Работа с родителями учеников: невербальные приемы установления контакта

378

Одна из проблем, с которой сталкиваются педагоги в своей работе, – проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные советы. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие взрослые не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них и понимают правильно.

Приемы работы с родителями учеников: упражнение «Повторение ритма»

Цели: активизация участников, включение в работу, развитие навыков слушания.

Инструкция. Упражнение проходит в кругу, участники сидят на стульях. Педагог-психолог обращается к участникам: «Сейчас мы будем приветствовать друг друга одной и той же фразой “Здравствуйте, коллеги”. Но вслух произносить ее мы не будем. Вместо этого мы будем отстукивать ее в виде ритмического рисунка разными способами, например, так… (отхлопывает в ладоши данную фразу в любом ритме). Эту же фразу можно изобразить в другом ритме, например, отстучать по спинке стула (по коленкам, отщелкать пальцами, языком, оттопать ногами и т. д.). В ходе работы с родителями учеников можно скомбинировать различные звуки, например, начать фразу с хлопков, а закончить щелканьем. Приветствовать друг друга будем следующим образом – один участник отстукивает фразу, затем все повторяют ее в неизменном виде. Затем следующий участник отстукивает ту же фразу в своем ритме и исполнении, все повторяют и т. д.».

Примечание. По окончании можно спросить участников о том, что помогало и что мешало им выполнять это упражнение. Как правило, после выполнения данного упражнения участники более внимательно прислушиваются к сказанному друг другом, особенно к ритму и темпу речи говорящих.

Приемы работы с родителями учеников: рисуночная арт-техника «Диалог на бумаге»

Цели: выстраивание профессиональных коммуникаций; анализ способов, которые участники применят в своей педагогической работе.

Инструкция педагога-психолога: Педагог предлагает провести эту технику в парах и обращается к участникам: «Я предлагаю вам пообщаться между собой на бумаге, определив каждому для себя роль педагога и взрослого. Диалог будете вести на бумаге, т. е. используя только рисуночные и графические изображения. Для этого у каждого из вас будет пастельный мелок и один на двоих лист бумаги. На общение вам отводится 5 минут. Вы можете использовать только бумагу и пастель. Запрещается разговаривать во время задания».

Примечание. По окончании данного типа работы с родителями учеников участники вывешивают работы на доску. Каждая пара презентует свою работу. Педагог-психолог старается подвести участников к осознанию того, что установление контакта со взрослыми начинается с невербальных приемов взаимодействия.

Слово педагога-психолога: Умение слушать и слышать взрослых и доведение этого умения до навыка – один из важных показателей мастерства педагога. Внимательное и целенаправленное слушание дает ряд преимуществ по сравнению с обычным слушанием. Наиболее простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе общения – это метод нерефлексивного слушания. Техники нерефлексивного слушания преимущественно направлены на прояснение именно эмоционального компонента взаимодействия. Задачи нерефлексивного слушания: 

  1. управление вниманием;
  2. поддержание интереса к теме разговора;
  3. поощрение взрослых вступить и продолжить разговор.

Приемы работы с родителями учеников: упражнение «Качели»

Цели: усвоение и закрепление информации о невербальных техниках установления контакта.

Инструкция. Участники группы работают в двух командах. Перед началом работы каждая из них получает текстовую информацию. Задача – проанализировать и изучить приемы невербального установления контакта, добавить информацию, которая была не учтена в предложенном тексте. На работу отводится 5–7 мин. Педагог-психолог находится все время рядом с участниками, помогая, направляя или подсказывая необходимую информацию. По окончании работы от каждой команды выходят к доске по одному участнику. Далее одна из команд озвучивает один, на их взгляд, из важных приемов невербальной коммуникации, участник из команды зарисовывает этот прием на доске. Далее другая команда информирует о другом критерии, участник этой команды зарисовывает этот прием на доске. Таким образом, озвучиваются все приемы.

В процессе данного типа работы с родителями учеников используются техники нерефлексивного слушания

Сосредоточение (минимизация отвлечений). Важнейшая задача, без решения которой невозможно понимание принимаемого сообщения, – это управление вниманием. Бессознательно мы принимаем соответствующую позу: поворачиваемся лицом к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, иными словами, внимаем собеседнику. Такое слушание «всем телом» не только выражает готовность слушать, физическое внимание, но и помогает процессу слушания и восприятия. Мы принимаем эту позу безотчетно.

Пауза. Вторая важная техника нерефлексивного слушания состоит в том, чтобы выдерживать паузу после реплик собеседника. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок слушателя состоит в том, что он, испытывая неловкость во время возникающих пауз, пытается их заполнить, задавая вопросы. Отвечая на эти вопросы в ходе работы с родителями учеников, рассказчик уходит от основной темы своего рассказа и говорит не о том, о чем ему важно было рассказать, а о том, о чем спросил слушатель.

Взгляд. Очень важным знаком, свидетельствующим о нашей готовности вести разговор, является контакт глаз с глазами собеседника. Если мы избегаем контактировать с его взглядом, смотрим в сторону, в пол, в потолок или «сквозь» собеседника, он, вероятно, интерпретирует это как незаинтересованность в общении с ним. Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет собеседника продолжать речь, что, в свою очередь, помогает слушать его еще внимательнее.

Мимика. Мы можем передавать партнеру позитивное отношение с помощью выражения лица, и прежде всего с помощью улыбки. Улыбаясь, мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним нам приятен. Однако, улыбаясь, необходимо помнить о следующем: воспринимается только искренняя улыбка.

Поза и жесты. Важную роль в установлении контакта в работе с родителями учеников играет язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать или общаться. Когда мы немного наклонились вперед к собеседнику и одобрительно смотрим на него, мы тем самым передаем ему: «Я весь внимание». Если же мы небрежно разваливаемся в кресле, то показываем, что не заинтересованы в общении.

Расстояние и положение относительно друг друга, как важный фактор работы с родителями учеников. Многочисленные психологические исследования коммуникаций показали, что расстояние между партнерами само по себе является невербальным коммуникационным средством. В психологическом пространстве человека можно выделить четыре зоны:

  1. интимную – менее 45 см (мы чувствуем себя комфортно, общаясь с человеком, находящимся внутри этой зоны, только если мы ему доверяем, знакомы с ним и хорошо к нему относимся);
  2. личную – 45–120 см (именно в этом интервале ведутся деловые разговоры, такая дистанция подходит для дружеской встречи или консультации);
  3. социальную – 1,2–3,5 м (на этом расстоянии мы чувствуем себя комфортно в ситуации формального общения с незнакомыми людьми или с небольшой группой людей);
  4. публичную – расстояние больше 3,5 м (а этом расстоянии обычно происходят контакты с большой группой людей: лекции, собрания, чтение докладов и т. д).

Минимальные поощряющие реплики. Следующий прием поощрения рассказчика в технике нерефлексивного слушания в ходе работы с родителями учеников состоит в том, что слушающий время от времени реагирует на рассказ партнера междометиями или нейтральными, по существу малозначащими, фразами: «Да!», «Это как так?», «Ну и ну!», «Понимаю вас…», «Продолжайте, пожалуйста, я вас слушаю…». Эти реплики представляют собой простейшие словесные реакции, которые позволяют содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются приглашением высказываться свободно и непринужденно. Они помогают выразить одобрение, интерес и понимание.

Приемы работы с родителями учеников: творческое задание «Рецепт эффективного невербального установления контакта»

Цель: закрепить знания участников о приемах нерефлексивного слушания.

Инструкция. Участники работают в подгруппах. Задача – составить рецепт эффективного невербального установления контакта. Время для работы – 5 мин. Рецепт должен удовлетворять следующим требованиям: он должен устраивать всех участников; ингредиенты должны быть полезными, хорошо усваиваемыми и разнообразными; рецепт должен быть воспроизводим другими людьми.

Пример рецепта коктейля «Контакт», который можно применить в процессе работы с родителями учеников.

Состав:

  • 50 г лайма «Мимика»;
  • 100 мл тоника «Расстояние»;
  • 10 г сахара «Пауза»;
  • 30 г льда «Взгляд»;
  • 5 г мяты «Поза и жесты».

Способ приготовления: все смешать в указанных пропорциях и выпить со взрослым по 3 глотка, сопровождая минимальными репликами и сосредоточиваясь на подстройке к родителю и активном слушании.

Приемы работы с родителями учеников: практическое задание «Установление контакта»

Цель: отработать приемы нерефлексивного слушания в установлении контакта.

Инструкция. Работа проходит в парах, путем вытягивания из «чудесного мешочка» карточки (П1, Р1, П2, Р2 и т. д., где Р – родитель, П – педагог). Участники объединяются в пары в соответствии с порядковым номером, например П1 работает в паре с Р1 и т. д.

Задание, выполняемое в ходе работы с родителями учеников, выполняется в два этапа:

  1. родитель рассказывает некую историю своему педагогу. Задача педагога – выслушать, используя невербальные приемы установления контакта;
  2. участники меняются ролями.

По окончании проходит обсуждение, при котором необходимо обратить внимание: на эмоциональный фон, используемые приемы, появилось ли желание продолжить общение и т. п.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение?
  • Как вы можете охарактеризовать нерефлексивное слушание?
  • Какие возможности вы видите в использовании этого метода?
  • Какова область его применения и возможные ограничения?

Приемы работы с родителями учеников: рефлексия «Дорисуй рисунок»

Цель: поддержание положительного эмоционального фона.

Инструкция. Каждый участник работает индивидуально, на своем листе бумаге. Задача – в течение 20 с нарисовать любую картинку, соответствующую состоянию в данный момент. По сигналу «Стоп!» лист передается партнеру справа. В течение следующих 20 с каждый участник дорисовывает картинку, которая оказалась перед ним. Задание заканчивается, когда присутствующие получают обратно свои листы. В заключение участники обмениваются мнениями о своей творческой работе.

Слово педагога-психолога: Нерефлексивное слушание может быть эффективным на определенном этапе беседы, но чаще его бывает недостаточно для того, чтобы показать родителям проявление нашего внимания и выявить их потребности. Поэтому нерефлексивное слушание следует использовать в сочетании с рефлексивным слушанием, которому посвящен тренинг «Техники рефлексивного слушания».

Одним словом, сегодня перед многими педагогами встает вопрос о том, как наладить контакт с родителями, чтобы с наибольшей пользой оказывать им содействие в воспитании и развитии детей. И для эффективной работы с родителями учеников стоит использовать какую-либо из предложенных техник. Поскольку лучший способ помочь человеку почувствовать его значимость – это активное слушание, сфокусированное на его проблеме.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль