Подписка со скидкой 50% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

20 августа 2019
3113
Средний балл: 0 из 5

Организация комплекса внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса в школе в условиях ФГОС. Вместе с тем обеспечение продуктивной деятельности школьников, осуществляемой вне урочных форм работы и направленной на формирование универсальных компетенций, до сих пор вызывает вопросы. Особенно часто вызывает затруднения разработка программ внеурочной деятельности — нормативных документов, которые:

  • обеспечивают расширение возможностей образовательного пространства;
  • регламентируют порядок организации и содержания обучения по направлениям развития личности (интеллектуальному, культурно-эстетическому, духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, социальному);
  • способствуют формированию общеучебных компетенций и личностному развитию в рамках индивидуальных интересов и склонностей.

Программа внеурочной деятельности

Государство в настоящее время определило программу, как документ, включающий требования к результатам образования — в этом заключается заказ регулятора и его влияние на учебный процесс. Согласно актуальным нормативным требованиям образовательным организациям делегируется самостоятельность в разработке программного содержания, в том числе программ внеурочной деятельности по ФГОС, которые должны способствовать реализации ряда функций:

  1. Нормативной, заключающейся в необходимости выполнения заявленного учебного содержания в полном объеме.
  2. Информационно-методической (определять общее содержание, цели и задачи тематического курса, порядок освоения материала).
  3. Организационной, предусматривающей выделение этапов освоения программного содержания, его качественных и количественных характеристик.
платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Рекомендации по организации внеурочной деятельности читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Организация внеурочной деятельности и реализация дополнительных общеобразовательных программ

(разъяснения Минобрнауки России)

- Семь вопросов замам, чтобы проверить готовность внеурочной деятельности к 2019/20 учебному году

 (с примерами)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, как и иные методические продукты, является частью основной образовательной программы, как следствие — конкретизирует ее содержание. При разработке проекта учебной работы по внеурочной деятельности следует сделать все для того, чтобы активность по данному направлению способствовала обеспечению базовых результатов основного программного содержания, в частности — формированию метапредметных компетенций и общему развитию. Таким образом, рабочая программа курса внеурочной деятельности должна соотноситься с концептом основного программного содержания, характеризоваться целостностью, логичностью, конкретностью, последовательностью и тесной взаимосвязью всех структурных элементов и, что самое важное, учитывать возрастные характеристики развития и интересы детей.

Разнообразие направлений развития обусловливает возможность разработки различных типов программ внеурочной деятельности, в числе которых хочется выделить:

  1. Комплексные программные разработки, предусматривающие охват сразу нескольких траекторий развития с последовательным усложнением учебно-воспитательных задач («Познаю мир», «Истоки»).
  2. Тематические образовательные программы, в основе которых лежит идея выделения проблемного поля и применения широкого круга методов, приемов и форм педагогической работы (программы социально-нравственного, духовного, патриотического воспитания).
  3. Программы внеурочной деятельности, ориентированные на достижение определенного уровня (определяется показателем сформированности ряда навыков и компетенций). К данной группе причисляют разработки, имеющие возрастную привязку (в особенности актуальны для начальной школы).
  4. Программное содержание, посвященное конкретным видам внеурочной деятельности (проектная, исследовательская, поисковая учебная работа).
  5. Возрастные образовательные программы внеурочной деятельности в школе (предназначенные для младших школьников, подростков, старшеклассников).
  6. Индивидуальные внеурочные программы, разрабатываемые для одаренных школьников, детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС: особенности разработки

Ввиду значительной вариативности комплекса внеурочной деятельности разработка программного содержания по направлению, как уже было сказано выше, продолжает вызывать трудности ввиду отсутствия единых методических рекомендаций по его проектированию. Чтобы создать программу внеурочной деятельности по ФГОС, которая станет опорным документом и позволит уверенно реализовывать педагогическую стратегию, помимо соблюдения структурного концепта необходимо придерживаться ряда правил:

  1. В отсутствие проработанной методической стратегии использовать в качестве вспомогательных материалов примерные программы курса внеурочной деятельности. При наличии авторской идеи, соответствующей образовательным реалиям, и должного опыта педагогической деятельности — разрабатывать программное содержание самостоятельно, придерживаясь стандартной структуры.
  2. Определять цели, задачи, выбирать методы и формы образовательной работы с учетом возраста школьников. Оптимальная дифференциация для основной школы — для детей младшего школьного возраста (1-4 классы), младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).
  3. Ориентироваться на интересы, потребности и запросы учащихся и их родителей, которые можно выявить путем проведения устных опросов, анкетирования, в ходе педагогических наблюдений.
  4. Позаботиться, чтобы программа внеурочной деятельности включала введение, содержащее информацию об идее разработки, ее структуре, объеме учебных часов и необходимом материально-техническом обеспечении, перечень основных разделов и их описание, характеристику целевых результатов.
  5. Представить детальное описание мероприятий с указанием результатов, на которые нацелено их проведение. Логично разделить общественные и индивидуальные дела, реализация которых планируется в рамках внеурочной деятельности, на смысловые блоки или модули, что гарантирует возможность замены организационных единиц педагогической работы в случае возникновения каких-либо затруднений (низкий интерес детей, обусловленный психофизическим состоянием, временное отсутствие необходимых материалов и др.).
  6. Указать количество часов аудиторных и внеаудиторных занятий, причем количество первых не должно составлять более 50 % от общего числа.

При разработке методических материалов важно помнить, что программа внеурочной деятельности по ФГОС может реализоваться как в отдельно взятом классе, так и в больших группах школьников одного возраста. Если школа выбирает первый вариант реализации внеурочного программного содержания, необходима разработка нормативного документа объемом 340 часов. Во втором случае требуется разработка более обширной модульной программы для детей каждой возрастной группы, предусматривающая возможность выбора структурных элементом с учетом интересов и потребностей школьников. Учащимся предоставляется возможность выбора внеурочных занятий, но педагоги должны отслеживать, чтобы доля аудиторных часов составляла не более трети от всего объема индивидуальной досуговой активности.

Максимальный объем нагрузки внеурочной деятельности по уровням образования

При проектировании рабочих программ курса внеурочной деятельности рекомендуется руководствовать п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО. По итогам завершения работы программный продукт необходимо утвердить на заседании педсовета и включить в состав основной образовательной программы.

Программа внеурочной деятельности школы

При составлении любого программного продукта, в том числе затрагивающего дополнительное содержание образовательной работы, важно обеспечить гармоничность сочетания содержательной и структурной части. Требования к структуре программ внеурочной деятельности в школе определяются п. 18.2.2 ФГОС, что обусловливает необходимость обязательного представления следующих элементов нормативного документа:

  1. Пояснительной записки, конкретизирующей общего цели образовательного курса с учетом специфики модуля внеурочной деятельности.
  2. Общей характеристики комплекса внеурочной учебно-воспитательной работы.
  3. Личностных и метапредметных результатов, достижение которых ожидается по завершению программной деятельности.
  4. Непосредственно содержания внеурочной активности.
  5. Тематического планирования с выделением основных видов деятельности школьников с учетом их возраста и интересов.
  6. Перечня необходимого методического и материально-технического обеспечения.

В помощь педагогам, столкнувшимся с необходимостью разработки рабочей программы внеурочной деятельности в школе по ФГОС, методистами и экспертами сферы, в частности М.Н. Филатовой, разработаны многочисленные технологические карты, призванные облегчить аналитическую и оформительскую работу. Представляем вашему вниманию обобщенный вариант конструктора внеурочной программы, который может приниматься во внимание и при экспертизе нормативных документов такого типа.

Структурные компоненты программы внеурочной деятельности в школе Что важно учесть
Титульный лист Является «визитной карточкой» программы. Должен содержать полное наименование ОУ, гриф с датой утверждения и подписью директора, полное название программы, возраст учащихся, на которых рассчитан курс (или класс), ФИО составителя и город (населенный пункт). Составителю следует обязательно проверить, соответствует ли указанный вид программы актуальным нормативным требованиям (на момент написания статьи — рабочая программа курса внеурочной деятельности).
Пояснительная записка, включающая следующие содержательные блоки:
Актуальность, целесообразность, особенности программы. 
Описание места учебного курса в основной образовательной программе.
Цель и задачи программы.
Категория учащихся.
Формы организации внеурочной деятельности. 
Срок реализации программной разработки.
Является краткой характеристикой программной разработки, позволяющей составить общее представление о ее специфике.
В данном пункте рекомендуется представить лаконичное, содержательное обоснование того, зачем детям конкретной возрастной группы нужна данная программа, какими факторами обусловлена ее разработка (на основе изучения интересов и запросов потребителей образовательных услуг, выявленных психолого-педагогических проблем и др.), на основе какой (каких) рекомендованных программ внеурочной деятельности по ФГОС осуществлялось проектирование нормативного документа. 
Указать, на решение каких основных задач образовательного комплекса, предусмотренного основным программным содержанием, направлена запланированная внеурочная деятельность (например, дополняет, расширяет, поясняет…). Обязательно выделить приоритетное направление активности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), ступень обучения. 
Предусматривается конкретизация целей и задач учебно-воспитательной деятельности  по конкретному направлению с учетом специфики заявленной внеурочной деятельности. При формулировании цели следует разъяснить широкий охват педагогических намерений, при указании задач — конкретные методы, приемы и формы работы, способствующие достижению поставленного результата. 
Возраст школьников (класс), на который рассчитана программа внеурочной деятельности, предполагаемый состав учебных групп (одно- или разновозрастной контингент, один класс или параллели), другие особенности (показатели здоровья, уровень сформированности тех или иных интересов). 
При выборе форм педагогической работы по направлению важно позаботиться о том, чтобы они соответствовали достижению задач, характеризовались вариативностью и высокой эффективностью.
Необходимо указать общее количество часов, необходимых для реализации данной программы курса внеурочной деятельности, количество часов на каждый год, общую продолжительность обучения. Заявленное количество учебных часов должно обеспечивать возможность достижения целей и задач программы и соответствовать актуальным нормативным требованиям.  
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности в школе Формулируются через представление комплекса знаний, умений и компетенций, которыми смогут овладеть учащиеся в процессе учебной работы по программе. Чтобы обеспечить соблюдение требований ФГОС, необходимо дифференцировать результаты на личностные, метапредметные, предметные, а также соотнести их с целями и задачами учебно-воспитательной деятельности. В данном пункте также необходимо представить формы и способы оценки достижения планируемых результатов освоения программной разработки, призванные проверить достижение задуманного. Если среди планируемых есть результаты, не подлежащие проверке, дать пояснения и возможность диагностики их сформированности.
Тематическое планирование. Включает учебный (тематической) план, оформляемый в форме таблицы, с указанием теоретических и практических видов занятий, приоритетных форм деятельности и способов контроля. Дополнительно может включать календарно-тематический план, содержащий номера занятий, их дату, время, тему, форму и место проведения, способы контроля. При ведении планирования важно проследить, чтобы все составляющие программного содержания были структурированы, логически разделены на разделы и взаимосвязаны друг с другом, а календарно-тематический план соответствовал содержанию учебного.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов учебной работы.  Представляет собой краткое описание модулей программы внеурочной деятельности по формам коллективного, группового и индивидуального взаимодействия. При формулировании содержания курса важно проверить, способствует ли оно достижению запланированных результатов, запросам и потребностям заявленной категории учащихся.
Организационно-педагогические условия реализации программы.  Необходимо указать уровень обеспеченности программы методическими разработками и техническими средствами (компьютерное и мультимедийное оборудование, пакет обучающих программ, видео- и аудиовизуальные средства).

Программа внеурочной деятельности по ФГОС: 5-9 класс

Внеурочная активность, являющаяся важной частью учебно-воспитательного процесса, наиболее активно реализуется с учащимися основной школы, что обусловлено спецификой возрастного развития. Если в младших классах дети дополнительная образовательная активность преимущественно направлена на поддержку учебной работы по наиболее приоритетным направлениям, а старшеклассники уже имеет круг сформировавшихся интересов, то обучающиеся основной школы проявляют наибольшую готовность пробовать свои силы в различных вариантах досуговой активности. 

Список программ внеурочной деятельности для 5-9 классов по ФГОС весьма разнообразен. Он включает впечатляющий список авторских разработок по всем направлениям развития:

  1. Спортивно-оздоровительное — «Основы здорового образа жизни», «Активный отдых на природе и безопасность», «Безопасность в повседневной жизни». 
  2. Духовно-нравственное — «Загадки истории», «Сценическое искусство», «Я и искусство», «По улицам родного города (поисково-краеведческий отряд)», «Музейное дело». 
  3. Общеинтеллектуальное — «Лего-конструирование», «В гостях у астрономии», «Занимательные опыты по физике», «Туризм», «Мир вокруг (микробиология)», «Школа юного химика». 
  4. Общекультурное — «Французский язык», «Немецкий язык», «Профессия гид-переводчик», «Личность в истории России», «Клуб друзей по переписке», «Знай свои права и обязанности».
  5. Социальное — «Творим добро (общественно-полезные практики, акции, проекты)».

Проектирование рабочих программ курса внеурочной деятельности для 5-9 классов по ФГОС не вызывает трудностей ввиду большого количества опорного материала, но их реализация затруднена низким уровнем мотивированности ученического состава, несоответствием имеющихся организационных и материально-технических возможностей интересам детей и рядом других факторов. Преодоление сложностей с целью создания оптимальных условий ведения учебно-воспитательного процесса по всем направлениям гарантирует обеспечение психолого-педагогического сопровождения, которое относительно комплекса внеурочной деятельности должно быть направлено на комплексное содействие педагогическому коллективу по широкому кругу вопросов, поддержание комфортного психологического климата в школе, демонстрацию школьников всех возможных направлений для личностного развития. В рамках психолого-педагогического сопровождения работа школьной психологической службы по поддержке внеурочной деятельности ведется сразу по трем ключевым направлениям — экспертно-диагностическому, коррекционно-развивающему и просветительскому, и содержание данных направлений следует рассмотреть подробнее. 

Организация и контроль качества образовательной деятельности

Получите диплом установленного образца



Актуализировать знания о нормативном регулировании образовательной деятельности ОО, требованиях к квалификации педагога (учителя), разработке основных образовательных программ общеобразовательной организации поможет обучение по программе

«Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Психолого-педагогическая работа по экспертно-диагностическому направлению предполагает выявление показателей взаимодействия в коллективе, влияющих на ход образовательного процесса в целом. Чтобы получить объективные данные, позволяющие создавать оптимальные условия для ведения внеурочной деятельности, проводится:

  1. Комплексный анализ учащихся школы и их родителей на организацию дополнительной учебно-воспитательной деятельности. Полученные данные учитываются не только при выборе тем программ внеурочной деятельности в школе, но и определении уровня удовлетворенности качеством образовательного процесса. 
  2. Выявление потребностей педагогического состава по вопросам психологической и коррекционной поддержки (работа с «трудными» учениками, освоение различных коммуникативных техник). 
  3. Профориентационная диагностика — для выявления уровня сформированности профессиональных склонностей как предпосылок успешной самореализации. 
  4.  Диагностика личностных особенностей обучающихся, оказывающих влияние на ход и результаты обучения (уровень тревожности, мотивационные качества личности, характеристика ученических коллективов и групповых ценностей, правил поведения). 
На основании экспертно-диагностической деятельности составляется полный психологический анализ образовательной среды и выявление основных трудностей, препятствующих ведению успешной внеурочной работы. После этого начинается реализация коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности, в ходе которой обеспечивается преодоление трудностей обучающихся в развитии познавательных процессов, социальных установок и навыков, в самовосприятии, обеспечение условий для более эффективной реализации личностного и интеллектуального потенциала.

Данное направление реализуется, как правило, через анализ рабочих программ внеурочной деятельности в школе, ведение групп развития для обучающихся разных возрастов, консультирование участников образовательных отношений, формирование для педагогического коллектива и семей обучающихся системы презентаций, памяток и рекомендаций по оптимизации развития и обучения, а также через родительский лекторий. Кроме того, коррекционно-развивающее направление подразумевает:

  1. Психологическое сопровождение слабоуспевающих и социально неблагополучных обучающихся (развитие когнитивных и социальных навыков).
  2. Психологическое сопровождение профориентационных групп — для обучающихся, испытывающих трудности выбора профессии.
  3. Доступную каждому обучающемуся консультативную поддержку по вопросам обучения, направления развития личности, самопознания.
  4. Разработку системы классных часов и/или психологических игр, тематически соответствующих ключевой психологической проблематике каждого возрастного периода.

Вхождение в школьную жизнь, появление новых познавательных и социальных задач, меняющиеся отношения с ровесниками и взрослыми, самоанализ и самоопределение — это психологические задачи, последовательно решаемые обучающимися от первого к выпускному классу. Исходя из этого для начальной школы актуальны классные часы, родительские собрания, выступления на педагогическом совете или консилиуме по психологической готовности к школе, проблемам выполнения ребенком домашней работы (организация, степень участия взрослых, мотивация выполнения), детско-родительских отношений и их связи с развитием личности ребенка, о развитии способностей. Для средней школы в связи с вступлением обучающихся в подростковый возраст актуальны мероприятия по проблемам общения и отношений в классе, самооценки и самопрезентации, конфликтов и способов поведения в них, а также посвященные трудностям переходного возраста и взаимодействию с близкими людьми, что важно учитывать при разработке программ внеурочной деятельности для 5-9 классов по ФГОС. Для старших классов особенно востребованы тематика подготовки к итоговой аттестации, профориентация, вопросы самопознания и саморазвития. Всегда интересна обучающимся, их семьям и педагогам информация об адаптации к школе на разных ее ступенях, способах эффективного обучения и общения. Также могут потребоваться особые мероприятия и программы внеурочной деятельности школьников, например родительский лекторий, освещающий содержание образовательных программ и инновационных введений, семинар по профилактике конфликтов на национальной почве, психологические игры по развитию креативности, тренинг лидерских навыков и т. п.

В числе основных результатов направления хочется выделить своевременную коррекцию психологических трудностей обучающихся, формирование более благоприятных условий для реализации интеллектуального и личностного потенциала. Критерии эффективности реализации данного направления:

  1. Функционирование групп развития.
  2. Доступность развивающей работы и консультативных услуг для участников образовательных отношений.
  3. Вариативность психологической помощи по возрасту (от начальной школы до выпускных классов) и по тематике (прямо связанные с обучением, влияющие на него, относящиеся к личностному развитию).

Повышение психологической компетентности участников образовательных отношений в рамках просветительского направления — еще одно важнейшее направление работы психологической службы по созданию условий для реализации программ внеурочной деятельности для 5-9 классов.

Деятельность психологической службы в данном направлении реализуется через проведение родительских собраний, классных часов, педсоветов, нацеленных на понимание особенностей направления развития личности в онтогенезе и ее основных психологических ресурсов; обеспечение условий для развития рефлексии, социального интеллекта, целеполагания, навыков самоопределения и саморазвития обучающихся (через ведение курсов психологии); обеспечение через индивидуальную работу условий для получения обучающимися (в том числе и входящими в группы риска) опыта успеха в обучении и социальном поведении, для снижения остроты негативных внутренних переживаний, повышения самопринятия.

Стратегический результат деятельности по данному направлению — повышение психологической грамотности и социально-психологической компетентности участников образовательных отношений. Показатели исполнения:

  1. Ведение тематических классных часов, родительских собраний, педагогических консилиумов по актуальным проблемам, связанным с воспитанием и развитием обучающихся (всех параллелей). 
  2. Ознакомление лиц, участвующих в воспитании и обучении, с психологическими факторами, способными скорректировать поведение и учебные навыки обучающихся группы риска;наличие индивидуальных консультаций по проблемам повышения психологической компетентности (способы саморазвития, ресурсы личности, механизмы повышения социальной адаптации, преодоление меж- и внутриличностных конфликтов и т. д.).

В качестве примера психолого-педагогического сопровождения и программы внеурочной деятельности в 5-9 классах по ФГОС приведем план мероприятий по развитию личностных ресурсов и психологической компетентности участников образовательных отношений, представленный в таблице.

Тема мероприятия Форма реализации Результаты
Обучающиеся
«Давай дружить»
(1–4-е классы)
Цикл развивающих занятий с элементами тренинга, игровой терапии. Работа с игровыми комплектами PERTRА, материалами Никитина Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права иметь свою, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
«Психологический клуб»
(5–11-е классы)
Тренинговая группа. Циклы развивающих занятий, психологических вечеров. Круглый стол. Тематический классный час Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
«Уроки психологии»
(9-е классы).
«Самопознание. Самоопределение». «Выбираю профессию», «Конференция профессионалов»
(5–8, 10, 11-е классы)
Уроки психологии.
Дидактическая игра.
Цикл тематических мероприятий по профориентации, включающий встречи со специалистами разных направлений деятельности, экскурсии на предприятия и в организации, психологические вечера в рамках работы клуба «Профориентация». Межшкольная игра.

Ответственное отношение к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.

Достижение метапредметных образовательных результатов в рамках реализации программ внеурочной деятельности в школе: самостоятельное планирование цели, выбор способа решения познавательной задачи,  умение соотносить действия с планируемым результатом, владение основами самоконтроля и самооценки. Психологическая грамотность.

«Я и другие».
«Мир разных людей».
«Мастерство общения».
«Приятельство, дружба, любовь».
Циклы психологических семинаров и вечеров (от 1 до 3 вечеров в месяц).
Проблемный семинар.
Круглый стол.
Тематический классный час.
Цикл игр «Барометр»
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире. Готовность и способность вести диалог с другими людьми. Способность к сотрудничеству
Родители (законные представители)
«Родительские воздействия: эффективные и неэффективные». «Как помочь ребенку учиться». «Психологическое содержание возраста» Родительское собрание. Проблемный семинар. Лекторий. Групповое консультирование. Размещение информации на сайте ОО, создание информационного стенда Способность учитывать в процессе воспитания возрастные и личностные особенности ребенка. Способность оценивать влияние типа семейного воспитания на развитие ребенка. Способность к эффективному общению. Способность создавать в домашних условиях развивающую среду
Администрация. Педагогический коллектив
«Актуальные проблемы педагогической психологии и психологии управления» Семинар. Индивидуальное консультирование. Формирование папки рекомендаций по оптимизации управленческой деятельности Способность педагогов к планированию и организации своей деятельности, в частности, при разработке программ внеурочной деятельности по ФГОС. Способность принимать управленческие решения на основе анализа ситуации в ОО. Способность к эффективной коммуникации с участниками образовательных отношений
«Возрастные особенности обучающихся». «Педагогические воздействия: эффективные и неэффективные». «Как ребенку помочь учиться». «Развивающие ресурсы урока». «Эффективные методы управления классным коллективом» Цикл семинаров. Дидактическая игра. Индивидуальное и групповое консультирование. Размещение информации на сайте ОО, создание информационного стенда Способность педагога учитывать в работе индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Способность к эффективной коммуникации. Способность создавать благоприятный эмоционально-психологический климат в ученическом коллективе. Способность создавать развивающую среду на учебном занятии, использовать современные психолого-педагогические технологии в обучении. Способность к формированию личностных качеств обучающихся и их социализации

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.