Система профориентационной работы в школе: направления и особенности

182

На сегодняшний день профориентационная помощь школьникам очевидно актуальна. В первую очередь потому, что от типа профессии, который выберут подростки, зависит, смогут ли они стать достойными гражданами своей страны. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа в школе поспособствует тому, что многие актуальные проблемы будут решены еще в период школьной учебы (как правило, в старших классах).

Сегодня зачастую задача свободного развития школьника становится целью воспитания, и в этой связи профессиональное самоопределение можно рассматривать и как внутреннее развитие личности, и как результат этого развития.

Критерием эффективности профориентационной работы в школе является уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Показатели самоопределившейся личности:

  • сформированы интересы и склонности;
  • определены способности;
  • учтены личностные особенности;
  • соотнесены желания с возможностями (здоровье);
  • известны потребности общества и особенности рынка труда;
  • определено учебное учреждение;
  • сформулирован профессиональный план и запасной его вариант.

Система профориентационной работы в школе

Профориентационная работа в школе на сегодняшний день выступает как естественное продолжение психолого-педагогической работы с учащимися, даже как ее логическое завершение в определенном смысле. Комплексное содействие в выборе профессии не только создает ориентиры и организует сам процесс учебной деятельности школьника, но и придает уверенности в будущем.

Полноценная система профориентационной помощи включает следующие социальные институты: ОО, различные психологические центры, профессиональные учебные заведения, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы, работающие с молодежью, местные органы власти и др. Координатором такой работы должна быть ОО.

Рассмотрим систему профориентационной работы в школе, созданную в ГОУ Центр образования № 1748 «Вертикаль», г. Москва (далее – Центр образования):

Профдиагностика – с ее помощью устанавливаются и изучаются возможности, желания и способности обучающихся к той или иной профессии, а также признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии.

Профконсультации – оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии в процессе профориентационной работе в школе. Это изучение личностных качеств обучающихся, их способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.

Профессиональный отбор – помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов.

Профессиональная адаптация – является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Профориентационный тренинг – занятия с обучающимися. Проводятся по программе «Город как школа» и предметному курсу «Профессиональное самоопределение» по программе С.Н. Чистяковой «Твоя профессиональная карьера» для 8–9-х классов.

При этом в данной системе работы обучающийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

Направления профориентационной работы в школе

Профориентационные мероприятия позволяют подросткам определить индивидуальную профессиональную траекторию.

Направления профориентационной работы в школе:

1. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность. Банк методических материалов по профориентации включает:

  • методики изучения личности в профориентационных целях;
  • дифференциально-диагностические опросники;
  • карты интересов;
  • наборы тестов, анкет и т. д.;
  • разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации обучающихся.

2. Информационная профориентация: профессиональная информация (например, информация о вузах г. Москвы) в Центре образования отражена на стенде «Путь к карьере», школьном сайте и информационном терминале, который расположен в фойе здания ОО.

Создана картотека профессий, а также разработаны рекомендации и памятки для подростков и их родителей, которая потом используется в процессе профориентационной работы в школе.

3. Внеклассная работа с обучающимися: конкурс «Профессиограмм», День профориентации, организация экскурсий, представление деятельности различных направлений дополнительного образования, выпуск стенгазет, просмотр видеофильмов, беседы с обучающимися, диспуты «Почему люди становятся безработными», «Я и мои права», «За что люди получают зарплату», «Я имею право на труд», создание презентаций «Мир профессий», конференции школьников, работа Комиссии по правам ребенка, Ученического самоуправления, смотр-конкурс «Куда пойти учиться» и т. д.

4. Индивидуальное консультирование обучающихся.

5. Внешнее взаимодействие: участие в мероприятиях учебных заведений – День открытых дверей, ярмарки профессий, посещение образовательных выставок, проведение совместных уроков, круглых столов, мастер-классов, встреч с представителями учебных заведений и т. д.

6. Организация работы с родителями: встречи со специалистами, родительское собрание «Правовые возможности продолжения образовательного маршрута обучающихся 9–11-х классов», консультативная помощь, совместные праздники и др.

План профориентационной работы в школе в начальных классах может включать:

  • проведение игр, праздников, встреч с родителями по ознакомлению детей с различными профессиями;
  • классные мероприятия «Профессии наших родителей»;
  • конкурсы рисунков «Все работы хороши»;
  • экскурсии в мастерские по трудовому обучению;
  • вовлечение обучающихся в кружки в соответствии с их интересами.

7. Организация работы с педагогами:

  • собеседование с классными руководителями 7–11-х классов, планирование работы;
  • работа психолого-педагогической мастерской для классных руководителей по вопросам профпросвещения;
  • собеседование (анкетирование) с классными руководителями;
  • инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы в школе;
  • фестиваль педагогических идей;
  • взаимопосещение классными руководителями мероприятий по профориентации;
  • семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с обучающимися начальных классов».

8. Мониторинг качества реализации программы по профориентации в школе:

  • оценка уровня удовлетворенности выпускников ОО избранной специальностью;
  • творческие отчеты классных руководителей по профориентации обучающихся;
  • анализ соответствия профнамерений подростков и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору;
  • ведение учета распределения выпускников по выбранным учебным заведениям;
  • анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы.

9. Приобретение профессиональных навыков: учитывая отсутствие учебно-производственного комбината и профессиональных мастерских в Центре образования, профессиональные навыки приобретаются:

  • обучающимися 1–7-х классов на экскурсиях;
  • обучающиеся 8–9-х классов применяют свои знания и умения, участвуя в мастер-классах, которые проводятся на базе профессиональных колледжей;
  • обучающиеся 10–11-х профильных классов (информационно-технологический, социально-гуманитарный) используют профессиональные знания, умения, навыки при создании компьютерных программ, игр, учебных фильмов и т. д.

Таким образом, ОО создает условия для грамотной организации профориентационной работы в школе, а именно для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному самоопределению, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль