Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

95

Учебно-познавательная деятельность – это специально организованный процесс познания с целью овладения научными знаниями, компетенциями, формами поведения, видами деятельности для дальнейшего успешного построения жизненной стратегии обучающегося, в которой должна обеспечиваться и безопасность учебного процесса. К внешней (практической) форме учебно-познавательной деятельности относятся манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т. п.

Это может быть перцептивная деятельность – рассматривание, слушание, наблюдение, символическая деятельность, например, изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т. п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование.

Компетенции самосовершенствования как часть безопасности учебного процесса

Приоритетное направление образовательного пространства МОУ «СОШ № 1» г. Щекино Тульской области здоровьесберегающие технологии, которые формируют компетенцию личного самосовершенствования учащихся. Ведь процесс здоровьесбережения в школе - это еще и личностное самосовершенствование, которое подразумевает освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самосознания, самоуправления, самоисследования.

К этой компетенции относятся контроль безопасности учебного процесса, то есть забота о собственном здоровье, экологическая культура; умения, которые развиваются благодаря грамотно организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, понимать цели и способы самосовершенствования, умение дать адекватную самооценку и т. п.

Формирование личностного самосовершенствования с позиций здоровьесбережения в школе непосредственно связано с сохранением и укреплением здоровья и обучающихся, и педагогов. Поэтому реализация здоровьесберегающих проектов помогает обеспечить развитие учебно-познавательной деятельности учащихся и повышение качества обучения и воспитания.

Программа «От здоровьесберегающего пространства – к здоровой нации»

Для того чтобы безопасность учебного процесса была достигнута, в школе создана и реализуется Программа «От здоровьесберегающего пространства – к здоровой нации». Реализация программы осуществляется с 2011 по 2015 г.

Так, например, раздел, непосредственно связанный с учебно-познавательной деятельностью учащихся, включает матрицу проектирования учебно-познавательной деятельности с позиций здоровьесбережения (табл. 1):

Таблица 1


Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

Родительский всеобуч «Здоровая и дружественная Школа будущего»

Также для безопасности учебного процесса и развития учебно-познавательной деятельности обучающихся действует родительский всеобуч «Здоровая и дружественная Школа будущего».

Цель всеобуча – дать возможность родителям, заинтересованным в улучшении качества образования обучающегося ребенка, овладеть знаниями, которые помогут выстроить эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Основными задачами являются:

  • формирование у родителей учащихся прочных базовых знаний о возрастных особенностях детей и подростков;
  • создание условий для интенсивного формирования компетентности родителей в вопросах педагогики, психологии и физиологии учащих-ся: психическое и физическое здоровье обучающегося, его адаптация к образовательному процессу, формирование универсальных учебных действий;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности учащихся;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с обучающимся.

Для реализации программы всеобуча в целях здоровьесбережения в школе определены основные формы взаимодействия педагогов и родителей:

1. Родительское собрание, которое может быть организовано в форме круглого стола, тематической дискуссии родителей с приглашенными специалистами.

2. Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний», способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательной организации к организации безопасности учебного процесса и формированию здорового образа жизни учащихся.

3. Тематические конференции по обмену опытом формирования здоровьесохраняющих условий.

4. Диспуты, дискуссии – обмен мнениями по проблемам воспитания.

5. Встречи родительской общественности с администрацией школы. процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы. табл. 2 представлены фрагменты разделов «Секреты успешной учебы школе» (5 занятий), «Как оценивают вашего ребенка в классе?» (4 занятия), «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (4 занятия), которые были реализованы в 2011/12 уч. г. в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС).

Таблица 2


Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

Круглый стол для педагогов по теме безопасности учебного процесса

С целью развития профессиональных компетенций педагогов, обмена опытом работы учителей по программе «От здоровьесберегающего пространства – к здоровой нации» в рамках здоровьесбережения в школе был организован круглый стол по теме «Управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в контексте ФГОС» для 60 педагогов Тульской области.

Гости побывали на занятиях, где обучение здоровому образу жизни обеспечивается путем интеграции вопросов здоровья в содержание школьных программ, через классные часы, уроки правильного питания, которые проводятся с использованием тренингов, дискуссий, видеопросмотров, интерактивных занятий.  Участники круглого стола смогли практически увидеть использование педагогами современных технологий. 

На уроке русского языка в 5-м классе учащиеся анализировали тексты в группах, доказывали, что в окружающем мире помимо жестокости и бес-сердечности есть доброта, красота и другие качества. На занятиях шахматного кружка виртуальная королева учила, за какие поля нужно бороться в дебюте, и др.

Организационно-деятельностная игра участников круглого стола по моделированию управленческих ситуаций позволила присутствующим погрузиться в разработку собственных матриц проектирования безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения.

В табл. 3 представлена технологическая дорожная карта проведения круглого стола.

Таблица 3


Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль