Синдром выгорания педагогов: диагностика психологической болезни

23

Синдром выгорания педагога можно отнести к заболеваниям личностной направленности. Как правило, это результат отрицательных реакций на стрессы в рабочее время, которые состоят из поведенческих, психологических и физиологических моментов, во время обучения детей. При этом необходимо понимать что работа педагога вся состоит из таких факторов и при неверной реакции может автоматически вызывать синдром профессионального выгорания.

Дело в том, что в день учителю приходится общаться с более чем сотней человек, руководство не часто поощряет и по достоинству оценивает работу с детьми и в тоже время ожидает безупречной работы вкупе с отличной физической формой. Такие не всегда соответствующие реальности требования являются результатом декларируемого в нашем обществе образе удачливого человека, полностью уверенно в своих возможностях.

Синдром выгорания педагогов происходит по большей части именно из-за таких постулатов. В результате учителя стремятся соответствовать требуемому идеалу, что почти никогда не получается осуществить. Проблема в том, что у большинства учителей просто нет требуемых внутренних качеств для поддержки такого имиджа. Кроме того, приобретение подобных качеств не может быть мгновенным и требует основательной работы над своей личностью. В европейской литературе термин синдром профессионального выгорания встречается не так часто, но значение его всегда одинаковое: внутреннее истощение человека занятого в какой-либо профессии. Изначально такая трактовка была предложена психиатром Г. Фройденергером, он использовал данный термин для того чтобы описать разочарование, деморализацию и сильную усталость которые имел счастье диагностировать у служащих психиатрических больниц.

В настоящее время синдром эмоционального выгорания педагогов описывают конечно иначе, но так как они очень много общаются с учениками, определённое сходство есть. Тем более, что психологами установлен тот факт, что такая болезнь развивается в основном у людей занимающихся помощью или обучением, к которым относятся не только работающие в психиатрии люди, но также и учителя.

Первые признаки проявления болезни можно обнаружить на ранней стадии, когда синдром профессионального выгорания начинает усугубляться после частых рабочих конфликтов. Специалист наблюдает как конкретный педагог становится не таким энергичным как прежде, замечает что у того понижается иммунитет (частые уходы на больничный). Что в конечном итоге приводит к частичной или полной попытке изоляции от общения с окружающими и состоянию одиночества. У такого пациента как правило всегда проявляется синдром выгорания педагога: потухший взгляд, низкая мотивация к работе с детьми, школьники учатся плохо и не понимают что учитель рассказывает.

Если говорить о составляющих стресса, то необходимо отметить что данный синдром получает своё развитие на стадии постоянного страха, неудач, ссор и споров которые однозначно приводят к истощению энергетических ресурсов человека.

Синдром выгорания педагога: факторы риска по Л.В. Новиковой

Тест на определение индекса жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптированный Н.В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Факторы по которым можно определить причины появления симптомов выявляются через данный тест. По сути специалист психолог благодаря данному тесту выявляет насколько удовлетворён жизнью конкретный преподаватель. Есть несколько моментов с помощью которых определяются проблемы:

  1. Несправедливость окружающего общества - пожалуй это самая интересная причина по которой проводится диагностика синдрома выгорания педагога. Очень часто всё происходит потому что учитель оценивает окружающие события, также как и людей участвующих в них со своей точки зрения справедливости. При этом человек ожидает каких-то своеобразных взаимоотношений, при которых ему кажется что всё будет честно, правильно. На самом деле все кто участвуют в таких ситуациях действуют по собственным соображениям, что естественно вызывает шок у исследуемого пациента и как правило синдром профессионального выгорания.
  2. Незащищённость в социуме - причина заболевания в этом случае связана с тем, что в напряжённой социальной ситуации (перестройка, гражданская война, проблемы с продовольствием) педагоги особенно нуждаются в эмоциональной и финансовой поддержке социума. Если таковая отсутствует на момент кризиса, то шансы появления деформации личности гарантированы.

Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера – Ханина.

Помогает выявить тревожность у пациента, страдающего синдромом выгорания педагога - он тестируется в двух направлениях (уровне поддержки преподавателя и эмоциональной неудовлетворённости должностью).

  1. Поддержка и её уровень согласно исследованиям Майкла Лейтера влияют на работающую в сфере образования личность, неоднозначно. С одной стороны профессиональная поддержка может уменьшить выгорание, но в некоторые ситуациях напротив укрепить синдром профессионального выгорания. При этом было выявлено также, что чем больше личной поддержки получал педагог, тем меньше было возможностей войти в состояние эмоционального истощения. Другое исследование в данном направлении показало, что организационная поддержка может так положительно влиять профессиональной точки зрения и совершенно отрицательно с эмоциональной.
  2. Неудовлетворённость должностью приводит к ещё более усугублённому состоянию синдрома выгорания педагога. По сути чем менее привлекательно самому учителю представляется его должность, возможная карьера и будущее, тем острее встаёт возможность психологического упадка. В самых тяжёлых ситуациях пациенты находятся на стадии хронического выгорания, при этом продолжают с отсутствующим взглядом ходить на работу и копить в себе это негатив.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль