Диагностика психологического климата в школе

1099

Диагностика неблагополучия психологического климата в школе

Чтобы диагностировать психологический климат в школе, нужно понимать, что любая человеческая группа по-своему иерархизирована: входящие в нее люди обладают разным уровнем авторитета, власти и привлекательности для остальных ее членов. В социальной психологии модель иерархических отношений достаточно часто описывается с привлечением понятия «порядок клевания». Этот феномен был обнаружен и описан в этологии на основании наблюдения за стаей кур (Д. Шельдерупп-Эббе), где отношения жестко иерархизированы, что проявляется в «праве клеваться».

Главный в стае – петух – имеет право клевать всех кур, а его не может клюнуть ни одна из них. Следующую позицию занимает некая первая курица: она может клевать всех остальных, а ее – никто, кроме петуха. Вторую курицу клюют петух и первая, а она, в свою очередь, – третью, четвертую, пятую и т. д.

В самом низу иерархической цепочки находится некая «энная», последняя курица, которую все вправе клевать, а она – никого.

Несмотря на некоторую грубость данной аналогии, она позволяет произвести диагностику психологического климата, поскольку в человеческих группах всегда действуют правила наподобие «порядка клевания»: кто-то наделен негласным правом главенства, распределения благ и санкций, кто-то бесправен и является объектом групповой агрессии. Чем примитивнее в нравственном отношении группа, тем острее выражена разница между ее популярными и отвергаемыми членами, их правами и уровнем защищенности.

Все это применимо и к ученическому классу, и формирует психологический климат в школе. Учениченики неизбежно сталкиваются с трудностями, продиктованными необходимостью выстраивания не только деловых, но и личных отношений. При этом иерархическое положение, наличие дружеских связей, приближенность к «верхушке» в школьные годы может иметь принципиальное значение для психологического здоровья ученика.

В большой мере напряженность иерархических отношений в классе зависит от общего эмоционального фона отношений, так называемого социально-психологического климата в школе – преобладающего и относительно устойчивого психологического настроя коллектива, имеющего многообразные формы проявления в течение всей его жизнедеятельности.

Это атмосфера, уровень комфорта, типичный для межличностных отношений в группе. Одновременно социально-психологический климат в школе является важным показателем уровня развития коллектива (Б.Д. Парыгин), его интегральной характеристикой, напрямую влияющей на эффективность функционирования группы. В связи с этим диагностика взаимоотношений в классном коллективе и коррекция представляют собой актуальную психологическую задачу.

Царящий в школе психологический климат может быть диагностирован через наблюдение и с использованием специальных методик.

О его неблагополучии могут свидетельствовать следующие признаки:

  • негативная эмоциональная атмосфера. Неблагополучный психологическим климат в школе различным образом выражается множеством негативных эмоций. Аналогично тому, как в нездоровой семье негативные эмоции являются типичным фоном (раздраженные голоса, недовольное сопение, обоюдные претензии, мрачные телепередачи, грохочущая музыка), так и в нездоровом ученической группе постоянно звучат взаимные жалобы, насмешки, ругань, обидные прозвища; провалы интенсивно комментируются и высмеиваются, достижения игнорируются или обесцениваются («Подумаешь!», «Ботан!»); здесь умеют бить по самому больному, использовать слабые места друг друга, а типичными переживаниями в ситуации взаимодействия являются страх, скука, тревога и взаимная недоброжелательность. При этом по-настоящему важные болезненные и неприятные вещи не обсуждаются, истинные страхи, претензии, обиды или вообще не высказываются, или имеют направленность исключительно от «первых» к энным членам группы, т. е. несимметричны; или адресуются не тому человеку, который их вызвал, а некоему его «заместителю» – более слабому (занимающему более низкую иерархическую ступень) или постороннему (например, члену семьи);
  • нарушенное функционирование, нерезультативность. Группа не справляется со своими функциями. Общение, учение, развитие и прочие функции тормозятся. Члены группы не хотят сотрудничать, не заинтересованы в совместном результате, их деятельность и общение часто носят исключительно формальный характер, являются только имитацией нацеленности на продукт или даже открыто оппозиционными по отношению к имеющейся цели. В другом случае даже при наличии мотивации деятельность группы все равно непродуктивна в силу того, что ее члены безынициативны, боятся допустить ошибку и получить негативную оценку, имеют завышенные ожидания по отношению друг к другу, не умеют сотрудничать;
  • взаимное неверное видение. В школьной группе с неблагополучным психологическим климатом люди воспринимают друг друга искаженно, шаблонно, преимущественно избыточно негативно (возможна и избыточно положительная оценка). Также шаблонными и упрощенными являются их представления о возможностях и функциях друг друга: кажется, что другому не так трудно и  не так скучно, что работа другого всегда проста, а его эмоции в любой ситуации находятся под контролем… Как правило, видение других обобщается в форме обоюдных презрительных наименований микрогрупп, на которые разбита группа: «ботаники», «дуры», «подлизы», «чурки» и т. п. Для подростков является характерным, казалось бы, парадоксальное желание вызвать у одноклассников интерес, внимание, понимание, влюбленность, восхищение, невзирая на собственное презрительное или безразличное отношение к ним;
  • неконструктивное распределение ответственности. В неблагополучном психологическом климате в школе отношение к ответственности всегда нездоровое. Одни члены группы в ущерб другим перегружены ответственностью, в том числе не за себя; другие совершенно инфантильны в этом и как будто ни за что не отвечают. Например, в классе один ученик может злиться на другого за то, что тот не дал ему списать и виноват в полученной им двойке. Школьники будто застревают в схематичных ролях: всегда всем помогающий; никогда не имеющий тетрадки и ручки; вечно все забывающий; самый ответственный; «ответственный» за хулиганство; тот, кто всегда имеет готовую домашнюю работу, и т. п.

Подобные наблюдения могут служить самостоятельным источником сведений о состоянии психологического климата в школе либо дополняться или заменяться специальными диагностическими методиками.

Одним из самых распространенных диагностических инструментов является методика оценки уровня психологического климата в коллективе А.Н. Лутошкина.

Методика диагностики психологического климата в коллективе А.Н. Лутошкина

Данная методика представляет собой карту-схему, описывающую психологический климат в школе или ином коллективе. Это 13 пар противоположных характеристик психологической атмосферы группы, представленных в виде таблицы: в левом столбце – благоприятные характеристики, в правом – неблагоприятные. Респондентам необходимо самостоятельно оценить коллектив по степени выраженности каждой характеристики с использованием семибалльной шкалы (от +3 до -3) и затем путем получения среднего арифметического по каждому параметру сделать вывод об уровне сформированности группы и благополучии психологического климата в школе.

Процедура проведения: методика проводится фронтально (с группой). Для этого нужны только бланки с текстом методики.

Бланк методики

Таблица
Скачать в .docx

1 Преобладает бодрый, жизнерадостный настрой Преобладает подавленное настроение
2 В коллективе имеют место доброжелательные отношения, взаимные симпатии Для членов коллектива характерны конфликтность в отношениях и взаимная антипатия
3 В отношениях между группировками внутри коллектива имеет место взаимное расположение, понимание Имеющиеся в коллективе группировки конфликтуют друг с другом
4 Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности Члены коллектива проявляют безразличие в отношении более тесного общения, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5 Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие у всех членов коллектива Успехи или неудачи товарищей оставляют членов коллектива равнодушными или вызывают у них зависть, злорадство
6 Все члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга Каждый в коллективе считает свое мнение главным, проявляет нетерпимость к мнению товарищей
7 Достижения и неудачи коллектива переживаются его членами как собственные Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его членов
8 В трудное для коллектива время происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного» В трудные минуты коллектив «раскисает», между его членами возникают ссоры, имеют место потерянность, взаимные обвинения
9 Члены коллектива испытывают чувство гордости, когда руководители отмечают его успехи К похвалам и поощрениям коллектива его члены относятся равнодушно
10 Коллектив активен, полон энергии Коллектив инертен и пассивен
11 Члены коллектива участливо и доброжелательно относятся к тем, кто в него вливается, помогают им освоиться Новички чувствуют себя в коллективе чужими, другие его члены часто проявляют по отношению к ним враждебность
12 Совместные дела увлекают всех, у членов коллектива велико желание работать вместе Коллектив невозможно вдохновить на совместное дело, каждый думает о своих интересах
13 В коллективе поддерживается справедливое отношение ко всем его членам, слабым помогают, выступают в их защиту В коллективе заметно выделяются привилегированные члены, имеет место пренебрежительное отношение к тем, кто слабее

Время проведения – 10–15 мин. Испытуемым раздают бланки и инструктируют следующим образом: «Для того чтобы оценить свой коллектив (класс), сначала прочтите предложение слева, затем справа и после этого поставьте в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине:

Таблица
Скачать в .docx

  • +3 – свойство, указанное слева, проявляется всегда;
  • +2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
  • +1 – свойство проявляется достаточно часто;
  • 0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
  • -1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
  • -2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
  • -3 – свойство проявляется всегда.

При необходимости инструкцию можно пояснить, повторить. Педагог-психолог может показать, как оценивать первую пару характеристик, на примере оценки воображаемого класса. Формулировки характеристик тоже могут поясняться или несколько упрощаться, если методика используется в работе с учащимися начальной и средней школы.

Обработка полученных данных осуществляется в два этапа. На первом этапе необходимо сложить все абсолютные величины сначала положительных (+), потом отрицательных (-) оценок, полученных от каждого участника опроса. Затем из большей величины нужно вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатываются ответы каждого участника.

На втором этапе все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих.

Затем полученную цифру нужно сравнить с ключом методики:

  • 22 и более – высокая степень благоприятного социально-психологического климата;
  • от 8 до 22 – средняя степень благоприятного социально-психологического климата;
  • от 0 до 8 – низкая (незначительная) степень благоприятного социально-психологического климата;
  • от 0 до -8 – начальная степень неблагоприятного социально-психологического климата;
  • от -8 до -10 – средняя степень неблагоприятного социально-психологического климата;
  • от -10 и ниже – высокая степень неблагоприятного социально-психологического климата.

Такой подсчет можно сделать и по каждому свойству: сложить оценки каждого участника опроса по отдельному свойству и затем полученную цифру разделить на число участников.

Таким образом, в рассматриваемой методике подсчитываются индивидуальные баллы и среднее арифметическое по группе.

После получения индексов (среднего арифметического) по каждому свойству из этих цифр выстраивают ранжированный ряд по степени убывания их величины. Так социометрия для дошкольников позволяет выявиьт свойства, способствующие сплочению коллектива (положительные) или его разобщению (отрицательные).

При желании на основании количественных данных можно построить график, иллюстрирующий пики и провалы, сильные и слабые места группы. Например, пики будут приходиться на набравшие наибольшее количество баллов активность группы (пункт 10), увлеченность совместным делом (пункт 12), бодрое настроение (пункт 1), а провалы – на зависть к чужим успехам (пункт 5) и неуважительное отношение к мнению других (пункт 6). Эта форма особенно удобна для сравнения классов между собой, если возникнет такая задача.

Приведенная методика диагностирует уровень сформированности коллектива и позволяет при повторных исследованиях проследить динамику его развития. Несомненным достоинством методики являются ее простота, возможность быстрого проведения диагностики и применимость в отношении любой группы, а также получение количественных данных, позволяющих отслеживать динамику развития групп и сравнивать их между собой. Недостатком данной методики, как и всех опросников, является незащищенность от так называемой социальной желательности – стремления испытуемых представить себя в лучшем свете и давать такие ответы, которые, по их мнению, отражают ожидания оценивающих.

Социометрия

Другой эффективной методикой диагностики психологического климата в школе или иной группе, более защищенной от социальной желательности, является широко известная социометрия. Суть ее состоит в том, что опрашиваемые должны совершить выбор, являющийся показателем их симпатии или антипатии по отношению к другим членам группы. Социометрия, как правило, включает три-четыре вопроса типа «Кого из своих одноклассников ты позвал бы на свой день рождения?» (положительный выбор свидетельствует о симпатии к выбранным членам группы), «Кто из класса тебе не нравится?» (отрицательный выбор свидетельствует об антипатии). В итоге у каждого члена группы набирается определенное количество положительных и отрицательных выборов, на основании чего определяется его статус: от лидера до изгоя.

Такая методика может дополнять рассмотренный ранее опросник либо использоваться самостоятельно.

Процедура проведения: испытуемым понадобятся только листы бумаги для записи ответов; педагогу-психологу – пофамильный список класса для последующей обработки данных. Время проведения диагностики – около 10 мин. Методика может применяться в отношении учеников второго и последующих классов. Перед озвучиванием вопросов следует пояснить респондентам, что методика предназначена для изучения отношений в классе и ответами на вопросы будут служить фамилии присутствующих одноклассников – а это требует деликатности, абсолютно конфиденциального выполнения и полного отсутствия комментариев во время диагностики.

Инструкция: «Ответьте на вопросы, записывая в качестве ответов фамилии ваших одноклассников».

1. Кого из одноклассников ты позвал бы с собой в прекрасное путешествие (не более пяти человек)?
Или:
Кого из одноклассников ты пригласил бы на празднование своего дня рождения (не более пяти человек)?
Или:
Кому из одноклассников ты доверил бы свою тайну (не более пяти человек)?

2. Кого из одноклассников ты сделал бы капитаном корабля, на котором плывет весь ваш класс (одного человека; самого себя назвать нельзя)?
Или:
Кого из одноклассников ты предложил бы сделать президентом класса (одного человека; самого себя назвать нельзя)?
Или:
Кого из одноклассников ты выбрал бы в совет старшеклассников (одного человека; самого себя назвать нельзя)?

3. Кто из класса тебе не нравится (можно указать любое количество человек)?
Или:
Кого из одноклассников ты ни за что не пригласил бы на празднование своего дня рождения (можно указать любое количество человек)?
Или:
Кому из одноклассников ты не доверил бы свою тайну (можно указать любое количество человек)?

Варианты вопросов предлагаются педагогу-психологу на выбор; респондентам нужно задавать по одному варианту, т. е. всего три вопроса.

Каждый из вопросов дает информацию о положительных или отрицательных выборах:

  • первый – о симпатиях, предпочтениях в общении;
  • второй – о так называемом деловом лидерстве;
  • третий – об антипатии.

Обработка полученных данных проводится следующим образом. Заполняется таблица, в первый столбец которой выписываются фамилии участников исследования, а во второй, третий и четвертый вносится количество выборов этого ученика его одноклассниками при ответе на первый, второй и третий вопросы. По количеству полученных выборов делается вывод о статусе ученика:

Таблица
Скачать в .docx

Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды» – наиболее высокостатусные и популярные члены группы, пользующиеся авторитетом, задающие тон и моду, любимые большинством, способные повести за собой; эмоциональные лидеры, популярность которых связана с притягательностью, доверием, симпатией Количество положительных выборов больше или равно трети количества участников исследования (т. е. в классе из 25 человек это 8 и более), отрицательных выборов не больше двух (чаще их нет вообще)
«Деловые лидеры» – могут обладать разным статусом: от «принятых» до «звезд», являются негласно признанными организаторами, авторитетами в области решения деловых задач, способными к руководству, при этом могут не вызывать явной личной симпатии у других членов группы Количество положительных «деловых» выборов (при ответе на второй вопрос) не менее 1/4 количества участников исследования (т. е. в классе из 25 человек не менее 6). Как правило, в коллективе насчитывается не более двух таких лидеров
«Предпочитаемые» – приближенные к «звездам», тоже популярны и авторитетны, однако несколько в меньшей степени; могут пользоваться противоречивым отношением класса: быть любимыми одной его частью и нелюбимыми другой Количество положительных выборов – от 1/5 до 1/3 количества участников исследования (т. е. в классе из 25 человек от 5 до 8); отрицательных выборов не больше, чем положительных
«Принятые» – среднестатусные члены коллектива, имеют стабильный круг общения в классе, значительным авторитетом не пользуются, но и не отвергаются Количество положительных выборов – не менее трех; количество отрицательных выборов не больше, чем положительных. Если отрицательных выборов столько же, сколько положительных, или больше, можно говорить об амбивалентности отношения группы к этому ученику: одной частью класса он принимается, другой отвергается (и тогда относится к группе риска)
«Периферия» – низкостатусные, незаметные, игнорируемые члены коллектива, не вызывающие ни симпатии, ни антипатии; «невидимки»; в эту категорию часто попадают новички и много болеющие дети Количество выборов по любому параметру – не больше двух, чаще – отсутствие положительных и отрицательных выборов. Как правило, таких учеников выбирают члены группы с таким же низким статусом
«Изгои» – наиболее низкостатусные члены коллектива, «энные куры», активно и открыто отвергаемые одноклассниками, пользующиеся неприязнью, часто являющиеся объектом насмешек, групповой агрессии, буллинга Количество положительных выборов равно нулю (в редких случаях один-два положительных выбора бывает сделано такими же низкостатусными членами коллектива), количество отрицательных выборов – не менее 1/5 количества участников исследования (т. е. в классе из 25 человек – не менее 5)

Положительные и отрицательные выборы заносятся в таблицу:

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия Количество «+» выборов (1-й вопрос) Количество «+ деловых» выборов (2-й вопрос) Количество «-» выборов (3-й вопрос) Статус в классе
Алексеев 15 2 0 Звезда
Баринова 4 0 1 Принята
Волков 0 0 0 Периферия
Давыдов 0 0 8 Изгой
Ильина 7 1 1 Предпочитаемая
Комаров 5 12 2 Принят, деловой лидер класса

В данной таблице Алексеев получил 15 положительных выборов от одноклассников, т. е. 15 человек указали его фамилию, отвечая на первый вопрос; двое одноклассников также назвали его фамилию, отвечая на второй вопрос; отрицательного выбора он не получил – отвечая на третий вопрос, никто из одноклассников не назвал его. Таким образом, и без всякой дополнительной математической обработки видно, что он пользуется большой популярностью в классе, т. е. имеет статус «звезды».

Другой пример обладателя высокого статуса – Комаров, однако в его случае это деловое лидерство. Он набрал большое число выборов при ответе на второй вопрос (12); также пятеро назвали его, отвечая на первый вопрос, и двое – отвечая на третий. Получается, что у Комарова есть компания, с которой у него сложились хорошие отношения, но есть и такие, кто относится к нему с антипатией. При этом он получил признание одноклассников как человек, которому можно доверить управление, организационные, деловые задачи.

Давыдов не получил ни одного положительного выбора, зато имеет 8 отрицательных, т. е. отношение одноклассников к нему – резко негативное, для них он является изгоем.

Волков – тоже низкостатусный член коллектива, но его не отвергают (отрицательных выборов не сделано), а просто не замечают, игнорируют (нет ни одного положительного выбора).

По итогам социометрии можно определить не только статус отдельных учеников, но и общую картину отношений в классе, взаимность симпатии и антипатии, процентный показатель «периферийных» учащихся и «изгоев». Чем более благополучен психологический климат в коллективе, тем ниже процентный показатель отвергаемых и игнорируемых в нем членов. Однако классов, в которых низкостатусные персоны отсутствовали бы вовсе, не бывает. Как правило, в школьном классе в среднем пятая часть учащихся имеет низкий статус. Социометрическое исследование можно повторять с некоторой периодичностью, отслеживая групповую динамику и отношение группы к отдельным ученикам.

Результаты диагностики психологического климата полезно индивидуально обсудить с каждым участником исследования, оставаясь максимально деликатным и придерживаясь всех правил этического кодекса педагога-психолога. Это означает, что в первую очередь нужно исходить из интересов развития учащегося, сообщать ему информацию таким образом, чтобы она не травмировала его, была понятной и целесообразной.

Говоря школьнику о его невысоком статусе в классе, нельзя употреблять явно негативные термины «изгой», «отверженный», «игнорируемый». Здесь больше подходят выражения типа: «сложные отношения», «тебя не понимают», «похоже, ты держишься обособленно» и т. п. В каждом случае нужны свои формулировки.

При необходимости сообщения результатов диагностики психологического климата в школе педагогам или родителям следует помнить о том, что категорически недопустимо называть индивидуальные данные. Можно говорить только об общей картине отношений, а конкретику нужно оставить для рекомендаций и индивидуальных бесед.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль