Управление качеством образования в школе физико-математического типа

194

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы лицей № 1580 (при МГТУ им. Н.Э. Баумана) образован в 1999 г. на базе средней общеобразовательной физико-математической школы № 1180, которая была открыта в 1989 г. с целью отбора и обучения на старших курсах творческой молодежи, ориентированной на продолжение обучения в техническом вузе. По итогам 2012/13 уч. г. лицей занимает 7-е место в рейтинге московских школ по образовательным результатам. НОУ «Московский Центр непрерывного математического образования» и региональная общественная организация «Московское математическое общество» отметили педагогический коллектив лицея дипломом I степени за выдающиеся достижения в математическом обучении учащихся. Концепция управления качеством образования в школе № 1580 (при МГТУ им. Н.Э. Баумана) (далее – лицей № 1580) предполагает образование по всем предметам учебного плана. В центре внимания не только администрации лицея, но и самых требовательных и заинтересованных партнеров – родительской общественности и ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» (далее – МГТУ им. Н.Э. Баумана) – постоянно находится образование с физико-математическим уклоном. Как известно, качественное образование предполагает деятельность оперативного характера, осуществляемую руководителями и исполнителями, т. е. определенный сервис, призванный постоянно диагностировать состояние системы с целью принятия своевременных управленческих решений.

Управление качеством образования в школе: физико-математические кафедры

Контроль и управление качеством образования в школе физико-математического типа № 1580 осуществляют специализированные кафедры. Кафедра «Основы математики и информатики» делится на секции математики 8–9-х классов, 10-х классов и 11-х классов; информатики; учебные лаборатории. Кафедра «Основы физики» также делится на секции: физики (по параллелям) и научно практические лаборатории. В составе профильных кафедр 40 учителей математики, 12 учителей информатики, 40 учителей физики. Большинство из них являются преподавателями МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В составе кафедр также 5 докторов и более 25 кандидатов наук, что обеспечивает высокий научно-методический уровень преподавания. Задачей стратегического характера является обновление содержания с учетом изменений в системе обучения, тенденций развития высшей школы, в первую очередь МГТУ им. Н.Э. Баумана. На тактическом уровне кафедрами достигается трансформация содержания в предметные учебные программы и календарно-тематические планы, обеспечивающие взаимодополнение, взаимопроникновение и метасодержание преподаваемых дисциплин, что является неотъемлемой частью системы управления качеством образования в школе.

Совместно с администрацией вносятся коррективы в локальные акты, регламентирующие в лицее систему промежуточной аттестации, систему оценивания результатов образовательной деятельности. Описание общих принципов оценивания особенно важно при проведении семестровых контрольных работ. За последнее десятилетие на кафедрах созданы, апробированы и успешно внедрены в практику более 50 учебных и методических пособий. Необходимость создания собственного научно-методического обеспечения обусловливается нацеленностью лицея на непрерывное математическое образование, конкретными требованиями МГТУ им. Н.Э. Баумана к подготовке абитуриентов.

Большинство пособий, разработанных преподавателями профильных кафедр лицея, имеют гриф «Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов по образованию в области машиностроения и приборостроения в качестве учебного пособия для обучающихся профильных школ МГТУ им. Н.Э. Баумана». Учебно-методическими материалами постоянно пополняется библиотека лицея, ее электронный раздел, сайты кафедр, дистанционные учебные курсы в среде Moodle. В таблице (приложение 1) представлен аннотированный список некоторых авторских изданий преподавателей.

Промежуточная аттестация как часть системы управления качеством образования в школе

Ежегодного обновления требуют материалы промежуточного контроля и промежуточной аттестации. Организация учебно-методического процесса воз-ложена на предметно-методические комиссии кафедр и постоянно действу-ющие методические семинары. Фрагмент плана методических семинаров кафедры «Основы математики и информатики» представлен в табл. 2 (приложение 2).

Кафедральная форма организации работы позволяет проводить учебные занятия на старшей ступени по традиционной для высшей школы лекционно-семинарской системе (по математике система «лекция – семинар», по физике система «лекция – семинар – лабораторный практикум»), обеспечивая впоследствии возможность быстрой адаптации выпускников к учебному процессу в вузе.

В 10-х и 11-х классах предметы образовательной области «Математика» изучаются на профильном уровне и включают алгебру, геометрию и математический анализ. На изучение алгебры отводится по 3 ч семинаров в неделю в 10-м классе и по 2 ч в неделю в 11-м классе; на изучение геометрии – по 2 ч семинаров в неделю в 10-м классе и 3 ч в неделю в 11-м классе; математический анализ изучается на семинарах по 2 ч в неделю в 10-м и 11-м классах. На семинарских занятиях по дисциплинам, а именно области «Математика» курс делится на 2 подгруппы.

На лекционный курс, охватывающий вопросы всех разделов математики, отводится по 2 ч в неделю в 10-х и 11-х классах. Чтение лекций организуется на потоке, состоящем из двух курсов параллели. Продолжительность лекции – 2 академических часа (одна пара). Физика, наряду с математикой, является профильной дисциплиной. Преподавание физики также ведется по лекционно-семинарской технологии: в каждом классе 4 ч в неделю отводится на семинарские занятия по физике и 2 ч – на лекционный курс. На семинарских и практических занятиях курс делится на 2 подгруппы.

Для более глубокого изучения физики, усиления исследовательско-экспериментальной части в учебный план введен предмет – практикум по физике, который преподается в 10–11-х классах в объеме 2 ч в неделю. Занятия организуются по подгруппам и проводятся в специализированных лабораториях.

Еще одним элементом системы управления качеством образования в школе, заимствованным у высшей школы, является промежуточная аттестация по профильным предметам. Она организуется в целях обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных программ, повышения их ответственности за результаты труда, за степень усвоения каждым обучающимся программ углубленного уровня, формирования у обучающихся навыков учебной деятельности, необходимых для продолжения обучения.

Промежуточная аттестация обучающихся по предметам осуществляется в форме семестровых (полугодовых) контрольных работ по математике, физике, информатике и ИКТ и зачетов по математике и физике во всех 8-х, 9-х 10-х и 11-х классах в конце 1-го полугодия и в форме семестровых контрольных заданий по математике, физике, информатике и ИКТ и экзаменов по математике и физике во всех 8-х и 10-х классах по окончании IV учебной четверти, т. е. в первой декаде июня.

Таким образом, по профильным предметам учебного плана полугодовая и годовая оценки формируются с учетом четвертных оценок по предмету, оценки за семестровый контрольный срез по предмету и оценки за зачет/экзамен. Материалы семестровых контрольных работ по физике, математике, информатике и ИКТ, билеты и задания практической части зачетов каждый год уникальны, разрабатываются не менее чем в четырех вариантах. Интерес представляет организация промежуточной аттестации. Она проводится по утвержденному расписанию. Между двумя семестровыми контрольными заданиями, зачетами или экзаменами обучающимся предоставляется не менее 2 дней для подготовки. В период подготовки к зачетам и экзаменам организуются консультации.

Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. С целью максимальной объективности оценки знаний, продемонстрированных обуча-ющимися на семестровой контрольной работе, осуществляется экспертная проверка работ. В процедуре проверки семестровых работ участвуют все учителя данного предмета, работающие в параллели. Согласно системе управления качеством образования в ОО, работы оцениваются по стобалльной схеме по заранее определенным критериям.

Принцип построения шкалы оценивания накопительный, т. е. учащийся получает баллы за продемонстрированные знания и умения, а не наказывается за ошибки. К критериям оценивания прилагается шкала перевода стобалльной оценки в пятибалльную. Большой объем, сложность и значимость семестровых работ, состязательность учащихся и учебных групп между собой потребовали уси-ления дифференциации в оценивании. Поэтому принято оценивание семестровых заданий по «уточненной» пятибалльной системе, с шагом в 0,5 балла. Примеры вариантов семестровых контрольных работ с критериями оценива-ния представлены в приложении.

Для проведения зачетов и экзаменов утверждаются комиссии, состоящие из трех человек: лектора и двух учителей, которые не преподают у сдающих учащихся. Вопросы зачетов и экзаменов охватывают в первую очередь теоретические аспекты предметного содержания, требуют от обучающихся глубокого понимания учебного материала, умения формулировать и доказывать законы, теоремы, лежащие в основе научной теории. Ответ учащегося на зачете или экзамене оценивается комиссией по пятибалльной системе.

Диагностика комплекса мер по управлению качеством образования в школе по профильным предметам

Диагностика является важнейшим элементом системы непрерывного контроля качества, реализуемой в лицее. Своевременный сбор и анализ данных позволяет корректировать учебный процесс в соответствии с образовательными потребностями обучающихся и требованиями, предъявляемыми к предметным и метапредметным образовательным результатам, предусмотренным учебными программами. С учетом того, что в лицее в 4-х параллелях учатся 37 классов, а обучение профильным предметам в основном осуществляется по подгруппам, анализ результатов по всем 74 подгруппам позволяет оперативно получать информацию о влиянии различных факторов на качество образования.

В частности, появляется возможность оценить уровень преподавания и эффективность деятельности каждого педагога; выделить те разделы курса, которые нуждаются в корректировке или обновлении научно-методического контента; выделить наиболее или наименее успешно формируемые предметные или надпредметные навыки; оценить результативность и индивидуальный прогресс обучаемого не только на фоне классного коллектива, но и в контексте более широкой выборки, что делает картину более объективной.

Управление качеством образования в школе предполагает мониторинг по каждому учащемуся на протяжении всего обучения, начиная с 8-го класса. Например, в 2012/13 уч. г. в параллели 8-х классов обучалось 6 классов, 12 учебных групп. Результаты контрольных заданий и зачетов анализировались в срезе каждой преподаваемой дисциплины (приложение 3).

Особым показателем, наилучшим образом характеризующим качество работы учителя, является динамика результативности, или «дельта» результативности, которая определяется как разность отношений средних баллов за работу по группе и по параллели в целом (приложение 4).

Из диаграмм видно, что некоторые учебные группы, демонстрирующие в срезе каждой отдельной работы не худшие результаты, в течение года показали отрицательную динамику (отрицательная ).

Таким образом «дельта» позволяет выявить проблему раньше, чем результаты группы станут непоправимо низкими, и принять меры по изменению ситуации. Для этого, как продолжение аналитической работы, проводится собеседование с учителем-предметником, посещаются его уроки заместителем директора и/или заведующим предметной секцией, организуются консультации с классным руководителем, адресная работа педагога-психолога по наблюдению данного детского коллектива, изучению межличностных отношений, более глубокое изучение состояния дел на курсе с учетом успеваемости по другим предметам.

В то же время работа учителей, чьи ученики демонстрируют прогресс (положительная ), заслуживает того, чтобы их опыт был отмечен, изучен и привнесен в практику коллектива. Динамика учебных результатов рассматривается как показатель качества обученности по отдельному предмету и по всем профильным дисциплинам (приложение 5).

Сравнительный анализ, как часть комплекса мер по управлению качеством школьного образования в контексте всех дисциплин позволяет вовремя выявить, диагностировать и решить многие проблемы. При этом следует помнить, что динамика группы относительно себя в течение учебного года – не абсолютная характеристика. Она рассматривается в приложении к конкретному детскому коллективу с учетом всех сопутствующих факторов (включая самые прозаичные: сильный ученик мог отлично написать одну работу и пропустить по болезни две другие, тогда при разборе результатов конкретной группы вводятся вероятностные поправки).

Столбики на рис. 4 отражают работу 9 учителей математики, 6 учителей физики, 4 учителей информатики и ИКТ и 6 классных руководителей. Эта динамика может быть показателем слаженности действий учителей, работающих в группе, единства педагогических требований, способности каждого из них поддержать познавательный интерес учащегося и побудить его к учебному труду, а также показателем эффективности работы классного руководителя, создавшего благоприятный микроклимат в классе, контролирующего и мотивирующего учащихся. Не может быть сделан вывод о том, что школьники стали учиться хуже или лучше, но может быть про-веден анализ того, как с данными учащимися работают педагоги.

Представленные выше данные – фрагмент диагностики качества образовательных результатов, проведенной в параллели 8-х классов. Аналогичным образом в контексте учебных группы и класса рассматриваются индивидуальные образовательные достижения обучающихся. Результаты мониторинга обрабатываются статистически и становятся предметом обсуждения на заседаниях педагогического совета, методических комиссий по математике и физике, заседаниях профильных кафедр МГТУ им. Н.Э. Баумана, что позволяет определить уровень обученности по профильным дисциплинам и качество усвоения обучающимися программного материала, а также оценить уровень преподавания каждого педагога.

Результатом тщательной системы управления качеством образования в школе является как разработка новых учебно-методических пособий, так и оптимизация поурочного планирования. Уровень реализуемых в лицее программ по математике, физике, информатике и ИКТ рассчитан на обучающихся, имеющих прочные базовые знания и способности, учащихся с устойчивой мотивацией к изучению точных наук, готовых к интенсивному труду для получения образования на повышенном уровне сложности.

Еще одно направление деятельности профильных кафедр – подготовка нового набора в лицей и проведение вступительных испытаний. Ежегодно ряды лицеистов пополняют шесть 8-х, шесть 10-х и один 11-й класс. В последние годы конкурс в лицей № 1580 составляет 2,5–4 человека на место. Для обеспечения качественного набора организованы курсы будущего лицеиста, ведется работа на межшкольном факультативе, проводятся Дни открытых дверей.

Взаимодействие профильных кафедр обеспечило формирование общих принципов и целей профильного обучения, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов и, что не менее важно, сформировало общее представление всего педагогического коллектива о миссии лицея. Это позволяет нам сегодня быть успешными и востребованными. Накопленный опыт прошел проверку временем, остается актуальным для образовательных организаций, реализующих программы углубленного изучения предметов и осуществляющих профильную довузовскую подготовку.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль