Повышение учебной мотивации школьников

321

Всем известно, что успешность обучения ребенка в школе зависит от его мотивации, от того, будет ли он стараться на уроке, преодолевать трудности, концентрировать внимание при выполнении скучных заданий, поднимать руку и стремиться ответить.

Однако и при подготовке к школе, и в первые годы школьной жизни, когда формируется позиция ученика, взрослые чаще всего не стремятся осознанно подойти к формированию учебной мотивации. Считается, что автоматически каждый ребенок должен хотеть хорошо учиться, «потому что в будущем это пригодится», и никакой методики учебной мотивации не требуется.

Но младший школьник не живет будущим, оно от него слишком далеко. Он учится чаще всего для того, чтобы похвалила мама или учитель или же чтобы доказать свое лидерство в классе. И когда в подростковом возрасте значимость оценок взрослых снизится, учебная успешность резко упадет. Хотя у части детей она может падать уже во втором или в третьем классе, если на их мотивацию будут влиять какие-либо негативные факторы, например отсутствие контакта с учителем или наличие социальных страхов.

Что необходимо для методики учебной мотивации?

Создание на уроках условий для проявления у ребенка учебной активности – различными методами, к примеру, используя проблемное обучение. А также побуждение к рефлексии своего учебного процесса: как я учусь, зачем учусь, как хочу учиться, что нужно для этого делать. И если урок и его организация находятся в ведении учителя и педагог-психолог далеко не всегда может на него повлиять, то организовать рефлексивный процесс ему вполне под силу. Один из вариантов, который он может использовать для этого, – разработанный нами в 2014 г. цикл занятий с учащимися 2-го и 3-го классов.

Цель – развитие познавательной активности, повышение учебной мотивации.

Задачи:

актуализировать личный опыт учащихся,выявить способности каждого из них,сформировать умения внимательно относиться к одноклассникам, анализировать собственную деятельность, выступать перед аудиторией, не испытывая страха.

Цикл включает 11 занятий и реализуется в соответствии с тематическим планом (таблица).

Тематическое планирование цикла занятий для учащихся 2–3-х классов, направленного на повышение учебной мотивации

Тема Содержание Материалы к занятию Примечание
1 «Зачем мы учимся?» (приложение 1) Определение цели занятий, просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков» Презентация Учащиеся записывают на листочках, что узнали на занятии
2 «Зачем нужен русский язык?» Актуализация представлений о необходимости использования русского языка в жизни. Беседа о важности обычной запятой Презентация, рабочий лист 1 Обучение самопроверке по рабочему листу 1
3 «Зачем нужно чтение?» Актуализация знаний о важности использования чтения в жизни. Беседа о культуре речи Книга для чтения
2–4 класс (с. 4), презентация
Запись на видеокамеру чтения стихотворения
4 «Как научиться замечательно читать?» Тренировка умения читать: сбор стихотворения по смыслу, чтение и придумывание скороговорок, сочинение песни Стихотворение «Как хорошо уметь читать» В. Берестова, разрезанное на строчки; презентация В ходе работы учащимся предлагается самим выработать, что надо делать, чтобы хорошо читать. Снимаются видеофильмы «Я читаю», «Скороговорки»
5 «Зачем нужна математика?» Определение степени необходимости в повседневной жизни знаний по математике, просмотр фрагмента мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Обозначение профессий, связанных с математикой Листы с заданиями, карточки лото, лист А3, рабочий лист 2 с примерами, презентация Учащиеся решают те примеры, которые уже прошли в рабочем листе 2. Создается газета «Что не могло бы появиться без математики?» на листе А3
6 «Зачем нужен окружающий мир?» Определение степени необходимости в повседневной жизни знаний по окружающему миру. Выделение некоторых особенностей строения человека. Выявление продуктов, укрепляющих сердечную мышцу. Беседа о грибах, растениях и проч. Презентация, рабочий лист 3 с изображением силуэта человека и названиями некоторых внутренних органов Презентация управляется учащимися. На рисунке с изображением человека нужно провести линии от внутренних органов к их силуэтам
7 «Зачем нужна музыка?» (приложение 2) Определение степени необходимости в повседневной жизни музыки. Фантазирование под музыку Презентация, игры «Угадай ведущий инструмент!», «Найди ноту», листы А4, карандаши, фильм «Бабки Ёжки» Учащиеся сочиняют стихи к минусовке. Снимается видеофильм «Наша песня»
8 «Зачем нужна физкультура?» Определению степени необходимости в повседневной жизни физкультуры, просмотр клипа «Закаляйся, если хочешь быть здо- ров!». Тренировка гибкости мышления. Активизация знаний о видах спорта, олимпийским играм (символам) Презентация, листы А4, карандаши В ходе занятия учащиеся создают логотипы для урока физкультура
9 «Зачем нужно изобразительное искусство?» Активизация знаний учащихся о видах изобразительного искусства, знакомство с новыми. Рисование на свободную тему. Проведение конкурса на лучший рисунок Листы А4, карандаши цветные, мелки, презентация Учащиеся не только являются участниками конкурса на лучший рисунок, но и определяют, по каким критериям будут оцениваться рисунки, оценивают свою работу и работу одноклассников, выбирая, таким образом, победителя
10 Большая психологическая игра «Школа» Создание музея школы. Акцентуация знаний учащихся по разным видам школ (образовательных организаций) с определением их функций Презентация, рабочие листы 4, 5 В ходе занятия создаются: музейные экспонаты с карточками к ним, клип об истории возникновения школы, стенды с характеристиками современных видов школ, страничка отзывов о школе
11 «Сделай себя сам!» Подведение итогов всех занятий, акцентирование внимания на достижениях учащихся Презентация, логотипы, лист А3, фломастеры, грамота В ходе занятия создается стенгазета «Обещаю хорошо учиться!»

Методика учебной мотивации: подробности работы и результаты

Работа проводится только с теми учащимися, у которых учитель и педагог-психолог наблюдают проблемы: нежелание идти в школу, низкая активность на уроках, негативные выборы цвета по параметрам «школа», «уроки» в диагностике «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд), формальное выполнение домашних заданий.

Проведение цикла занятий по повышению учебной мотивации школьников оптимально в октябре – декабре или феврале – апреле.

Количество учащихся в группе: 8–12.

Продолжительность занятия: 45 мин. Занятия в расписание не включены, проводятся во второй половине дня во внеурочное время.

Результаты работы. Учащиеся с большей охотой идут в школу, становятся более активными на уроках, чаще поднимают руку, с интересом относятся к учебной деятельности, меньше испытывают страх при представлении результатов собственной деятельности и деятельности группы, сокращаются проблемы с недовыполнением домашних заданий, налаживаются межличностные отношения в классе, учащиеся демонстрируют умения договариваться с другими и планировать собственную деятельность. Кроме того, во время занятий раскрывается творческий потенциал детей, что дает им возможность самореализации – а успехи в работе являются дополнительным стимулом к дальнейшему развитию.

Приложение 1

План-конспект занятия 1 «Зачем мы учимся?»

Материалы: презентация с фрагментами мультфильма «В стране невыученных уроков» («Союзмультфильм», 1969 г., режиссер Ю. Прытков), рабочий лист 1 (на каждого учащегося), листы бумаги для подведения итогов.

1. Организационный момент

Встреча учащихся, объявление цели занятий. Обозначение правил работы в группе:
1) Одноклассник – наш друг.
2) Каждый может высказаться.
3) Перебивать и говорить «гадости» некрасиво.

2. Игра-разминка «Я могу»

Учащиеся по очереди называют свое имя и говорят, что они умеют делать. Начинает игру педагог-психолог.

3. Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»

Перед просмотром учащимся предлагается ответить на вопросы:
1) Зачем мы учимся сначала в детском саду, затем в школе, колледже и институте?
2) Что будет, если мы учиться не будем? Может, делать так, как делал Витя Перестукин?

Далее учащиеся смотрят фрагменты мультфильма: начало (30 с), эпизод с землекопами (1 мин 12 с), с коровой (1 мин 28 с). После просмотра фрагмента с коровой следует уточнить понятия «травоядный» и «плотоядный».

4. Физкультминутка. Игра «Травоядный – плотоядный»

Условия игры: педагог-психолог называет какое-либо плотоядное животное – учащиеся передвигаются по кабинету, травоядное – останавливаются и присаживаются на корточки.

5. Продолжение просмотра мультфильма «В стране невыученных уроков»

Демонстрируется фрагмент с запятой (2 мин 22 с). После просмотра педагог-психолог задает вопрос: «Правда ли, что меняется смысл, если запятую поставить не туда?» Далее учащимся предлагается на рабочих листах 1 помочь Вите в расстановке знаков препинания (работа может проводиться как индивидуально, так и в парах). После выполнения задания учащиеся проверяют себя, ставя плюсы за каждый правильный ответ. (На слайде в презентации демонстрируются верные ответы.)

Материал к заданию. Рабочий лист 1. Поставь запятую правильно!

1) Дорогие родители свиней, которых вы прислали украли, остался один кабан ваш сын Иван.
2) Ветер всхлипывал, словно дитя за углом потемневшего дома…
3) Гудят грачи, на дереве
Гремят грузовики…
4) Уж тает снег, бегут ручьи в окно, повеяло весною…
5) Побежали котятки,
Отыскали, перчатки
Смеясь прибежали домой.

Заканчивается просмотр мультфильма фрагментом с итогом путешествия (1 мин 27 с). По завершении учащимся предлагается ответить на вопрос «К чему может привести отсутствие образования у учителя или врача?». (Работа в группах, на ответ 1–2 мин.)

6. Подведение итогов

Детям предлагается записать ответы на вопросы (2–3 мин):

Что вы поняли из сегодняшней встречи? Что бы вам хотелось в жизни? О чем вы мечтаете?

По окончании желающие могут озвучить свои ответы.

Слово педагога-психолога: Если мы будем просто желать, мечта исполнится?.. А если что-нибудь делать – мечта исполнится? Итак, на обратной стороне листочков продолжите предложение: «Я буду делать…»

Приложение 2

План-конспект занятия 7 «Зачем нужна музыка?»

Материалы: презентация с интерактивным блоком, фильм «Бабки Ёжки» (созданный учащимися
3-го класса), листы бумаги А4, карандаши.

Музыкальное сопровождение: зажигательная музыка, «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

1. Организационный момент

Встреча учащихся. Определение темы занятия и ответ на вопрос «Зачем нам нужна музыка?».

2. Игра-разминка «Снежный ком»

Первый учащийся называет свой любимый учебный предмет, следующий за ним называет сначала его предмет, затем свой и т. д. Завершает игру педагог-психолог.

3. Игра «Угадай инструмент»

На данном этапе учащимся можно предложить либо отгадать загадки о музыкальных инструментах, либо отгадать инструмент по звучанию (используется презентация с интерактивным блоком).

4. Игра «Найди ноту»

На слайде презентации демонстрируются ксилофон, валторна, треугольник, гитара, барабан, рояль, труба, балалайка, кларнет. Все изображения с подписями. Задача учащихся – найти слова, в которых «спрятались» ноты. Если они находят слово, то при нажатии на картинку раздаются аплодисменты. В этих же словах на следующем слайде учащиеся ищут другие слова. Например, в слове ксилофон «спряталось» слово фон.

5. Физкультминутка

Свободный танец под зажигательную музыку.

6. Фантазии под музыку

Учащиеся отвечают на вопрос «Что можно делать под музыку?». Выслушав ответы, педагог-психолог предлагает пофантазировать под музыку и нарисовать все, что хочется (звучит «Вальс цветов»). Далее педагог-психолог рассказывает о фильме «Бабки Ёжки», который создали учащиеся 3-го класса, и предлагает его посмотреть.

Фильм «Бабки Ёжки» – результат реализации проекта «Давайте создадим клип!», направленного на сплочение коллектива, развитие воображения в рамках ранней профориентации (профессии актера, сценариста, поэта, режиссера, монтажера, оператора).
Этапы работы над проектом:
1) формулировка идеи клипа;
2) подбор музыки (в данном случае – минусовка песни Бабок Ёжек из мультфильма «Летучий корабль»);
3) сочинение слов песни;
4) съемка клипа (учащиеся сами исполняли роли Бабок Ёжек и Василисы Премудрой);
5) монтирование клипа;
6) запись аудиотрека и сведение его с клипом.

После просмотра учащимся предлагается написать стихи к минусовке песни «Из чего же сделаны наши девчонки…». Время на работу 5–10 мин. Алгоритм:
1) прослушивание музыкальной композиции;
2) запись на листах бумаги собственных идей;
3) выделение совместно с педагогом-психологом единого стихотворного фрагмента для всех;
4) исполнение всеми участниками придуманной песни, запись на видеокамеру.

7. Подведение итогов

Учащимся предлагается высказаться о занятии, отметить, что им понравилось, что хотелось бы изменить.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль