Возрождение семейных традиций - основа социального партнерства педагогов и родителей

117

Пунктом 28 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС),утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», определено, что психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать в т. ч. формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) учащихся. Поэтому построение системы взаимодействия с родителями младших школьников является важным направлением деятельности общеобразовательной организации (далее – ОО). 

Многолетний опыт работы МБОУ «Новожизненская средняя общеобразовательная школа» пос. Областной с/х опытной станции Волгоградской области с семьями учащихся подвел педагогов ОО к выводу, что развить в ребенке уверенность в себе, сформировать социально значимые взгляды, привить социальные навыки можно только в тесном сотрудничестве с семьей учащегося, помогая родителям школьника возрождать семейные традиции воспитания. 

Возрождение семейных традиций

Как же сделать так, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса? Как возродить традиции семейного воспитания? Семья как первый институт социализации личности ребенка сильна своими традициями. Однако в современных семьях зачастую происходит потеря положительных семейных традиций воспитания детей. Их возрождение, создание банка таких традиций, организация обмена положительным опытом семейного воспитания – первоочередные и самые актуальные задачи ОО. Поэтому наша школа начала работать в рамках педагогического проекта «Развитие семейных традиций – залог активного участия родителей в образовательном процессе» (далее – педагогический проект). 
Цель работы в рамках педагогического проекта – повышение эффективности воспитательной и образовательной работы в классе в результате приобщения родителей к совместной с детьми деятельности. 
Задачи работы в рамках педагогического проекта: 
• изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала; 
• обеспечение индивидуального развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями; 
• разработка вместе с родителями модели их совместной деятельности с детьми; 
• формирование годового плана традиционных дел в классе, позволяющих оптимально привлечь учеников и их родителей к участию в жизни школы. 
Перечислим проблемы, на преодоление которых направлен педагогический проект: пассивность родителей в образовательном процессе, потеря семейных традиций, утрата воспитательной функции семьи. 
По результатам работы в рамках педагогического проекта планируется достижение следующих результатов: 
• психолого-педагогическая поддержка семей учащихся по вопросам воспитания детей; 
• возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания; 
• развитие установки на ведение здорового образа жизни у детей и их родителей ; 
• активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей; 
• создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и ОО по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности. 
В ходе подготовки к реализации педагогического проекта учителями был проведен анализ семейных традиций учащихся школы. Родителям младших школьников было предложено заполнить анкету «Семейные традиции» (приложение 1). 
Представим некоторые результаты анкетирования: 
• самая частая традиция в семьях учащихся: 
– отмечать праздники – этот ответ дали 97% респондентов; 
– праздновать дни рождения – 78%; 
– традиции кулинарии – 56%; 
• среди познавательных традиций наиболее распространенные: 
– посещение театров, кинотеатров – 43%; 
– чтение книг, газет, журналов и обсуждение прочитанного – 18%; 
• отдых на природе является традиционным (37%), утреннюю зарядку делают лишь в 18% семей, спортом занимаются взрослые и дети в 25% семей, посещают бассейн – 16%, катаются на лыжах и коньках – 12%, увлекаются рыбалкой – 9%; 
• традиции режима дня есть в 3–6% семей; 
• среди увлечений семей лидирует выращивание цветов – 34%, далее – музыка – 25%, резьба по дереву – 17%, вышивание – 6%.
Анализ результатов анкетирования выявил низкий уровень развития познавательных и оздоровительных традиций в семьях учащихся. Для решения проблем, обозначенных по итогам анализа анкетирования, специалистами ОО был разработан план реализации педагогического проекта «Развитие семейных традиций – залог активного участия родителей в образовательном процессе» (приложение 2). 
Реализация педагогического проекта по разработанному плану осуществлялась по трем направлениям: 
• развитие познавательных семейных традиций, традиций семейного чтения, – блок «Познавательные традиции»; 
• установка в семьях на ведение здорового образа жизни – блок «Оздоровительные традиции»; 
• совершенствование праздничных традиций в семье – блок «Праздничные традиции». 
Среди форм работы в рамках педагогического проекта использовались следующие: 
• организация психолого-педагогического просвещения родителей младших школьников, посредством привлечения их к участию в нетрадиционных формах проведения родительских собраний (семейные гостиные, собрания-тренинги); 
• создание системы массовых мероприятий с родителями учащихся, организация совместной деятельности и досуга взрослых и детей с использованием современных педагогических технологий (проектная деятельность); 
• презентации успешного опыта семейного воспитания. 
Рассмотрим особенности работы педагогов по каждому из трех блоков плана реализации педагогического проекта. 
Организация работы по первому блоку плана «Познавательные традиции» включила в себя три составляющих: 
• развитие традиции семейного чтения; 
• повышение у учащихся и их родителей познавательной активности через их совместное участие в проектной деятельности; 
• организация систематического руководства родителями учебной работой детей в домашних условиях. 
Кроме того, в рамках данного блока было запланировано проведение ежегодных родительских собраний с элементами тренинга на тему «Семейное воспитание». Целью родительских собраний стало отслеживание развития традиции совместного чтения детей и их родителей. На данных собраниях педагоги осуществляли анкетирования родителей по вопросам организации семейного чтения, предлагали им рекомендации по отбору литературных произведений для ознакомления с ними детей, по развитию интереса к чтению у младших школьников
Также данный блок плана работы предусматривал проведение конкурса «Самая читающая семья», который должен стать традиционным в начальных классах. Если в 1-м классе такой конкурс проводился по сказкам, которые дети «читали на ночь с мамой», то в последующем выбиралась конкретная книга (например, «Золотой ключик» А.Н. Толстого) или дети с родителями читали несколько литературных произведений, готовили поделки, инсценировки по мотивам рассказов и сказок, в процессе игр выполняли конкурсные задания, вызывая интерес к прочитанному у остальных учащихся. 
Познавательную активность учащихся и их родителей активизировало и участие в проектной деятельности. При подготовке проекта «Книга читательских удовольствий» учащиеся с помощью родителей оформляли ее страницы: подбирали пословицы, сочиняли загадки, оформляли рекламные плакаты к прочитанным рассказам, готовили материалы для игры «Пойми меня» (подбор опорных слов к прочитанным рассказам и сказкам). 
При подготовке проектов «Наша библиотека» и «Моя малая родина» расширилось поле позитивного общения детей и родителей. Учащиеся проводили социологические опросы, брали интервью у членов своей семьи, работников школы, жителей поселка о школьной жизни, прошлом и настоящем населенного пункта, строили планы по его благоустройству, конструировали макеты фонтанов, создавали проект библиотеки будущего. 
Работа над семейным проектом мини-музея «Никто не забыт, ничто не забыто» стала первым шагом по сбору коллекции памятных семейных историй. 
Еще одой формой работы по развитию познавательных семейных традиций стало проведение родительских собраний с обсуждением вопросов организации учебной работы младших школьников дома, составления индивидуальных планов обучения и воспитания учащихся. 
Блок «Оздоровительные традиции» предусматривал организацию работы по двум направлениям: 
• проведение спортивно-оздоровительных мероприятий; 
• развитие у учащихся навыков здорового образа жизни, здорового питания, безопасной жизнедеятельности. 
В рамках первого направления были проведены конкурсы под общим названием «Самая спортивная семья». 
Дети совместно с родителями работали над подготовкой семейного проекта – сборника игр «Играем вместе», направленных на решение и познавательных задач, и задач физического воспитания. Данная работа способствовала развитию не только традиций семейного воспитания, но коммуникативных навыков младших школьников. 
В рамках работы по программе курса внеурочной деятельности «Уроки здоровья» школьники изучали теоретический материал по вопросам здоровьесбережения, привлекали родителей к проведению исследований (например, исследование продуктов на содержание вредных составляющих), организации конкурса блюд «Здоровое питание». 
Важная часть работы, связанной с развитием у детей установок на здоровьесбережение, – проведение родительских собраний по темам профилактики дорожно-транспортного травматизма среди учащихся. Кроме того, педагогами 
были организованы конкурсы по правилам дорожного движения, в ходе которых школьники вместе с родителями исследовали значение дорожных знаков, установленных в опасных для пешеходов местах улиц, демонстрировали свое знание правил дорожного движения. 
Целью работы в рамках блока «Праздничные традиции» стало повышение культуры проведения семейных праздников. Анкетирование, организованное перед началом реализации педагогического проекта, выявило широкую распространенность в семьях учащихся традиций совместного празднования дней рождений и Нового года, однако многие праздники, обладающие большим воспитательным потенциалом (День матери, Международный день пожилого человека, Международный день терпимости и др.), как правило, остаются незамеченными. Поэтому в ОО были организованы семейные гостиные «Тепло родного очага», приуроченные к знаменательным датам календаря. А на родительском собрании-практикуме «Семейные традиции: искусство создания праздника» родители вместе с детьми готовили презентации семейных традиций, обменивались опытом в процессе подготовки проектов семейных праздников. 
По итогам реализации педагогического проекта был проведен конкурс «Лучший родительский коллектив» (в приложении 3 представлено положение о конкурсе). По итогам конкурса 90% семей были признаны активными участниками образовательного процесса ОО и награждены почетными грамотами.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль