Формы и методы гражданско-патриотического воспитания в школе

663

Практический интерес к данному вопросу на сегодняшний день диктуется необходимостью осознания сущности гражданско-патриотического воспитания в школе в условиях современности рассматривается как эффективный механизм образовательной политики государства в соответствии с переменами, которые происходят в социуме и требованиями, предъявляемыми новой социально-политической ситуацией.

Патриотизм и культура межэтнических отношений играют важную роль в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности во все периоды ее становления. Детский возраст для системы патриотического воспитания наиболее восприимчив, т. к. это период утверждения себя, осознания себя в социуме, активного развития социальных интересов и определения жизненных идеалов. Но реализация патриотического воспитания исключительно и даже с преобладанием помощи знаниевого подхода неэффективна и чаще всего невозможна. Меняется время, меняется социум, обязано меняться в школе содержание, формы и методы патриотического воспитания, которые должны соответствовать современным социально-педагогическим реалиям. Возникает необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Исключительно через активное вовлечение в социально-значимую деятельность и осознанное участие в ней, посредством изменения школьного климата, развитие самоуправления можно достичь успехов в этом направлении.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р (далее – Стратегия развития воспитания в РФ) главенствующей задачей  Российской Федерации в сфере образования, обучения и воспитания подрастающего поколения является развитие высокодуховной личности, разделяющей традиционные духовные ценности общества, владеющей наиболее важными знаниями и умениями, способной претворить в жизнь свой потенциал в условиях современного социума, готовой к мирному созиданию и при необходимости защите Отчизны, как бы высокопарно это не звучало.

Актуальность, цели, задачи гражданско-патриотического воспитания в школе

Актуальность вопроса определяется определяется:

  • расширением негативной сферы общественного пространства, оказывающей отрицательное влияние на сознание и чувства россиян;
  • генезисом современных социокультурных и экономических реалий, происходящих из процесса формирования рыночной экономики;
  • рассогласованием деятельности основных социальных институтов, складывавшегося в течение многих десятков лет механизма социализации поколений, сопряженного с разрушением и девальвацией системы классических ценностей, преемственности поколений и обострением общественных противоречий в социуме;
  • ростом нигилизма, снижением уровня образования и культуры подрастающего поколения;
  • идеологией реформ, сопровождающихся деструкциями в работе с молодежью;
  • вестернизацией общественного сознания, внедрением далеких для отечественного менталитета, в основном  проамериканских, ценностей, которые вытесняют собственные традиции, культуру и историю.

Вестернизация (от англ. west – запад) – термин, означающий перенос структур, технологий и образа жизни западных (европейских) обществ в незападные.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитательного процесса. Оно представляет собой систематическую и целенаправленную работу общеобразовательных организаций (далее – ОО) по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и прав и обязанностей защитить интересы Родины, которые диктуются Конституцией.

Цель патриотического воспитания подростков – формирование и развитие у них высокой социальной активности, активной гражданской позиции, нравственности, становление граждан, ориентированных на позитивные ценности и качества, способных конструктивно проявить их в созидательном процессе в интересах общества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель пронизывает весь педагогический процесс, охватывает все структуры, объединяя учебную и внеурочную деятельность школьников, все многообразие деятельности.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • установление в обществе, в сознании и эмоциях граждан общественно-значимых патриотических ценностей,  убеждений, уважения к культурному и историческому традициям и наследию, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
  • формирование и обеспечение реализации возможностей для эффективного привлечения граждан к решению социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем социума;
  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав человека, декларируемых Конституцией и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга; 
  • формирование и развитие у граждан России чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь;
  • привлечение традиционных для России религиозных конфессий для создания у граждан потребности служения Отечеству, ее защиты как высшего нравственного долга;
  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противостояние антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, подлогу и фальсификации истории Отечества;
  • формирование расовой, национальной, религиозной толерантности, развитие дружеских отношений между народами.

Принципы и направления гражданско-патриотического воспитания в школе

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания подростков относятся:

  • научность;гуманизм;
  • демократизм;приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность;
  • преемственность и непрерывность в развитии подростков;
  • направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • многообразие форм, методов и средств воспитания.

С принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»1 общественные институты, образовательные организации получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу. Направления патриотического воспитания в ОО сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе.

Согласно стратегии развития воспитания в РФ гражданско-патриотическое воспитание в школе и формирование российской идентичности предусматривают: 

  • создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ РФ  патриотического воспитания детей, в т. ч. военно-патриотического воспитания;
  • повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
  • развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Система ценностей гражданско-патриотического воспитания в школе условно может быть разделена на главные сферы:

  • духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
  • нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
  • историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
  • государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Они взаимосвязаны и взаимодополняемы. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

Направления гражданско-патриотического воспитания в школе

1. Социальное направление гражданско-патриотического воспитания в школе
Цели:

  • воспитание сознательного отношения к учебе;
  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни через формирование активной социальной позиции;
  • формирование общности интересов детей и родителей через совместные творческие дела и знакомство с историей своей семьи;
  • формирование у обучающихся представлений об этике и психологии семейной жизни.

Содержание:

организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр; изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;организация совместных коллективных творческих дел;организация и проведение благотворительных акций;организация работы с родителями.

2. Политическое направление гражданско-патриотического воспитания в школе.
Цели:

  • воспитание правовой культуры;
  • знакомство с правовыми нормами и процедурами;выработка правовой культуры;развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

Содержание:

  • изучение символики России, края, города, школы;оформление уголка символики;проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
  • изучение родного края и страны через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;
  • сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;
  • совершенствование системы классного и школьного самоуправления;организация встреч с выпускниками школы, ветеранами войн, передовиками производства;
  • организация шефства над ветеранами Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям населения;
  • акция «Ветеран живет рядом».

3. Экономическое направление гражданско-патриотического воспитания в школе.
Цели:

  • воспитание экономической культуры мышления у обучающихся;
  • формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.