Формы диагностики экспериментального исследования страхов у школьников с ДЦП

36

Актуальность проблемы страхов у школьников с ДЦП

Тема  страхов и тревожности привлекает к себе внимание ученых-специалистов самых разных направлений: врачей, педагогов, философов, социологов, психологов. В античных философских теориях чувство страха рассматривают как причину возникновения религиозных представлений и верований (Демокрит, Лукреций). Философы-экзистенционалисты (М. Хайдеггер, С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и П. Тиллих) считали его неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Интерес медицинских специалистов (невропатологов, психиатров и др.) к изучению страхов у школьников с ДЦП обусловлен тем, что страх и тревожность являются серьезными факторами риска для развития многих психосоматических заболеваний.

Страх – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Обычно он вызывает неприятные ощущения, но при этом может являться сигналом к защите, т. к. главная цель, стоящая перед человеком, – остаться живым. Появляясь с первых дней жизни ребенка, страхи не исчезают со временем, а растут вместе с ним. Грань между нормальным страхом и  патологическим часто бывает размытой. От такого социального явления страдают ранимые, впечатлительные дети. Отдельная категория детей, подверженных тревожностям, – школьники с ДЦП и другими нарушениями развития, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. У таких  существуют общие закономерности аномального развития.

Также тяжело приходится мальчикам, поскольку от них ожидают большей смелости, чем от девочек, да и современная масс-культура ориентирована не на утонченных поэтов и художников, а на «сильных духом мужчин», суперменов. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажат в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за него.

Особенности обследования школьников с ДЦП

При обследовании школьника с ДЦП важно учитывать особенности психофизического развития: тяжесть двигательных, речевых, интеллектуальных нарушений и своеобразие эмоционально-личностного развития.

Так, наличие у них выраженных проблем двигательного характера (ограниченные возможности самостоятельного перемещения, трудности контроля движений отдельных частей тела и т. п.) делают необходимым использование в ходе обследования больше действий по подражанию, пассивно-активных и при необходимости совместных действий. Необходимо заранее продумать содержание деятельности, чтобы без необходимости активно не менять положение тела и его частей, т. к. такие изменения могут вызвать целый ряд негативных проявлений заболевания (усилить гиперкинезы, саливацию и др. неврологические проявления).

Содержание исследования страхов у школьников с ДЦП

Цель эксперимента – изучение особенностей страхов у младших школьников с ДЦП, посещающих школьное отделение Центра.

Эмоциональное развитие младших школьников с ДЦП характеризуется повышенным уровнем тревожности, многообразием возрастных и специфических страхов в связи с клиническими проявлениями заболевания и особыми социально-психологическими условиями воспитания.

Всего обследовано 30  школьников с ДЦП – 23 мальчика и 7 девочек. Преобладание мальчиков объясняется общей тенденцией преобладания лиц мужского пола в структуре детской инвалидности.

Самая распространенная форма церебрального паралича в исследуемой группе – спастическая диплегия (24 человека). Четверо имели диагноз гиперкинетическая форма церебрального паралича, двое – атонически-астатическую форму.

Для того чтобы общение приобрело продуктивный, более совершенный характер, требуется установить неформальный контакт со школьником с ДЦП. Его цель – не сообщение знаний и обучение правилам поведения и т. п., а демонстрация открытости, доброжелательности, терпимости, веры в силы и возможности ребенка.

Чтобы школьник доверял взрослому, был заинтересован в общении с ним, хотел участвовать в совместной деятельности, он должен чувствовать сопереживание своему состоянию, готовность его понять и принять, и только затем – проанализировать и оценить. Фактически первоначально взрослому следует сформировать свою внутреннюю позицию по отношению к школьнику с ДЦП, которая должна строиться на следующих положениях: услышать ребенка, быть ему полезным, учитывать его желания, потребности и возможности; доверять и предоставлять самостоятельность. Руководить, но не подчинять.

Методы исследования страхов у школьников с ДЦП

В ходе проведения исследования используются две группы методов: организационные и психодиагностические.

Первая группа включает в себя:

  • наблюдение;
  • беседы с педагогами и родителями – для анализа социальной ситуации развития школьника с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • изучение медико-педагогической документации (ведется на каждого ребенка в Центре);
  • анализ продуктивной деятельности – детских рисунков.

Вторая группа:

  • опросник А. Захарова «Методика диагностики детских страхов» (приложение);
  • тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина.

Наблюдение за школьником с ДЦП проводится в течение всего дня, когда он играет, посещает занятия и уроки в школе, экскурсии, непосредственно во время самого исследования.

В ходе наблюдения важно фиксировать: преобладающее настроение, реакция на происходящее вокруг, отношение к окружающим; свойственны ли ему чувства страха, удивления, восторга и т. п.; способности к проявлению волевых усилий на занятиях; умеет ли контролировать свое поведение; степень критичности к себе.

Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, педагогическая некомпетентность родителей негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на школьника с ДЦП, на единый подход к решению его проблем, на эффективность всех коррекционно-педагогических и медицинских мероприятий, а зачастую способствуют появлению разнообразных вторичных отклонений в психическом развитии больного ребенка (по данным С.Д. Забрамной и И.Ю. Левченко).

Основными социально-психологическими факторами риска в семьях младших школьников с ДЦП являются: средний, а особенно низкий образовательный и культурный уровень родителей, невысокий уровень доходов в семье, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, частые госпитализации матери с больным ребенком, конфликты в семье между родителями, развод родителей, уменьшение доли внимания к больному ребенку из-за рождения здорового малыша.

Анализ продуктивной деятельности школьников с ДЦП предполагает изучение детских работ и рисунков. Основные задачи:

  • выявление интереса к заданиям творческого характера;
  • выявление в рисунках предпочитаемой цветовой гаммы;
  • изучение особенностей изобразительно-графических навыков;
  • изучение тематики рисунков.

Темы для рисования: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Страшный сон», «Сказочный злодей» и т. п.

Следует сразу отметить, что сюжетное рисование доступно далеко не всем младшим школьникам с ДЦП. При рисовании участники исследования практически всегда использовали простой карандаш, т. к. это дает возможность корректировать рисунок. Практически все испытуемые боялись сразу приступить к заданию, задавали многочисленные уточняющие вопросы и переживали, что не справятся с заданием. Для снятия напряжения очень важно настроить ребенка и создать непринужденную обстановку общения, объяснить, что оценки ставить не будут и все, что ребенок делает, – это игра. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у школьников с ДЦП – это «целесообразно организованная система психологических воздействий, основным направлением которой является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций на дефект» (И.И. Мамайчук).

Для участников исследования с тяжелыми двигательными нарушениями, которые с заданием не справились, следует использовать метод словесного описания предполагаемого рисунка (целесообразно применять у участников, имеющих сохранный интеллект или легкую его задержку).

Результаты исследования страхов у школьников с ДЦП

Участники исследования младшего школьного возраста с диагнозом при контакте с педагогом-психологом были доброжелательны. Их опасение вызывало то, что перед ними может быть врач. Предпочитали говорить о себе, а не слушать инструкции к заданиям. Интерес к заданиям был нестойким, участники быстро уставали, отвлекались. Школьники с гиперкинетической формой ДЦП нуждались в дополнительном времени, т. к. у них в незнакомой обстановке усиливалось мышечное напряжение и резко увеличивались гиперкинезы. Во время обследования испытуемых с двигательными нарушениями отвлекали даже незначительные шорохи и шумы в кабинете, на улице. Повышенная чувствительность внимания участников к различным раздражителям требовала постоянного повторения задания и затягивала процедуру обследования. Некоторые дети (7 человек) демонстрировали сниженный фон настроения в сочетании с раздражительностью, не всегда соблюдали дистанцию в общении, отсутствовала критичность к своему поведению.

Хотелось бы отметить своеобразие боязни  школьников с ДЦП, их качественное и содержательное отличие от страхов нормально развивающихся сверстников, отмеченных А.М. Прихожан. Двигательные нарушения и ошибки в воспитании  с  диагнозом ДЦП обусловливают интенсивность переживания специфических для данной категории детей страхов: пространства, медицинские страхи, страх боли, причинения физического ущерба, неожиданных звуков, темноты и социальные страхи (больше всего связаны с ошибками родителей в процессе воспитания).

Приложение

Методика диагностики страхов у школьников с ДЦП

Цель: выявление количества и группы детских страхов.

Бланк ответов

Формы диагностики экспериментального исследования страхов у школьников с ДЦП

Инструкция для ребенка: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…»

Содержание Ответ
1 Остаться один
2 Заболеть
3 Умереть
4 Каких-то детей
5 Воспитателей
6 Того, что они тебя накажут
7 Бабу Ягу, Кощея
8 Страшных снов
9 Темноты
10 Волка, медведя, пауков, змей
11 Машины, поездов, самолетов
12 Бури, грозы, наводнения
13 Высоты
14 В маленькой темной комнате, туалете
15 Воды
16 Огня, пожара
17 Войны
18 Врачей, кроме зубных
19 Крови
20 Уколов
21 Боли
22 Резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет)

Обработка результатов происходит на основе ответов о количестве страхов у школьников с ДЦП. Наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска. Показана консультация у детского психоневролога.

Возрастные нормы. Среднее число страхов:

в дошкольном возрасте – у девочек = 10; у мальчиков = 8; в школьном возрасте – у девочек = 9; у мальчиков = 7.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль