Возможности гетерогенной группы в решении проблем личности ученика

164

Социально-психологическая компетентность подростков: решение проблем личности ученика

Современные подростки все чаще сталкиваются с ситуациями, связанными с адаптацией в новом, например, школьном коллективе, проблемами взаимоотношений, проявлением умения самоутвердиться и требующими адекватных реакций, а также социально-психологической ключевой компетентности.

Социально-психологическая компетентность – система знаний (о социальной действительности, о себе) и умений. Адекватное поведение в ситуациях, когда надо «отстоять свое право», не передается по наследству, однако может быть освоено за сравнительно недолгое время в ходе участия в личностно-ориентированном тренинге. Он дает возможность организовать непрерывный процесс саморазвития, самокоррекции и решения проблем личности ученика.

Тренинговая работа по формированию у учащихся социально-психологической компетентности – творческий процесс, разносторонне воздействующий на личность. В последние годы к процессу развития тренинговых программ, способствующих работе с проблемами личности ученика, снизился профессиональный интерес. Тем не менее тренинг как форма активного социального обучения представляет собой постоянно адаптирующийся к социальной среде модуль с широкими возможностями усовершенствования.

Подростковый возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием интереса подростков к себе, своим возможностям, способностям, а с другой – с их открытостью к помощи взрослых в преодолении трудностей, проблем, в принятии решений.

Личностно-ориентированный тренинг представляет собой соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии. Данная технология работы с проблемами личности ученика качественно отличается от традиционных методов обучения (лекции, семинара и т. п.) и заключается в следующих принципах работы участников тренинга:

творческой активности; объективации поведения (наличие обратной связи); оптимизации познавательных процессов в условиях общения; партнерского общения.

Главная цель личностно-ориентированного тренинга – решение проблем личности ученика и, как результат, повышение уверенности участников в себе. Он направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т. д.).
  2. Укрепить чувство собственного достоинства.
  3. Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.
  4. Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

В ходе работы применяются следующие методы и психотехники: игры, тематические обсуждения и дискуссии, задания, способствующие повышению самооценки, различные виды драматизации и ролевых игр, выход в город для выполнения заданий с социальным взаимодействием.

Отсутствие умения полноценно общаться может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само по себе затрудняет их социализацию и личностное развитие. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой. Многие страдают от одиночества. У них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи противоправного поведения, и именно в их случае чаще всего приходится решать проблемы личности ученика, на что и направлены тренинги.

Формирование гетерогенных объединений в данном случае позволяет обеспечить не менее широкий спектр возможностей (что характерно для гомогенных объединений) для взаимообучения участников и их социализации.

Что выбрать при работе с проблемами личности ученика, гомогенную или гетерогенную группу?

Данные о том, какая группа действует оптимально – та, в которой участники схожи между собой по ряду параметров, или та, где участники различаются, – противоречивы. Для начала проясним, какие параметры подразумеваются. Когда речь идет о сходстве или различиях среди участников, обычно имеются в виду как демографические различия (возраст, пол, образование, уровень интеллекта, социальный статус), так и выявленные проблемы (симптомы, жалобы), а также личностные стили и образцы поведения, цели участия в объединении.

Да, действительно, относительная однородность состава по уровню социальной успешности, социальным и общекультурным ориентациям, по мнению ряда корифеев в области ведения тренингов, облегчает сплочение, психологическая атмосфера здесь более комфортна, люди чувствуют себя свободней и раскованней. Однако, по мнению К. Рудестама, главным недостатком гомогенных объединений является недостаточная почва для споров, что приводит к снижению групповой динамики, отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для продуктивной работы с проблемами личности ученика.

По мнению специалистов в групповой психотерапии (например, К. Витакера, Р. Либермана), гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования объединения, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмоций. Кроме того, гетерогенность объединения можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире. Конечно же, вред группе может нанести большая разница в возрасте участников, в уровне их образования и интеллекта, в социальном статусе и жизненных позициях.

Но вместе с тем в социальной психологии хорошо известно возрастание продуктивности групповой работы для решения проблем личности ученика в случае определенного сочетания людей разных типов и разных взглядов. Важно, чтобы разница не оказалась слишком большой.

Кроме того, если цель объединения – выработка межличностного понимания, при этом предполагается длительный курс занятий, то в этом случае полезна бóльшая гетерогенность. Тогда как для объединений с коротким курсом занятий рекомендуется гомогенный состав.

Преимущества гетерогенной группы для решения проблем личности ученика

В нашем случае импульсом к ведению такого рода «спорных» в методическом понимании объединений послужила ситуация, когда желающих попасть в психотренинговую группу было меньше, чем количество мест в ней.

Противопоказаний для участия в группе практически не было. В нее включались учащиеся не только своей параллели, но и других возрастных групп, а также с акцентуациями характера, выраженной гиперактивностью, кандидаты на отчисление из школы и другие претенденты.

Количество участников тренинга, решающего проблемы личности ученика – 10–15 человек. Увеличение состава до 18–20 человек вызывает невротизацию некоторых интравертированных (некоммуникабельных) участников, но способствует психологическому комфорту экстравертов.

Группа, как правило, открытая. Однако на протяжении первых занятий рекомендуется включать новых участников. Хотя это и будет тормозить групповую динамику.

Не исключено, что некоторое количество участников, пройдя программу, добровольно перейдет из одной тренинговой группы в другую. Нередко такими «завсегдатаями» оказываются застенчивые подростки. Приобретенный ими ранее опыт позволит в новой группе сразу же попасть в выигрышную для них социальную страту (статус), что положительно отразится на самооценке и уверенности в себе.

Если говорить о задаче повышения уверенности в себе, то воздействие на таких подростков осуществляется в трех направлениях:

  1. расширение круга общения;
  2. преодоление трудностей в установлении контактов;
  3. повышение самооценки.

В зависимости от глубины имеющихся проблем личности ученика эта задача решается разными средствами. Иногда уже само включение в тренинговую группу позволяет достичь желаемого эффекта. Однако этим участникам в большинстве случаев необходим тренинг средств и способов установления контактов, умения выступать в разных ролях (а по мнению ряда социологов, совокупность социальных ролей и составляет то, чем является человек на самом деле). Наконец, в наиболее серьезных случаях требуется преодоление имеющихся невротических или аутистических тенденций. В этих ситуациях используется индивидуальная работа психотерапевтической направленности.

Разновозрастное сотрудничество в преодолении проблем личности ученика сегодня мало используется психологами-практиками. А значимость его переоценить трудно.

Совместное участие подростков в группе с младшими, но более социально успешными учащимися не тормозит групповую динамику, не блокирует активность. В однородных же по возрасту группах тренинга неуверенный в себе подросток в подобных случаях как бы говорит себе: «Я не стану таким успешным никогда!» И в результате он может покинуть группу – реакция капитуляции.

Как известно, одним из принципов психотренинга является нежелательность комплектования в группу участников с низкой социальной успешностью по отношению к основной массе участников. Однако опыт показывает, что включение одного-двух трудновоспитуемых подростков (даже с делинквентным поведением) может обеспечить более высокий результат коррекции, нежели работа с целой гомогенной группой трудновоспитуемых подростков. Правда, в этой ситуации педагогу-психологу проблематично сохранить в группе данного «трудного подростка», поскольку его большой «отрыв» по уровню социализированности от других участников будет «подогревать» желание уйти из группы.

В пользу гетерогенности при работе с проблемами личности ученика говорит и тот факт, что участники с неадекватным рисунком поведения быстро нормализуют свою самооценку в группе, снижают деструктивную конфликтность. А после участия в нескольких тренингах достаточно быстро нормализуют взаимоотношения с социумом. В таких случаях параллельно осуществляется психологическая помощь родителям подростков по коррекции стиля воспитания. Основная идея этого содействия – минимизировать классические ошибки семейного воспитания (гиперопека, гипоопека, отвержение).

В качестве аргумента, доказывающего эффективность работы в гетерогенных тренинговых группах, приведем один пример.

Из практики ведения гетерогенных тренинговых групп при работе с проблемами личности ученика

Комплектование группы шло достаточно долго. С просьбой включить в нее своих детей обратились мама учащегося 11-го класса, страдающего неуверенностью в себе, и мама трудновоспитуемого учащегося 2-го класса. Кроме них, в группе занимались несколько подростков с проблемами застенчивости и ряд социально успешных подростков, пришедших тренировать навыки общения.

В начале тренинга выяснилось, что уровень социабельности второклассника в проблемных жизненных ситуациях намного превосходит уровень названных черт у одиннадцатиклассника. В результате тренинговых занятий последний стал социально компетентным, адаптивным, что было отмечено его мамой и учителями. А трудновоспитуемый второклассник – более миролюбивым и покладистым. У родителей впервые появилась надежда на улучшение его прежней модели поведения.

В качестве веского аргумента в пользу результативности тренинговой работы над проблемами личности ученика в гетерогенных группах приведем выдержку из дневника одного, прежде неуверенного в себе участника: «Пройдя три тренинга, я с полной уверенностью могу сказать, что программа работает. Я приобрел просто огромный опыт общения и понимания людей, а через это совершенно неожиданно начал понимать себя. Я выработал четкие представления о жизни. Теперь я знаю точно, куда, а главное, зачем нужно продвигаться. Прочитав около 40 писем о себе (одним из методов работы является написание писем каждому участнику. – Примеч. авт.), найдя в них закономерности, я исправил свою самооценку. Теперь мне точно известно, как меня воспринимают старшие и младшие. Это помогло мне создать почти непробиваемый щит самооценки. Ничьи едкие замечания теперь не задевают меня, что позволяет сэкономить массу энергии. Я избавился от тревожности и беспокойства…»

Таким образом, в результате тренинговой работы над проблемами личности ученика с гетерогенными группами мы убедились в следующих преимуществах перед гомогенными – участники получают:

возможность увидеть и по необходимости заимствовать разнообразные формы поведения других участников в одних и тех же ситуациях; необходимую обратную связь от других участников, не похожих на них самих; больше возможностей для коррекции неадекватной самооценки и искаженного восприятия картины мира.

Несмотря на то что эффективность групповой работы оценить крайне трудно и судить о достигнутых результатах можно по косвенных данным (на основе наблюдения, самоотчетов участников, рассказов их родственников, учителей), можно с уверенностью констатировать, что работа с гетерогенными группами в тренинге является весьма перспективной.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль