Уроки литературного чтения в начальной школе

4203

Сегодня перед педагогами начальной школы стоит задача формирования у младших школьников основ учебной деятельности: системы учебных, познавательных, социальных мотивов; умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и осуществлять свою деятельность и оценивать ее результат.

Специфика предмета "Урок литературного чтения в начальной школе" 

Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий (далее — УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, — но приоритетным должно стать развитие ценностно-смысловой сферы учащихся. Это обусловлено спецификой предмета, связанной с тем, что одной из важнейших функций художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта человечества через систему социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев произведений, которые постигаются читателем в процессе диалога с автором.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

В результате освоения программы по литературному чтению у младших школьников должен быть сформирован необходимый уровень читательской компетентности, который позволит им осознать себя грамотными читателями, способными к творческой деятельности. Составляющими читательской компетентности в начальной школе являются:

  • научиться читать;
  • осознанное использование различных приемов (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • освоение на практике приемов понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знание книг (читательский кругозор) и умение их самостоятельно выбирать;
  • наличие духовной потребности в книге как средстве познания себя и окружающего мира1.

Проблемы освоения литературного чтения у младших школьников 

Уже в начальной школе педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые в основной школе усиливаются, значительно влияя на результаты освоения литературы и других учебных предметов, прежде всего предметов гуманитарного цикла.

Во-первых, это снижение или полное отсутствие мотивации к прочтению у младших школьников. Причиной этого может быть несоответствие программы интересам современных детей, несформированность читательского навыка, избыток литературоведческого, лингвистического материала на занятии в ущерб эмоциональности восприятия художественного произведения. 

Во-вторых, это проблема самостоятельного литературного чтения младших школьников. В результате освоения этого навыка дети не сразу становятся (а порой и вовсе не становятся) самостоятельными читателями. Читательские мотивы у них не формируются или формируются довольно медленно. Эта ситуация усугубляется излишней формализацией деятельности учащихся на занятии, имитацией самостоятельной читательской деятельности, отсутствием поддержки со стороны семьи и активного сотрудничества с библиотеками. Вслед за С. Соловейчиком можно утверждать, что там, где нет «наслаждения книгой, — нет чтения, нет читателя»2.

Приобретение личностного смысла в процессе знакомства с книгой возможно только в случае перехода педагогов от работы по прочтению произведений, определенных в программах, к созданию условий для приобщения к литературе, к писательскому искусству как на занятиях, так и во внеурочное время.

Новые технологии урока литературного чтения в начальной школе

Чтобы обеспечить достижение планируемых результатов освоения программ  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) начального общего образования, необходимо пересмотреть структуру и механизмы организации урока литературного чтения в начальной школе, эпаты урока по ФГОС в начальной школе. 

Во внимание следует принять технологию формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного читания), разработанную профессором Н. Н. Светловской. В отличие от традиционных подходов, предполагающих передачу ученику готового знания, указанная технология подразумевает организацию исследовательской работы детей, в процессе которой они сами додумываются до решения ключевой проблемы учебного занятия, определяют способы деятельности.

Обновленная структура урока литературного чтения в начальной школе 

С учетом технологии продуктивного читания структура уроков должна включать три основных этапа, обусловленных законами восприятия художественного произведения (от общего к частному и к новому обобщению). На занятии должно прослеживаться три основных этапа урока по ФГОС в начальной школе3:

  • первичное восприятие текста;
  • анализ;
  • интерпретация (целостное восприятие текста на более высоком уровне обобщения).

В рамках технологии продуктивного прочтения работа с текстом представляет собой соответствующий этому трехступенчатый процесс:

  • работа с текстом до изучения;
  • во время и
  • после прочтения. 

Рассмотрим подробно последовательность этапов работы с художественным материалом. 

Этап первичного восприятия текста в структуре урока литературного чтения в начальной школе 

На первом этапе происходит подготовка учащихся к восприятию художественного текста. Целью педагога на этом этапе является создание у учащихся мотивации к прочтению книги, формулирование детьми учебной задачи, связанной с прочитыванием (или его анализом), минимизация языковых и речевых трудностей посредством предварительной словарной работы (в случае необходимости ее проведения).

До начала литературного чтения у младших школьников педагог может провести беседу, уточняющую и обогащающую представления детей, необходимые для полноценного восприятия текста. Мотивационной основой предстоящей работы могут стать проблемный вопрос или ситуация, связанные с рассматриваемыми в художественном произведении морально-нравственными проблемами, учебная задача, ситуация затруднения. Перед прочитыванием лирических стихотворений с целью создания благоприятных условий для их эмоционального восприятия можно предложить прослушать музыкальное произведение, созвучное настроению автора. Преподаватель должен так организовать данный этап урока по ФГОС в начальной школе, чтобы учащиеся заинтересовались темой предстоящего читания, захотели найти ответы на поставленные вопросы, обратившись к произведению, познакомиться с творчеством писателя или поэта.

Мотивирующие приемы урока литературного чтения в начальной школе. Активизации читательских мотивов способствует использование приема антиципации (предвосхищение, предугадывание до знакомства с произведением). Это может быть: рассматривание представленных на книжной выставке произведений, беглая ориентировка учащихся в материале, просмотр заголовка, фамилии автора, иллюстрации, т. е. все, что помогает учащимся прогнозировать тему предстоящего произведения, делать предположения об его идее, действующих лицах, жанре. Читая, младшие школьники, могут попытаться сформулировать ответ на вопрос, который затем подтверждается или опровергается на протяжении последующей работы с художественной книгой. Результатом использования приема антиципации может быть и предложенная учащимися последовательность работы с изучаемым произведением на основе опыта, приобретенного на предыдущих занятиях.

В результате такой предварительной работы учащиеся могут сами или с помощью наставника определить тему занятия. На уроке литературного чтения в начальной школе учебная задача может быть сформулирована в воспитательном аспекте, например, поиск ответа на вопрос, что такое быть настоящим другом. По мере накопления читательского опыта и становления обобщенных учебных умений учащиеся смогут самостоятельно формулировать учебную задачу.

Постепенно у детей формируется навык планирования предстоящей деятельности: от работы на основе готового плана, предложенного преподавателем, до самостоятельного составления плана на основе учебной задачи, целевых и мотивационных основ деятельности, имеющегося у учащихся опыта учебной и читательской деятельности.

Читайте также по теме "Уроки литературного чтения":

Осмысление художественного текста в рамках урока литературного чтения в начальной школе 

Второй этап работы с текстом включает в себя анализ произведения, осмысление его сюжета, композиции и т. д. Повторное зачитывание материала (всего или фрагмента) учащимися должно быть мотивировано, например, вопросами, на которые учащиеся затрудняются ответить или их мнения разошлись. Повторное обращение сопровождается различными видами аналитической читательской деятельности. Это способствует уточнению и углублению первоначальных представлений о смысле произведения. Приемами работы на данном этапе урока по ФГОС в начальной школе у младших школьников могут быть комментированное прочтение, организация диалога читателя с автором, проблемный анализ, порождающий диалог между читателями.

Вдумчивое и глубокое понимание содержания текста обеспечивается, прежде всего, приемами изучающего прочитывания. При этом педагог во время проведения урока литературного чтения в начальной школе, не только сам задает вопросы до или после изучения материала, но и организует работу по постановке вопросов самими учащимися: сначала в парах, группах, а затем и в коллективном диалоге. Это позволяет детям не только лучше понять произведение, увидеть проблемы, содержащиеся в нем, но и осуществить коммуникацию, обсудить с одноклассниками прочитанное. Все это способствует развитию личностных и формированию социальных мотивов. 

Необходимо помнить, что образное отражение действительности не всегда доступно восприятию младших школьников без специально организованной работы по анализу художественных образов и выявлению их взаимосвязи. Обобщенность и индивидуальность — две характерные черты художественного образа — позволяют не только увидеть человека во всей сложности его отношений с окружающей действительностью, но и понять авторскую позицию: оценку событий, отношений.

В связи с этим основное внимание на данном этапе литературного чтения младших школьников необходимо уделять:

  • раскрытию мотивов поведения действующих лиц;
  • выяснению авторского отношения к изображаемому;
  • отношения читателя к прочитанному.

В этом случае нравственные ориентиры, представленные в художественных образах, могут быть личностно восприняты и в дальнейшем принятыми учениками, способствовать развитию у них эстетических и нравственных потребностей, ценностей и чувств.

На основном этапе урока по ФГОС в начальной школе в начальной школе главное место занимает работа со словом как основным средством создания художественного образа в литературе. Такая работа должна осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Здесь стоит разделить мнение Д. З. Арсентьева, что «наличие множественности смыслов текста: и авторская позиция, и мнение преподавателя, не могут считаться единственно верными в постижении смысла произведения, анализ помогает ребенку выстраивать тот смысл, который близок ему на данный момент. Работа должна вестись в рамках педагогического диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно размышляют, учатся находить свой смысл в тексте»4

Особенно важен бывает этимологический анализ слов, который позволяет выяснить лексическое значение слова, «взойти к этимологическим корням исторического бытию своего народа», а также создает благоприятные условия для формирования основ гражданской идентичности.

Этап интерпретации и рефлексии в структуре урока литературного чтения в начальной школе 

На заключительном этапе — этапе интерпретации и рефлексии учащиеся осмысливают свое отношение к персонажам и событиям произведения, что является предпосылкой осознания им идеи автора и цели создания художественного произведения. На заключительном этапе урока по ФГОС в начальной школе используются виды работ, способствующие синтезу информации, организуется творческая деятельность с использованием прочитанного материала (выразительное читание, драматизация, словесное и графическое иллюстрирование) или по созданию собственного текста (учащиеся выступают в роли авторов).

Это полезно знать
Междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом» предполагает, что выпускники начальной школы научатся осознанно читать художественные книги с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в статье идей и информации, их интерпретация и преобразование. Выпускники, занимавшиеся по программе урока, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Опора на  эмоционально-ценностную сферу личности учащихся способствует осмыслению ими содержания и художественной формы произведения, помогает интерпретировать авторский замысел на основе своих впечатлений. Целый ряд связанных с этим умений предложен для внесения в содержание междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом», входящей в программу формирования УУД учащихся.

Разработчики примерной основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования рекомендуют ориентировать обозначенную междисциплинарную программу по литературному чтению младших школьников на формирование у учащихся навыков «использования полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях»5.

На этапе интерпретации и рефлексии учащиеся, помимо оценки своего эмоционального состояния, осмысливают собственную деятельность на занятии и ее результаты с точки зрения достижения учебной цели. Определяют положительные моменты и трудности, оценивают свою работу и работу своих товарищей, выдвигают предположения о дальнейшей работе с произведением (темой), выбирают для себя наиболее интересные творческие задания.

Рассмотренные выше этапы урока по ФГОС в начальной школе, приемы и методы работы с текстом, характер межличностного взаимодействия преподавателя с учащимися должны найти отражение в структуре занятия.  

Технологическая карта урока литературного чтения в начальной школе

Конструирование технологической карты (см. приложение) связано с возможностью отразить в структуре и содержании урока литературного чтения младших школьников специфику взаимодействия педагога и ученика, что весьма актуально при реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании, при подготовке к олимпиадам по литературному чтению в школе.

При конструировании урока литературного чтения начальной школы с помощью технологической карты преподаватель может не только отразить все этапы урока по ФГОС в начальной школе, но и последовательность своих действий и действий учащихся, которые приведут в конечном итоге к достижению запланированного результата. Поскольку читательская компетентность младшего школьника — основа его дальнейшего самообразования и саморазвития, на учебном занятии наставник должен создать условия не только для развития художественно-эстетического вкуса детей, но и обучения продуктивным формам общения в повседневной жизни.

</