Организация внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

388

Введение и реализация федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования потребовало от учителя освоения новых компетенций. Одной из таких компетенций стала способность к организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы.

Образовательная организация самостоятельно определяет:

  • направления курсов c учетом требований ФГОС начального общего образования ; 
  • формы организации; порядок и принципы чередования учебной и внеурочной деятельности; 
  • порядок разработки индивидуальных учебных планов, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося.

Организация и анализ внеурочной деятельности в начальной школе — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отдельными группами учащихся. Важно, чтобы она не сводилась к набору мероприятий, а была системно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ООП начального общего образования.

Целью внеурочных занятий в начальной школе является достижение планируемых результатов освоения ООП начального общего образования, индивидуальное развитие учащихся, оптимизация учебной нагрузки. Целью дополнительного образования является реализация дополнительных образовательных программ, направленных на самореализацию учащихся в творчестве, их предпрофессиональную ориентацию, создание условий для социальных проб и обогащения опыта самооценки.

Отличительные особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе

  1. Содержание занятий строится на изучении интересов и потребностей учащихся разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы учащихся и членов их семей.
  2. Она строится на условиях добровольного участия, активности учащихся; деятельность носит неформальный характер, способствует формированию равноправных отношений учащихся с одноклассниками и педагогами на основе общих интересов.
  3. Допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу); в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы учащихся: одаренных; имеющих отклонения в умственном развитии; имеющих физические недостатки; склонных к асоциальным формам поведения; разного возраста и т. д.;
  4. Осуществляется быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа при сохранении традиционных и инновационных видов занятий;
  5. Осуществляется широкое использование образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т. п.).

Связь основного и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности в начальной школе

Цели ООП начального общего образования имеют комплексный характер и подчиняются требованиям программы ФГОС НОО в школе. В дополнительных общеразвивающих программах цели узко заданы, ограничены спецификой содержания занятий, их предметной направленностью.

В расчет стоит принять рекомендуемые Минобрнауки России формы организации. 

Согласно представленной модели возможны следующие варианты реализации плана внеурочной деятельности в начальной школе:

  1. Школа полного дня. Организуется в режиме полного дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем занятия вне уроков.
  2. Сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры своего микрорайона, а также использование ресурса организаций дополнительного образования детей.
  3. Оптимизация должностных обязанностей педагогических и руководящих работников ОО. Реализуется за счет пересмотра должностных обязанностей всех членов педагогического коллектива: педагога-психолога, логопеда, организатора работы с учащимися, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.
  4. Инновационная практика. План организации внеурочной деятельности в начальной школе реализуется в образовательных организациях (далее — ОО), включенных в экспериментальную или исследовательскую работу. Например, школа является ресурсным центром, и вся работа идет в рамках этого центра. Инновационные ОО расширяют содержание ООП начального общего образования за счет внеурочных занятий.

Региональный опыт организации внеурочной деятельности в начальной школе

На основе оптимизационной модели в г.  Санкт-Петербурге была разработана региональная модель внеурочной деятельности.

В  инструктивно-методическом письме Комитета по образованию СПб от  14.05.2014 №  03-20-1905/ 14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» и в письме Комитета по образованию СПб от  15.09.2014 №  03-20-3717/ 14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности» рекомендован ряд положений, регулирующих организацию внеурочной деятельности в начальных школах в г. Санкт-Петербурге:

  1. Её план не должен включать занятия в рамках дополнительного образования, при проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на группы.
  2. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает режим , образовательной организации необходимо обеспечить оптимизацию режима работы групп продленного дня и отделения дополнительного образования ОО в целях недопущения двойного финансирования при выполнении государственного задания и организации предоставления государственных услуг.
  3. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает расписание занятий, продолжительность занятия составляет 35–45 мин; во время организации внеурочной деятельности в начальной школе образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает содержание курсов.
  4. Обязательной частью является описание планируемых результатов освоения курса и форм их учета; реализация курсов проводится без балльного оценивания результатов освоения курса.
  5. Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования детей, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях и учреждениях, количество часов занятий сокращается.

Виды и формы организации внеурочной деятельности в начальной школе

Каждый вид занятий может быть представлен различными организационными формами (табл. 1).

Таблица 1

Виды и формы занятий

Направления внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное. Духовно-нравственное.
Общеинтеллектуальное. Общекультурное.
Социальное
Игровая.
Познавательная.
Проблемно-ценностное общение.
Досугово-развлекательная (досуговое общение).
Художественное творчество.
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая).
Трудовая (производственная).
Техническое творчество.
Спортивно-оздоровительная.
Туристско-краеведческая 
Игра.
Соревнование.
Кружок.
Студия.
Секция.
Турнир.
Встреча.
Концерт.
Спектакль.
Практика (полевая, социальная).
Экскурсия.
Культпоход.
Туристический поход.
Организация деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями

Поскольку реализация организации внеурочной деятельности в начальной школе обеспечивает достижение планируемых результатов ООП начального общего образования, она является ресурсом индивидуализации образования обучающихся (включая разработку индивидуальных учебных планов) и спецификации ООП образовательной организации по каждому из уровней общего образования.

Также можно планировать интегрированные результаты освоения рабочих программ. Выбор приоритетов зависит от миссии ОО, ее целей и задач развития, от мониторинга предметных и метапредметных результатов. Когда, к примеру, в ОО сильная, ориентированная на подготовку к гимназическому образованию, школа развития, ОО делает акцент на том, что позволяет расширить предметную составляющую. Например, предлагаются занятия в театральной студии на иностранном языке, литературная гостиная, клуб любителей испанских сказок и т. п.

Необходимо индивидуализировать учебный план ученика через выбор им совместно с родителями курсов и занятий, помогать восполнить дефициты уроков. Поэтому при организации внеурочной деятельности в начальной школе занятия следует проводить в малых группах, наполнение которых в зависимости от организационных форм определено локальными актами ОО. Не менее 50% времени на занятиях должна составлять практическая работа (табл. 2).

Таблица 2

Распределение часов внеурочной деятельности в зависимости от дефицитов ресурсной составляющей ОО

Возможные дефициты реализации ООП НОО Корректирующее содержание программ внеурочной деятельности
Физиологическое развитие учащихся:
  • мелкой моторики руки;
  • ​правильного дыхания;
  • движения

Лепка, вязание, работа с конструктором «ТИКО» и «ЛЕГО», бисероплетение и др.

БОС-технологии.

Хоровое пение.

Cпортивные, народные игры, общая физическая подготовка

Кадровые ресурсы

Разноуровневые кружки по формированию ИКТ-компетентности.

Плавание

Академическое время для дифференцированной работы Разноуровневые кружки по формированию УУД, кружки по интересам, проектная деятельность
Характер информационно-образовательной среды школы Модульные программы по изучению родного края в разных аспектах
Содержание УМК

Модульная программа «Безопасность», состоящая из блоков правил дорожного движения, гражданской обороны.

Программа «Школа выживания» или программа «Основы безопасности жизнедеятельности».

Библиографический кружок

Дефицит времени на дифференцированную работу в ООП начального общего образования наиболее остро проявляется при работе над долгосрочными проектами и творческими заданиями. На уроке учитель, как правило, может провести только запуск проекта (задания) или презентацию продукта. Но основная дидактическая задача, которую нужно учитывать при организации внеурочной деятельности в начальной школе — это научить учащегося работать с разными источниками информации, получить опыт сотрудничества в команде, получить опыт поиска партнеров в разных социальных группах (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, одноклассники, соседи и т. д.) для решения учебной задачи. Следовательно, основная работа будет идти при участии педагога как консультанта.

Целесообразно предусматривать часы на консультации по проектам. Консультации могут быть как групповые, так и индивидуальные. Процедура проведения таких консультаций (количество выделенных часов) должна быть описана в локальном акте. Для удовлетворения образовательных потребностей учащихся и их родителей возможно создание разноуровневых кружков. Например, кружок математики по подготовке к олимпиадам; кружок русского языка для детей-инофонов.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе отвечает воспитывающим целям

Разработка плана внеурочной деятельности в начальной школе предполагает духовно-нравственное развитие ученика и во многом сориентировано на достижение личностных образовательных результатов ООП начального общего образования. Во многих регионах РФ есть уникальные возможности для изучения родного края в разных аспектах. Расширение образовательной среды класса через музейные занятия, посещение театров, выставок, исторических и природоведческих экскурсий позволит ученикам более полно познать свой родной край. Подготовка и проведение таких занятий требует другого подхода к учету времени, затраченного при организации внеурочной деятельности учителем начальной школы.

Некоторые учебно-методические комплекты (далее — УМК) предполагают продолжение знакомства с учебным материалом. Так, например, большинство учебников «Технология» рассчитаны на изучение данного учебного предмета в режиме 2 ч в неделю, тогда как учебным планом, как правило, на это выделяется 1 ч в неделю. В этом случае в дополнение к часам, отведенным учебным планом, может быть использован один час вне уроков. Занятия по правилам дорожного движения могут быть вынесены в отдельный модуль соответствующего курса.

Варианты организации внеурочной деятельности в начальной школе

Для организации групп учащихся для занятий используются различные варианты объединения учащихся. Так, в одних школах формируются разновозрастные группы, группы из одного класса или из одной параллели. В других школах — полностью класс является группой. Это зависит от особенностей и возможностей каждой конкретной ОО, реализующей требования ФГОС НОО в начальной школе. Для детей, посещающих группу продленного дня, создается свой план, т. к. их режим отличается от режима других детей. Часть занятий у них может проходить в малых группах, а часть всей группой.

При организации внеурочной деятельности в начальной школе надо помнить, что занятия могут быть регулярными и нерегулярными или организованы интенсивом.

Регулярные занятия: классные часы, кружки, секции и др. занятия, которые проводятся с четко фиксируемой периодичностью и в четко установленное время.

Нерегулярные занятия: традиционные формы, планируемые школой по различным направлениям (праздники, вечера, соревнования, дискуссии, социальные проекты, акции и др.)

Интенсив: целостная система обучения, при которой в минимальный срок происходит усвоение максимального объема учебного материала и формирование навыков и умений его применения. Это организация занятия блоком, погружение, а также занятия в музее, на выставке, посещение театра, экскурсия, где содержание и форма организации занятия работают на  духовно-нравственное развитие и социализацию учащихся.

В ходе реализации плана внеурочной деятельности в начальной школе могут использоваться следующие программы:

  1. Образовательные, ориентированные на достижение результатов определенного уровня. Например, «Информатика и ИКТ. Начальный курс», спортивные секции.
  2. Комплексные образовательные (переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня). Например, «Мой инструмент — компьютер», «Первый шаг в робототехнику».
  3. Тематические образовательные. Например, дискуссионный клуб «Здоровье», образовательная программа патриотического воспитания, воспитания толерантности.
  4. Образовательные по конкретным видам. Например, «Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиаде»;  «Наглядная геометрия».
  5. Возрастные образовательные (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; подростков; старшеклассников). Например, «Мир моих интересов». Индивидуальная образовательная программа младшего школьника. Например,  «Учимся успешному чтению».

Составить программу организации внеурочной деятельности в начальной школе может сам учитель или группа учителей. Также они могут адаптировать уже существующие, опубликованные в различных издательствах («Просвещение», «Академкнига», «Вентана-граф», «Баласс» и др.). Поскольку план внеурочной деятельности является наряду с учебным планом основным механизмом реализации ООП начального общего образования, то к рабочим программам курсов предъявляются те же требования, что и к рабочим программам предметов и дисциплин учебного плана. Их утверждение происходит на уровне ОО.

План внеурочной деятельности в начальной школе предусматривает интеграцию в программу формирования УУД учащихся, программу духовно-нравственного развития и воспитания, программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Срок реализации курсов определяется на период реализации основной образовательной программы с учетом возможности преемственности курсов как в начальной школе, так и с основной школой. Также следует учитывать, что содержание рабочих программ курсов не должно дублировать содержание, изучаемое на отдельных учебных предметах (предполагает выход за рамки программного содержания по предметам) и перенос материала последующих классов.

В случае тесной связи курса с той или иной дисциплиной учебного плана, педагог вправе выставить обучающемуся балльную отметку в журнал учета успеваемости за отдельные образовательные достижения. Чаще для определения эффективности плана внеурочной деятельности в начальной школе используется педагогическая диагностика, порядок которой определяется рабочей программой курса и (или) планом внутришкольного контроля. Диагностика. Для оценки эффективности программ могут быть использованы: педагогическое наблюдение; анкетирование (анализ анкет); опросники (анализ опросных листов). Также с целью развития самооценочной компетенции младших школьников, можно использовать творческие дневники учащихся; творческие выставки и т. п. Особую роль играет технология портфолио.

Условием эффективности программы реализации внеурочной деятельности в школе будет являться проектирование маршрута личностного развития ученика, цель которого — формирование рефлексивных УУД учащихся. Данная цель предполагает разработку его индивидуальной образовательной траектории — персонального пути творческой реализации личностного потенциала ученика в образовательном процессе, осмысленного самостоятельно или совместно с педагогом. Для каждого ученика важно спроектировать индивидуальный объем и отразить это в пояснительной записке соответствующей рабочей программы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль