Школьники с интеллектуальными нарушениями: развитие мотивации к познанию

62

Школьники с интеллектуальными нарушениями: что полезно знать о их заболевании?

Интеллектуальная отсталость проявляется в тех случаях, когда очевидно что ребёнок не может полноценно познавать информацию в школе. Медики определяют такое заболевание как следствие органического поражение ЦНС.

В частности трудности психического развития учеников с таким заболеванием диктуются работой их высшей нервной системы: у школьников с нарушением интеллектуального развития процессы торможения и возбуждения слабые, условные связи формируются медленно, первая и вторая сигнальные системы нарушены, общая работа нервных процессов отличается тугоподвижностью. Именно поэтому в новом образовательном стандарте ФГОС для обучения школьников с интеллектуальными нарушениями используются иные образовательные приёмы:

  • Познавательные задачи должны быть доступными по содержанию именно для данной категории учащихся.
  • Для стимуляции образовательной деятельности педагог может использовать только позитивные средства, те которые вызывают нормальное поведение у учащихся, то есть им понятно что учитель относится уважительно и доброжелательно.
  • Преподаватель должен развивать у школьников с нарушением интеллектуального развития интерес к изучению окружающего мира. При этом обязательно должны учитываться возрастные и личностные особенности учащегося.
  • Периодически необходимо мотивировать детей к познавательной активности и формировать в них оптимистическое отношение к окружающей среде, социуму.

Все вышеперечисленные приёмы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями не могут рассматриваться отдельно от образовательно-информационной среды в которой дети учатся на данный момент. Так как здесь обязательно должны быть предусмотрены условия проведения коррекции личностного уровня для каждого ученика отдельно.

На сегодняшний день проектирование учебного процесса для школьников с нарушением интеллектуального развития проходит в рамках инноваций: появления новых научных и технических ресурсов образования.

Вся суть инновационной политики в обучении учеников с подобными отклонениями, заключается в признании того факта, что подобное образование вообще возможно, так как основано на организации процесса познавательной, речевой и предметной активности.

Варианты АООП при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями

Согласно новой системе образования ФГОС для учеников с отсталостью в умственном развитии ООП адаптировано: то есть дополнено специальной программой реабилитации ученика, с помощью организации иных условий обучения в школе. В общем случае деятельность педагогов в отношении развития лучшей познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллектуального развития, сводится к двум наиболее эффективным вариантам адаптированных учебных программ.

  1. Вариант: предусмотрен для учеников со слабо выраженной умственной отсалостью. В этом случае учащийся получает образование которое никак не соотносится по итогам завершения с достижениями детей без подобных умственных ограничений.
  2. Вариант: используется специально для школьников с интеллектуальными нарушениями умеренной и тяжёлой форм. Итоговые результаты, также не соотносятся с результатами обучения здоровых детей.

Самой сложной задачей для учителей, при внедрении перечисленных выше образовательных программ, является развитие мотивации к обучению. И не смотря на то, что учебная программа для школьников с нарушением интеллектуального развития не так консервативна как обычная школьная программа, тем не менее иная философия и идеология такого образования создаёт существенные преграды для интеграции детей с подобными отклонениями. Тех знаний и умений которыми обладают педагоги уже не достаточно, а обучение по заданному алгоритму не даёт результатов.

Средства мотивации для школьников с интеллектуальными нарушениями

Для того, чтобы была возможность реализовать выше обозначенные программы требуется создать условия для реализации творчества школьников с умственными отсталостью, так как именно такая деятельность может стать прекрасным средством мотивации к обучению. Из опыта педагогов наиболее действенным способом реализации творческий идей школьников с нарушением интеллектуального развития, является художественно-эстетическое направление дополнительного образования. В рамках именно такой деятельности отлично создаются детские социальные объединения, например: “Радуга”, “Цветик-семицветик”, которые затем принимают участие в конкурсах и фестивалях.

Ещё одним способом мотивации школьников с интеллектуальными нарушениями может быть внедрение коррекционных курсов. При этом их количество и содержание может определятся руководителями образовательного учреждения, исходя из тех потребностей в образовании, которые необходимы для конкретных детей, что выявляется посредством специальной психолого-медицинской комиссии и ИПР. Отличный потенциал для мотивации школьников с нарушением интеллектуального развития даёт их приобщение к проектной деятельности. В процессе подобной работы дети общаются со сверстниками из иных образовательных учреждений и через дистанционное взаимодействие находят общий язык с обычными детьми: в общении обычные и особые дети привыкают сотрудничать. Именно эту возможность дают творческие проекты, участие в конкурсах.

В целом создание новой образовательно-информационной среды для школьников с интеллектуальными нарушениями позволяет ускорить процесс интеграции большей части таких детей в социум. Именно поэтому в рамках начального образования детей с умственными отклонениями, рекомендуется использовать курсы коррекции: “Сенсорное развитие”, “Ритмика” и “Двигательное развитие”. Они помогают подготовить ребёнка к обучению и общению среди сверстников, а также позволяют привить ему формы коммуникативного обмена с большим количеством учащихся.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль