процесса. К внешней (практической) форме учебно-познавательной деятельности относятся манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т. п.

Это может быть перцептивная деятельность – рассматривание, слушание, наблюдение, символическая деятельность, например, изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т. п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование.

Компетенции самосовершенствования как часть безопасности учебного процесса

Приоритетное направление образовательного пространства МОУ «СОШ № 1» г. Щекино Тульской области здоровьесберегающие технологии, которые формируют компетенцию личного самосовершенствования учащихся. Ведь процесс здоровьесбережения в школе - это еще и личностное самосовершенствование, которое подразумевает освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самосознания, самоуправления, самоисследования.

К этой компетенции относятся контроль безопасности учебного процесса, то есть забота о собственном здоровье, экологическая культура; умения, которые развиваются благодаря грамотно организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, понимать цели и способы самосовершенствования, умение дать адекватную самооценку и т. п.

Формирование личностного самосовершенствования с позиций здоровьесбережения в школе непосредственно связано с сохранением и укреплением здоровья и обучающихся, и педагогов. Поэтому реализация здоровьесберегающих проектов помогает обеспечить развитие учебно-познавательной деятельности учащихся и повышение качества обучения и воспитания.

Программа «От здоровьесберегающего пространства – к здоровой нации»

Для того чтобы безопасность учебного процесса была достигнута, в школе создана и реализуется Программа «От здоровьесберегающего пространства – к здоровой нации». Реализация программы осуществляется с 2011 по 2015 г.

Так, например, раздел, непосредственно связанный с учебно-познавательной деятельностью учащихся, включает матрицу проектирования учебно-познавательной деятельности с позиций здоровьесбережения (табл. 1):

Таблица 1


Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

Родительский всеобуч «Здоровая и дружественная Школа будущего»

Также для безопасности учебного процесса и развития учебно-познавательной деятельности обучающихся действует родительский всеобуч «Здоровая и дружественная Школа будущего».

Цель всеобуча – дать возможность родителям, заинтересованным в улучшении качества образования обучающегося ребенка, овладеть знаниями, которые помогут выстроить эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Основными задачами являются:

  • формирование у родителей учащихся прочных базовых знаний о возрастных особенностях детей и подростков;
  • создание условий для интенсивного формирования компетентности родителей в вопросах педагогики, психологии и физиологии учащих-ся: психическое и физическое здоровье обучающегося, его адаптация к образовательному процессу, формирование универсальных учебных действий;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности учащихся;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с обучающимся.

Для реализации программы всеобуча в целях здоровьесбережения в школе определены основные формы взаимодействия педагогов и родителей:

1. Родительское собрание, которое может быть организовано в форме круглого стола, тематической дискуссии родителей с приглашенными специалистами.

2. Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний», способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательной организации к организации безопасности учебного процесса и формированию здорового образа жизни учащихся.

3. Тематические конференции по обмену опытом формирования здоровьесохраняющих условий.

4. Диспуты, дискуссии – обмен мнениями по проблемам воспитания.

5. Встречи родительской общественности с администрацией школы. процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы. табл. 2 представлены фрагменты разделов «Секреты успешной учебы школе» (5 занятий), «Как оценивают вашего ребенка в классе?» (4 занятия), «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (4 занятия), которые были реализованы в 2011/12 уч. г. в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС).

Таблица 2


Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

Круглый стол для педагогов по теме безопасности учебного процесса

С целью развития профессиональных компетенций педагогов, обмена опытом работы учителей по программе «От здоровьесберегающего пространства – к здоровой нации» в рамках здоровьесбережения в школе был организован круглый стол по теме «Управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в контексте ФГОС» для 60 педагогов Тульской области.

Гости побывали на занятиях, где обучение здоровому образу жизни обеспечивается путем интеграции вопросов здоровья в содержание школьных программ, через классные часы, уроки правильного питания, которые проводятся с использованием тренингов, дискуссий, видеопросмотров, интерактивных занятий.  Участники круглого стола смогли практически увидеть использование педагогами современных технологий. 

На уроке русского языка в 5-м классе учащиеся анализировали тексты в группах, доказывали, что в окружающем мире помимо жестокости и бес-сердечности есть доброта, красота и другие качества. На занятиях шахматного кружка виртуальная королева учила, за какие поля нужно бороться в дебюте, и др.

Организационно-деятельностная игра участников круглого стола по моделированию управленческих ситуаций позволила присутствующим погрузиться в разработку собственных матриц проектирования безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения.

В табл. 3 представлена технологическая дорожная карта проведения круглого стола.

Таблица 3


Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль