Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

127

Нравственные ориентации являются составной частью системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру и придающей смысл и направление личностным позициям и поступкам. Они, с одной стороны, детерминированы факторами среды и воспитания, с другой — индивидуальностью и уровнем психического развития личности.

Нравственная ориентация как вид ценностных ориентаций — духовное образование, социально-психологический феномен, являющийся результатом отражения в сознании человека общественных воздействий, их индивидуальной интерпретации, точки зрения, морали как формы общественного сознания и способа духовно-практического освоения действительности. Этот результат интернализации личностью нравственных ценностей выражает ее позицию к другому человеку, себе, социальным и межличностным взаимосвязям, окружающим объектам, выступающим в виде превращенных общественных отношений.

Она носит максимально обобщенный и достаточно устойчивый характер, оказывает влияние на все формы проявления сознания, простраивание собственного образа, включает особенности социальной установки в виде предрасположенности к определенной направленности деятельности, содержит в себе момент выбора поведения, стимулирует глубокие эмоциональные переживания человека.

Духовно-нравственное развитие в школе и воспитание младших школьников представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации. Анализ педагогической литературы, материалов научно-практических конференций, посвященных проблемам духовно-нравственного развития детей и подростков, позволяет сделать выводы о том, что степень значимости нравственных ориентаций личности в нравственном становлении достаточно велика.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для школы.

Существующая педагогическая работа по нравственному воспитанию младших школьников в большей степени ориентирована на развитие посредством оценки обобщенных примеров. Несмотря на всю ценность такого подхода, он явно недостаточен, поскольку практически не учитывает конкретные представления о добре и зле, субъективный нравственный опыт детей.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа должна сотрудничать с его родителями. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы образовательная организация (далее — ОО) была не только местом, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для полноценного нравственного становления личности.

Задачиработы по нравственному воспитанию младших школьников

Воспитательная работа школы должна быть направлена:

  • на обогащение эмоционального мира обучающихся нравственными переживаниями и формирование нравственных ценностей и ориентаций;
  • вооружение обучающихся знаниями о нравственности, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности нравственных норм;
  • привитие культуры, формирование навыков и привычек нравственного поведения;систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: ответственности за свои решения, действия и поступки, терпимости по отношению к ближайшему окружению, близким людям, способности к совершению хороших поступков и сохранению собственного достоинства в трудных ситуациях, умению жить в ладу с другими народами и культурами, терпимости в общении.

Исследование нравственных ориентаций личности в процессе работы по нравственному воспитанию младших школьников

Рассмотрим результаты исследования, проведенного среди 20 обучающихся 14–16 лет ( 8-10-е классы) студии допрофессиональной подготовки «Гармония» БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества „Амурский“».

Были использованы следующие методики изучения нравственных ориентаций:

  • Методика «Три самых ценных качества» (Подольский Д.А.).
  • Методика знания и понимания обучающимися понятий «нравственность», «нравственный поступок», «гуманность», «достоинство», «совесть», «честь» (Подольский Д.А.).
  • Метод незаконченных предложений (Яновская М.Г.).Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (Яновская М.Г.).

Методика «Три самых ценных качества»

Обучающимся предлагалось назвать три самых ценных качества человека.

Двое обучающихся смогли назвать только 2 самых ценных качества человека, т. е. задание вызвало определенные затруднения. Качество, которое было названо большинством обучающихся, — это честность (что является принципиально важным для подростков, так же как и обостренное чувство справедливости). Прочное лидирующее место также заняла доброта, потребность в которой по отношению к себе ощущает каждый человек. Большинство выделенных обучающимися наиболее ценных качеств человека и духовно нравственное становление личности связаны так или иначе с проявлением отношения к другим людям, с человеческими взаимоотношениями.

Количественные результаты диагностики представлены в табл. 1.

Таблица 1

Самые ценные качества человека

№ п/п

Качества человека

Кол-во чел.

%

1

Честность

16

80

2

Доброта

12

60

3

Уважение к другим людям

5

25

4

Понимание других людей

5

25

5

Альтруизм

3

15

6

Искренность

3

15

7

Справедливость

2

10

8

Мудрость

2

10

9

Способность выразить свое мнение

2

10

10

Спокойствие

2

10

11

Верность

2

10

12

Открытость

1

5

13

Доверие

1

5

14

Доброжелательность

1

5

Диагностика знания и понимания нравственных ориентаций личности в процессе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Задача обучающихся — дать определение таким понятиям, как «нравственность», «нравственный поступок», «гуманность», «достоинство», «совесть», «честь». Полученные ответы сравниваются с дефинициями в педагогическом словаре (энциклопедии), и подсчитывается количество обучающихся (в процентах), которые понимают правильно, неправильно или не знают содержание данных понятий. Полученные количественные показатели анализируются.

Выводы

Обучающиеся испытывают определенные затруднения в правильной формулировке понятий. Учитывая то, что становление личности происходит в повседневной жизни, большинство нравственных понятий на бытовом уровне трактуется и понимается правильно. Из всех приведенных нравственных понятий наиболее часто употребляемым в повседневной жизни является понятие «совесть», которое обучающиеся ассоциируют с чувством вины за неправильные или плохие поступки или с барьером, который не дает такие поступки совершать. Поскольку некоторые понятия неоднозначны, т. е. имеют ряд значений, это также проявилось в ответах обучающихся.

В таблице 2 приведены результаты диагностики знания и понимания обучающимися нравственных понятий.

Таблица 2

Понятие

Правильно понимают

Неправильно понимают

Не знают (не смогли дать определение)

Нравственность

76

8

16

Нравственный поступок

76

8

16

Гуманность

88

4

8

Достоинство

84

8

8

Совесть

96

0

4

Честь

72

20

8

Методика незаконченных предложений в работе по нравственному воспитанию младших школьников

Задача обучающихся в рамках данной методики — продолжить предложения:

1. Хорошая жизнь — это …

Примеры окончаний предложения, сделанные обучающимися:

жизнь без тревог и страха, т. е. спокойная жизнь;миллион долларов и яхта;когда рядом близкие люди, ты достаточно зарабатываешь, есть семья;когда все идет гладко и мечты осуществляются.

Результаты

Около 85% обучающихся в понимание хорошей жизни включают несколько различных составляющих. У 64% в качестве обязательной составляющей хорошей жизни признано духовно нравственное становление личности и обозначена семья ( в т. ч. будущая) и близкие люди (любящие люди, верные друзья, здоровые родные, большая семья, когда есть жена и дети, когда близкие рядом живы и здоровы и т. п.). У 35% хорошая жизнь ассоциируется с материальной обеспеченностью (миллион долларов и яхта, деньги, достаточно зарабатывать, жить в достатке и т. п.). 28% связывают ее с любимой работой, занятием интересным делом. У 25% хорошая жизнь ассоциируется с положительными эмоциональными состояниями, чувствами (настоящая любовь, счастье, больше радости, чем грусти, отсутствие тревог и страха и т. п.). 22% видят ее в социальной успешности (успех в работе, слава, хорошие взаимоотношения с окружающими и т. п.). 18% считают, что это независимость, отчасти связанная и с безответственностью (никто не ущемляет твои права, свобода от всего, не надо никуда идти и никуда спешить, жить так, как тебе нравится, и т. п.).

2. Самое главное в жизни — …

Примеры окончаний предложения, сделанные обучающимися:

  • достигнуть своих целей и исполнить мечты;
  • чтобы у тебя были люди, на которых ты можешь положиться;
  • семья и любовь, найти свою вторую половинку;
  • делать так, чтобы тебя уважали и любили, помогать людям в трудные минуты чем сможешь;
  • создать семью и обеспечить ее, уважать тех, кто к тебе относится хорошо;найти свое место под солнцем и жить спокойно.

Результаты исследования духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:

  • Около 50% обучающихся считают, что главное в жизни — это семья и счастье близких, иметь в своем окружении людей, на которых можно положиться.
  • 46% — любовь.
  • 42% — прожить жизнь достойно, быть нужным и уважаемым другими людьми.
  • 22% — достичь желаемого (цели, мечты, место под солнцем и т. п.).
  • 15% — правильный выбор профессии.
  • 8% — свобода.

3. Наивысшая ценность для человека — …

Примеры окончаний предложения, сделанные обучающимися:

  • семья и близкие люди;
  • деньги;
  • жизнь, само право на жизнь;
  • здоровье, ведь его ни за какие деньги не купишь.

Результаты:

  • 42% обучающихся назвали наивысшей ценностью здоровье свое и близких.
  • 34% — семью и близких людей.
  • 28% — человеческую жизнь.
  • Незначительное количество обучающихся (8–12%) в качестве наивысшей ценности назвали детей, счастье, честность, деньги, хорошее будущее, информацию.

4. Быть человеком — значит…

Примеры окончаний предложения, сделанные обучающимися:

  • обладать собственным мнением, открыто выражать его;
  • быть гуманным, считаться с мнением окружающих, помогать в трудную минуту, думать не только о себе, но и о близких, жить не только в свое удовольствие;прожить свою жизнь достойно, поступать по совести;быть разумным.

Результаты:

  • 64% обучающихся считают, что быть человеком — это обладать определенными положительными качествами, такими, как честность, справедливость, порядочность, гуманность, бескорыстие, заботливость и т. п.
  • Для 36% важно духовное становление личности и достижение высокого уровня личностного и интеллектуального развития (разум, открытое выражение собственного мнения, стремление к получению знаний, постоянное самосовершенствование и т. п.).
  • 24% считают, что понятие быть человеком определяется поступками, которые совершаются в течение жизни в отношении других людей.
  • Для 12% это определяется понятием любить.

Работа по нравственному воспитанию младших школьников: методика нравственных ориентаций личности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»

С помощью анкетирования (табл. 3) устанавливаются нравственные представления обучающихся о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности.

Таблица 3

Описание

Пример

1. Совершенный тобой или кем-то другим принципиальный поступок

2. Зло, сделанное тебе другим

3. Доброе дело, свидетелем которого ты был

4. Совершенный кем-то бесчестный поступок

5. Справедливый поступок твоего знакомого

6. Безвольный поступок известного тебе человека

7. Проявленная кем-то из твоих друзей безответственность

Некоторые примеры поступков, приведенных обучающимися

Отказался курить (пробовать пиво), когда настойчиво предлагали. Занижение оценок, оскорбление моих родителей, унижение перед одноклассниками (предполагаем, что написано об учителе). Однажды увидел, как мужчина помог старушке, упавшей в обморок. Мальчишки всегда списывают контрольную работу, я знаю. Когда учитель оценивает одинаково и отличника, и ученика, который плохо учится, за одинаковый ответ. Один мой одноклассник делает все, что говорят ему его «друзья». Договорились встретиться с другом, я отложил все свои дела, а друг не пришел и отключил телефон.

Результаты

Обучающиеся испытали определенные затруднения в том, чтобы привести примеры принципиальных поступков. Большинство имеют правильное, но не всегда достаточно полное представление о том, что такое духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Это очевидно из приведенных ими примеров поступков. Приведенные примеры — бытовые, т. е. школьники получают представление о различных нравственных понятиях из реальной жизни, на собственном опыте. И на бытовом уровне способны оценивать происходящее, разделяя на «хорошо» и «плохо». Описанные примеры поступков связаны с характерными особенностями подросткового возраста, многими типичными проблемами детско-родительских отношений, ситуациями, в т. ч. конфликтными, с одноклассниками и учителями.

В таблице 4 представлены результаты качественного анализа ответов обучающихся, позволяющие определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах.

Таблица 4

Степень сформированности понятий о некоторых нравственных качествах (чел., %)

Понятия

Неправильное представление

Правильное, но недостаточно полное и четкое представление

Полное и четкое представление о нравственных качествах

Принципиальность

16

8

76

Чуткость

12

20

68

Справедливость

16

12

72

Дисциплинированность

20

24

56

Честность

4

12

84

Ответственность

20

34

46

В целом по результатам всего исследования можно сделать выводы

Для большинства респондентов материальные блага считаются необходимыми, важными для хорошей жизни, но не доминирующими ценностями.На бытовом уровне обучающиеся имеют представление о понятиях «нравственность», «нравственный поступок», «гуманность», «достоинство», «совесть», «честь», но испытывают затруднение в формулировке и разъяснении этих понятий.Большинство имеют правильное, но не всегда четкое и полное представление о нравственных качествах личности.Несмотря на кажущееся снижение значимости нравственных ориентиров и ценностей в современной России, подростки в качестве приоритетных выделяют «вечные ценности»: семью, близких людей, любовь, здоровье, самореализацию, занятие любимым делом.

Мы проанализировали нравственные ориентации подростков. Каковы же возможности ОО в их развитии? Образовательный процесс ОО, а также учреждений дополнительного образования имеет определенные ресурсы для этого. Ведущая роль здесь принадлежит предметам гуманитарного цикла (литература, история, обществознание), элективным курсам и факультативам по этике, психологии. На учебных занятиях по данным предметам развитие ценностей происходит через усвоение определенных понятий, анализ исторических и литературных примеров, анализ конкретных ситуаций в рамках различных тем по обществознанию.

Духовное становление личности и базовые ценности могут быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т. д., а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

Приведем пример из опыта внеклассной работы учителя БОУ г. Омска «Гимназия № 159» Кравчуковой С.В.

Результаты анкетирования, проведенного педагогом, дали основания для разработки классным руководителем программы по развитию нравственных ориентаций, состоящей из цикла проектов, включающих в себя посещения театров города. За два с половиной года обучающиеся приняли участие в девяти проектах: «Доброта спасет мир», «Кто — я? Какой — я?», «Я — дома, я — в школе, я — среди друзей», «Иметь свое мнение — это важно?», «Люди, без которых мне одиноко», «Ответственность и безответственность. Что кроется за этими словами», «Есть ли в жизни место подвигу?», «Вверх по лестнице жизни», «Счастливый билет моей судьбы».

По окончании каждого проекта дети писали небольшое эссе, в ходе обсуждения которого зачастую определялась тематика следующего проекта. Иногда подростки предлагали ее исходя из того, чем зацепил их спектакль: проблема, которую поднимает спектакль; сталкивались ли сами дети с такой проблемой; как ее решают герои; правильно ли они ее решают; как решили бы ее сами и т. д. Иногда классный руководитель сам предлагал тему, которая возникала после анализа эссе обучающихся.

Такая форма работы по духовному и моральному воспитанию не превращается в назидание и чтение нотаций. Это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Дискуссии и духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

Еще одна возможность развития духовных ориентаций — проведение дискуссий в рамках классных часов и коммуникативных тренингов. Дискуссии можно организовывать на примере психологических задач или нравственных историй Кольберга.

Пример истории (краткое содержание)

«В одной европейской стране от редкой формы онкологии умирает женщина. В городе есть человек (аптекарь), который разработал новое лекарство, пока не прошедшее испытаний. Однако, по мнению врача, это лекарство дает определенный шанс больной женщине. Муж женщины, его зовут Хайнц, приходит к аптекарю с просьбой продать ему пробную партию лекарства за 200 долларов (это все собранные им деньги). Но аптекарь называет сумму в 1000 долларов. Аргументируя тем, что он хочет получить прибыль от препарата, поскольку потратил на его разработку немало времени. Хайнц обращается с просьбой ко многим знакомым. Но собрать нужную сумму не удается. Аптекарь не идет на уступку. Тогда ночью Хайнц проникает в аптеку и крадет лекарство…».

Обучающимся предлагается решить, обосновать свое решение о том, правильно ли поступил Хайнц. Как они поступили бы на месте Хайнца? Был ли у него выбор?

Далее нужно дать оценку другим героям истории.

Такой прием не является принципиально новым, ведь еще Руссо писал о том, что, «критикуя порок под чужой маской, можно воспитать добродетель, не ущемляя личности ребенка», поэтому мы считаем, что он не утратил своих воспитательных возможностей, особенно в развитии нравственных ориентаций личности.

Темы дискуссий могут инициироваться самими обучающимися.

Таким образом, ОО может и способно формировать у обучающихся комплекс важнейших нравственных ценностей и ориентаций, что необходимо для становления личности.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль