Психология детей младшего школьного возраста: поддержка четвероклассников

36

Среди педагогов-психологов принято не соотносить поведение детей учащихся в четвёртом классе с психологией детей младшего школьного возраста. Ведь именно этот возрастной период имеет необычную специфику: при соответствующих условиях ребёнок может как существенно развиться так и надолго остановиться в развитии. При этом очевидно что в четвёртом классе дети ещё не считают себя взрослыми, но в то же время патологические нарушения поведения у школьников время от времени начинают проявляться всё чаще.

Происходит это по большей части из-за того что большинство их сверстников, да и они сами подчас воспринимают возможность стать взрослым как проявление агрессии, хамства. Вот почему именно в этот период может появиться стойкое чувство отвращения по отношению к взрослым.

Психология детей младшего школьного возраста обуславливает такую ситуацию, когда дети открыто начинают говорить о том, что им хочется больше самостоятельности, свободы и о том, насколько им надоели их родители. Поэтому взрослые часто наблюдают как их дети в этот период стараются отгородиться, предупреждают родителей, что без стука им нельзя заходить в детскую комнату. Патологические нарушения поведения школьников начинают проявляться чаще, например: негатив к окружающим, не понимая своей неправоты дети желают быть злыми, отрицательными.

Из вышеописанного следует, что уже в четвёртом классе начинается пресловутый подростковый кризис. Это своего рода возраст начала психологических подростковых изменений.

Психология детей младшего школьного возраста: три группы к которым можно отнести четвероклассников

Конечно у разных детей взросление проходит в разные периоды, но всё же по тому как проходит данный процесс их можно отнести к трём основным группам.

  1. Группа: в эту категорию попадают школьники у которых взросление начинается раньше. Они стараются проявить себя взрослыми, становятся ответственными за какие-то события, действия, при выборе стараются принять верное решение. Патологические нарушения поведения школьников относящихся к данной группе, проявляются в самом начале данного периода, когда дети не понимают что с ними происходит.
  2. Группа: это школьники у которых начало подростковый возраст ещё долго не начнётся. Они не желают и часто боятся взрослеть. Как правило это учащиеся которые воспитываются в перфекционистских семьях, они даже не пытаются пойти против родительской или учительской воли. Согласно психологии детей младшего школьного возраста, взросление у таких учащихся начнётся не раньше 5-6 класса, причём сам процесс для них будет невероятно сложным, как правило это связано с домашним комфортом.
  3. Группа: к данной категории относятся дети которых постоянно контролируют родители. Такие школьники находятся в самом сложном положении, так как им уже хочется войти в подростковый период, но страшно. Психология таких детей в младшем школьном возрасте диктует внутренний глубоко закрытый в душе протест против родительского гнёта, но внешне это никак не проявляется. В итоге этот негатив накапливается и заставляет их нарушать принятые нормы в тех случаях, когда появляется возможность. Как правило это случается на уроках учителей, которые позволяют детям немного расслабиться и вести себя не так консервативно.

Патологические нарушения поведения школьников у последней группы детей могут вылиться в проявление агрессии по отношению к менее сильным одноклассникам, что приводит к появлению изгоев. На первый взгляд такие дети могут казаться внешне благополучными но профессиональный педагог-психолог всегда сможет распознать проблему и начать отдельно заниматься с такими школьниками собрав по 2-3 человека в одной группе. Ведь психология детей в младшем школьном возрасте часто предполагает помощь со стороны взрослых, для того чтобы быстрее войти в фазу взросления, преодолеть внутренние барьеры. Именно поэтому на занятиях с психологом проводятся специальные игры, помогающие детям выплеснуть агрессию и перестать протестовать.

Патологические нарушения поведения школьников исправляются на тренингах которые проходят в соревновательном режиме между педагогом-психологом и одним из учеников, при этом результаты записываются на отдельной доске. Стандартное занятие состоит из 2-4 игр, причём обязательным условием должен быть выигрыш ребёнка. Также немаловажным условием при работе с ребёнком является равноправие, это главный секрет в психологии детей в младшем школьном возрасте: ученик должен чувствовать себя равным ведущему и через несколько занятий сам должен предлагать игры, из которые были им уже освоены. Здесь учитывается тот факт, что в этом возрасте ребёнку хочется победить взрослого, перехитрить, взять верх, а значит важно чтобы взрослый искусно играл роль поверженного, а ребёнок мог как бы “управлять” ситуацией на занятиях.

Если рассматривать происхождение патологических нарушений поведения у школьников относящихся к третьей группе, то становится ясно что это происходит из за ограничений и родительских установок, в силу которых дети не по своей воле вынуждены заниматься не тем чем им хочется, а тем что они должны (обязаны) делать. Поэтому так важно чтобы игры понравились им и они участвовали в них с удовольствием. В итоге, будет легче корректировать поведение таких школьников.

Примеры заданий на тренингах по развитию психологии детей в младшем школьном возрасте

Ниже представлены примеры заданий, которыми пользуется педагог психолог при коррекции поведения четвероклассников.

Конкурс сапёров: Ученик идёт прятать мину в классе (ручку, резинку), другой школьник отправляется на поиски для того, чтобы обезвредить взрывное устройство. Если участник близка к искомому предмету, второй произносит хрю-хрю, если далеко то гав-гав.

Конкурс чтения мыслей на расстоянии: Этот конкурс отлично помогает при патологических нарушениях поведения у школьника. Суть игры проста: дети и взрослые записывают на листах любимую погоду, цвет, животное и т. д. и затем каждый пытается угадать, что записал другой. При верном ответе школьник или учитель получает 1 бал, по итога баллы суммируются и оглашается победитель.

Конкурс лжецов: Согласно конкурсу ученики и педагог по очереди загадывают друг другу загадки (задают вопросы). Используя факты из знания психологии детей в младшем школьном возрасте игра построена на том то каждый учащийся обязательно должен 2 раза ответить правильно, а на третий соврать. Соответственно оппонент должен догадаться что ему соврали или сказали правду. За каждый угаданный ответ участнику записывается 1 бал.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль