Сетевое взаимодействие школ и других организаций на примере проекта Экошкола

330

Одним из новых направлений деятельности администрации и педагогических коллективов начальных школ на этапе реализации Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) является создание и развитие сетевого взаимодействия школ как формы реализации образовательных программ.

Сегодня сетевое взаимодействие следует рассматривать в качестве инструмента эффективного позиционирования соответствующих инновационных обучающих практик с целью:

  • интеграции ресурсного обеспечения образовательных организаций;
  • распространения лучшего педагогического и управленческого опыта;
  • оптимизации кадрово-методических ресурсов.

Творческой группой педагогов девяти учреждений г. Ульяновска и Ульяновской области, г. Волгограда, г. Самары в 2013/14 уч. г. была создана и начала свою работу ЭКОШКОЛА, организованная на началах сетевого взаимодействия школ по решению задач экологического воспитания учащихся в рамках программ внеурочной деятельности учащихся и дополнительных общеразвивающих программ.


Это полезно знать при организации сетевого взаимодействия школ:

Статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает две формы реализации образовательных программ: самостоятельную и посредством сетевых форм.

Статья 15 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляет возможность «освоения обучающими образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций». Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется «на основании договора между организациями». Такие организации могут «совместно разрабатывать и утверждать образовательные программы».


С учетом положений Федерального закона № 273-ФЗ и на основании потребностей и возможностей заинтересованных сторон было создано инновационное пространство по реализации ФГОС начального общего образования в части формирования экологической культуры младших школьников. Основными ориентирами сетевого взаимодействия школ стали требования ФГОС начального общего образования к Программам формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Данные программы образовательных организаций (далее — ОО) должны обеспечивать учащимся:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Уровни и субъекты сетевого взаимодействия школ

Становление опыта сетевого взаимодействия проходило последовательно одновременно на нескольких уровнях:

  • уровень информации, когда творческие группы образовательных организаций обмениваются сведениями, между ними налажены действенные информационные потоки;
  • уровень распределения обязанностей, предполагающий разнообразие творческих групп и типов образовательных организаций, участников сетевого взаимодействия; направленность предполагаемых для сетевой формы реализации образовательных программ; учета в них образовательных потребностей учащихся и педагогов;
  • уровень формирования социально-педагогических норм сетевого взаимодействия: творческие группы договариваются об общих критериях оценки деятельности друг друга (уровень экологической культуры, уровень обученности, качество знаний, информационная компетентность школьников и пр.);
  • уровень ресурсного обмена между образовательными организациями: у учреждений сети появляются общие ресурсы (общая электронная библиотека, учебная база, кадры и пр.).

Инициатором и организатором сетевого взаимодействия школ и образовательных организаций в рамках данного проекта стал ОГБУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее — Ульяновский ИПК). Проект запускался при участии МАОУ СОШ № 72 г. Ульяновска; МБОУ СОШ № 149 г. Самары; МОУ Ишеевский общеобразовательный многопрофильный лицей им.  Н. К. Джорджадзе; МАОУ Центр детского творчества № 5 г. Ульяновска; МОУ лицей № 9 г. Волгограда; ГБОУ ДПО(д) Станция юных натуралистов г. Ульяновска; Библиотека № 2 МБУК ЦБС г. Ульяновска. Творческими группами педагогов, созданными в каждой из перечисленных образовательных организаций, осуществлялась непосредственная деятельность по реализации образовательных программ в рамках проекта.

Согласно принятой в рабочем порядке схеме сетевого взаимодействия школ и образовательных учреждений были выделены следующие приоритеты деятельности:

  • приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования Программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся;
  • обновление содержания внеурочной деятельности учащихся в части их экологического воспитания и просвещения;
  • организация досуга детей в соответствии с социальным заказом на формирование у них навыков исследования в сфере экологических проблем;
  • обогащение форм и методов организации детского досуга.

Основой сетевого взаимодействия школ и образовательных учреждений стало совместное использование кадровых, информационных, программно-методических и  материально-технических ресурсов на договорных началах. Были учтены следующие принципы сетевого взаимодействия:

  • децентрализация управляющих структур, преобладание горизонтальных связей над вертикальными;
  • кластерное лидерство, когда каждый участник сетевого проекта в  какой-либо одной области может являться лидером, а в другой лишь разработчиком, заинтересованным участником;
  • широкая специализация, предполагающая решение в рамках сети не столько узкопрофессиональных проблем, сколько «пограничных», лежащих на пересечении различных сфер педагогической деятельности;
  • наличие неформальных отношений, предполагающих, помимо официального, клубный характер отношений членов сети.

Федеральным законом № 273-ФЗ  (п. 3 ст. 15) установлены следующие обязательные позиции договора о  реализации программ обучения в рамках сетевого взаимодействия школ и образовательных учреждений:

  • вид, уровень и (или) направленность обучающей программы (ее части);
  • статус обучающихся; 
  • правила приема;
  • условия и порядок осуществления обучающей деятельности, в т. ч. распределение обязанностей между участниками сетевого взаимодействия;
  • характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией;
  • выдаваемые документ или документы об образовании и (или) квалификации;
  • срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Обучающая сеть, сложившаяся из сетевого взаимодействия школ и образовательных учреждений, заключивших договор, начала функционировать как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Изначально предполагалось, что проект будет интегрирован в инновационную практику Ульяновского ИПК, а его организационная модель будет согласована с образовательной моделью муниципальных систем общего образования. С этой целью был обеспечен учет особенностей обучающего пространства муниципалитетов; проанализированы источники финансирования сетевых организационных структур (их кадровое, научно-методическое и  материально-техническое обеспечение); подготовлены необходимые нормативные акты.

Формы сетевого взаимодействия школ и образовательных учреждений

За период деятельности проекта зарекомендовали себя следующие формы сетевого взаимодействия.

1.    Вебинар для педагогов: онлайн-семинар в режиме реального времени. К примеру, вебинар по теме «Сетевое взаимодействие образовательных организаций по формированию экологической культуры дошкольников и младших школьников».

2.    Веб-конференция для педагогов — это онлайн-гостиная через Интернет в режиме реального времени «Формирование экологической культуры дошкольников и учеников младшего школьного возраста: от экологического проекта до экологического фестиваля». Во время работы экологической гостиной происходит двустороннее взаимодействие сторон по заранее подготовленному плану.

3.    Онлайн-встреча юных экологов со специалистами библиотеки через Интернет в режиме реального времени «Экологическая листовка в защиту новогодних красавиц». Во время онлайн-встречи общаются юные экологи образовательных со специалистами библиотек; связь между ними поддерживается через Интернет по скайпу; работа осуществляется по маршрутным листам.

4.    Экологическая игра «Осенний экспресс» для дошкольников и младших школьников организаций сетевого взаимодействия с элементами онлайн-встречи. Экологическая игра проводится по собственному сценарию по договоренности в определенное календарное время. Все действие фиксируется на видео- или фотокамеры и составляются репортажи с места проведения экологической игры. В 2013/14 уч. г. экологическая игра проводилась на базе МАОУ СОШ № 72 г. Ульяновска, МОУ лицей № 9 им. заслуженного учителя школы РФ  А. Н. Неверова Дзержинского района г. Волгограда, МБОУ СОШ № 149 г. Самары.

5.    Интернет-тест. Младшим школьникам предлагается принять участие в открытом интернет-тесте «Как животные готовятся к зиме», который был направлен на повышение экологической культуры детей, пропаганду бережного и нравственного отношения к окружающей среде.

6.    Конкурс фоторепортажей «Зима пришла в наш край» для младших школьников. Все участники сетевого взаимодействия школ и других образовательных учреждений, используя основные особенности фоторепортажа, работают совместно со взрослыми.

7.    Фоторепортаж. Это съемка с места событий, в которой должны быть представлены не менее пяти фотографий, объединенных одним смыслом или одной идеей. Фотограф вполне может передать свое отношение к происходящему, дать людям возможность увидеть события со своей точки зрения. Возможность сделать такого рода снимки может представиться совершенно неожиданно. Это могут быть официальные, культурные мероприятия, праздник. Людей можно снимать во время дискуссии, работы, церемоний, даже во время их повседневной жизни. Задача фотографа запечатлеть моменты, которые были бы интересны и другим людям, а не только участникам событий.

8.    Экологические чтения «Цветик-семицветик» для младших школьников. Экологические чтения — это двухуровневая система мероприятий для юных экологов. Первый уровень юный эколог проходит в библиотеке на экологическом занятии. После его прохождения школьник получает домашнее творческое задание. Через неделю юный эколог в школе проходит второй уровень на  онлайн-встрече со специалистом библиотеки через скайп. Итоги выставляются на сайте проекта.

9.    Конкурс «Мой мастер-класс» для педагогов. Участниками конкурса могут быть педагоги общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры. Ограничений по возрасту и стажу работы нет. В конкурсе могут принимать участие педагоги Российской Федерации.

10.    Экологический фестиваль «Чистота родного края» для дошкольников и младших школьников образовательных учреждений сетевого взаимодействия и школ. В течение учебного года юные экологи стараются сделать свой родной край чище и лучше. Участникам фестиваля предлагается побывать на творческих лабораториях и творческих мастерских, которые проводят победители конкурса среди педагогов «Мой мастер-класс»: «Волшебная фольга», «Путешествие в волшебный мир бабочек», «Голубь милый, сизокрылый», «В гостях у месяца апреля. Нарцисс», «Весенняя полянка», «Утенок из салфеток», «Роспись по камням. Божья коровка», «Птичка в гнездышке», «Квилинг. Волшебство в бумажном завитке», «Панно из цветных опилок», «Ландыши», «Бабочка на полянке», «Пчела мала, но велики ее дела», «Как вырастить фасоль?», «В гости к рыбке», «Веточка каштана», «Махаон — украшение цветов», «Сделаем планету чище! Чудесные превращения упаковки», «Ромашка приглашает в гости» (Димитровград), «Прилетай к нам, божья коровка!».

Таким образом, сетевое взаимодействие школ и других учреждений  объединило возможности и ресурсы организаций разных типов и разных субъектов Российской Федерации в продвижении лучшего педагогического опыта по формированию экологической культуры младших школьников; были созданы необходимые условия для непрерывного профессионального образования педагогов посредством их работы в открытом методическом пространстве проекта.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль