Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

119

Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом 

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что объектом модернизации становится содержание образования, а также технологии, методы, приемы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. Они призваны не только развивать качественные предметные компетенции учеников, но и создавать условия для их последующей успешной социализации.

Ученые выделяют новый тип социализации – научно-исследовательский, когда человек начинает относиться к миру как к изменчивому, новому, требующему поисковых способов мышления. Такая ориентация образованиятребует широкого внедрения в образовательный процесс исследовательских способов познания.

Одним из разновидностей исследовательского образования является анализ конкретных ситуаций (case-study), который предполагает осмысление проблемной ситуации в школе, инициирующий процесс мышления.

Классификация и структура учебных проблемных ситуаций

Учебная проблемная ситуация представляет из себя специфический вид взаимодействия субъекта и объекта и характеризует определенное психологическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания.

Существует множество классификаций учебных проблемных ситуаций по разным основаниям. А.А. Ивин (философ, специалист в области логики) делит их по трем критериям: сформулирована ли проблема с самого начала, имеется ли метод решения, насколько отчетливы представления о том, что именно считать решением проблемы. По этим основаниям он подразделяет все проблемные ситуации на несколько типов. В случае использования на занятии / классном часе приема casestudy чаще других применяется проблемная ситуация, когда известна формулировка проблемы, но неоднозначен метод ее решения и неизвестно конечное решение.

Структура кейса или учебной проблемной ситуации данного вида включает в себя:

  • сюжетную часть – описание ситуации, которое содержит информацию, позволяющую понять, в какой обстановке развивается ситуация;
  • информационную часть – обеспечивает информацией, которая позволяет правильно понять развитие событий;
  • методическую часть, которая разъясняет учителю некоторые приемы работы с конкретным кейсом.

Решение учебной проблемной ситуации (кейса)

Процесс написания кейса включает в себя сбор информации и собственно составление ситуации (ее содержание). Особую роль при написании кейса отводят его концовке. Некоторые практики считают, что ставить точку необходимо в самом драматичном месте кейса, это побуждает учеников сразу попробовать свои силы в поиске выхода из сложившейся ситуации.

Другие утверждают, что в конце кейс-материала необходимо обозначить элементы одного из возможных вариантов решения. Например, в кейс можно включить вопросы, ответы на которые направляют интеллектуальный поиск обучающихся в нужное русло. Процесс решения проблемной ситуации в школе включает в себя несколько стадий. 

Первая стадия – аналитическая, которая помогает школьнику определить конечный результат и факторы, мешающие его получению. Данная стадия предполагает знакомство с ситуацией и выделение основных проблем, фактов, персоналий. Она подразумевает целенаправленный поиск решений, базирующийся на анализе через синтез, который как бы прокладывает мостик между разрозненно поставленными в исходной формулировке компонентами задачи. В процессе анализа учебной проблемной ситуации искомое вычленяется, анализируется через его отношения с уже известным. По мере раскрытия этих отношений ученику и удается выделять новое. Такой способ искания предусматривает развитие навыков прогнозирования.

Вторая стадия – оперативная – дает возможность найти способы устранения противоречий. Это предусматривает предложение концепций, тем для мозгового штурма и анализ последствий принятия того или иного решения.

Третья стадия решения проблемной ситуации в школе – синтетическая. Она помогает определить, как должны быть перестроены условия задачи после изменения одной ее части; как должны быть изменены другие объекты или условия для получения искомого результата. Это непосредственно этап решения кейса – предложение одного или нескольких вариантов выхода из ситуации с указанием возникающих проблем.

Заключительный этап анализа конкретной ситуации предусматривает оценивание учеников преподавателем в рамках кейс-метода, а также самооценивание или саморефлексию. Преподавателю при оценке необходимо учитывать: органичность решения проблемы, способ подачи материала, доступность презентации, оригинальность решения и представления результатов.

Решение проблемной ситуации в школе на примере темы «Правильное питание – залог здоровья» 

В качестве примера ситуационного воспитания можно привести классный час по теме «Здоровый образ жизни», на котором решается кейс «Правильное питание – залог здоровья».

Описание кейса

Девочка-подросток пытается похудеть. Из-за неправильной диеты начинаются проблемы со здоровьем, падает уровень гемоглобина, ухудшается зрение. На летние каникулы мама девочки хочет отправить ее в деревню к бабушке. Сначала девочка отказывается, т. к. не хочет надолго расставаться со своим любимцем – восточно-европейской овчаркой по кличке Джек. Кроме того, она опасается, что мама из-за своей вечной занятости будет плохо ухаживать за ее комнатными цветами, и они могут погибнуть. Мама предлагает забрать собаку в деревню на свежий воздух, а за цветами обещает ухаживать должным образом.

В деревне девочке понравилось, особенно ходить в лес за ягодами и купаться в озере. Учебная проблемная ситуация следующая: чтобы вернуть девочке «человеческий облик», деревенская бабушка призывает на помощь блюда марийской народной кухни, но девочка не хочет их есть из-за высокой калорийности. Они, конечно, вкусные, но чреваты лишними килограммами. Кто прав? Как помочь девочке? Где решение проблемы?

Инструкция для учеников:

1-й этап. Внимательно проанализируйте ситуацию, изучите диету, которую использовала девочка (приложение 1), отметьте ее недостатки с точки зрения здорового питания.Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

Исходя из проанализированных материалов, выявите возможные причины появившихся болезней девочки.

2-й этап. Просмотрите список марийских национальных блюд (приложение 2), изучите их ингредиенты, рассчитайте их примерную калорийность.

Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

Рассчитайте энергетическую ценность примерного меню, составленного для девочки ее бабушкой (приложение 3).

Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

Определите возможные пути сокращения калорийности питания девочки. При этом помните, что некоторые продукты исключить из рациона нельзя, т. к. они повышают уровень гемоглобина и улучшают зрение. Для обоснованности решения ознакомьтесь с отрывком из медицинской энциклопедии (приложение 4).

Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

Попробуйте решить, какие меры нужно предпринять для расхода лишних калорий. Учитывайте интересы девочки и ее увлечения (приложение 5).

Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

3-й этап. Сформулируйте окончательное решение по учебной проблемной ситуации в школе. 

4-й этап. Саморефлексия. Проанализируйте свой ежедневный рацион, рассчитайте его примерную калорийность. Попробуйте определить, правильно ли вы питаетесь, соблюдаете ли вы баланс потребленных и потраченных калорий?

Итак, целевые функции и возможности метода решения конкретных ситуаций достаточно широки.

Социализирующее значение метода выражается в том, что он помогает ученикам адаптироваться к условиям современной жизни, предполагающей умение вести дискуссию, полемику, конкурировать.

Воспитывающее значение проявляется в том, что анализ проблемных ситуаций в школе позволяет детям вырабатывать самостоятельность оценок, свою мировоззренческую позицию, систему ценностей и поведенческих установок.

Развивающее значение заключается в том, что анализ и решение конкретных исследовательских задач позволяет ученикам развивать критическое мышление, умение принимать решение в нестандартной ситуации, проявлять дивергентность, пластичность мышления и умение находить компромисс.

Дидактическое значение технологии решения и анализа учебных проблемных ситуаций выражается в том, что это хорошая основа для развития коммуникативных умений и навыков, расширения словарного запаса обучающихся. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль