ВШК в начальной школе: организация аналитической службы

200

Сегодня, в условиях появления новых функций оценки образовательных результатов учащихся, аналитическая оценочная информация начинает выступать приоритетной по сравнению с информацией статистической, поэтому требования к ВШК в начальной школе изменяются.

Становится очевидным, что между прежним содержанием внутришкольного контроля (далее — ВШК) и декларируемыми федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) общего образования целями оценки образовательных результатов учащихся необходима взаимосвязь, при которой результатом процедур ВШК в начальной школе будет оценочная информация, обогащенная целенаправленной многоплановой аналитикой.

Особенно важно изменить характер представления содержания образования в основной образовательной программе (далее — ООП) начального общего образования и придать разделу ООП «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» статус системоорганизующего.

Все ключевые позиции политики конкретной образовательной организации (далее — ОО) должны опосредоваться планируемыми образовательными результатами учащихся, дифференцированными согласно содержанию подпрограмм ООП начального общего образования и обеспеченными сквозной системой оценивания. Информационно-аналитическое обеспечение оценки становится в этой связи тем, что придает процессу управления качеством результатов черты мобильности, актуальности и технологичности.

Как показывает опыт,  ВШК в начальной школе можно организовать двумя способами:

  • с введением новой единицы в штатное расписание ОО;
  • изменением должностных инструкций действующих субъектов оценочной деятельности.

В рамках первого варианта можно оперировать позициями письма Федеральной службы по труду и занятости от  23.01.2013 № ПГ/ 409-6-1, согласно которому, штатное расписание, являясь локальным нормативным актом организации, «фиксирующим в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками и условия оплаты их труда». Штатное расписание отражает события трудовых отношений, способные оказать влияние на финансовое положение организации и (или) движение денежных средств. Организация сегодня вправе не только отступить от унифицированной формы штатного расписания, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»1, но и ввести штатные единицы, соответствующие профилю и целям ее деятельности.

Соответственно в штатном расписании ОО может получить отражение стратегия информационно-аналитического сервиса оценки качества образовательных результатов учащихся и руководство может пойти на введение в штатное расписание ставки(ок) аналитика для ВШК в начальной школе. Ожидаемо, что в этом случае лица, наделяемые функциональными обязанностями аналитика, будут обслуживать интересы одного из заместителей руководителя ОО, курирующего вопросы обеспечения внутренней системы оценки качества образования. Разумеется, что и оплата труда аналитика как отдельной штатной единицы, особенно, если ее вводят в структуру управления ОО, должна соответствовать вменяемым ему обязанностям и функционалу. В большей мере по этой причине рассмотренный вариант организации аналитической службы видится нам перспективным, но пока еще труднореализуемым в практике массовой школы.

Оптимизационный вариант ВШК в начальной школе

В рамках второго варианта, акцент будет сделан на обновлении деятельности действующих субъектов оценки, корректировке их должностных обязанностей и разработке соответствующих инструкций.

Идя по пути использования наличных кадровых ресурсов ОО, руководителю важно провести их ревизию и выявить характер причин, способных затормозить развитие информационно-аналитического сервиса в управлении качеством образовательных результатов учащихся (табл. 1).

Таблица 1
Издержки традиционной практики ВШК

Составляющая образовательной деятельности ОО

Существующие негативные тенденции

Структура управления образовательной деятельностью

Организационная структура управления образовательной деятельностью не интегрирует функционал администраторов по подготовке информационно-аналитических продуктов.
Отсутствует схема распределения ответственности за проведение информационно-аналитических работ.
Не предусмотрены отдельные штатные единицы для технического сопровождения информационно-аналитических работ

Должностные инструкции заместителей руководителя по начальной школе

Не отражена деятельность должностных лиц по подготовке и трансляции информационно-аналитических продуктов

Организация деятельности методических объединений педагогов (согласно Положению о методическом объединении)

Не закреплены функциональные обязанности руководителей методических объединений по организации и контролю информационно-аналитических работ, осуществляемых педагогами в ходе оценочной деятельности

План ВШК, его направленность на обеспечение мотивирующей и корректирующей функций оценки

Недостаточно полно представлены мероприятия по контролю эффективности оценочного инструментария, его соответствия требованиям ФГОС.
Функции ВШК дублируют функции оценки.
Не представлены мероприятия по контролю качества методической работы в области развития оценочной практики педагогов.
Не приложены шаблоны справок по итогам мероприятий ВШК

Для того чтобы наличная совокупность субъектов оценочной деятельности смогла функционировать как аналитическая служба (приложение 1), необходимы пересмотр и коррекция должностных инструкций руководящих и педагогических работников ОО, занятых в ВШК начальной школы.

Должностные инструкции (приложение 2), которые, как известно, разрабатываются на основе квалификационных характеристик должностей работников образования,2  призваны уточнять и конкретизировать функционал лиц применительно к специфике деятельности организации (количества классов-комплектов; общая численность педагогического коллектива; уровень научно-методического потенциала Программы развития образовательной организации и др.). По факту же, к такому уровню детализации типовой квалификационной характеристики руководителя структурного подразделения начальной школы (курирующего заместителя руководителя начальной школы и т. п.) сегодня пришли единицы ОО.

Обновления в должностных инструкциях для внедрения ВШК в начальной школе по ФГОС

Внести дополнения и изменения в должностные инструкции несложно. К примеру, типовая квалификационная характеристика заместителя руководителя «осуществляет контроль за качеством учебно-воспитательного процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся»3  могла бы иметь следующую детализацию:

  • обеспечивает организацию внутришкольного контроля в школе, планирует контроль процесса оценки образовательных результатов обучающихся;
  • организует подготовку педагогов по вопросам форм и методов оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с действующим законодательством в сфере образования;
  • разрабатывает и контролирует систему взаимодействия с родителями (законными представителями обучающихся) по достижению качества образовательных результатов учащихся посредством использования оценочной информации и др.

Возможные решения для организации ВШК в начальной школе

Ставя цель организовать аналитическую службу подразделения начальной школы, в должностной инструкции руководителя структурного подразделения начальной школы (курирующего заместителя руководителя начальной школы и т. п.) следует отразить функции, указывающие на управление информационно-аналитическими работами педагогов в процессе подготовки и проведении оценочных процедур.

Заместителю руководителя ОО важно делегировать функционал оценки другим субъектам образовательной системы, сохранив за собой право и обязанность контроля деятельности этих субъектов, а главное — обязанность анализировать получаемую оценочную информацию в соответствии с целями ООП начального общего образования и тактическими задачами начальной школы. Информационно-аналитическое обеспечение оценки образовательных результатов учеников должно стать одной из ключевых задач ВШК в начальной школе.

По итогам информационно-аналитических работ заместитель руководителя ОО готовит одно из решений:

  • использовать внутриорганизационные ресурсы для внедрения новых подходов к оценке достижения образовательных результатов учеников (обеспечить повышение квалификации педагогических и руководящих работников; принять необходимую схему стимулирующих доплат;
  • изыскать возможности для обновления действующей критериально-параметрической и  организационно-дидактической базы оценки и др.);
  • включиться на основе сетевого договора в инновационную практику оценки, осуществляемую на базе региональных или федеральных инновационных площадок (с перспективой развития собственного опыта оценки);прибегнуть к услугам сторонних организаций по разработке критериально-параметрической и  организационно-дидактической базы оценки достижения образовательных результатов школьников.

Чтобы ВШК в начальной школе не дублировал функции оценки, взамен собственно управленческим функциям следует построить процесс управления качеством результатов школьников на проектной основе (организация и контроль деятельности проектных групп, подготовка и реализация сетевых проектов и т. п.).

Примерный перечень элементов ООП начального общего образования, должных стать предметом ВШК в случае использования внутренних ресурсов ОО для организации аналитической службы, представлен в табл. 2.

Таблица 2
Содержание ВШК в рамках функционирования аналитической службы начальной школы

Предмет ВШК

Тактические задачи ВШК, вытекающие из результатов контроля

Учебный план

Коррекция содержания рабочих программ по дисциплинам учебного плана

План внеурочной деятельности

Введение необходимых (по запросу родителей (законных представителей) внеурочных занятий. Обновление форм и содержания внеурочной деятельности

Программа формирования универсальных учебных действий учащихся

Интеграция учебной и внеурочной деятельности учащихся Планирование и достижение метапредметных образовательных результатов

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

Целевое планирование мероприятий общешкольного уровня. Коррекция плана работы классного руководителя. Коррекция должностных инструкций педагога-психолога, педагога-организатора, классного руководителя

Программа формирования у учащихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Раздел «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов учащихся»

Учет потребностей и возможностей участников образовательных отношений в проектировании комплекса образовательных результатов. Индивидуализация оценочной практики

Не менее значимым становится сегодня и такой объект ВШК в начальной школе, как использование оценочной информации в ходе взаимодействия участников образовательных отношений по управлению качеством образовательных результатов учеников. Он важен с позиций требований ФГОС начального общего образования к оценке достижения планируемых результатов освоения школьниками ООП начального общего образования. А именно: закрепление «границ применения системы оценки»; проведение как «оценки достижений обучающихся», так и «оценки эффективности деятельности образовательной организации»; осуществление оценки «динамики образовательных достижений обучающихся»; ориентация на « духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся» 4.

Фактор коммуникации, основанной на достоверной аналитической информации, важен с позиции информационной открытости ОО, необходимости продуктивного диалога участников образовательных отношений. Учитывая, что подавляющий объем оценочной информации размещается в отчете о самообследовании ОО, ее анализ должен быть рассчитан на публичное представление.

Назначение оценочной информации для ВШК в начальной школе

Поскольку оценочные процедуры требуют особого информационного контекста, руководитель аналитической службы 5  должен обеспечить детализацию этого контекста (с учетом прогнозируемых каналов использования) в  коррекционно-развивающей работе со следующими группами:

  • учащиеся с низкой познавательной мотивацией;
  • учащиеся с неадекватной самооценкой образовательных достижений;
  • учащиеся группы риска, нуждающиеся в особом педагогическом внимании, в т. ч. по вопросу индивидуальных образовательных достижений;
  • одаренные учащиеся, для которых важна информация по объективности оценки мере полноты достигнутых результатов, их связи с собственными познавательными способностями и возможностями6.

Основанием детализации может выступить запрошенная от педагога контекстная оценочная информация. Примерная структура такого запроса представлена в табл. 3. Для подготовки такой информации педагог может использовать не требующий особых временных затрат метод маркировки.

Таблица 3
Структура контекстной оценки на этапе подготовки информационно-аналитического продукта

Фамилия и имя учащегося

Выполнение входной диагнос-
тической работы (%)

Кол-во осваиваемых допол-
нительных обще-
развивающих программ

Уровень познава-
тельного
интереса к занятиям внеурочной деятельности (высокий/низкий)

Количество индиви-
дуальных
занятий с учеником за учебный год

Количество индиви-
дуальных
бесед с  педагогом-
психологом

Уровень включен-
ности родителей в процесс развития учащегося (высокий/низкий)

Средний
балл по итогам промежу-
точной аттестации (русский язык, математика)

Фактические показатели контекстной оценки целесообразно сводить в последствии в лепестковую диаграмму с векторами (значение будет исчисляться в процентах от общего количества учеников, охваченных аналитической работой):

  • количество учащихся, выполнивших входную диагностическую работу на 50 и более процентов;
  • количество учащихся, имеющих средний балл по итогам промежуточной аттестации не менее 3,8;
  • количество учащихся, осваивающих более двух дополнительных общеразвивающих программ и демонстрирующих высокие достижения во внеурочной деятельности (по данным портфолио);
  • количество учащихся, охваченных плановой индивидуальной помощью педагога-психолога;
  • количество учащихся, родители которых добросовестно исполняют свои обязанности и работают в тесном контакте с педагогом.

Подготовка педагогов к ВШК в начальной школе по ФГОС

К подобного рода оценочной деятельности педагога необходимо предварительно готовить. На внутрикорпоративном уровне подготовку может организовать непосредственно заместитель руководителя посредством обновления целей и содержания работы методического объединения (далее — МО) учителей начальных классов. Обязательными направлениями деятельности МО должны стать такие, как:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • отбор содержания части ООП начального общего образования, формируемой участниками образовательных отношений;
  • отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости;
  • анализ программ элективных курсов, авторских программ и методик.

Также субъект ВШК в начальной школе должен обратить внимание на фиксируемые планом методического объединения задачи в части апробации и внедрения инновационных форм и методов оценки; разработки и (или) адаптации контрольно-измерительных материалов; разработки инновационных педагогических проектов по мониторингу динамики метапредметных образовательных результатов учеников, включая универсальные учебные действия (далее — УУД); организации открытой среды профессионального развития по вопросам обновления оценочного инструментария и использованию оценочной информации.

Сопутствующая документация для ведения ВШК в начальной школе

Характер документации методического объединения должен свидетельствовать о том, что педагоги осваивают функциональные обязанности по организации и контролю информационно-аналитических работ, осуществляемых ими в ходе оценочной деятельности. Целесообразно протоколировать работу методических объединений, фиксировать тезисы основных выступлений; делать ссылки на приложения. Важным пунктом плана работы методического объединения является прохождение установочного семинара по вопросам порядка проведения в ОО самообследования и меры участия в нем педагогов. Подлежит документированию и участие руководителя методического объединения в подготовке информации для отчета о самообследовании. В табл. 4 приведено примерное содержание аналитической работы субъекта ВШК в части контроля профессиональной готовности педагога к новым функциям оценочной деятельности.

В общей сложности организованная по второму варианту аналитическая служба ОО может стать вполне дееспособной, если ее проектирование будет тесно связано с планируемыми результатами ООП начального общего образования и неформальным отношением к обновленным профессиональным функциям.

Таблица 4
Примерное содержание аналитической информации в рамках ВШК в начальной школе

Информационно-аналитический продукт

Назначение

Срок подготовки согласно циклу реализации ООП начального общего образования

Влияние используемых педагогических технологий на образовательные результаты учащихся

Внутришкольный контроль по ФГОС предусматривает коррекцию уровня профессионального развития педагога.
Выбор оптимальных технологий обучения и воспитания

Два среза за период реализации ООП НОО в ходе текущей оценки освоения учащимися того или иного тематического блока рабочей программы

Эффективность индивидуального подхода в обучении учащихся с низкой познавательной мотивацией

Коррекция индивидуального развития учащегося.
Своевременное оказание психолого-педагогической помощи. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся

Определяется программой коррекционной работы

Эффективность использования альтернативных форм домашней работы и ее оценки

Обеспечение педагогической поддержки самостоятельной работы учащихся.
Развитие пространства самооценочной деятельности ученика

Определяется планом ВШК по подразделению начальной школы

Результаты междисциплинарной программы «Формирование УУД учащихся» (Раздел «Чтение. Работа с текстом»)

Мониторинг результатов реализации программы.
Оптимизация критериев и параметров оценки эффективности программы.
Спецификация критериев и параметров оценки под условия реализации ООП начального общего образования конкретной ОО.
Получение объективной информации для оказания адресной помощи учащимся

Трижды за период освоения ООП НОО: входная, рубежная и итоговая оценка

Результаты междисциплинарной программы «Формирование УУД учащихся» (Раздел «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»)

Результаты программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

Эффективность метапредметной составляющей рабочих программ по дисциплинам учебного плана ООП начального общего образования. (На основании данных промежуточной аттестации и результатов комплексных итоговых работ, итоговой аттестации выпускников начальной школы.

Контроль реализации требований ФГОС НОО в части интегрированного образовательного результата освоения учащимися ООП начального общего образования.
Обеспечение условий для получения учащимися рефлексивного и коммуникативного опыта социализации

Ежегодно, в конце учебного года

Образовательные результаты освоения учащимися образовательных программ внеурочной деятельности

Контроль реализации требований ФГОС НОО в части организации и содержания внеурочной деятельности учащихся.
Обеспечение условий для реализации индивидуальных потребностей и интересов обучающихся

Определяется планом ВШК по подразделению начальной школы

Образовательные результаты освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ

Обеспечение условий для творческой самореализации учащихся.
Развитие технологии портфолио как формы аутентичного оценивания

Определяется Положением о портфолио обучающегося

Приложение 1
Примерное Положение об аналитической службе в рамках ВШК начальной школы

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об аналитической службе начальной школы (далее — аналитическая служба, Положение) разработано в соответствии с приказом ___ СОШ № ___ об организации функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее — ВСОКО).
1.2. Аналитическая служба является рабочим органом функционирования ВСОКО. остав аналитической службы утверждается ежегодно приказом руководителя ___ СОШ № ___.
1.3. В своей деятельности аналитическая служба руководствуется следующими нормативными и правовыми актами:

  • Федеральным законом от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от  22.09.2011 № 2357 и от  29.12.2014 № 1643);
  • Положением о региональной системе оценки качества образования ___ области;Уставом ___ СОШ № ___;
  • Положением о внутренней системе оценки качества образования (далее — ВСОКО).

1.4. Аналитическая служба осуществляет методическое, организационно-технологическое и  информационно-аналитическое сопровождение процедур оценки качества начального общего образования в ___ СОШ № ___.

II. Цели и задачи аналитической службы

2.1. Основными целями аналитической службы являются:

  • организация, контроль и руководство оценочной деятельностью педагогов начальной школы;
  • обеспечение информационной открытости результатов освоения учащимися основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования;
  • подготовка и (или) адаптация качественных контрольно-измерительных материалов (далее — КИМ) для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальных классов;
  • содействие процессу управления качеством образовательных результатов учащихся начальных классов посредством проведения плановых информационно-аналитических работ и подготовки информационно-аналитических продуктов оценочной деятельности.

Аналитическая служба решает следующие задачи:

  • участвует в разработке и коррекции локальной нормативной базы ВСОКО;
  • разрабатывает и апробирует актуальное содержание, формы и методы оценки образовательных результатов учащихся начальных классов;разрабатывает шаблоны информационно-аналитических продуктов по итогам процедур оценки образовательных результатов учащихся начальных классов;
  • определяет периодичность проведения оценочных процедур; устанавливает сроки подготовки информационно-аналитических продуктов;
  • обеспечивает учет и систематизацию оценочной информации;
  • содействует размещению оценочной информации на официальном сайте ___СОШ № ___;
  • содействует подготовке отчета о самообследовании ___СОШ № ___ в части вопросов, касающихся деятельности начальной школы;
  • инициирует повышение квалификации педагогических, руководящих работников по вопросам нормативно-правового, методического и информационно-аналитического обеспечения процедур оценки образовательных результатов учащихся;
  • организует и проводит мероприятия, способствующие распространению инновационных практик оценочной деятельности.

III. Организационная структура аналитической службы

3.1. Аналитическая служба организуется из числа педагогических и руководящих работников ___ СОШ № ___ с привлечением научно-педагогических работников системы дополнительного профессионального образования и (или) высших образовательных учреждений.
3.2. Возглавляет аналитическую службу заместитель руководителя ___ СОШ № ___, курирующий начальную школу7.
3.3. В состав аналитической службы включается:

  • руководитель методического объединения учителей начальных классов;
  • учителя начальных классов;
  • научный консультант.

3.4. Состав аналитической службы обновляется ежегодно и утверждается приказом руководителя ОО; предусматривается замещение должностных лиц в случае их неспособности исполнять возложенные на них согласно Положению обязанности.
3.5. Обязанности сотрудников аналитической службы определяются должностными инструкциями, утверждаемыми руководителем ОО.
3.6. В рамках деятельности аналитической службы могут формироваться временные творческие группы из числа учителей начальных классов для выполнения работ по разработке и (или) адаптации КИМ для проведения текущей и промежуточной аттестации.
3.7. Субъекты аналитической службы подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка ___СОШ № ___.

IV. Функционал субъектов аналитической службы

4.1. Руководитель аналитической службы:

  • осуществляет общее руководство деятельностью аналитической службы;
  • обеспечивает руководителя образовательной организации аналитическими данными по вопросу достижения учащимися результатов освоения ООП начального общего образования;
  • контролирует сроки исполнения и качество процедур оценки образовательных результатов учащихся;
  • контролирует качество образовательного процесса начальной школы в части реализации педагогами соответствующих ФГОС начального общего образования форм и методов оценки;
  • инициирует коррекционно-развивающую работу с учащимися по итогам проведения оценки;
  • обеспечивает организацию и проведение на базе ОО процедур независимой оценки качества начального общего образования;
  • координирует деятельность педагогов по подготовке и (или) адаптации КИМ;осуществляет учет и систематизацию оценочной информации; ведет соответствующую документацию;
  • взаимодействует с органами, осуществляющими управление в сфере образования по вопросам предоставления информации о состоянии и динамике показателей качества образования, в т. ч. качества образовательных результатов учащихся начальных классов.

4.2. Руководитель методического объединения учителей начальных классов:

  • планирует и организует консультативно-методическую помощь педагогам в вопросах проведения оценочных процедур и подготовки плановых информационно-аналитических продуктов;
  • ведет учет результатов текущего контроля образовательных результатов учащихся;
  • осуществляет сбор и первичный анализ оценочной информации по итогам промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • вносит предложения руководителю аналитической службы по продвижению передового педагогического опыта в сфере оценки;
  • мотивирует педагогов на участие в профессиональных конкурсах и выставках;
  • готовит аналитическую информацию о влиянии используемых в образовательном процессе начальной школы учебно-методических комплектов.

4.3. Учителя начальных классов:

  • разрабатывают и ежегодно обновляют оценочные модули рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана ООП начального общего образования;
  • готовят (разрабатывают и (или) адаптируют) КИМ для проведения текущего контроля образовательных результатов учащихся;
  • предоставляют по устному запросу руководителя аналитической службы следующую аналитическую информацию:

— соответствие используемых УМК планируемым результатам освоения учащимися рабочих образовательных программ; имеющиеся рассогласования и пути их устранения;
— используемые в образовательном процессе педагогические технологии, стимулирующие развитие познавательной мотивации учащихся и формирование у них компетенций самооценки;
— апробированные и внедренные в образовательный процесс инновационные методы организации домашней работы учащихся, а также формы оценки выполнения учащимися домашних заданий;
— динамика формирования УУД учащихся (в сравнении входной и контрольной оценок);
— качество предметных образовательных результатов по итогам промежуточной аттестации учащихся.

4.4. Научный консультант:

  • участвует в разработке раздела ООП начального общего образования «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования»;
  • обеспечивает научно-методическое сопровождение разработки локальных нормативных правовых актов ОО в части оценки образовательных результатов учащихся;
  • содействует непрерывному профессиональному образованию субъектов аналитической службы по вопросам оценки качества образовательных результатов учащихся посредством организации и проведения обучающих семинаров;
  • консультирует субъектов аналитической службы в вопросах КИМ, используемых для проведения оценочных процедур;
  • способствует трансляции передового опыта оценочной деятельности учителей начальных классов в профессиональной среде.

V. Заключительные положения

5.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение утверждаются руководителем ___ СОШ № __.
5.2. Изменения основных направлений функционирования аналитической службы, регламента или содержания ее деятельности производится заместителем руководителя ОО по структурному подразделению начальной школы.

Приложение 2
Примерный вариант должностной инструкции учителя, осуществляющего ВШК в начальной школе (с учетом обновленных функций оценочной деятельности)

I. Общие требования к учителю начальных классов

1. Учитель должен знать:

Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка;основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и  организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;требования ФГОС начального общего образования и рекомендации по их реализации в ОО;методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС начального общего образования;основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;современные подходы к пониманию образовательных результатов учащихся, формам и методам их оценки;требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;средства обучения и их дидактические возможности;правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований ФГОС начального общего образования, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указан ных помещениях, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС начального общего образования, и несет ответственность за недолжный уровень его реализации в образовательном процессе.
2.2. Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития учащихся, выявляет их образовательные запросы и потребности, ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах; помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.
2.3. Ведет учет и оценку образовательных достижений учащихся согласно требованиям ФГОС начального общего образования; содействует работе школьной аналитической службы посредством подготовки плановых информационно-аналитических продуктов оценочной деятельности.
2.4. Участвует в деятельности профильного методического объединения по внедрению новых педагогических технологий, современных форм и методов оценки.
2.5. Обеспечивает необходимый уровень индивидуально-профессиональной программно-методической документации, в т. ч.:

  • проектирует рабочие программы по дисциплинам учебного плана ООП начального общего образования;
  • вносит в рабочие программы дополнения и коррективы в случае соответствующих изменений в ООП начального общего образования;разрабатывает оценочные модули рабочих программ;
  • готовит самостоятельно или адаптирует необходимые для проведения оценочных процедур контрольно-измерительные материалы.

2.6. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
2.7. Соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1-4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.
2.8. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество проверочных и контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.
2.9. Проверяет контрольные работы по русскому языку и математике в  1-4-х классах к следующему уроку.
2.10. Проставляет в журнал учета успеваемости все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились (кроме 1-го класса).
2.11. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.
2.12. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.
2.13. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное самостоятельное чтение учащихся.
2.14. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеурочной деятельности.
2.15. Развивает компетенции учащихся в части самооценки образовательных результатов.
2.16. Работает в тесном контакте с другими учителями, родителями (законными представителями).
2.17. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеурочной деятельности ФГОС начального общего образования.
2.18. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных результатов освоения учащимися ООП начального общего образования.
2.19. Занимается профессиональным самообразованием; обновляет и развивает профессиональные компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

3. Права учителя начальных классов

3.1. Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), уставом ОО, Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.2. Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с уставом учреждения.

4. Ответственность учителя начальных классов

4.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:

  • за реализацию не в полном объеме образовательных программ;жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
  • нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, уставом и локальными актами ОО;
  • должное выполнение внутренних приказов по охране труда и соблюдению правил техники безопасности, соблюдению пожарной безопасности;безопасное проведение образовательного процесса;
  • принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
  • проведение инструктажа обучающихся (воспитанников)8 по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;
  • организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
  • осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

4.2. В случае нарушения настоящей должностной инструкции учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии с действующим законодательством.
4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, к учителю могут быть применены иные методы наказания, вытекающие из действующего законодательства.


1 Постановление Госкомстата России от  05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»
2 Приложение «Квалификационные характеристики должностей работников образования» к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
3 Там же. 
4 Пункт 19.9 ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от  22.09.2011 № 2357 и от  29.12.2014 № 1643);
5 Здесь исходим из варианта, что таковым руководителем выступает один из заместителей директора образовательной организации;
6 Использование оценочной информации для мотивирования учащихся с ОВЗ имеет место быть, но в формате настоящей статьи этот вопрос не рассматривается;
7 Во главе аналитической службы может быть и иное должностное лицо. Не исключается возможность привлечения на договорной основе сторонних по отношению к ОО лиц;
8 Имеется в виду исполнение должностных обязанностей по отношению к обучающимся, проживающим в интернате.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль