Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Система профориентационной работы в школе: направления и особенности

  • 1 декабря 2015
  • 874

На сегодняшний день профориентационная помощь школьникам очевидно актуальна. В первую очередь потому, что от типа профессии, который выберут подростки, зависит, смогут ли они стать достойными гражданами своей страны. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа в школе поспособствует тому, что многие актуальные проблемы будут решены еще в период школьной учебы (как правило, в старших классах).

Сегодня зачастую задача свободного развития школьника становится целью воспитания, и в этой связи профессиональное самоопределение можно рассматривать и как внутреннее развитие личности, и как результат этого развития.

Критерием эффективности профориентационной работы в школе является уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Показатели самоопределившейся личности:

  • сформированы интересы и склонности;
  • определены способности;
  • учтены личностные особенности;
  • соотнесены желания с возможностями (здоровье);
  • известны потребности общества и особенности рынка труда;
  • определено учебное учреждение;
  • сформулирован профессиональный план и запасной его вариант.

Система профориентационной работы в школе

Профориентационная работа в школе на сегодняшний день выступает как естественное продолжение психолого-педагогической работы с учащимися, даже как ее логическое завершение в определенном смысле. Комплексное содействие в выборе профессии не только создает ориентиры и организует сам процесс учебной деятельности школьника, но и придает уверенности в будущем.

Полноценная система профориентационной помощи включает следующие социальные институты: ОО, различные психологические центры, профессиональные учебные заведения, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы, работающие с молодежью, местные органы власти и др. Координатором такой работы должна быть ОО.

Рассмотрим систему профориентационной работы в школе, созданную в ГОУ Центр образования № 1748 «Вертикаль», г. Москва (далее – Центр образования):

Профдиагностика – с ее помощью устанавливаются и изучаются возможности, желания и способности обучающихся к той или иной профессии, а также признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии.

Профконсультации – оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии в процессе профориентационной работе в школе. Это изучение личностных качеств обучающихся, их способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.

Профессиональный отбор – помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов.

Профессиональная адаптация – является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Профориентационный тренинг – занятия с обучающимися. Проводятся по программе «Город как школа» и предметному курсу «Профессиональное самоопределение» по программе С.Н. Чистяковой «Твоя профессиональная карьера» для 8–9-х классов.

При этом в данной системе работы обучающийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

Направления профориентационной работы в школе

Профориентационные мероприятия позволяют подросткам определить индивидуальную профессиональную траекторию.

Направления профориентационной работы в школе:

1. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность. Банк методических материалов по профориентации включает:

  • методики изучения личности в профориентационных целях;
  • дифференциально-диагностические опросники;
  • карты интересов;
  • наборы тестов, анкет и т. д.;
  • разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации обучающихся.

2. Информационная профориентация: профессиональная информация (например, информация о вузах г. Москвы) в Центре образования отражена на стенде «Путь к карьере», школьном сайте и информационном терминале, который расположен в фойе здания ОО.

Создана картотека профессий, а также разработаны рекомендации и памятки для подростков и их родителей, которая потом используется в процессе профориентационной работы в школе.

3. Внеклассная работа с обучающимися: конкурс «Профессиограмм», День профориентации, организация экскурсий, представление деятельности различных направлений дополнительного образования, выпуск стенгазет, просмотр видеофильмов, беседы с обучающимися, диспуты «Почему люди становятся безработными», «Я и мои права», «За что люди получают зарплату», «Я имею право на труд», создание презентаций «Мир профессий», конференции школьников, работа Комиссии по правам ребенка, Ученического самоуправления, смотр-конкурс «Куда пойти учиться» и т. д.

4. Индивидуальное консультирование обучающихся.

5. Внешнее взаимодействие: участие в мероприятиях учебных заведений – День открытых дверей, ярмарки профессий, посещение образовательных выставок, проведение совместных уроков, круглых столов, мастер-классов, встреч с представителями учебных заведений и т. д.

6. Организация работы с родителями: встречи со специалистами, родительское собрание «Правовые возможности продолжения образовательного маршрута обучающихся 9–11-х классов», консультативная помощь, совместные праздники и др.

План профориентационной работы в школе в начальных классах может включать:

  • проведение игр, праздников, встреч с родителями по ознакомлению детей с различными профессиями;
  • классные мероприятия «Профессии наших родителей»;
  • конкурсы рисунков «Все работы хороши»;
  • экскурсии в мастерские по трудовому обучению;
  • вовлечение обучающихся в кружки в соответствии с их интересами.

7. Организация работы с педагогами:

  • собеседование с классными руководителями 7–11-х классов, планирование работы;
  • работа психолого-педагогической мастерской для классных руководителей по вопросам профпросвещения;
  • собеседование (анкетирование) с классными руководителями;
  • инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы в школе;
  • фестиваль педагогических идей;
  • взаимопосещение классными руководителями мероприятий по профориентации;
  • семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с обучающимися начальных классов».

8. Мониторинг качества реализации программы по профориентации в школе:

  • оценка уровня удовлетворенности выпускников ОО избранной специальностью;
  • творческие отчеты классных руководителей по профориентации обучающихся;
  • анализ соответствия профнамерений подростков и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору;
  • ведение учета распределения выпускников по выбранным учебным заведениям;
  • анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы.

9. Приобретение профессиональных навыков: учитывая отсутствие учебно-производственного комбината и профессиональных мастерских в Центре образования, профессиональные навыки приобретаются:

  • обучающимися 1–7-х классов на экскурсиях;
  • обучающиеся 8–9-х классов применяют свои знания и умения, участвуя в мастер-классах, которые проводятся на базе профессиональных колледжей;
  • обучающиеся 10–11-х профильных классов (информационно-технологический, социально-гуманитарный) используют профессиональные знания, умения, навыки при создании компьютерных программ, игр, учебных фильмов и т. д.

Таким образом, ОО создает условия для грамотной организации профориентационной работы в школе, а именно для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному самоопределению, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.