Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке школьников к олимпиадам

1445

Психологическая сторона подготовки школьников к олимпиадам

Олимпиада школьников – это творческий конкурс, предполагающий не только проверку уровня знаний в рамках образовательной программы, но и возможность самостоятельного осмысления задания, применение нестандартного подхода к его выполнению. Здесь требуется не столько умение решать задачи по заданным образцам-алгоритмам, сколько гибкость мышления, сообразительность. Поэтому важна грамотная подготовка школьников к олимпиаде.

С точки зрения педагогов, данное мероприятие – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают им проанализировать процесс усвоения учащимися информации по общеобразовательному предмету; с точки зрения одаренных детей – возможность продемонстрировать способы работы с неизвестной им информацией.

Проведение, как и подготовка школьников к олимпиаде, само по себе является стрессовой ситуацией. Это обусловлено несколькими факторами:

мероприятие проходит в другой, чужой для ребенка школе, где собираются незнакомые сверстники;олимпиаду проводят и затем оценивают результаты незнакомые взрослые;время, отводимое на решение заданий, ограничено;на участника возлагается груз ответственности – защита чести школы, в связи с чем возможный проигрыш становится поражением не только самого участника мероприятия, но и школы, которую он представляет.

Все перечисленные факторы вызывают тревогу и могут привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности даже на этапе подготовки школьников к олимпиаде. Порой даже способному учащемуся трудно в должной мере проявить свои знания, умения, навыки и способности.

Для участия в олимпиадах наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики учащегося:

высокий уровень самоорганизации, организации деятельности;высокая и устойчивая работоспособность;высокий уровень концентрации внимания, произвольности;четкость, комбинаторность, нестандартность мышления;сформированность внутреннего плана действий;сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость.

Активная подготовка школьников к олимпиалам и участие в них (а также в интеллектуальных марафонах, конкурсах и т. п.) служит своеобразной психолого-педагогической диагностикой учащихся, позволяющей проанализировать, насколько каждый из них развит интеллектуально, какие имеет интересы и предпочтения, насколько у него сформированы навыки самоорганизации, самопрезентации, какие трудности имеются. При этом педагоги могут лишний раз утвердиться в верном выборе ребенком того или иного предмета, в совпадении его интересов и возможностей.

Модель психолого-педагогического сопровождения педагога и учащегося при подготовке школьников к олимпиадам

Чтобы обеспечить полноценную психологическую подготовку школьников к олимпиадам, важно объединить усилия всех участников, вовлеченных в данный процесс: администрации, учащихся, педагогов, педагога-психолога, родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает:
1) сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся;
2) мониторинг возможностей и способностей учащихся, выявление и поддержка одаренных детей;
3) выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
4) проведение для педагогов и родителей консультаций по вопросам психологических особенностей одаренности, специфики проявления таланта и формирования творческих способностей;
5) ознакомление педагогов с особенностями проявления учащимися своего творческого, интеллектуального потенциала;
6) разработка рекомендаций по стимулированию и поддержке проявления креативности одаренными учащимися.

Уровни психолого-педагогического сопровождения при подготовке школьников к олимпиадам: индивидуальный, групповой, на уровне класса, на уровне образовательной организации.

Психологическая подготовка школьников к предметным олимпиадам заключается в следующем:

психолого-педагогической поддержке, которая включает диагностику, консультативно-тренинговую работу, направленную на развитие самосознания. Важно сформировать у одаренного ребенка ценностное отношение к себе, своему таланту, развить глубокое понимание своих возможностей. Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Окружающие не в состоянии оценить реальный уровень их способностей, и нормальный для такого ребенка процесс развития часто рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. Таким детям трудно найти себе близких по духу друзей, проблематично общаться со сверстниками, игры которых им неинтересны. Положение усугубляется тем, что такие дети осознают свою непохожесть на других;обучении социально-психологическим навыкам и умениям устанавливать и поддерживать гармоничные отношения с окружающими, понимать свои чувства и переживания в общении, деловом сотрудничестве, конструктивном урегулировании конфликтов. Известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому, успешности в общении с другими людьми, но и нередко сочетается с большими затруднениями при установлении контакта и осуществлении коммуникации, а в этом как раз и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии. Несмотря на то, что одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, коммуникативные процессы при этом претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения, а именно: исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции;охране и укреплении здоровья, развитии навыков саморегуляции и управления стрессом. Современные исследования показывают, что гармоничность развития различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью. Чаще наблюдается неравномерное (одностороннее) развитие, причем на протяжении всей жизни одаренного человека. Временами оно еще и усугубляется, порождая ряд психологических проблем.

Приведем примерный план психолого-педагогического сопровождения при подготовке школьников к олимпиадам (таблица).

План психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в период подготовки к предметным олимпиадам (на учебный год)

Задача, мероприятие Срок Ответственный
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов
Разработка плана мероприятий по усилению блока информационного сопровождения: организация и проведение информационно-просветительской работы с участниками образовательных отношений Сентябрь Заместитель руководителя образовательной организации по научно-методической работе (далее – зам. руководителя по НМР), руководители предметных кафедр или методических объединений (далее – руководители МО)
Разработка плана мероприятий по обеспечению консультационной поддержки учащихся, педагогов и родителей в вопросах, связанных с организацией и проведением олимпиад
Размещение актуальной информации по вопросам подготовки школьников к олимпиадам и их проведения на сайте школы
Формирование пакета диагностических методик по выявлению разных видов одаренности учащихся Сентябрь Педагог-психолог
Заседание предметных методических объединений по выработке основных направлений работы по олимпиадному движению в соответствии с принятым планом. Составление графиков индивидуальных занятий Сентябрь Зам. руководителя по НМР, руководители МО
Круглый стол «Как я работаю с одаренными учащимися» Октябрь Зам. руководителя по УВР, руководители МО
Заседание научно-методического совета школы по теме «Повышение эффективности подготовки школьников к олимпиадам» Ноябрь Зам. руководителя по НМР, руководители МО
Психолого-педагогический семинар «Взаимодействие с одаренными детьми. Анализ, результативность, перспективы»
Тренинг «Как выстраивать деятельность с одаренным ребенком» Декабрь Педагог-психолог
Аналитический семинар по выявлению причин низких результатов и разработке рекомендаций по их устранению Апрель Зам. руководителя по НМР, руководители МО
Практический семинар «Подготовка педагогов к сопровождению учащихся в процессе олимпиады».
Цель – создание условий для активного овладения личностно-ориентированной позицией в общении с детьми через развитие умений и навыков рефлексии и помощи, овладение педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения у детей.
• Занятие 1. «Лекционно-практическое занятие на тему “Психологические особенности сопровождения учащихся в процессе олимпиады”».
• Занятие 2. «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе олимпиады. Принципы работы с детьми – участниками олимпиады. Коммуникативные позиции при взаимодействии в системе “учитель – ученик”».
• Занятие 3. «Психологические правила взаимодействия педагога с учащимися – участниками олимпиады. Психология стресса. Профилактика стресса».
• Занятие 4. «Тренинг по выработке стрессоустойчивости. Признаки проявления стресса у детей в значимой для них ситуации. Методы преодоления стресса».
• Занятие 5. «Роль психологической установки в жизни человека».
• Занятие 6. «Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей»






Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

Декабрь

Январь Февраль
Педагог-психолог
Организация индивидуальных консультаций для педагогов, испытывающих затруднения при подготовке школьников к олимпиадам, через взаимодействие образовательных организаций района, города В течение учебного года Зам. руководителя по НМР, руководители МО
Учебно-методические семинары:
1) «Конвергентное и дивергентное мышление – возможности развития»;
2) «Личностные особенности одаренных детей»;
3) «Психологическая подготовка школьников к олимпиаде»;
4) «Педагогические развивающие технологии и методы»;
5) «Самооценка и уровень притязаний, возможности коррекции»;
6) «Развитие эмоционально-волевой сферы детей»;
7) «ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»
В течение учебного года Педагог-психолог, руководители МО
Консультирование педагогов по психологическим проблемам взаимодействия с одаренными детьми – участниками олимпиадного движения В течение учебного года Педагог-психолог
Сопровождение учащихся, проявляющих высокий познавательный интерес к изучению предметов
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Организация деятельности по выделению индивидуальных и типологических особенностей личности, круга интересов и мотивов учащихся для эффективного построения процесса их подготовки к участию в школьных олимпиадах Сентябрь, I четверть Учителя-предметники, руководители МО
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, вариативных моделей образования одаренных учащихся и их адресной дифференцированной поддержки Сентябрь, I четверть Учителя-предметники, руководители МО
Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности. Цель: составление карты одаренности на каждого ученика Сентябрь Педагог-психолог
Изучение психологических особенностей одаренности
Диагностика общей одаренности учащихся с помощью методики Амтхауэра; тестов диагностики творческих способностей и т. п.
Разработка памяток по подготовке школьников к олимпиадам Сентябрь Зам. руководителя по НМР, педагог-психолог
Проведение школьного мониторинга индивидуальных интеллектуальных, творческих достижений учащихся с целью выявления уровня вербального и образно-творческого мышления, а также для изучения взаимокорреляции показателей отдельных факторов (беглости, гибкости и оригинальности мышления) Октябрь Педагог-психолог, классные руководители
Тренинг по формированию уверенности в себе, саморегуляции с целью приобретения навыков работы в команде, развития коммуникативных навыков, формирования адекватного отношения к трудностям
Отбор учебных предметов для подготовки школьников к олимпиадам с целью предотвращения чрезмерных физических и психоэмоциональных перегрузок и оказания учащимся помощи в выборе одного (нескольких) предметов, по которым результативность будет выше Октябрь-ноябрь Учителя-предметники, руководители МО
Антистресс-тренинг для участников олимпиадного движения с целью приобретения навыков эффективного реагирования на ситуацию дискомфорта Ноябрь Педагог-психолог
Тренинг «Самовнушение» с целью снятия тревожности перед олимпиадой, нормализации эмоционального состояния учащихся
Коррекция планов индивидуальной работы с учащимися, заявленными на участие в олимпиадном движении Апрель Зам. руководителя по НМР, руководители МО, учителя-предметники
Цикл занятий, направленных на подготовку учащихся 8–11-х классов к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ).
Цель: развитие коммуникативных умений, сплоченности, создание условий для образования команды, формирование стрессоустойчивости.
• Занятие 1. «Развитие коммуникативных умений. Коммуникативные упражнения. Рефлексивная технология "Рефлексивный круг"».
• Занятие 2. «Командообразование: что нас объединяет? Упражнение "Мостик"».
• Занятие 3. «Лекционно-практическое занятие "Психология стресса". Развитие стрессоустойчивости».
• Занятие 4. «Способы снятия нервно-психического напряжения».
• Занятие 5. «Методы преодоления стресса. Упражнения "Структурный анализ стресса", "Дыхательная релаксация", "Мышечная релаксация", "Мой щит". Упражнения на развитие уверенности в себе»




Сентябрь

Октябрь
Ноябрь

Декабрь Январь
Педагог-психолог
Создание, дополнение и расширение банка данных одаренных детей, выстраивание индивидуальной траектории их развития В течение учебного года Зам. руководителя по НМР, педагог-психолог
Диагностика познавательной сферы с целью выявления особенностей развития внимания, памяти, мышления, репрезентативной модальности системы восприятия Педагог-психолог
Креатив-тренинги для одаренных детей с целью развития творческих способностей учащихся
Тренинги «Покори свою вершину» с целью развития у учащихся уверенности в себе и формирования умения добиваться целей и правильно относиться к успехам и неудачам
Тренинги «Мы команда» с целью подготовки команды учащихся образовательной организации для участия в муниципальном и региональном этапах ВсОШ
Консультирование одаренных детей – участников олимпиадного движения по психологическим аспектам подготовки школьников к олимпиадам с целью развития способностей учащихся, а также психологического обеспечения их индивидуальной учебной траектории
Индивидуально-групповые консультации:
• «Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде»;
• «Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде»;
• «Стабилизация эмоционального состояния»;
• «Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности»;
• «Как эффективно работать с материалом во время подготовки учащихся к олимпиаде (метод запоминания Р. Аткинсона)»
Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам затруднений, имевших место в процессе участия в олимпиадах. Разработка рекомендаций В течение учебного года Педагог-психолог, учителя- предметники
Определение сильных и слабых сторон индивидуального стиля деятельности учащихся – тестирование:
• «Как ты готовишься к занятиям?»;
• «Организованный ли ты человек?»;
• «Совы и жаворонки»
Цикл лекций с целью формирования и развития умения рационально распределять время, средства и силы для предотвращения перегрузок – темы:
• «Как работать с учебной и научной литературой»;
• «Составление конспекта»;
• «Организуй свое время»;
• «День накануне олимпиады»
Собеседование с участниками предметных олимпиад по вопросам самооценки их достижений с целью выявления недостатков в ходе подготовки школьников к олимпиадам После проведения олимпиад Заместитель директора по УВР, руководители МО, педагог-психолог
Психолого-педагогическое сопровождение родителей
Согласование образовательных маршрутов одаренных учащихся Сентябрь Классные руководители
Родительская конференция «Если в семье одаренный ребенок» Октябрь Педагог-психолог
Лекции:
• «Сложности психического развития одаренных детей»;
• «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения»
1 раз в полугодие Педагог-психолог
Родительские собрания:
• «Предметные олимпиады как средство развития интеллектуальной активности младших школьников (1–4-е классы)»;
• «Готовимся к конкурсным испытаниям (5–7-е классы)»;
• «Интеллектуальная перегрузка – в чем она проявляется (8–11-е классы)»
В течение учебного года Классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог
Групповые консультации по итогам комплексных диагностик В течение учебного года Педагог-психолог
Индивидуально-групповое консультирование – темы:
• «Если ваш ребенок одаренный»;
• «Организация режима учебных и внеурочных нагрузок для одаренных учащихся»



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль