Понятие программы внеурочной деятельности школьников

132

Задачи, стоящие перед школьной психологической службой, подразумевают психологическое сопровождение не только урочной, но и внеурочной деятельности в образовательной организации (далее — ОО).

Внеурочная деятельность (согласно примерной основной образовательной программе начального общего образования [далее — ООП НОО]) — образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность позволяет решать ряд задач: обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать и организовать учебную нагрузку обучающихся и условия для развития ребенка; учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Задачи воспитательной работы и становление направлений развития обучающихся

Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности ОО регламентируют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
  • ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
  • СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

При организации психолого-педагогического сопровождения программы внеурочной деятельности школьников учитываются содержание и специфика ОО, социальный запрос участников образовательных отношений, должностные инструкции работников ОО.

Психологическое сопровождение внеурочной деятельности опирается на заложенное во ФГОС общего образования (по уровням) понимание содержания, видов и целей указанной деятельности.

Согласно нормативным документам, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Конкретные формы и программы внеурочной деятельности школьников, как и в целом образовательного процесса, определяет ОО.

Задачи психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности могут быть обозначены следующим образом:

  • содействие педагогическому коллективу в организации развивающего обучения, возможной его индивидуализации;
  • поддержание психологически комфортной атмосферы в ОО;
  • создание богатой развивающей среды, максимально широких возможностей выбора для обучающихся.

Ключевые направления деятельности школьной психологической службы в рамках психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности участников образовательных отношений:

  • экспертно-диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • просветительское.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из направлений.

Экспертно-диагностические направления развития обучающихся

Содержательно это направление предполагает выяснение особенностей психологического статуса участника (группы участников) образовательных отношений, существенно влияющих на обучение, воспитание, иное взаимодействие внутри образовательной системы.

Реализуется экспертно-диагностическая деятельность через мониторинг уровня психологической адаптации обучающихся 1-11-х классов; диагностику психологических затруднений обучающихся выпускных классов при прохождении государственной итоговой аттестации; индивидуальную психодиагностику особенностей развития обучающихся группы риска.

В рамках экспертно-диагностического направления развития обучающихся могут проводиться:

  • анализ запросов обучающихся и родителей на дополнительные услуги (спортивные секции, кружки музыки, рисования, рукоделия, экскурсионная деятельность, школьная журналистика, межшкольные соревнования, родительский лекторий и т. п.) и определение уровня удовлетворенности их качеством (может быть реализовано через прямое анкетирование обучающихся и родителей);
  • выявление потребностей педагогов в содействии со стороны педагога-психолога (индивидуальное получение запросов на проведение психологических мероприятий у классных руководителей в соответствии с их видением трудностей, нуждающихся в психологической коррекции);
  • диагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся и трудностей в совершении профессионального выбора (профориентационная диагностика);
  • мониторинг личностных особенностей обучающихся, оказывающих влияние на ход и результаты обучения (уровень тревожности, мотивационные качества личности, характеристика ученических коллективов и групповых ценностей, правил поведения).

Основные результаты экспертно-диагностической деятельности:

  • психологический анализ образовательной среды (характеристика контингента обучающихся, специфика взаимодействия педагогов и обучающихся, отношение школьников к обучению и друг к другу, уровень терпимости и интереса к индивидуальности, система групповых ценностей, последовательность и реалистичность дисциплинарных требований и т. п. — конкретный набор задач определяется в каждом случае педагогом-психологом в соответствии с запросом);
  • выявление основных проблем в развитии обучающихся, определение причин их возникновения, путей и средств разрешения.

В данном направлении специфична не столько сама диагностическая работа, сколько ее анализ с точки зрения выявления потребностей и особенностей ОО, параллели, класса.

Показатели исполнения программы внеурочной деятельности школьников могут быть оценены через:

  • удовлетворенность запросов участников образовательных отношений на психодиагностическую работу;
  • выявление ключевых показателей психологической адаптации обучающихся;
  • предоставление отчетных материалов администрации, рекомендаций по итогам диагностической работы — педагогическому коллективу, семьям обучающихся и самим обучающимся.

Коррекционно-развивающие направления развития личности

Задачи коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности: преодоление трудностей обучающихся в развитии познавательных процессов, социальных установок и навыков, в самовосприятии, обеспечение условий для более эффективной реализации личностного и интеллектуального потенциала.

Данное направление реализуется, как правило, через ведение групп развития для обучающихся разных возрастов; консультирование участников образовательных отношений; формирование для педагогического коллектива и семей обучающихся системы презентаций, памяток и рекомендаций по оптимизации развития и обучения; через родительский лекторий.

Кроме того, коррекционно-развивающее направление подразумевает:

  • психологическое сопровождение слабоуспевающих и социально неблагополучных обучающихся (развитие когнитивных и социальных навыков);
  • психологическое сопровождение профориентационных групп — для обучающихся, испытывающих трудности выбора профессии;
  • доступную каждому обучающемуся консультативную поддержку по вопросам обучения, направления развития личности, самопознания;
  • разработку системы классных часов и/или психологических игр, тематически соответствующих ключевой психологической проблематике каждого возрастного периода.

Вхождение в школьную жизнь, появление новых познавательных и социальных задач, меняющиеся отношения с ровесниками и взрослыми, самоанализ и самоопределение — это психологические задачи, последовательно решаемые обучающимися от первого к выпускному классу. Исходя из этого для начальной школы актуальны классные часы, родительские собрания, выступления на педагогическом совете или консилиуме по психологической готовности к школе, проблемам выполнения ребенком домашней работы (организация, степень участия взрослых, мотивация выполнения), детско-родительских отношений и их связи с развитием личности ребенка, о развитии способностей.

Для средней школы в связи с вступлением обучающихся в подростковый возраст актуальны мероприятия по проблемам общения и отношений в классе, самооценки и самопрезентации, конфликтов и способов поведения в них, а также посвященные трудностям переходного возраста и взаимодействию с близкими людьми.

Для старших классов особенно востребованы тематика подготовки к итоговой аттестации, профориентация, вопросы самопознания и саморазвития.

Всегда интересна обучающимся, их семьям и педагогам информация об адаптации к школе на разных ее ступенях, способах эффективного обучения и общения.

Кроме того, могут потребоваться особые мероприятия и программы внеурочной деятельности школьников, например родительский лекторий, освещающий содержание образовательных программ и инновационных введений, семинар по профилактике конфликтов на национальной почве, психологические игры по развитию креативности, тренинг лидерских навыков и т. п.

Основные результаты направления:

  • своевременная коррекция психологических трудностей обучающихся;
  • формирование более благоприятных условий для реализации интеллектуального и личностного потенциала.

Критерии эффективности реализации данного направления:

  • функционирование групп развития;
  • доступность развивающей работы и консультативных услуг для участников образовательных отношений;
  • вариативность психологической помощи по возрасту (от начальной школы до выпускных классов) и по тематике (прямо связанные с обучением, влияющие на него, относящиеся к личностному развитию).

Просветительское направление программы внеурочной деятельности школьников 

Повышение психологической компетентности участников образовательных отношений — еще одно важнейшее направление работы психологической службы в рамках сопровождения внеурочной деятельности в образовательном учреждении.

Деятельность психологической службы в данном направлении реализуется через проведение родительских собраний, классных часов, педсоветов, нацеленных на понимание особенностей направления развития личности в онтогенезе и ее основных психологических ресурсов; обеспечение условий для развития рефлексии, социального интеллекта, целеполагания, навыков самоопределения и саморазвития обучающихся (через ведение курсов психологии); обеспечение через индивидуальную работу условий для получения обучающимися (в том числе и входящими в группы риска) опыта успеха в обучении и социальном поведении, для снижения остроты негативных внутренних переживаний, повышения самопринятия.

Стратегический результат деятельности по данному направлению — повышение психологической грамотности и социально-психологической компетентности участников образовательных отношений.

Показатели исполнения:

  • ведение тематических классных часов, родительских собраний, педагогических консилиумов по актуальным проблемам, связанным с воспитанием и развитием обучающихся (всех параллелей);
  • ознакомление лиц, участвующих в воспитании и обучении, с психологическими факторами, способными скорректировать поведение и учебные навыки обучающихся группы риска;наличие индивидуальных консультаций по проблемам повышения психологической компетентности (способы саморазвития, ресурсы личности, механизмы повышения социальной адаптации, преодоление меж- и внутриличностных конфликтов и т. д.).

В качестве примера психолого-педагогического сопровождения и программы внеурочной деятельности школьников приведем извлечения из плана мероприятий, проводимых психологической службой ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, направленных на развитие личностных ресурсов и психологической компетентности участников образовательных отношений.

План мероприятий по развитию личностных ресурсов и психологической компетентности участников образовательных отношений

Тема мероприятия Форма реализации Результаты
Обучающиеся
«Давай дружить»
(1–4-е классы)
Цикл развивающих занятий с элементами тренинга, игровой терапии. Работа с игровыми комплектами PERTRА, материалами Никитина Готовность слушать собеседника и вести диалог. Готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права иметь свою. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
«Психологический клуб»
(5–11-е классы)
Тренинговая группа. Циклы развивающих занятий, психологических вечеров. Круглый стол. Тематический классный час Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
«Уроки психологии»
(9-е классы).
«Самопознание. Самоопределение». «Выбираю профессию», «Конференция профессионалов»
(5–8, 10, 11-е классы)
Уроки психологии.
Дидактическая игра.
Цикл тематических мероприятий по профориентации, включающий встречи со специалистами разных направлений деятельности, экскурсии на предприятия и в организации, психологические вечера в рамках работы клуба «Профориентация». Межшкольная игра
Ответственное отношение к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные образовательные результаты (самостоятельное планирование цели; выбор способа решения познавательной задачи; умение соотносить действия с планируемым результатом; владение основами самоконтроля и самооценки и др.). Психологическая грамотность
«Я и другие».
«Мир разных людей».
«Мастерство общения».
«Приятельство, дружба, любовь».
Циклы психологических семинаров и вечеров (от 1 до 3 вечеров в месяц).
Проблемный семинар.
Круглый стол.
Тематический классный час.
Цикл игр «Барометр»
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире. Готовность и способность вести диалог с другими людьми. Способность к сотрудничеству
Родители (законные представители)
«Родительские воздействия: эффективные и неэффективные». «Как помочь ребенку учиться». «Психологическое содержание возраста» Родительское собрание. Проблемный семинар. Лекторий. Групповое консультирование. Размещение информации на сайте ОО, создание информационного стенда Способность учитывать в процессе воспитания возрастные и личностные особенности ребенка. Способность оценивать влияние типа семейного воспитания на развитие ребенка. Способность к эффективному общению. Способность создавать в домашних условиях развивающую среду
Администрация. Педагогический коллектив
«Актуальные проблемы педагогической психологии и психологии управления» Семинар. Индивидуальное консультирование. Формирование папки рекомендаций по оптимизации управленческой деятельности Способность педагогов к планированию и организации своей деятельности. Способность принимать управленческие решения на основе анализа ситуации в ОО. Способность к эффективной коммуникации с участниками образовательных отношений
«Возрастные особенности обучающихся». «Педагогические воздействия: эффективные и неэффективные». «Как ребенку помочь учиться». «Развивающие ресурсы урока». «Эффективные методы управления классным коллективом» Цикл семинаров. Дидактическая игра. Индивидуальное и групповое консультирование. Размещение информации на сайте ОО, создание информационного стенда Способность педагога учитывать в работе индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Способность к эффективной коммуникации. Способность создавать благоприятный эмоционально-психологический климат в ученическом коллективе. Способность создавать развивающую среду на учебном занятии, использовать современные психолого-педагогические технологии в обучении. Способность к формированию личностных качеств обучающихся и их социализации



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль