Учет универсальных учебных действий у младших школьников

118

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования* сформированность универсальных учебных действий у учащихся должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Однако учителю важно отслеживать текущие результаты формирования универсальных учебных действий у школьников, чтобы корректировать подходы к организации своей работы, иметь возможность оказывать индивидуальную помощь учащимся. В статье представлен опыт организации ежедневного учета формирования УУД у учащихся начальных классов.

Учет универсальных учебных действий (УУД)

Одним из основных инструментов учителя для оценивания сформированности универсальных учебных действий (далее – УУД) у младших школьников является наблюдение за учащимися. Педагоги МБОУ «Росинская начальная общеобразовательная школа» с. Росинка Красноярского края разработали учетные таблицы для каждой группы УУД (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные), перефразировав, упростив формулировки каждого действия.

В приложении 1 представлено примерное оформление учетной таблицы формирования познавательных УУД у учащихся 1-х классов. Эти таблицы находятся в постоянной ежедневной работе учителя. Наблюдая за детьми, педагог вносит записи, когда и на каком уроке, внеурочном занятии, перемене фиксировались наблюдаемые УУД.

Часто сформированность универсальных учебных действий у младшего школьника проявляется в простой беседе ученика или его родителей с учителем перед уроком. Дети и родители, приходя в школу, делятся с педагогом тем, как выстраивалась работа над домашним заданием, что у них получилось, а что нет, намечают план действий по улучшению сложившейся ситуации, вступают в коммуникацию с другими участниками учебного процесса. Иногда учитель специально выстраивает свой урок или занятие так, чтобы конкретное УУД формировалось как можно у большего количества учащихся.

Разработанные педагогами таблицы позволяют кратко и оперативно фиксировать проявление каждого из формируемых у учащихся УУД.

Запись «12.11, чт.» означает, что данное умение проявилось у обучающегося 12 ноября на уроке литературного чтения, «12.10, окр. мир» – 12 октября на уроке окружающего мира. Здесь же фиксируются умения, которые проявились у детей во внеурочной деятельности, на перемене (особенно хорошо это можно отследить в отношении коммуникативных, регулятивных, личностных УУД).

Нумерация УУД, используемая в учетных таблицах формирования УУД у младших школьников, применяется и для написания поурочных планов, что существенно экономит время учителя, т. к. ему не приходится переписывать полные формулировки УУД младших школьников.

Анализируя данные учетных таблиц формирования УУД у учащихся, учитель получает возможность сделать вывод, с одной стороны, об особенностях развития УУД у каждого ученика, а с другой – об особенностях формирования конкретного УУД в целом по классу. Такие таблицы сигнализируют, какие УУД у учеников сформированы, а над какими предстоит продолжить работу в следующих классах, с кем из детей необходимо работать индивидуально.

Помимо учетных таблиц, которые ведет учитель, формирование УУД фиксируют в их копиях, изображенных на листах бумаги крупного формата и вывешенных в классе. В них дети самостоятельно отмечают те УУД, которые, на их взгляд, проявились у них в течение дня или недели. Ученики с интересом изучают формулировку каждого действия, консультируются с учителем и родителями, прежде чем отметить какое-либо УУД. Детям такая работа очень нравится, они с гордостью демонстрируют свои результаты родителям, товарищам из других классов. Каждое отмеченное ребенком умение он должен обосновать на рефлексии, проходящей по окончании урока или учебного дня. Так дети приучаются к осмыслению каждого своего действия. Этот вид работы способствует формированию у учащихся ответственного отношения к учебе, стремлению узнать, как можно больше, не отстать от своих товарищей, рефлексивно относиться к любой своей деятельности.

Кроме того, учителя используют в работе листы достижений учащихся по разделам программы учебного предмета. В них отмечаются предметные результаты и те УУД, формирование которых запланировано в рабочей программе учебного предмета.

Примерное оформление листа достижений учащихся 1-го класса по разделу программы учебного предмета представлено в приложении 2. В графе «предметные результаты» прописываются те предметные результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, достижение которых запланировано по итогам обучения в рамках данного учебного предмета.

В графе «УУД» проставляются только их номера, которые прописаны в учетных таблицах формирования УУД.

При заполнении таблиц используются следующие условные обозначения:

• если педагог наблюдает, что ученик начал осваивать какое-либо действие, напротив его фамилии ставится знак «•»;

• если ученик выполняет действие, оперирует им, ставится знак «+»;

• когда же ребенок присваивает умение, действие, появляется знак «+», обведенный в кружок.

После изучения того или иного раздела педагогу хорошо видно, кто из детей усвоил темы и может приступить к освоению нового материала, а с кем необходимо поработать еще.

К таблице по этому разделу программы учебного предмета педагог будет возвращаться еще не раз, до тех пор, пока напротив фамилии каждого ученика не появится знак «+».

Если данные действия обнаруживаются сформированными позже установленных рабочей программой сроков, рядом со знаком учитель записывает дату, когда это случилось. Таким образом учитель получает целостную картину успешности учеников, которая показывает, с кем из детей необходимо работать еще над формированием конкретных умений, действий, а кто из детей может стать помощником учителя в такой работе.

Работа с описанными учетными материалами продолжается и в следующих классах. Например, на 2-й класс составляется отдельная учетная таблица, в которой прописываются те УУД, над формированием которых нужно работать во 2-м классе. Однако учитель использует в работе и таблицы, в которых отмечены результаты формирования УУД в 1-м классе, чтобы отслеживать динамику развития тех или иных УУД на протяжении двух лет.

Совместно с учениками и их родителями на основе анализа данных таблиц учета сформированности УУД педагоги разрабатывают планы индивидуальной работы по формированию у учеников УУД*.

В приложении 3 представлено примерное оформление плана индивидуальной работы по формированию УУД у учащегося 4-го класса.

Срок, на который составляется план индивидуальной работы с учеником, может быть разным, однако целесообразно разрабатывать план на небольшой срок, максимум на месяц, что позволит учителю совместно с учениками и их родителями своевременно вносить в него коррективы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль