Психолого-педагогическая поддержка семьи в образовательной организации

356

Психолого-педагогическая поддержка и курирование семьи в образовательной организации (далее — ОО) является неотъемлемой частью целостной системы психолого-педагогического сопутствия  участников образовательных отношений.

Центр комплексного сопровождения ребенка 

В МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода (далее — лицей) создан Центр комплексного сопровождения (приложение 1), специалисты которого ( педагоги-психологи, социальные педагоги , учителя-логопеды, учителя-дефектологи) осуществляют комплексную поддержку и сопутствие близких обучающихся.

Деятельность специалистов сопутствия прежде всего направлена на создание благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации обучающихся, сохранение психологического, соматического и социального здоровья участников образовательных отношений.

Понятийный аппарат психолого-педагогической поддержки семьи 

Рассмотрим, что включает в себя психолого-педагогическая поддержка семьи и курирование ее в ОО.

Психолого-педагогическая поддержка семьи — обеспечение эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки родственников в кризисных ситуациях. Сопутствующие специалисты ( педагог-психолог, педагог-социолог) предоставляют информацию об особенностях функционирования семейства на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед ним в кризисные периоды, о  возрастно-психологических особенностях развития личности, а также о возможности получения дополнительной помощи у других специалистов (врачей, социологов и др.).


Психологическая помощь оказывается более эффективной, когда с близкими работает команда специалистов ( педагоги-психологи, социальные педагоги, закрепленный медицинский работник), т. к. это помогает избежать ряда манипуляций следующего характера: искажение информации в свою пользу; описание событий таким образом, чтобы вызвать жалость к себе и снять ответственность за происходящее (попытка заручится поддержкой специалиста и иметь преимущества перед другими близкими); предоставление неполной информации и др.


Пример №1

Семейство, состоящее из 3 человек: мама, подросток, бабушка. Нарушены детско-родительские отношения между мамой и подростком, отношения мамы и бабушки носят конфликтный характер. Это напрямую влияет на психологическое состояния ученика в школе, характер построения межличностных отношений в коллективе, мотивацию учебной деятельности и результативность обучения. Работа ведется в отношении всех родственников. После индивидуальной консультации с подростком и мамой было принято решение об общей встрече с командой специалистов (педагогом социальной сферы, педагогом-психологом, закрепленным медицинским работником). Медицинский работник необходим, т. к. на консультации выяснилось, что конфликты часто провоцировались плохим физическим состоянием мамы и дочери (они имеют определенные заболевания, влияющие на психоэмоциональное состояние). На общей встрече было сформировано общее представление о проблемах, даны рекомендации всеми специалистами, определен круг проблем, которые требуют разрешения, разработан план сопутствия (с кем и как часто проводятся консультации или коррекционно-развивающие занятия, периодичность индивидуальных и групповых встреч), даны направления к специалистам. Комплексное сопровождение ребенка осуществлялось в течение 4 лет и продолжается в настоящее время.  За эти годы удалось добиться улучшения отношений между близкими, системного лечения заболевания мальчика, улучшения его успеваемости. Однако с изменением состава близких (умерла мать, после чего вернулся отец), работа специалистов началась практически заново.

Психолого-педагогическая поддержка семьи — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки подросток испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах своего чада с целью укрепления его самооценки. В процессе осуществления поддержки специалист помогает родственникам поверить в себя и свои способности, быть рядом в процессе переживания неудач и др. Для того чтобы научиться поддерживать близких людей, специалисты должны изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ними. Вместо того чтобы акцентировать внимание на допущенных ошибках, нужно сосредоточиться на позитивной стороне поступков и поощрения того, что делается.


Пример №2

Семейство, состоящее из 4 человек: мама, папа, девочка-подросток, старший брат юношеского возраста. Девочка демонстрирует девиантное поведение в школе, принадлежит к субкультуре эмо. При этом прекрасно рисует, пишет интересные сочинения и т. д. Близким удалось сохранить теплые отношения, но в последнее время возникло непонимание, которое приводит к частому возникновению конфликтов. Девочка в знак протеста ушла из дома. Так как уровень психологической культуры родителей достаточно высок, работа прежде всего строилась на подчеркивании достижений во взаимоотношениях, которые были ранее, анализе того, что привело к их изменениям и формировании мотива на возврат лучшего и исправление ошибок. Активная работа включила две семейные консультации, затем последовали индивидуальные консультации с каждым и индивидуальные беседы социального педагога с родителями. После этого родственники обращались за разовыми консультациями по поводу помощи в анализе вновь возникающих ситуаций конфликтного характера. Специалист в ходе комплексного сопровождения ребенка помог организовать летний отдых в санатории, привлек школьницу для работы в трудовом отряде. Это положительно сказалось на построении не только отношений с родными, но и на переоценке ценностей девочки подростка. 


Психолого-педагогическая поддержка семьи — это профессиональная деятельность специалистов ( педагогов-психологов, педагогов социальной сферы, учителей-логопедов) и педагогов (классных руководителей, учителей-предметников), взаимодействующих с близкими людьми в школьной среде. Сопровождающая работа прежде всего направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения, психологического развития личности подростка. 

Согласно ст. 44 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» психологическая, педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

• психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
• коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическое содействие обучающимся;
• комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
• оказание услуги профориентации, получении профессии и адаптации в социуме.

Модели психолого-педагогической поддержки семьи 

Специалисты сопутствия и педагоги ОО используют несколько моделей помощи в соответствии с ее ориентированностью и характером.

Педагогическая модель психолого-педагогической поддержки семьи 

Реализуется при недостаточной педагогической компетентности родителей в воспитании детей. Работа в большей степени ведется с тем близким, на которого жалуется прежде всего школьник. Классный руководитель, педагог социальной сферы и  педагог-психолог анализируют вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывают программу мер, направленных на ее изменение.

Пример  

Снизилась успеваемость ученика 8-го класса, на почве чего возникло непонимание. Родители считают, что подросток ленится, а он утверждает, что у него не получается учиться. Все это сопровождается физическими изменениями (резкий рост, головные боли). После детального анализа учебных трудностей выяснили, что наибольшие трудности ученик испытывает с химией, физикой и иностранным языком, а все остальные предметы он осваивает хорошо. Были даны консультации учителей по оказанию помощи в выполнении домашних заданий, распределены роли взрослых по контролю над учебными заданиями и достижениями. Педагог-психолог в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося ознакомил родителей с возрастными особенностями подростка 14 лет и особенностями протекания возрастного кризиса. Врач направил родителей на консультацию к педиатру, эндокринологу и неврологу. Контроль динамики изменений в успеваемости осуществлялся классным руководителем, эмоционального состояния — педагогом-психологом.

Хотя сам родитель может быть в той или иной степени причиной неблагополучия своего чада, об этом не говорится открыто. Деятельность консультанта психолого-педагогической поддержки семьи нацелена на актуализацию универсальных, оптимальных с точки зрения педагогики и психологии, способов воспитания. Консультант выступает в роли специалиста, которому лучше консультируемого известны способы разрешения проблем, приемы и способы воспитания. Он может давать советы, задания, проверять их выполнение и т. д. По своей профессиональной подготовке и ориентации консультанты, работающие в этой модели, — педагоги и педагоги социалоги, реже психологи.

Диагностическая модель психолого-педагогической поддержки семьи 

Наиболее эффективна в ситуации недостатка специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение. Ситуация предполагает оказание помощи в виде вынесения диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в т. ч. состоящих в посещении других специалистов. В рамках этой модели объект диагностики — дети или подростки с отставанием в развитии, трудностями в учебе, отклонениями в поведении. Оказывается психолого-педагогическая поддержка семьи в виде рекомендаций родителям по принятию решений. По своей профессиональной подготовке и ориентации консультантом становится психолог.

Пример

В рамках изучения уровня адаптации к новым условиям обучения в  1-м классе педагог-психолог выявил трудности в усвоении программы. Родителей ученика ознакомили с результатами диагностики в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ОО. Был разработан индивидуальный план комплексного сопровождения ребенка, проведено углубленное обследование ученика психологическими методиками и логопедическое обследование. Родители получили консультацию у каждого специалиста индивидуально и рекомендации по преодолению трудностей. В процессе реализации плана сопровождения проводилось промежуточное и итоговое обследование, по результатам которого вносились коррективы в работу специалистов. При подведении итогов выносится решение о продолжении или окончании сопровождения.

Социальная модель психолого-педагогической поддержки семьи 

Выбирается в том случае, когда трудности — результат неблагоприятных обстоятельств в жизни близких. Помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций, предполагает непосредственное вмешательство в эти обстоятельства. Такого рода поддержка оказывается педагогом в сотрудничестве с центрами помощи и поддержки семьи и службами социальной направленности.

Пример

Мама одной из учениц вела аморальный образ жизни, что способствовало формированию девиантного поведения девочки и снижению успеваемости. Социальный педагог совместно с классным руководителем регулярно беседовал с матерью, обращался в Комиссию по делам несовершеннолетних. Родительница неоднократно приглашалась на Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений. Во время очередного посещения, в рамках комплексного сопровождения ребенка, педагог обнаружила неадекватное поведение и стала свидетелем приступа плохого самочувствия у женщины. Вызов скорой помощи не смог сохранить жизнь мамы. Педагог поставила в известность территориальный правоохранительный орган, муниципальный отдел опеки и попечительства о ситуации, сопровождала школьницу в областной реабилитационный центр для несовершеннолетних, смогла предоставить специалистам всю необходимую информацию. Отношения с девочкой поддерживались до ее определения к опекунам.

Психологическая модель психолого-педагогической поддержки семьи 

Реализуется в случае, когда причины выявленных проблем лежат либо в общении в семье, либо в личностных особенностях ее членов. Психологическая модель эффективна при рассмотрении семейных дисгармоний, в т. ч. связанных с развитием личности подростка, его поведением. Содействие в основном состоит в том, чтобы выявить причины, порождающие конфликтное общение, указать на них, дать рекомендации о преодолении и профилактике конфликтов, а также выработать навыки бесконфликтного взаимодействия. Данную модель применяют прежде всего психологи.

Пример

Комплексное сопровождение ребенка в период процедуры развода родителей включает: встречи со всей семьей и по отдельности с каждым ее членом; совместные коррекционные занятия с мамой и сыном/дочерью, нацеленные на сохранение позитивных взаимоотношений и т. д. Обращается внимание родителей на необходимость осознания переживаний детей.

ДЛЯ СПРАВКИ  Основные формы работы с семьей: консультирование; психологическая диагностика; беседа; просвещение и профилактика в рамках общешкольного совета родителей, классных родительских собраний, информирования через сайт и стенды ОО, совместные (родитель или родители и школьник) коррекционно-развивающие занятия.

Медицинская модель психолого-педагогической поддержки семьи 

Предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, подростка. Эта модель не может реализовываться в ОО. Важно как можно раньше указать на вероятное наличие медицинских проблем и направить на консультацию к  врачу-педиатру, который, в свою очередь, должен определить необходимость помощи врачей определенного профиля. Такие рекомендации даются родителям (семье) в рамках психолого-медико-педагогического консилиума или в процессе беседы с закрепленным медицинским работником.

Работая с семьей, педагоги или сопутствующие специалисты  могут выполнять ряд функций:

• поддерживающая — педагоги обеспечивают психолого-педагогическую поддержку семьи;
• посредническая — специалисты в роли посредника содействуют восстановлению нарушенных связей родных людей с миром и между собой;
• функция обучения — создание условий для приобретения необходимых знаний, умений или навыков для разрешения сложившейся ситуации;
• функция развития — создание условий, способствующих поиску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития;
• информационная — родственникам специалистами предоставляется определенная информацию, которой они могут воспользоваться в случае необходимости.

Пример

Психолог стал свидетелем конфликта мамы и первоклассника. Учитель подтвердил, что школьник плачет, когда мама приводит его в школу и демонстрирует обиду и агрессию, когда забирает. Были проведены совместные коррекционные занятия мальчика и мамы (школьник воспитывается без отца). В процессе работы психолог обратил внимание на проблемы в самочувствии ученика, о чем было сообщено закрепленному медицинскому работнику. Она дала рекомендацию обратиться к  врачу-эндокринологу. В процессе обследования у мальчика обнаружили серьезное эндокринное заболевание, которое потребовало его госпитализации. Оказалось, что мальчик и ранее жаловался на плохое самочувствие, но мать считала, что он обманывает, чтобы не выполнять ее требования. В ответ возникала агрессия и обида со стороны отпрыска. После больницы многое изменилось и прежде всего отношение матери к сыну. Во втором классе комплексное сопровождение ребенка было приостановлено, т. к. атмосфера в семье стала положительной.

Алгоритм работы с семьей в рамках комплексного сопровождения ребенка 

Примерный алгоритм работы следующий:

1. Подписание согласия родителей (законных представителей) на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи школьнику, на его участие в планируемых психологических и  психолого-педагогических обследованиях, которые будут проводиться в течение всего периода обучения в ОО, а также осуществление необходимого психолого-педагогического и  медико-социального комплексного сопровождения ребенка. Подписание согласия (приложение 2) осуществляется при приеме в школу. Педагог-психолог и педагог-социолог предварительно знакомят родителей (законных представителей) с основными положениями помощи и сопутствия на родительском собрании с будущими первоклассниками или в ходе индивидуальной беседы с родственниками вновь поступающего ученика.

Важно помнить, что законными представителями ученика являются и мать, и отец. Если взрослые находиться в разводе, школа вправе и должна ставить в известность о наличии проблем и второго родителя, привлекая его к их разрешению. Тем самым возможность преодолеть возникшие трудности становится более реальной.

2. Ознакомление родителей (законных представителей) с планируемыми мероприятиями, которые будут осуществляться специалистами комплексного сопровождения ребенка в течение учебного года, в т. ч. психологических и  психолого-педагогических обследованиях, беседах, коррекционно-развивающих и профилактических мероприятиях. Знакомство с планом работы, как правило, происходит на первом родительском собрании в новом учебном году. Соответствующая информация также размещается на сайте ОО и информационном стенде Центра комплексного сопровождения в вестибюле лицея.

3. Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами проведенных (плановых) мероприятий (психологических и  психолого-педагогических обследований, коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий) в рамках комплексного сопровождения ребенка на общешкольном родительском комитете или классных родительских собраниях. Родителям предоставляется обобщенная информация. Это позволяет им составить целостное представление о ситуации. Например, общие тенденции в профессиональном выборе обучающихся параллели или класса, ситуация с характером эмоционального состояния детей, результаты проведенных коррекционно-развивающих занятий в рамках обеспечения психологических условий в период адаптации к новым условиям обучения или для разрешения конфликтной ситуации в классе и т. д. Такие результаты, как уровень тревожности, уровень адаптации к новым условиям обучения, социометрия, выбор профессии, наличие акцентуаций, уровень агрессивности и др., требуют индивидуального ознакомления — назначается индивидуальная консультация для обоих родителей (законных представителей). В некоторых случаях приглашаются и другие родственники (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры).

4. Выработка совместных с родителями решений о стратегии оказания поддержки семье, помощи и сопутствия. Если встреча проходит в рамках психолого-медико-педагогического консилиума, то составляется соответствующий договор (приложение 3) и утверждается программа индивидуального психолого-педагогического сопутствия обучающегося. Стратегия работы всех членов сопутствия и родителей определяется в рамках Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений ОО и закрепляется его решением.

5. Реализация стратегии психолого-педагогической помощи, поддержки или сопутствия семьи в соответствии с вышеперечисленными моделями.

6. Отслеживание результативности психологической помощи, поддержки или сопутствия семьи.

7. Подведение итогов психологической помощи, поддержки или сопутствия семьи.

Приложение 1

Психолого-педагогическая поддержка семьи в образовательной организации

Положение о Центре комплексного сопровождения

Общее положение

1.1. Центр комплексного сопровождения (далее — Центр) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 10» г. Белгорода (далее — Учреждение) является структурным подразделением Учреждения и представляет собой профессиональное объединение сопутствующих специалистов ( педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, медицинских работников).

1.2. Деятельность Учреждения направлена на создание благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации обучающихся, сохранение психологического, соматического и социального здоровья участников образовательных отношений.

1.3. Нормативно-правовым основанием деятельности Учреждения является: