Интеллектуальные виды спорта в системе инклюзивного образования детей

107

Современный этап социально-экономического развития РФ характеризуется трансформацией всей системы сложившихся общественных отношений. Решающее значение, которое определяет способность человека к достижению социального успеха, приобретают сегодня способность гибко и системно мыслить, а также информационная грамотность и познавательная мобильность.

Одним из ресурсов формирования указанных качеств у обучающихся, имеющих отдельные ограничения по здоровью, могут стать интеллектуальные виды спорта, начиная с традиционных шахмат и шашек, заканчивая компьютерными играми. В условиях развития принципов инклюзивного образования и в связи с предстоящим внедрением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)1интеллектуальные виды спорта: шахматы, шашки, Го, спортивный бридж, отдельные дисциплины компьютерного спорта могут стать эффективным педагогическим средством формирования конкурентоспособной личности ребенка с ОВЗ.

Социокультурные предпосылки для развития интеллектуальных видов спорта в системе инклюзивного образования

Следует отметить, что за годы развития информационного общества и совершенствования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) произошла заметная трансформация пространства образовательной деятельности. Часть этого пространства становится не просто виртуальной, но и соревновательной, в значительной степени предвосхищающей интерес педагогов к, по сути, новому социальному явлению — электронному спорту (киберспорту).

Распространение компьютерных видов спорта поспособствовало возрождению интереса к интеллектуальным видам спорта в целом, что весьма закономерно. И киберспорт, и обычные шашки — явления рядоположенные, если рассматривать их с позиций формирования и развития у обучающихся большинства логических операций как составной части познавательных универсальных учебных действий (далее — УУД). Через интеллектуальные виды спорта в системе инклюзивного образования могут комплексно решаться ряд образовательных задач: от формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся в части ИКТ-компетентности до воспитания медиакультуры в целом.

Это полезно знать
В России распоряжение о признании Федерации компьютерного спорта было подписано 25 июля 2001 г. главой Госкомспорта России. В июле 2006 г. киберспорт был исключен из реестра видов спорта, т. к. м не соответствовал некоторым критериям. Сейчас Федерация киберспорта в очередной раз добивается признания.

Внимание к интеллектуальным видам спорта растет. Характерно, что именно применительно к системе общего образования, эти виды спорта начинают связывать с задачами инклюзивной образовательной среды. Приведем один факт. В ноябре 2013 г. в Паралимпийском комитете г. Москвы при поддержке Департамента образования города Москвы (далее — ДОгМ) состоялись первые Инклюзивные Московские интеллектуальные игры. Инклюзивный формат этого образовательного мероприятия позволил более семистам участникам приобщиться к ценностному потенциалу интеллектуальных видов спорта и игр. Работало десять интерактивных площадок: по шахматам, шашкам, Го, спортивному бриджу, рэндзю, сегам, спортивным нардам, русским шахматам (таврели), маджонгу и компьютерному спорту. Мероприятие сопровождалось профессиональным общением заинтересованных лиц по вопросам реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ОВЗ в различных видах интеллектуальных игр.

Интеллектуальные виды спорта в системе инклюзивного образования могут осваиваться учащимися как в рамках учебного плана, так и в рамках плана внеурочной деятельности. В рамках учебного плана интеллектуальные виды сорта уместны как элемент содержания рабочих программ по физической культуре, которые согласно требованиям ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ ориентированы на «приспособление обучающихся к собственным физическим ограничениям», «овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета»2. Вполне уместно внести в блок «Спортивные игры» рабочих программ по физической культуре учебные и практические занятия по интеллектуальным видам спорта.

Это полезно знать

В основу ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

    • развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им  учебно-познавательной деятельности;
    • разработку содержания и технологий начального общего образования, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.

Педагогические условия для развития интеллектуальных видов спорта в системе инклюзивного образования

Приобщение к спорту посредством его интеллектуальных видов предполагает ряд педагогических условий:

  • наличие у обучающегося положительной мотивации;
  • программно-методическая обеспеченность занятий (педагог должен понимать, какие именно образовательные результаты формируются средствами интеллектуальных видов спорта, на каком содержании они достигаются, как интегрируется предметное и воспитывающее обучение);
  • создание ситуаций поддержки и поощрений достижений учащихся;
  • использование игровых предметов, атрибутики, грамот и др.;
  • привитие интереса к победе, стремлению достигать поставленные цели;
  • воспитание волевых качеств обучающихся.

Все эти условия должны преломляться к принципам инклюзивного образования, имеющего целью обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Важно помнить, что примерно до восьми лет наиболее подходящей для приобщения к  какой-либо деятельности (и интеллектуальные виды спорта здесь не будут исключением) является игра. Посредством игры обучающиеся с разными возможностями смогут быстрее усвоить технику деятельности, ее правила, получить опыт эмоционального переживания своих успехов или неуспехов. До 10 лет учащиеся отдают предпочтение групповым играм и командному спорту. В этом смысле, практикуя приобщение к интеллектуальным видам спорта в системе инклюзивного образования, важно предоставлять учащимся возможность не просто играть за команду, а играть командой.

Интеллектуальные виды спорта в рамках учебного плана в системе инклюзивного образования

Главная идея включения интеллектуальных видов спорта в содержание примерной адаптированной основной образовательной программы (далее — АООП) начального общего образования — это, говоря языком науки, преодоление дефицитарности психомоторной сферы. Каким бы ни был вид спорта, это все равно спорт, со свойственной ему состязательностью, стремлением к устранению барьеров, вкусом победы и т. п.

Если мы имеем в виду рабочую программу по дисциплине учебного плана, то освоение интеллектуальных видов спорта в системе инклюзивного образования, во-первых, становится обязательным для установленной группы обучающихся на заданный рабочей программой период; во-вторых, предполагает планирование и оценку предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся. Использовать можно различные формы оценки: традиционную балльную (для фиксации в журналах учета успеваемости), вербально-документальную (грамоты, дипломы и др.), рейтинговую и др.

Интеллектуальные виды спорта в рамках плана внеурочной деятельности в системе инклюзивного образования

Несколько иной характер будет носить освоение интеллектуальных видов спорта в рамках образовательных программ внеурочной деятельности. Учитывая, что ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ направлен на формирование общей культуры обучающихся, обеспечивающей разностороннее развитие их личности, включая интеллектуальное развитие3, в плане внеурочной деятельности АООП начального общего образования целесообразно предусмотреть курсы по интеллектуальным видам спорта. Особенно актуально это будет для обучающихся с нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышаших обучающихся.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций системы инклюзивного образования и организаций дополнительного образования4.

Интеллектуальные виды спорта и воспитательные задачи в системе инклюзивного образования

Занятия интеллектуальными видами спорта, в каких бы рамках они ни проводились, будут способствовать устранению коммуникационных барьеров между нормативно развивающимися обучающимися и обучающимися с ОВЗ. Достаточно просто сформировать команду или вовлечь разных детей в одну игру. При должной подготовке и желании педагоги могут расширить воспитывающую среду занятий интеллектуальными видами спорта, коллективными проектами информационно-поисковой или социально-ориентированной направленности.

Используя интеллектуальные виды спорта в системе инклюзивного образования, можно говорить о едином образовательном пространстве, единой среде учебной коммуникации, где нет непреодолимых границ между нормативно развивающимися обучающимися и их сверстниками с ОВЗ.

1 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ применяется к правоотношениям, которые возникнут, начиная с  01.09.2016. 

2 Приложение 1 к ФГОС начаотного общего образования для обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от  19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 

3Пункт 1.8. ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от  19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4 Пункт 2.10 ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от  19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль