Психологическая диагностика учащихся в процессе сдачи ОГЭ

1018

«Стресс — это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете».

Г. Селье

Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, которые напрямую влияют на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке к основному государственному экзамену (далее — ОГЭ) и готовности выпускников к сдаче экзамена можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах.

Сдача экзаменов ОГЭ и прогнозирование возможных трудностей учащихся на ранних этапах обучения

Психологическая диагностика учащихся на ранних этапах обучения позволяет отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по уровням образования. Кроме того, она позволяет выявить учащихся группы риска при подготовке к государственному экзамену и организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.


Педагогу-психологу на заметку

С 2014 г. государственная итоговая аттестация (далее — ГИА) стала обязательной для всех девятиклассников России. Согласно приказу Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (ред. от 16.01.2015) ГИА проводится в двух формах:
а) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов — для обучающихся образовательных организаций освоивших образовательные программы основного общего образования (далее — ОП ООО);
б) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее — государственный выпускной экзамен, ГВЭ) — для обучающихся, освоивших ОП ООО в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших ОП ООО.


Психологическая диагностика учащихся проводится с использованием диагностического комплекса Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» в 1-м и 5-м классах.

1-й класс. Обследование позволяет получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, их творческого потенциала, спрогнозировать основные трудности каждого ребенка при обучении в 1-2-м классе.

Обследование проводится в первой четверти, через 2 недели после начала учебного года — во время адаптационного периода. По результатам диагностики педагог-психолог проводит индивидуальные консультации с учителями, педсовет с педагогами, работающими в первых классах, а также родительские собрания.

5-й класс. Обследование дает возможность оценить вероятность и выявить причины затруднений в образовательной деятельности детей при переходе из начальной школы в среднюю и в дальнейшем осуществить мероприятия, направленные на их предупреждение и коррекцию.

Обследование и психологическая диагностика учащихся проводится во второй половине сентября, во время адаптационного периода. По результатам диагностики в конце первой четверти педагог-психолог проводит родительские собрания, педсовет для педагогов, работающих в 5-х классах, на который приглашаются педагоги начальных классов — для совместного решения проблем, связанных с адаптацией пятиклассников, анализа работы с каждым ребенком группы риска, выработки стратегии взаимодействия с этими детьми.

Оформление результатов диагностики и сдача экзаменов ОГЭ

Для оформления результатов диагностических обследований используются:
1. Индивидуальный бланк ответов учащегося (остается у педагога-психолога).
2. Психологическая характеристика (выдается родителям на родительских собраниях).
3. Сводная ведомость результатов по классу (один экземпляр остается у педагога-психолога, второй — у классного руководителя).

Обобщенные результаты по классу и по параллели для родителей и педагогов оформляются в форме презентаций. Таким образом, родители имеют возможность видеть информацию по классу, могут сравнить индивидуальные результаты своего ребенка с результатами его сверстников.

Использование подобной формы работы имеет важный психотерапевтический эффект: родитель осознает, что проблемы, схожие с проблемами у его ребенка, переживают и другие.

В свою очередь, педагоги видят параллель в целом и проблемы, имеющиеся в том или ином классе.

Здесь важно отметить: психологическая диагностика учащихся представляет собой систему. Инструментом системы является один и тот же диагностический комплекс, т. е. замеряются одни и те же показатели интеллектуального и личностного развития ребенка (конечно, с каждым последующим этапом обследования количество показателей увеличивается), что позволяет педагогу-психологу вместе с педагогами и родителями увидеть ребенка на протяжении всего обучения в школе.

С другой стороны — результаты диагностики должны работать не единожды, например во время педсовета, а быть рабочим материалом педагога, учитываться и использоваться им в работе. Подобная диагностика позволяет педагогу выстраивать индивидуальные стратегии работы с детьми, т. к. диагностический комплекс Л. А. Ясюковой позволяет выявить и детей с ЗПР, и детей с ММД, и одаренных детей.

Психологическая диагностика учащихся 9-х классов при сдаче ОГЭ

Для диагностического обследования учащихся 9-х классов в рамках подготовки к сдаче ОГЭ также используется диагностический комплекс, разработанный Л. А. Ясюковой. Обследование позволяет определить сильные и слабые стороны учащихся, причины учебных затруднений по различным предметам школьного цикла, выявить задатки способностей более чем к 20 направлениям профессиональной деятельности.

Диагностика проводится в ноябре — декабре, дополнительно в январе — по вопросам профессиональной ориентации, личностных особенностей, межличностных отношений, в том числе эмоционального состояния в предэкзаменационный период.

Обобщенные результаты диагностики предъявляются на родительских собраниях, на которые приглашаются и учащиеся. Таким образом, каждая пара родитель — ребенок получает возможность сравнить индивидуальные результаты на протяжении всего обучения в школе, понять, с чем — с какими успехами, трудностями, проблемами — они подошли к сдаче ОГЭ.

Кроме того, в ходе подобной совместной работы педагога-психолога, родителей, учащихся выявляются особенности семейного воспитания, учебной мотивации ребенка, его эмоционального состояния. Такие родительские собрания запускают дополнительный механизм осознания учащимся себя как выпускника школы, помогают реально оценить его работу по подготовке к ОГЭ, выявить проблемы перед тем, как наступает сдача экзаменов ОГЭ. Именно после такой работы повышается запрос на работу педагога-психолога по сопровождению подготовки учащихся к экзаменам.

Поскольку подростки в силу своих возрастных особенностей легче общаются со своими сверстниками, то в МОУ «Лицей № 3» г. Галича в 2009 г. был организован и реализован вместе с учащимися 10-х классов социально-психологический проект «Мы готовимся к экзамену, или Как справиться с экзаменационным стрессом». Одним из результатов проекта стала разработанная психологическая диагностика учащихся путем методик для выявления эмоционального состояния учащихся (педагогов и родителей) в предэкзаменационный период:

методика «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)»;анкета для учащихся 9-го класса;анкета для родителей;анкета для педагогов.

Рассмотрим содержание каждой методики.

Сдача экзаменов ОГЭ и методики психологической работы с учащимися

Методика «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)»

Методику можно использовать в течение учебного года, в любое время перед проведением психологической работы с учащимися (профилактика экзаменационного стресса, профориентация, коррекция личностных проблем и т. п.).

Кроме того, ее можно использовать для выступлений на родительских собраниях по тем же проблемам, чтобы проиллюстрировать представляемую родителям информацию на примере результатов диагностики их собственных детей.

Психологическая диагностика учащихся в процессе сдачи ОГЭВ нашем случае психологическая диагностика учащихся и выбранная методика использовалась перед запуском проекта, чтобы доказать актуальность психологической помощи учащимся и работы по сопровождению учащихся в период подготовки к экзаменам. В дальнейшем — для набора в группу психологического лагеря.

Процедура проведения. Время работы с методикой — 5–10 мин. Учащиеся получают готовые бланки. Если педагог-психолог намерен в дальнейшем использовать результаты опроса в целях просвещения, чтобы озвучить информацию на родительских собраниях, классных часах, то процедура заполнения анонимная. Если планируется коррекционная работа с учащимися, бланки подписываются.


Бланк методики

Уважаемый друг!

Просим тебя принять участие в исследовании «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)».

В графе «Ранговое место» определи для каждой ситуации (проблемы) место от 1-го до 20-го в зависимости от того, насколько часто ты сталкиваешься с ней в жизни. На 1-м месте у тебя окажется ситуация (проблема), с которой ты сталкиваешься постоянно, на 20-м — ситуация (проблема), которая в твоей жизни практически не встречается.

В графе «Степень переживания» определи, насколько сильно каждая ситуация вызывает у тебя беспокойство, тревогу, волнение. Обведи соответствующую цифру, где 5 — «для меня это очень большая проблема, она вызывает самое сильное беспокойство, тревогу, волнение»; 1 — «у меня такой проблемы нет, меня это совсем не тревожит»; 2, 3, 4 — промежуточные баллы.

№  Жизненные ситуации (проблемы), которые могут вызвать беспокойство, волнение, тревогу Ранговое место Степень переживания
1 Экзамены 1 2 3 4 5
2 Поступление в учебное заведение после школы 1 2 3 4 5
3 Выбор профессии 1 2 3 4 5
4 Моя учеба 1 2 3 4 5
5 Досуг (мое свободное время) 1 2 3 4 5
6 Отношения с друзьями 1 2 3 4 5
7 Отношения с противоположным полом 1 2 3 4 5
8 Вредные привычки 1 2 3 4 5
9 Отношения с родителями 1 2 3 4 5
10 Способы совладания со стрессом 1 2 3 4 5
11 Внешний вид (как я выгляжу) 1 2 3 4 5
12 Взаимоотношения с одноклассниками 1 2 3 4 5
13 Влияние дурной компании 1 2 3 4 5
14 Мое будущее (как сложится моя жизнь) 1 2 3 4 5
15 Мое здоровье (заболевания) 1 2 3 4 5
16 Недостаток времени 1 2 3 4 5
17 Отношения с учителями 1 2 3 4 5
18 Правильное питание 1 2 3 4 5
19 Состояние усталости, утомления, эмоционального напряжения 1 2 3 4 5
20 Самовыражение (реализация своих возможностей) 1 2 3 4 5

Благодарим за участие в исследовании!


Анкета для учащихся 9-х классов

Цель: выявить учащихся, переживающих экзаменационный стресс.

Анкетирование оптимально проводить в начале второго полугодия (январь — февраль), когда сдача экзаменов ОГЭ не за горами, и можно выявить учащихся с низкой стрессоустойчивостью.

Результаты диагностики используются для организации индивидуального консультирования, групповых занятий по профилактике экзаменационного стресса с учащимися, в рамках просветительской работы с родителями, педагогами.

Процедура проведения. Учащиеся получают бланки с текстом анкеты и работают по инструкции. Время работы — 3–5 мин.

При 7–9 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию учащихся о способах совладания со стрессом либо индивидуальная коррекционная работа.

Анкета для учащихся 9-х классов

Уважаемый друг!

Прочитай внимательно каждое утверждение. Если ты согласен с утверждением, поставь напротив +, если не согласен — поставь –.

1. Я испытываю неприятные ощущения, когда проверяются мои знания.
2. Я беспокоюсь, когда выполняю тест по какому-либо предмету.
3. Мысли об экзаменах вызывают у меня тревогу, напряжение.
4. Я временами боюсь, что мне станет плохо на экзаменах.
5. Бывало, что мысли об экзаменах не давали мне долго заснуть.
6. Когда учитель говорит об экзаменах, я чувствую, что мое сердце начинает сильно биться.
7. Часто бывает так, что я не могу сразу справиться с заданием, я чувствую, что вот-вот расплачусь.
8. Работая над трудным заданием, порой я чувствую, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше.
9. Я считаю, что уровень моих знаний не позволит мне успешно сдать ОГЭ.

Спасибо за участие!

Психологическая диагностика учащихся: анкеты для родителей

Цель: выявить родителей, переживающих экзаменационный стресс.

Анкетирование оптимально проводить одновременно с анкетированием учащихся и педагогов.

Результаты диагностики можно использовать для индивидуального консультирования родителей, на родительских собраниях в рамках просветительской работы, на методических семинарах с педагогами.

Процедура проведения. Участники опроса получают бланки с текстом анкеты и работают по инструкции. Время работы — 3–5 мин.

При 4–5 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса: родитель не готов оказать эффективную психологическую поддержку своему ребенку. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию родителей о способах совладания со стрессом в момент, когда близится сдача экзаменов ОГЭ.


Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Приглашаем вас принять участие в психологическом исследовании «Мы готовимся к ОГЭ!». Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Если вы согласны с утверждением, поставьте напротив «да», если не согласны — «нет».

1. Правда ли, что мысли о ОГЭ вызывают у Вас напряжение, тревогу?
2. Волнует ли Вас возможность того, что Ваш ребенок не сможет сдать ОГЭ?
3. Бывало ли так, что мысли о предстоящих экзаменах, которые будет сдавать Ваш ребенок, не давали вам долго заснуть?
4. Кажется ли Вам, что сдавать экзамены в форме ОГЭ труднее, чем в традиционной форме?
5. Считаете ли Вы, что то, как выполняет Ваш ребенок домашние задания, не позволит ему успешно сдать экзамены?

Спасибо за участие!

Психологическая диагностика учащихся: анкеты для учителей

Цель: выявить учителей, переживающих экзаменационный стресс.

Психологическая диагностика учащихся и анкетирование проводится с педагогами, работающими в 9-х классах, одновременно с анкетированием учащихся, родителей.

Результаты диагностики можно использовать для индивидуального консультирования педагогов, на методических семинарах.

Процедура проведения. Участники опроса получают бланки с текстом анкеты и работают по инструкции. Время работы — 3–5 мин.

При 4–5 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса: учитель не готов оказать эффективную психологическую поддержку своим ученикам, склонен усиливать стрессогенность ситуации. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию учителей о способах совладания со стрессом, стратегиях поддержки учащихся в момент, когда близится сдача экзаменов ОГЭ.


Анкета для учителей

Уважаемая ______!

Приглашаем Вас принять участие в психологическом исследовании «Мы готовимся к ОГЭ!». Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Если Вы согласны с утверждением, поставьте напротив «да», если не согласны — «нет».

1. Правда ли, что мысли о ОГЭ вызывают у Вас напряжение, тревогу?
2. Волнует ли Вас вопрос о том, что кто-то из Ваших учеников не сможет сдать ОГЭ?
3. Бывало ли, что мысли об экзаменах, которые будут сдавать Ваши ученики, не давали Вам долго заснуть?
4. Кажется ли Вам, что сдавать экзамены в форме ОГЭ труднее, чем в традиционной форме?
5. Считаете ли Вы, что уровень знаний Ваших учеников не позволит им успешно сдать экзамены?

Спасибо за участие!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль