Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Диагностика психологического климата в школе

  • 18 марта 2019
  • 3157

С целью создания оптимальных условий для ведения образовательного процесса целесообразным решением является диагностика психологического климата в школе, отражающего характер взаимодействий между членами ученических групп. Масштаб проблемы переоценить сложно, ведь особенности ежедневного контактирования учащихся в рамках классных и общешкольных коллективов, учащихся с педагогами и учителей в рамках педагогической группы определяют целый ряд параметров:

  • показатели школьной успеваемости и посещаемости;
  • готовность к проявлению инициативы, активной жизненной позиции, готовность брать на себя ответственность за слова и поступки (актуально для всех участников образовательного процесса);
  • удовлетворенность родителей работой педагогов и школы в целом;
  • частоту случаев буллинга.

Социально-психологический климат в школе: трактовка понятия и особенности диагностики

Процесс обучения в образовательной организации является важной частью становления личности, благополучное прохождение которой через возрастные сложности во многом определяет состояние психологического климата в школе. Под данным понятием, пришедшим из метеорологии, в отечественной педагогической науке принято понимать метафизическую сторону отношений участников образовательного процесса, априори являющуюся тонкой материей.

Заслуженный доктор философской науки В.М. Шепель описывает психологический климат как совокупность эмоциональной окраски отдельно взятых взаимодействий, каждое из которых определяется индивидуальными чертами личности, интересами, склонностями порывами членов коллектива. По сути, психологический климат коллектива следует трактовать как устойчивое состояние, характерное для отдельно взятой группы (класса, школы), отражающее характер межличностных отношений.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Рекомендации экспертов о порядке проведения диагностики психологического климата в ученическом коллективе читайте в журнале «Справочник педагога-психолога образовательного учреждения»:

- Диагностика внутригруппового климата и групповой сплоченности учащихся

 (популярные методики)

- Формируем коллективную сплоченность старшеклассников

 (с конспектом тренингового занятия)

В рамках психологического климата выделяют три уровня группового взаимодействия (три климатических зоны):

  1. Социальный климат — показатель осознанности целей и задач групповой деятельности, а также уровень гарантии соблюдения прав каждого из члена коллектива. Неудовлетворительный уровень социально-психологического климата в школе указывает на невозможность адекватной реализации образовательных отношений, высокий риск агрессии и буллинга, как следствие — требует немедленной корректировки со стороны классного руководителя, школьного психолога, социального педагога, при необходимости — с привлечением родителей.
  2. Моральный климат — совокупность морально-нравственных ценностей, приемлемых в данном коллективе и используемых в качестве своеобразной шкалы популярности.
  3. Психологический микроклимат — неофициальные отношения, складывающиеся между отдельно взятыми членами коллектива. Часто именно через коррекцию микроклимата можно обеспечить снижение градуса напряженности в группе в целом.

Контроль и улучшение социально-психологического климата в школе являются важными задачами представителей педагогического коллектива и школьной администрации. Работа по направлению требует знания особенностей возрастной психологии, социальных тенденций, ситуации в семьях учащихся, умения расположить к себе участников образовательного процесса и проявить искреннее сопереживание к их проблемам и стремлениям, и, что немаловажно, предусматривает реализацию масштабного диагностического комплекса, являющегося неотъемлемой составляющей комплекса психолого-педагогического сопровождения.

Первичное оценивание социально-психологического климата в школе начинается с наблюдения, в ходе которого не составляет труда выявить характеристики, указывающие на истинный характер взаимоотношений в классном коллективе.

Маркеры оценки психологического климата в школе Благоприятный Неблагоприятный
Общие показатели общения и взаимодействия

В классном коллективе наблюдается жизнерадостная, приподнятая атмосфера, для членов группы характерна открытость, эмоциональность.

Взаимоотношения строятся на принципах взаимопомощи, уважения и поддержки, участие в совместных делах не вызывает проблем.

При возникновении проблем осуществляется совместный поиск решения в ходе конструктивного диалога.

В классе превалирует подавленное настроение, продолжительное время сохраняется гнетущая обстановка, царит остро выраженный сопернический дух.

Члены коллектива проявляют по отношению друг к другу агрессию или апатичность, имеют место явные или скрытые выпады.

В случае возникновения конфликта интересов каждый считает свою точку зрения правильной, нетерпимо относится к замечаниям других.

Межличностные отношения В классе принято следовать нормам справедливости, оказывать помощь новичкам и всем, кто испытывает затруднения в учебе, выполнении классных поручений, внеурочной деятельности. В коллективе четко выделяют группы «привилегированных» и «пренебрегаемых». Любая слабость воспринимается как повод для насмешки, по отношению к новичкам проявляется агрессия.
Наиболее ценимые черты Трудолюбие, ответственность, благородство, честность, бескорыстие. Способность достигать поставленной цели любыми способами, лицемерие, подхалимство. 
Характеристика членов коллектива Учащиеся проявляют активную жизненную позицию, отзывчивость, готовность работать на результат, что позволяет достигать высоких показателей в урочной и внеурочной работе.   Учащиеся инертны, пассивны, большинство игнорирует поставленные педагогом учебные и общественно значимые задачи. Организовать класс для выполнения какого-либо задания очень сложно.
Отношение к успехам и неудачам Любые достижения (учебные, спортивные, досуговые) одно из членов коллектива вызывает у остальных ребят искреннее восхищение, неудачи — сопереживание. Достижения или проблемы одного из учащихся воспринимаются остальными равнодушно. Наблюдается злорадство, неискренность, неудачи используются как повод для насмехательств.
Отношения между группировками  Группы внутри коллектива мирно сосуществуют, не нарушая установленные границы. В случае необходимости лидеры групп идут на уступки друг другу с целью организации временного плодотворного сотрудничества.  Существующие в рамках класса группы по интересам проявляют враждебность по отношению друг к другу. Основной чертой, характеризующей коллектив, является тотальная закрытость, делающая невозможной результативное взаимодействие любого масштаба.

Анализ психологического климата в школе по методике А.Н. Лутошкина

Достижение благоприятных условий для осуществления эффективного учебного процесса обусловливает необходимость осуществления комплексного анализа психологического климата в школе, для чего могут использоваться различные методики. Ответственный педагог-психолог вправе самостоятельно выбирать мониторинговый метод, учитывая уровень открытости коллектива, характер информации, который могут подтвердить те или иные данные, условия диагностики.

По мнению экспертов системы «Образование», наиболее эффективной методикой оценки психологического климата в ученическом коллективе является методика А.Н. Лутошкина. Для выявления характера межличностных отношений членам группы предлагается анонимно заполнить таблицу, в которой указаны тринадцать пар характеристик-противопоставлений, описывающих особенности социально-психологического климата в школе или классе. В качестве инструмента оценивания используется семибалльная шкала (допустимо использование следующих значений: +3, +2, +1, 0, -1, -2, -3), результаты определяются посредством подсчета среднего арифметического числа.

Пример бланка для оценки психологического климата в школе по системе А.Н. Лутошкина

Свойства благоприятного психологического климата в школе Оценка Свойства неблагоприятной обстановки в коллективе
Преобладает позитивное, радостное настроение. Преобладают угнетенность, апатия, чувствуется подавленное настроение.
Члены коллектива нередко проявляют друг к другу доброжелательность, чувство симпатии. Члены коллективно настроены враждебно по отношению друг к другу, общение затруднено.
В отношениях между микрогруппами имеет место взаимное уважение, понимание. Группировки в классе конфликтуют между собой.
Членам коллектива нравится совместное времяпровождение, осуществление коллективной деятельности (учебных заданий, внеурочных поручений) не вызывает затруднений. В коллективе принято проявлять безразличное отношение по отношению друг к другу, коллективные поручения вызывают сложности ввиду выраженного нежелания приобщаться к совместной деятельности.
Успехи или неудачи одного вызывают искреннее участие, сопереживание со стороны других учеников. Успехи или неудачи одного ученика вызывают равнодушие, зависть или злорадство со стороны класса.
В классе стараются учитывать мнение каждого, искать компромиссы при возникновении спорных ситуаций. Каждый член коллектива считает свое мнение главным, другие точки зрения вызывают нетерпимость и агрессию.
Достижения и неудачи класса воспринимаются как собственные.  Достижения и неудачи коллектива не вызывают никаких эмоций.
При возникновении проблемных ситуаций коллектив выступает в качестве единого целого, действует правила «один за всех…». В случае возникновения проблем каждый из членов коллектива стремится защитить свои интересы, что провоцирует взаимные обвинения, обиды, ссоры, неготовности найти выход из сложившейся ситуации.
Учащиеся в классе испытывают чувство гордости, когда педагогический состав или руководство школы отмечает групповые достижения.  Полученные похвалы не вызывают группового отклика, стремление к завоеванию поощрений отсутствует.
Для класса характерна активность, энергичность. Классный коллектив проявляет пассивность, инертность.
К новичкам относятся доброжелательно, помогая освоиться и стать частью коллектива.  Новичков встречают враждебно, поэтому они чувствуют себя потерянными и «чужими».
Совместная деятельность вызывает увлечение, учащиеся в классе проявляют желание работать вместе.  Общественно полезные дела или поручения, требующие коллективной работы, вызывают негативное отношение.
В классе царит атмосфера взаимоуважения, при необходимости и лидеры встают на защиту слабых. В коллективе выделяются «звезды» и группы приближенных к ним лиц, к остальным членам проявляют пренебрежительное отношение.

Оценка психологического климата в школе по методике А.Н. Лутошкина выполняется следующим образом: учащимся раздаются чистые бланки, ответственный педагог предлагает респондентам прочитать характеристики классного коллектива, представленные слева и справа, а потом оценить их по заявленной шкале:

  • +3 — характеристика, представленная слева, проявляется всегда;
  • +2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
  • +1 — характеристика проявляется достаточно часто;
  • 0 — свойства, указанные слева и справа, проявляются периодично, но ни одно из них не отражает ситуацию в коллективе в полной мере;
  • -1 — достаточно часто проявляется характеристика, указанная слева;
  • -2 — свойство, указанное в левой колонке, проявляется в большинстве случаев;
  • -3 — свойство из левой колонки наблюдается всегда.

Ввиду некоторой сложности шкалы при проведении диагностики целесообразно показать порядок оценивания первых двух свойств на примере воображаемого класса, чтобы помочь учащимся и получить достоверные результаты. При диагностике коллективов начальной или средней школы рекомендуется упростить формулировки характеристик или последовательно объяснять особенности проявления каждой из них.

Отвечает Александра Фокина, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.

Непосредственно анализ психологического климата в школе или классном коллективе (оценивание результатов) осуществляется в три этапа:

  1. В бланках каждого из участников складываются абсолютные величины (отдельно положительные и отрицательные).
  2. Из большей величины вычитается меньшая, что позволяет получить значение со знаком «+» или «–».
  3. Сумма значений, представленных во всех бланках, делится на количество участников. Полученное значение сравнивается с ключом методики.

Полученное значение -10 или менее балов указывает на высокий показатель неблагоприятных отношений, царящих в коллективе, что обусловливает необходимость срочной разработки и реализации комплекса коррекционных психолого-педагогических мер. Значение в пределах -8— -10 баллов указывает на средний уровень неблагоприятного психологического климата, в границах 0 — -8 — на начало развития неблагоприятных отношений в коллективе. Сумма баллов от 0 до 8 свидетельствует о формировании благоприятного психологического климата в школе или коллективе, значение в пределах 8-22 балла — о среднем показателей благоприятных социально-психологических отношений, и выше 22 — о высокой степени соответственно.

При желании можно осуществить подсчет показателей по каждому свойству, суммировав полученные числа и разделив результат на количество участников. Удачным решением является ранжирование значений с целью выявления характеристик, наиболее всего волнующих представителей ученического коллектива. На основании полученных данных легко составить график или диаграмму для представления выявленных проблем перед компетентными специалистами — это поможет определить наиболее эффективные варианты реализации психолого-педагогической коррекции. При условии систематического проведения опросов по методике А.Н. Лутошкина (например, раз в четверть, полугодие, год) можно отследить динамику развития коллектива, чтобы оказывать точечную поддержку и держать ситуацию под контролем.

Диагностика психологического климата в школе методом социометрии

Особенностью проведения психолого-педагогических мер, направленных на изучение межличностных отношений в коллективе, является низкая защищенность от фактора социальной желательности — осознанного или подсознательного желания респондентов показать себя с лучей стороны, что обуславливает снижение объективности исследований. Диагностика психологического климата в школе посредством применения социометрического метода позволяет получить результаты, более точно соответствующие реальной ситуации, поэтому его применение рекомендовано в качестве основного или вспомогательного оценочно-мониториногового инструмента.

Целесообразность применения метода социометрии обусловлена принципом иерархического устройства, применимым для каждого коллектива — его называют «методом клевания». Впервые данное явление описал Д. Шельдерупп-Эббе, наблюдавший за стаей кур. Главенствующее место в пернатом «коллективе» занимает петух (может клюнуть любую курицу, но его никто не может клюнуть в ответ), следующая позиция отведена первой курице (она может клевать всех птиц, а ее — никто, за исключением петуха), менее значимые — второй, третьей и т.д. Наконец, в стае всегда есть птица, которая не имеет право кого-либо клевать, в то время как ее клюют все. Данный феномен иерархического устройства, несмотря на грубость аналогии, можно применить к любому коллективу, в котором выделяется группа «звезд», или лидеров, предпочитаемых, принятых и изгоев, имеющих минимальный уровень защищенности от нападок. В ходе социометрического исследования легко выявить, как именно распределены роли в классе, поскольку именно уровень напряженности взаимоотношений определяет статус социально-психологического климата в классе и в школе в целом.

Для проведения социометрического исследования педагогу-психологу необходим поименный список класса, а респондентам — чистый листок бумаги и ручка (карандаш) для записи ответов. Перед началом исследования, которое займет до 10 минут, важно пояснить учащимся, что диагностика проводится для изучения отношений в классе, поэтому важно оформлять записи без комментариев, в конфиденциальном порядке. В качестве ответов дети должны фиксировать фамилии одноклассников, в качестве опросника может быть использован пример или его модификация.

Список рекомендуемых вопросов социометрического исследования, реализуемого в рамках диагностики социально-психологического климата в классе:

  1. Кого из одноклассников ты пригласил бы на празднование своего Дня рождения (как вариант — в путешествие, или кому бы ты доверил свою тайну)? В ответе необходимо указать не более пяти человек.
  2. Кого из одноклассников ты бы хотел видеть в роли старосты (президента класса)? В ответе указать одного человека, самого себя называть нельзя.
  3. Кто из класса не вызывает у тебя симпатии (как вариант — кого бы ты точно не пригласил на празднование своего Дня рождения, кому бы точно не доверил свою тайну). В ответе можно указать любое количество человек.

На основе ответов на эти вопросы можно сделать вывод о симпатиях и антипатиях, царящих в коллективе. Для простой обработки данных рекомендуется составить таблицу, в первый столбик которой выносятся имена участников исследования, а в последующие три столбца — по 1 баллу за каждый выбор, сделанный в пользу того или иного ученика другими членами классного коллектива. Анализ психологического климата в школе оценивается после выделения качественных и количественных показателей групп, существующих в рамках исследуемого коллектива, согласно следующим критериям:

  • «Звезды» (учащиеся, получившие более трети положительных выборов от общего числа участников при минимальном количестве отрицательных) — наиболее статусные члены коллектива, эмоциональные лидеры, задающие особенности общения в классе. Во многом от личных качеств и особенностей поведения «звезды» зависит характер социально-психологического климата в коллективе.
  • «Деловые лидеры» (участники, получившие (при ответе на второй вопрос) количество выборов, превышающее ¼ от общего количества участников) — организаторы, негласно несущие ответственность за реализацию коллективных поручений, социально значимых дел; имеющие авторитет, но, как правило, не вызывающие личной симпатии у других учащихся.
  • «Предпочитаемые» (количество положительных выборов — в границах 1/3 — 1/5 от общего числа участников, количество отрицательных выборов не превышает сумму положительных) — популярные ученики, приближенные к «звездам», преимущественно пользующиеся противоречивым отношением класса (нравятся одним, но нелюбимы среди других).
  • «Принятые» (получившие не менее трех положительных выборов и не более двух отрицательных) — члены коллектива, завоевавшие средний статус, имеющие постоянный круг общения. По отношению к группе «принятых» количество отрицательных выборов более трех свидетельствует о высоком риске перехода в статус «периферии» или «изгоев».
  • «Периферия» (не больше двух любых выборов или их полное отсутствие) — низкостатусные члены коллектива, «невидимки», в число которых часто попадают часто болеющие дети и новички.
  • «Изгои» (количество отрицательных выборов — более 1/5 от общего числа участников при незначительном числе или полном отсутствии положительных выборов) — отвергаемые дети, вызывающие неприязнь, являющиеся объектом злословия, насмешек, агрессии в любых ее проявлениях, буллинга.

Основываясь на результатах социометрического исследования, педагог-психолог может с легкостью оценить возможности создания благоприятного психологического климата в школе. Если процентный показатель низкостатусных членов ученического коллектива («периферия», «изгои») находится на минимальном уровне, ситуацию можно считать адекватной, поскольку случаи, когда в классах игнорируемые в той или иной степени дети отсутствуют вовсе, не соответствуют действительности, обусловленной неизменным установлением законам иерархии. Вместе с тем если количество низкостатусных участников коллектива превышает 1/5 от общего числа респондентов, и на этом фоне выделяется группа «звезд» и их окружения, важно обеспечить масштабную коррекционную работу ввиду высокого риска случаев травли, которая может привести к получению отдельными участниками образовательного процесса психологических и физических травм. Для определения реальной ситуации после социометрического исследования целесообразно провести индивидуальные беседы с отдельными учащимися, чтобы подтвердить их реальный статус в коллективе и выяснить особенности взаимоотношений, при этом необходимо использовать обтекаемые формулировки во избежание создания дополнительных факторов развития кризисных ситуаций.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Альтернативные методы оценки психологического климата в школе

Ввиду стремительного изменения тенденций социальной жизни процессы иерархизации ученических коллективов происходят уже в первые месяцы их формирования, что затрудняет проведение комплексной оценки психологического климата в школе. Педагоги-психологи все чаще сталкиваются с необходимостью искать альтернативные методы оценивания межличностных взаимоотношений учащихся, которые могут не в полной мере осознавать особенности взятых на себя социальных ролей, и вместе с тем бездумно реализовывать стереотипы, увиденные в стриминговых видеороликах, в социальных сетях.

Во избежание случаев детского буллинга рекомендуется реализовывать совместно с учащимися младших классов проективные методики, способствующие выявлению особенностей межличностных отношений. Вот лишь некоторые из них:

  1. Рисуночная методика «Мои друзья», подходит для работы с учащимися первых классов. Ученикам предлагают нарисовать своих друзей, не ограничивая фантазию: в виде сказочных героев, людей, животных, птиц, деревьев. По окончанию работы педагог-психолог в индивидуальном порядке обсуждает с учащимися, кого они изобразили и почему выбор пал именно на этих детей. Данная методика позволяет выявить не только список потенциальных «звезд», но и отвергаемых — малышей, которые не были изображены ни на одном из рисунков.
  2. Диагностическая методика «Мое настроение» (для детей возрастом 6-8 лет). Учащимся выдаются пустые бланки, на которых изображены солнце, тучка и дождик в строку, таких строк три. Педагог психолог предлагает выделить образ, соответствующий настроению во время пребывания в классе, с друзьями и дома. Сумма ответов позволяет понять, удалось ли педагогам создать благоприятный психологический климат в начальной школе и классе, кто из малышей испытывает трудности адаптационного периода и нуждается в психолого-педагогической поддержке.
  3. Методика «Пьедестал» (от 8 лет). Ученикам в классе раздают бланки, на которых нарисован пьедестал для награждения. Педагог-психолог предлагает «возвести на пьедестал» ребят, являющихся наиболее значимыми в жизни класса (количество выборов целесообразно ограничить до 1-2), одну ступеньку разрешается оставить для себя. Данная диагностическая методика позволяет отследить межличностные отношения и понять, насколько благоприятная обстановка царит в ученической группе.

Для работы с детьми младших возрастных групп можно также использовать диагностическую методику Ф. Фидлера, в основу которой положен принцип семантического дифференциала. Детям предоставляется специальный бланк с таблицей, в левой части которой представлены позитивные характеристики взаимоотношений, в правой — негативные. Заполнение таблицы осуществляется посредством расставления знаков-маркеров (например, *) — для их размещения отведено 8 столбиков. Чем ближе к правому или левому краю стоит знак *, тем более выражен тот или иной признак в коллективе.

Пример заполненного бланка по методике Ф. Фидлера:

Заполненный бланк по методике Ф. Фидлера для диагностики психологического климата в школе

Подсчет результатов, позволяющих провести оценку психологического климата в школе, проводится после присвоения баллов по каждому пункту шкалы. Метки оцениваются слева направо по каждой строке, от 1 до 8 баллов соответственно: чем левее расположена метка, тем ниже присвоенный балл. Сумма результатов по одному бланку колеблется в пределах 10-80 баллов, при этом 80 является максимально допустимой отрицательной отметкой. После анализа всех заполненных бланков не представляет сложности выведение среднего арифметического значения, которое будет указывать на особенности взаимоотношений в ученическом коллективе. Надежность диагностической методики Ф. Фидлера обусловлена возможностью проведения исследования в анонимном порядке и возможность минимизации фактора социальной желательности.

Создание благоприятного психологического климата в школе

Для детей период обучения в школе совпадает с важным этапом становления личностных установок, и во многом именно от того, как будут складываться взаимоотношения со сверстниками в стенах образовательного учреждения, зависит уровень учебной мотивации, влияющий на формирование личностных качеств и профессиональной ориентации, уверенность в собственных силах, активность, инициативность, ответственность. В свете этого формирование благоприятного психологического климата в школе становится ключевой целью комплекса психолого-педагогического сопровождения, который должен проводиться при участии классного руководителя, педагогов, при необходимости — родителей.

Что касается способов создания положительного социально-психологического климата в коллективе, то они во многом соответствуют методам сплочения общности людей и предусматривают формирование объединяющих целей, ценностей, поддержание мотивации по организации порядка совместной деятельности. Конструктивно под руководством ответственного педагога-психолога могут быть реализованы следующие прикладные задачи:

  1. Поиск интересов, объединяющих большинство членов коллектива, и организация различных видов активности на их основе.
  2. Создание уникальных традиций класса.
  3. Участие в общешкольных, общественно полезных делах, которое важно сопровождать систематическим информированием детей об особенностях деятельности и результатах.
  4. Организация досуговых форм времяпровождения — квестов, походов, конкурсов, викторин.
  5. Проектирование ситуаций коллективного сопереживания, что способствует созданию атмосферы эмоциональной открытости, привитию активности, инициативности, толерантности.
  6. Обучение детей принципам культурного общения, ведения диалога и конструктивному высказыванию критики, способам поиска компромиссных решений, удовлетворяющих потребности всех членов коллектива.
  7. Развитие эмпатийных навыков, способность к проведению самоанализа, воспитывать потребность в самопознании.

Важно отметить, что создание благополучного психологического климата в школе — трудоемкий процесс, требующий не только систематической работы педагогов, но и принятия сложных решений. Порой, чтобы защитить некоторых участников образовательного процесса от травли, приходится быстро принимать жесткие меры в рамках установленных полномочий — в противном случае велика вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций с неблагоприятным исходом. Директорам школ и педагогическому составу важно помнить, что в соответствии с нормами действующего законодательства образовательные учреждения, взявшие на себя обязательства обучать и воспитывать подрастающее поколение, несут ответственность за здоровье и жизнь учащихся.

На основе наблюдений, осуществляемых педагогами-психологами в российских школах, удалось выявить, что случаи буллинга затрагивают более 80 % участников коллектива, которые могут выступать агрессорами, наблюдателями или жертвами. Таким образом, травля, процветающая при молчаливом согласии равнодушных педагогов, априори не позволяет создать благоприятный психологический климат в школе в целом и ученических коллективах в частности, поэтому случаи буллинга следует искоренять при выявлении первых тревожных предпосылок.

Профилактика буллинга в школе, способствующая установлению благополучного социально-психологического климата, может реализовываться на личностном, групповом, общешкольном, социальном уровнях. В деятельности по профилактике буллинга, осуществляемой классным руководителем, основное место занимает работа с отдельными обучающимися и со всем классом, в частности, педагог может:

  1. Обратиться к школьному педагогу-психологу для проведения специальных групповых игровых занятий для сплочения коллектива — бесед, тренингов, простых спортивных или психологических игр.
  2. Систематически проводить классные часы, затрагивая тему дружбы, взаимопомощи, солидарности, достоинства и чести.
  3. Нивелировать привлекательный образ агрессора (булли) в глазах наблюдателей, корректно подчеркивая его слабые стороны. В качестве методической основы можно использовать литературные и художественные произведения.
  4. Разъяснять способы адекватного коллективного взаимодействия, систематически проводя консультации с нарушителями.

В условиях, когда в ходе оценки психологического климата в школе удалось выявить жертв буллинга, изгоев (на это указывает открытое игнорирование, травля, пинки, случаи избиения, отказ в оказании помощи при выполнении учебных или внеурочных заданий, отнимание личных вещей и денег), следует немедленно предпринять ряд мер:

  1. Поговорить отдельно с агрессорами и жертвой. При участии педагога-психолога постараться выявить причины такого поведения.
  2. При необходимости взять разрешение у родителей для индивидуальных занятий ребенка с педагогом-психологом.
  3. Провести курс командных терапевтических игровых занятий с педагогом-психологом.
  4. Посоветовать обратиться в бесплатные психологические службы и службы доверия.
  5. Проводить игровые выездные мероприятия в парках, скверах, школьных дворах.
  6. Привлекать родительскую общественность, старшеклассников (для детей младших и средних классов они — авторитет).

В завершение хочется сказать, что установление благоприятного психологического климата в школе может потребовать множество коллективных усилий, и в этом свете особенно важна слаженная работа управленческого состава, педагогов и родительской общественности. Задача школьного психолога — не только обеспечить координацию усилий всех участников образовательного процесса, но и не забывать об индивидуальной составляющей, важности ориентации на реалии и готовность действовать согласно ситуации.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.