Ребенок и перфекционизм или Синдром отличницы

55
Аня, 12 лет

Мне все время кажется, что что-то сделала не очень хорошо: приходится переделывать, переписывать. Думаю, что не очень хорошо сделала, надо было лучше. Так во всем, даже когда посуду мою - перемываю несколько раз. Вот, домашнее задание по русскому: сделала, а если помарка, могу даже всю страницу переписать - нехорошо ведь, надо лучше! Иногда куда-то собираюсь, пока по нескольку раз причешусь, переоденусь! Вот, и опаздываю! Нужно сделать так, как будет хорошо, даже отлично. А не всегда получается. А я из дома выйти не могу, пока не будет отлично.

Вика, 14 лет
Мое самое сокровенное желание - быть идеалом. Хочу быть идеальной и безупречной. Вот, ИДЕАЛОМ! Всегда. Хочу знать больше всех, хочу самой умной быть, самой красивой, самой-самой! Самой примерной в школе. Хочу лучше всех решать математику. Самой быстрой и умелой хочу быть в спортзале. Во всем! Шить, вышивать гладью и крестиком, квилтинг и пэчворк... Вот все хочу делать лучше всех. Даже когда буду сдавать экзамен на право управления автомобилем - тоже хочу получить самые высшие баллы. Можете помочь мне? Я очень сильная, я все усилия приложу, я смогу! Думаю, нужно составить план и ему следовать, не отступать от него ни на чуть-чуть. И у меня все получится!
Паша, 15 лет

А вам не кажется, что огромное количество проблем вокруг решилось бы, если бы вокруг было побольше ответственных людей? Ведь нельзя быть уверенными ни в ком. Вот, дают человеку задание, пусть, по работе, а в том, что он его выполнит на отлично, уверенности нет. И сами люди берутся сделать, обещают, а не делают, не могут. Вот и мои одноклассники - наобещают с три короба, сделаю-сделаю. А выполнить не могут. Ну, зачем брались? Из-за этого я даже некоторое разочарование в друзьях испытываю: как можно настолько безответственными быть? Вот, если не можешь сделать хорошо, так лучше вообще не берись! 

Рита, 16 лет
Вы знаете, я просто не позволю себе получить "хорошо". Хорошо - это унизительно, я могу и должна получить "отлично". И сделаю абсолютно все, да я спать не буду, если не сделаю на отлично. Бывает, что это очень трудно дается, но если не на "отлично", то лучше пусть будет вообще никак. Если ошибаюсь - значит, я неудачница. Достойна только сожаления. Могу гордиться собой только в том случае, если делаю на "отлично".

Что объединяет этих подростков? Активную, напористую Вику и тревожную, немного депрессивную Аню? Предъявляющего требования к другим Павла и требующую от себя Риту?

Все эти ребята перфекционисты (от фр. perfection — совершенство, высшая степень — сверх-стремление к совершенству, склонностью предъявлять самим себе и окружающим запредельно высокие требования). Нередко перфекционизм у ребенка называют синдромом отличницы — именно из-за стремления, потребности все и всегда выполнить на отлично. Такое поведение более характерно для девочек (девушек) из-за их большей склонности следовать социальным нормам, но оно может встречаться и у мальчиков. И в подростковом возрасте проявляется очень ярко.

Проявления перфекционизма у ребенка

Перфекционизм — сложная, очень многогранная черта, характеризующая личность. 

Основные признаки перфекционизма у ребенка:

  • завышенный уровень притязаний и высокая требовательность к себе;
  • высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»;
  • восприятие других людей как требовательных и критикующих;
  • постоянное сравнение себя с окружающими;
  • оценка и планирование деятельности по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление);
  • фиксация внимания на собственных неудачах и ошибках.

Стремясь довести любое дело до идеала, шлифуя каждую мелочь, перфекционисты постоянно испытывают сомнения в качестве сделанного, они очень чувствительны к критике и практически никогда не испытывают удовлетворение от результатов своей деятельности из-за убеждения, что она выполнена недостаточно хорошо.

На практике чрезмерное стремление к совершенству (перфекционизм у ребенка) часто оборачивается одиночеством (невозможно найти друзей, отвечающих таким высоким требованиям!), отсутствием возможности отдыхать и развлекаться (стремление идеально выполнять любые, даже самые  незначительные дела отнимает огромное количество времени) и нервными расстройствами, к которым приводит постоянное напряжение (отличные результаты надо постоянно подтверждать!).

Вот типичные мысли и убеждения перфекционистов — подростков и взрослых, касающиеся самих себя и их отношения к окружающим:

  • «Быть лучшим — это цель моей жизни».
  • «В любом деле нужно выкладываться по полной программе».
  • «Не нужно оставлять людям ни одного повода усомниться в твоем совершенстве».
  • «Я стараюсь не общаться с людьми, которые ни к чему не стремятся».
  • «Мне нужны материальные подтверждения моего успеха».
  • «Меня раздражает, когда люди допускают ошибки в простых делах».
  • «Я не уважаю обычных, ничем не примечательных людей».
  • «Люди, которых я ценю, не должны меня подводить».
  • «Все дела одинаково важны».
  • «Я постоянно работаю над собой, стремлюсь быть лучше с каждым днем, с каждым следующим заданием».
  • «Я расстраиваюсь, если нахожу ошибку в своей работе».
  • «Работая над чем-нибудь, я не могу расслабиться, пока не доведу дело до совершенства».

Причины перфекционизма у ребенка

Перфекционизм у ребенка может начать формироваться под влиянием семьи уже в детском возрасте. Например, авторитарные родители могут буквально навязывать детям убеждение, что любовь можно заслужить только в том случае, если все их требования будут выполнены на отлично. Ребенок вынужден соответствовать ожиданиям родителей и обязан показывать высокие успехи в деятельности, которая одобряется родителями, будь то учеба или занятия спортом.

Такую родительскую любовь называют условной. Она вынуждает ребенка стремиться к недостижимому совершенству для получения одобрения или похвалы, а то и просто принятия родителей. Постепенно такие дети самостоятельно предъявляют к себе чрезмерно высокие требования — ожидания и требования родителей становятся их собственными.

Чаще всего такая требовательность родителей связана с их собственными нереализованными потребностями и стремлением все-таки претворить свои мечты в жизнь, реализоваться с помощью детей. На таких детей возложены особенные надежды: они обязаны в своей жизни решить те задачи, которые по каким-то причинам не смогли решить их родители, не повторив при этом их ошибок и не совершив своих собственных. Цена ошибки слишком высока - это разочарование, отчуждение и даже отвержение со стороны самых близких людей. Именно поэтому дети-перфекционисты так часто чувствуют себя недостаточно хорошими для родительской любви, даже плохими, недостойными и несовершенными.

Перфекционизм у ребенка могут воспитать слишком тревожные и контролирующие родители, желающие «дать детям самое лучшее», позаботиться об их будущем. Перфекционисты могут вырасти и в хаотичных семьях, то есть в семьях, где у детей отсутствует ощущение безопасности окружающего мира. Это семьи с нестабильными, неупорядоченными отношениями и часто происходящими негативными событиями: переездами, болезнями, разводами и другими неожиданными изменениями. У детей, выросших в таких нестабильных семьях, потребность как-то упорядочить свою жизнь, контролировать ее становится очень яркой. Для достижения этой цели могут использоваться внешние средства: хорошая (отличная) учеба, четкий график жизни с определенными обязанностями, безупречный порядок в комнате… Так дети обеспечивают себе чувство безопасности и компенсируют чувство неуверенности в себе и окружающем и ощущение беспомощности.

Чем опасен перфекционизм у ребенка

Исследование педагогов, психологов, социологов, что сверхвыраженное стремление к совершенству всегда сочетается с постоянным чувством эмоционального дискомфорта, сниженной результативностью деятельности, риском психических отклонений и даже риском суицидальных расстройств.

На фоне постоянного напряжения и перфекционизма у ребенка возможно появление и развитие невроза - например, связанного с ситуацией школьного обучения у детей и подростков. Отличники и отличницы попадают в ловушку психологического стереотипа: им кажется, что они всегда и во всем обязаны быть первыми, лучшими. При этом часто отличные отметки являются самоцелью, а интерес к учебе и саморазвитию может отсутствовать. Получение отметки и одобрения становится важнее достижения цели и удовлетворения от процесса и результата деятельности.

Перфекционисты крайне болезненно реагируют на критические замечания, сложно подстраиваются под новые условияя; с окружающими людьми они обычно предпочитают не взаимодействовать, а соперничать и конкурировать. Часто именно поэтому они теряют друзей и не могут найти новых.

Со временем все перфекционисты накапливают усталость, тревогу и испытывают чувство безнадежности. На фоне хронического стресса и истощения появляются и копятся различные проблемы со здоровьем: головные боли, слабость, обостряются хронические заболевания. Серьезные исследования подтверждают, что именно среди перфекционистов больше всего людей с серьезными тревожными и депрессивными расстройствами.

Из опыта работы
Десятиклассница Марина посещала кабинет психологической службы каждую неделю. В ее присутствии невольно хотелось поправить прическу, разгладить существующие и несуществующие складки на одежде и смахнуть пылинки со стола. Марина выглядела идеально: прическа, обувь, стрелки на брюках, пуговицы в тон сумке. Марина рассказала, что так же идеальна и ее комната: застеленная покрывалом кровать, аккуратно сложенные вещи в шкафу, порядок на письменном столе. На поддержание домашнего порядка и собственного внешнего вида Марина тратит почти все свободное время. В школе она была отличницей, а к психологу девушку направил участковый терапевт, обеспокоенный бледностью и истощенностью Марины, а также частыми ее обращениями за врачебной помощью.

В Маринином детстве было много неопределенности: родители долго конфликтовали, затем тяжело и бурно разводились, семья несколько раз меняла место жительства, ее не сразу принимали или вовсе отвергали в новом школьном коллективе, Марина чувствовала себя в одиночестве.

«Я приходила из школы, — рассказывала Марина, — и начинала убираться. Пообедав и помыв посуду, я обнаруживала, что надо помыть раковину, потом замечала грязный стол, пятна на холодильнике и грязные разводы на плите. Потом приходила очередь стирки, потом я брала утюг… К ночи я принималась за выполнение домашних заданий, которые тоже старалась сделать безупречно».

Умная, думающая, прочитавшая много книг по психологии, Марина павильно понимала истоки своего стремления к совершенству. Идеальный внешний вид и идеальный порядок в доме служили Марине опорой, дарили ощущение безопасности и устойчивости мира, помогали чувствовать себя взрослой, позволяли надеяться на заслуженную похвалу и одобрение. К сожалению, мама девушки, переживающая трудные времена, очень редко замечала усилия Марины и не торопилась отмечать ее достижения. Марина продолжала стараться.

«Моя одежда и мои вещи — это единственное,что находится в моей власти. А все самое главное — отношения с родителями и друзьями — я совсем не могу держать под контролем, от них я получаю лишь боль и разочарования…»

«Я очень устаю, — жаловалась Марина. — Иногда утром после трех-четырех часов сна я не могу встать в школу и вызываю доктора чтобы выписал мне справку по болезни».

«Помогите мне, — попросила Марина. — Я хочу научиться планировать свое время так, чтобы успевать все. Успевать делать все идеально». Немного помолчав, Марина расплакалась и добавила: «Нет, помогите мне прекратить убираться и начать жить!»

А дальше были встречи с психологом каждую неделю. На них Марина не только узнавала способы избавления от перфекционизма, но и училась преодолевать последствия детских обид и горестей, не бояться окружающего и строить гармоничные отношения с другими людьми.

Из приведенного примера становится понятно, что перфекционизм у ребенка (или синдром отличницы) может иметь глубокие корни, а работа по его преодолению — затрагивать многие важные области жизни. Именно поэтому не существует простого рецепта для тех, кто хочет получить облегчение от обязанностей, взятых на себя добровольно, но не по силам. И все же специалисты-психологи сформулировали некоторые полезные рекомендации.

Как избавиться от перфекционизма у ребенка

Нужно учить ребенка ранжировать цели по степени их важности, то есть учить расставлять приоритеты. Существуют цели, достижение которых в данный момент времени по-настоящему важно: например, подготовка к экзамену или к важным соревнованиям. В этом случае действительно следует приложить усилия к достижению цели, не доводя себя, однако, до нервного истощения: цель таким образом не приблизишь. Второстепенные же цели могут и подождать: ничего страшного, если «важный» телефонный разговор, обещанный поход с подругой в магазин и уборка квартиры состоятся не сегодня, а через некоторое время. Возможно даже, что некоторые домашние задания по второстепенным предметам будут выполнены не на отлично, а немного хуже. Планирование времени и составление разумного расписания помогают распределить усилия лучшим образом.

Научить ребенка расслабляться. 

Для сохранения физического и эмоционального здоровья совершенно необходимо научиться чередовать напряжение и отдых. Сон и другие формы восстановления сил — это не пустая трата времени. Иногда бывает очень трудно остановить привычный напряженный ритм жизни. Возможно, в этом случае помогут специальные техники расслабления и релаксации. Главное — осознать важность отдыха и выделить для этого специальное время. Иногда приходится заново учиться распознавать у себя состояния напряжения и усталости и воспринимать их как сигналы о необходимости отдыха. Могут помочь следующие формулы для самовнушения: «Я принимаю и люблю себя такого, какой я есть», «Мне приятно время от времени расслабляться».

Научить не сравнивать себя с другими людьми. 

Это еще одна ловушка перфекциониста: ведь всегда найдется кто-то, кто выполнит задание (справится с каким-то делом) лучше. Это не должно быть поводом для страданий: невозможно превзойти всех во всех областях. Друзья нужны не для того, чтобы с ними соревноваться, а для того, чтобы можно было с ними разделять свои интересы и увлечения, горести и радости.

Важно осознавать и ценить собственную уникальность и уникальность других людей. Тогда появится возможность радоваться и своим, и чужим успехам, не ругая себя за неудачи, а воспринимая их как неотъемлемую, нормальную часть жизни.

Учить ребенка делить обязанности с другими людьми

Даже если кажется, что партнер не сможет выполнить свою часть задачи идеальным образом. Ведь важен не только результат, но и опыт доверия и диалога. Сотрудничество сохраняет силы, а результат может оказаться таким же достойным.

Родителям учиться любить ребенка просто так, а не за достижения

Поверить в то, что можно сохранить хорошие отношения с родителями, даже не соответствуя их ожиданиям. Конечно, для подростка это сложная задача. Обычно в этих случаях подросток или воюет со своими родителями, доказывая право на собственные взгляды и поступки, или опускает руки, отказываясь от любых достижений, или… становится перфекционистом, все-таки пытаясь заслужить родительскую любовь и одобрение. Это непростая задача — стать самим собой, не вступив в конфликт с родителями, имеющими на этот счет другое мнение. Однако спокойное, ответственное следование своим целям и доброжелательное отстаивание своей позиции может дать хорошие результаты. Впрочем, не все советы требовательных родителей направлены против подростка! Как правило, имеет смысл искать золотую середину.

Учить ребенка хвалить себя. 

Перфекционисты часто испытывают чувство вины за то, что оказались недостаточно хороши, не оправдали чьих-то ожиданий. Хроническое чувство вины связано с пониженной самооценкой и может привести к еще большему напряжению.

Очень важно научиться видеть в себе не только недостатки, но и достоинства (причем не связанные с достижениями и успешностью). Важно быть более снисходительным к недостаткам и чаще напоминать себе о своих достоинствах. Надо научиться относиться к себе с большей симпатией.

Учить ребенка получать удовольствие от жизни. 

Да, этому тоже надо учить. Каждый может выбрать себе занятия для души — для получения удовольствия, а не ради достижения результатов. Чтение развлекательных книг, прогулки в одиночестве, поездки на природу, занятия музыкой, рисованием, физкультурой или танцами… Самое главное — сосредоточиться не на оценке собственных достижений и полезности проведенного времени. Очень важно время от времени просто наслаждаться жизнью, чувствуя себя при этом не преступником, теряющим время, а человеком, которому доступны многие радости.

* * *

«К концу недели Энни оставляла уже шесть предметов в беспорядке на своем письменном столе… „Странно, — сказала она. — Я так увлеклась этой игрой, что совсем перестала беспокоиться… Утром я просто перемешала все эти предметы на столе и ушла в школу. Меня совсем не волнует то, что они лежат не на своих обычных местах!“ — „Это потрясающе! — воскликнула Фея-крестная. — Я в самом деле горжусь тобой“. — „Я тоже“, — сказала Энни в ответ и расплылась в улыбке». (Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя»)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль