Приемы поведенческой терапии: «Система жетонов»

416

Поведенческая терапия - это терапия, нацеленная исключительно на изменение поведения. Ее теория и методы имеют отношение только к поведению и возможностям его изменения. Поведенческие терапевты считают: невротиков не существует, есть только люди, усвоившие модели неадаптивного поведения. Если это соответствует реальности, то неадаптивные модели (или иными словами «плохие привычки»), можно изменить и создать новые – адаптивные. Все, что требуется в этом случае, –  использовать соответствующие приемы поведенческой терапии. Система жетонов – это инновационный метод поведенческой психотерапии, ориентированный на применение в образовательной организации.

Предложили его Т. Айллон и Н. Азрин в 1968 г. Теоретической основой является модель оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера. Изучая ее в деталях, современные педагоги учатся работать по-новому.

В этой модели учитывается психология и особенности коррекции поведения детей.  Система жетонов заключается в немедленном подкреплении желаемой реакции ребенка (приемлемого поведения) при помощи наклейки, фишки или «жетона». Дети «собирают» жетоны, чтобы затем обменять их на первичные подкрепления или более существенную награду. В случае неприемлемого поведения предусматривается штраф – лишение заработанных жетонов или выдача жетонов другого (штрафного) цвета. При этом ребенок и педагог-психолог заключают своеобразный «контракт», в котором указывается, какое конкретно поведение должно быть поддержано (например, уборка постели, занятие трудом), а какое – штрафоваться (ссора, невыполнение домашнего задания) и какова стоимость отдельного поведенческого акта (определяется в «жетонах», которые могут быть обменяны на деньги или на определенные привилегии). Как видим, ведется активная работа работа с мотивацией обучающихся.

Целевым поведением может быть что угодно. Например, решение учебных задач, таких как правильное произношение и написание определенного количества слов, или приветствие учителя утром, или спокойная (без шалостей) игра со сверстниками. Целевое поведение зависит от конкретно каждого ребенка. В одних случаях жетонная система может использоваться, чтобы усилить желание ребенка справляться с учебными/школьными заданиями, в других случаях она призвана снизить количество случаев агрессивного поведения, демонстрируемого ребенком. В этом случае жетоны выдаются за неучастие в подобных агрессивных действиях. Главное здесь, учитывать особенности психологии поведения детей.


Метод жетонов направлен, прежде всего, на улучшение самоконтроля для коррекции поведения школьников. Наибольший эффект он дает тогда, когда речь идет о клиентах со снижением интеллекта или с психопатическими нарушениями, в частности используется (по согласованию с лечащим врачом-психиатром) с детьми младшего школьного возраста, имеющими последствия раннего детского аутизма (РДА). Но нам представляется, что использование подобных приемов поведенческой терапии в классно-урочной системе образования нежелательно – в гетерохронных (разнородных) по уровню развития детских коллективах в условиях сравнения возникает риск вреда развитию личности ребенка по причине его недосягаемости до уровня высокоразвитого члена коллектива. В подобных ситуациях снижается самооценка ребенка, с которым ведется психокоррекционная работа, и его деятельность свертывается.

Как работает прием поведенческой терапии «Система жетонов»?

Данную систему можно реализовать в союзе с социальным педагогом, классным руководителем, медработником и другими заинтересованными специалистами для формирования желаемого поведения у учащихся.

Жетоны – это условные баллы, которые набирает ребенок в течение встречи за соблюдение правил группы учителей. Вот некоторые правила нюансы коррекции поведения детей, увязанные с системой жетонов:
•    Не отвечать прежде, чем учитель договорил.
•    Записывать домашнее задание.
•    Чистить зубы по утрам.
•    Делать домашние задания.
•    Не покидать место, пока урок не закончился.
•    Убирать комнату.
•    Выполнять домашние обязанности.
•    Не ссориться с братьями и сестрами.
•    Убирать на место игры и игрушки.

В конце встречи происходит обмен заработанных жетонов на реальные поощрения от родителей в соответствии с прайс-листом.

Прайс-лист формируется на основе неудовлетворенных потребностей ребенка, его желаний, интересов. В формировании прайс-листа участвуют три заинтересованные стороны: родитель ребенка, учитель, приходящий для обучения к ребенку-«надомнику», и по мере возможности сам ребенок. Это так называемое заключение контракта между сторонами.

Группа учителей, приходящих для обучения к «надомнику», может вносить свои изменения в прайс-лист, если сочтет это необходимым. Внесение изменений в прайс-лист зависит от многих факторов: мотивации ученика, понимания им сути системы жетонов, адекватности стимулов, единого подхода референтных взрослых и других составляющих психологии поведения детей.

Постепенное внесение изменений в прайс-лист может быть сложным процессом, и его заранее надо распланировать. Необходимо внедрить в систему жетонов новые усилители, которые являются более «дорогими» (нужно больше жетонов, чтобы «купить» такой усилитель). Учителя могут включать такие награды, которые мотивируют каждого конкретного ребенка. Однако жетонная система поощрений не будет работать, если все усилители будут похожи. Необходим широкий спектр разных видов подкреплений, различный для мальчиков и для девочек. Бывает, что стоит удлинить время между тем, когда ребенок может «покупать» награды. Постепенно можно давать меньше жетонов – сначала за каждые 8 правильных ответов учителю, затем за каждые 10 и т. д.

Приведем пример прайс-листа.
•    1 жетон – могу съесть что-то вкусное (по своему выбору и с учетом советов педиатра);
•    2 жетона – могу посмотреть не более часа любимый фильм (мультфильм, передачу);
•    3 жетона – провожу время с родителем, занимаясь интересным мне делом, в котором родитель активно участвует (т. е. не делает в это время свои взрослые дела), и я им руковожу;
•    4 жетона – могу пригласить в гости кого-то из друзей или сам пойду к друзьям (или пойду с друзьями гулять);
•    5 жетонов – я заслужил поход или поездку туда, куда давно мечтал сходить или съездить (при этом я учитываю реальность – что возможно для моих родителей!);
•    6 жетонов – я заслужил приз (подарок) от родителя (при этом я учитываю материальные возможности своей семьи и согласовываю свой выбор с родителем, а при возникновении разногласий обращаюсь к педагогу-психологу).

Принципы использования жетонов, исходя из коррекции поведения детей

На основе опыта работы и при сотрудничестве с родителями и учителями, обучающими на дому аутичных и гиперактивных детей, нам удалось сформулировать принципы использования системы жетонов. 

Педагог-психолог должен ясно сформулировать свои ожидания при использовании жетонного приема поведенческой терапии. Школьник должен точно понимать при введении системы жетонов, каких реакций от него ждут и каким навыкам обучают. Следует периодически проводить проверку на понимание адекватности восприятия системы, насколько хорошо ребенок понимает предъявляемые ему требования.

Проходит она посредством наблюдения: если реакция (вербально и мимически) ученика на выдаваемый жетон адекватна, а также нет отсроченных реакций протеста, ухода от деятельности или отмечена позитивная динамика поведения, то это значит, что ребенок правильно понимает, какие навыки у него формируются посредством системы жетонов. Нужно убедиться, что ребенку понятен смысл жетонов, что жетоны стали действительно значимым для ребенка объектом, и он понимает их символику.

Когда вы убедились, что ученик точно понимает, чего вы от него хотите, предоставляйте один жетон за каждую правильную реакцию. Предоставляя ребенку жетон, следует обязательно прокомментировать, за что мы его даем. А затем сразу же предоставить поощрение в обмен на жетон. Таким образом, в сознании ребенка образ жетона будет ассоциироваться с получением подкрепления. Так и происходит коррекция поведения школьников.

Педагог должен подготовиться, принимая решение, как часто ребенок будет получать жетоны за указанный временной период. Важно точно определить, насколько развит навык и понять, как мы будем приучать ребенка к новым правилам. Если у ребенка бывает проблемное поведение, жетоны следует чаще предоставлять, когда он ведет себя так, как нужно. Кроме того, если до сих пор ребенок не был знаком с системой жетонов, поначалу ему следует предоставлять их гораздо чаще, чем если бы вы уже давно применяли подобную систему. Мы убедились на опыте, что чем чаще ребенок получал подкрепление после желательного поведения, тем чаще это поведение проявлялось.

Педагогу необходимо помнить, что поощрения, которые ребенок получает после сбора жетонов, должны быть для него значимыми. Чтобы определить, какие виды поощрений будут наиболее значимы для школьника при введении системы жетонов, можно использовать разные виды опросников интересов и предпочтений. Чем более значимым будет подкрепление, тем с большим азартом ребенок будет собирать жетоны, чтобы его получить.

При использовании жетонного приема коррекции поведении школьников полезно запастись разнообразными видами поощрений, чтобы они не наскучили. Также чтобы ученик мог выбрать, получить сейчас менее значимое подкрепление или «накопить» жетонов на что-то более существенное, используются разные виды «прайс-листов» – для детей с разной типологией поведения. Например, для облегченного ввода в «правила игры» детям с властным и мстительным рисунком поведения будут авансироваться более щедрые преференции и поощрения. А детям с педантичной акцентуацией – «прайс-лист» будет более регламентирован, в соответствии с ожиданиями самого ребенка.

В основе разнообразия «прайс-листов» лежат все те же потребности человека: физиологические, социальные, экзистенциальные, престижные. И еще в основу «прайс-листа» можно вложить нереализованные мечты, желания. Например, если ребенок давно мечтал посетить каток, то этот факт можно позиционировать, как стимул.

Важно также вовремя уйти от этой системы, т. к. в жизни не всегда можно решить все вопросы при помощи жетонов, важно вовремя снижать частоту использования поощрений и жетонов, когда ребенок начнет достаточно часто демонстрировать желаемое поведение. Материальные поощрения и жетоны следует постепенно заменять социальными и/или естественными подкреплениями.

Результаты применения жетонного приема поведенческой терапии

В целях оценки эффективности реализации программы используются методы наблюдения, беседы с детьми, педагогами и родителями, анализ рисунков (например, рисунков членов своей семьи, автопортрета и др.) и тесты (проективные рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Рисунок дерева К. Коха», «Дом. Дерево. Человек» и др.).

В своей практике нам приходилось сталкиваться со следующими проблемами детей-«надомников»:
•    отказ сотрудничать с детьми и учителями,
•    агрессивность по отношению как к детям, так и к сами учителям,
•    аутизация,
•    чрезмерная погруженность в себя,
•    отказ от учебной деятельности,
•    использование ненормативной лексики,
•    воровство,
•    кибераддикция (злоупотребление компьютерными играми),
•    инфантилизм (нежелание взрослеть) и др.

Названные проблемы обусловлены особенностями психологии поведения детей такой категории. Они частично или полностью корригировались используемой системой жетонов. В качестве фактов коррекции поведения школьников педагогами отмечены появление положительной мотивации к учению обучающихся-«надомников», нормализация взаимоотношений в системе «учитель-ученик».

Зарубежный опыт показывает, что жетонный прием поведенческой терапии эффективен как при работе с коллективом, так и на индивидуальных занятиях, и позволяет увеличить частоту целевого поведения, развить навыки самоконтроля, научить ребенка следовать правилам, чаще проявлять инициативу на занятиях (подкрепление выданными жетонами всех видов активности формирует инициативу ребенка посредством классического условного рефлекса: стимул-реакция) и многим другим полезным навыкам.

У данного метода противников не меньше, чем сторонников. Возможно потому, что система жетонов чрезвычайно рациональна и требует подключения некоторых материальных ресурсов и постоянства в подходах самого педагога-психолога и задействованных лиц. Тем не менее европейская страховая медицина оплачивает почти все бихевиоральные техники (в том числе и эту) при использовании психологами как проверенные временем средства, чего нельзя, например, сказать о психоанализе.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль