Система промежуточной аттестации в начальной школе: цели, формы, результаты

502

В последнее время вопросы промежуточной аттестации обучающихся обретают особую актуальность в педагогической среде. Это вызвано тенденцией усиления статуса промежуточного оценивания в программно-методической документации общеобразовательных организаций (далее — ОО).

В федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) начального общего образования статус промежуточной аттестации в начальной школе акцентирован как часть образовательной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования.

Промежуточная аттестация — это процедура оценки и контроля результатов освоения обучающимися отдельных частей или всего объема образовательных программ по предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана. Порядок проведения переходного оценивания устанавливается ОО.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО

  • продолжительность – 72 часа.
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 мая 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

быстрая подписка: 8-800-775-4822


Учебный план начального общего образования (далее — учебный план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации в начальной школе. Календарный учебный график отражает, наряду с датой начала и окончания учебного года и продолжительностью каникул, «сроки промежуточных аттестаций» обучающихся.

Обозначенные изменения и дополнения во ФГОС начального общего образования прямым образом связаны с положениями Федерального закона от  «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №  273-ФЗ), регламентирующими промежуточную аттестацию в начальной школе.

Цели промежуточной аттестации в начальной школе

Цели переходного оценивания:

  1. оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в организации образовательной деятельности;
  2. соотнесение данного уровня с требованиями ФГОС начального общего образования;
  3. оценка динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижения учащихся в индивидуальном развитии.

Проведение промежуточной аттестации в начальной школе относится к компетенции ОО, в связи с чем на уровне ОО должны быть отработаны все вопросы, связанные с организацией и проведением переходного оценивания обучающихся, и, соответственно, закреплены локальным нормативным актом — Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и переходного оценивания обучающихся в ОО1.

Организационные варианты и формы промежуточной аттестации в начальной школе

Так называемое переходное оценивание может быть четвертным (триместровым), которое проводится по учебным предметам по итогам четверти (триместра), а также годовым, которое проводится по учебному предмету в конце учебного года. Годовое переходное оценивание может проводиться в качестве отдельной процедуры (не зависит от результатов четвертной (триместровой) аттестации) или на основе результатов четвертной (триместровой) аттестации.

Формами проведения промежуточной аттестации в начальной школе принято считать организационно-методические решения, в результате которых заинтересованные стороны получают достоверную информацию об уровне и качестве освоения обучающимся образовательной программы на отдельных переходных этапах. Поскольку ОО самостоятельно определяет порядок и формы проведения переходного оценивания, то ограничиваться только традиционными формами сегодня нецелесообразно. Промежуточная аттестация в начальной школе обучающихся может проводиться в форме:

  1. комплексной контрольной работы;
  2. письменных и устных экзаменов ( в т. ч. творческих экзаменов, актуальных для переходного оценивания по образовательным программам плана внеурочной деятельности);
  3. тестирования, решения (индивидуального или группового) ситуационных задач;
  4. защиты индивидуального/группового проекта;
  5. иных формах (см. приложения 1–2), определяемых образовательными программами ОО и (или) индивидуальными учебными планами.

Одной из допустимых сегодня форм переходного оценивания является форма учета индивидуальных образовательных достижений, фиксируемых в журналах учета успеваемости (предметные и метапредметные образовательные результаты), а также индивидуальных образовательных достижений, которые отражаются в портфолио обучающегося2.

Подготовка КИМ в части промежуточной аттестации в начальной школе

Контрольно-измерительные материалы (далее — КИМ) не являются самостоятельным предметом нормативного правового регулирования на федеральном уровне и подлежат регулированию на локальном уровне (в рамках вышеобозначенного Положения о промежуточной аттестации).

Для проведения промежуточной аттестации в начальной школе КИМ разрабатываются и (или) адаптируются на уровне ОО. Это часть общей компетенции ОО, установленной ст. 28 Федерального закона №  273-ФЗ. Соответствующий инструментарий педагоги ОО вправе разрабатывать самостоятельно, в соответствии с локальными актами ОО. Это, однако, не означает запрета или невозможности использовать КИМ, разработанные федеральными институтами, научными центрами, центрами оценки качества и др.

Фиксация результатов промежуточной аттестации в начальной школе

Фиксация результатов переходного оценивания осуществляется в следующих возможных вариантах:

  • традиционном, посредством балльной отметки (с применением различных шкал баллов);
  • комплексном, посредством оценки в процентах (с переводом или без перевода в баллы);
  • бинарном, допускающем фиксацию результатов в формате «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно»).

Результаты фиксируются в дневнике (четвертные/триместровые и годовые отметки) и личном деле учащегося (годовые отметки).

Сроки и порядок промежуточной аттестации в начальной школе

Сроки оценивания устанавливает ОО, фиксируя их в календарном учебном графике ООП начального общего образования. При пропуске учащимся по уважительной причине значительного объема учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, учащийся имеет право на перенос срока проведения переходного оценивания. Новый срок проведения определяется ОО соответствующим распоряжением руководителя и с учетом учебного плана и (или) индивидуального учебного плана учащегося. Основанием переноса срока аттестации является заявления учащегося (его родителей, законных представителей).

Результаты промежуточной аттестации в начальной школе обсуждаются на заседаниях педагогического совета образовательной организации и являются основанием для принятия решения о переводе учащегося в следующий класс. По результатам промежуточной аттестации учащиеся с удовлетворительными результатами переводятся в следующий класс. Учащиеся с неудовлетворительными результатами промежуточной аттестации учащихся в школе по одному или нескольким предметам при отсутствии уважительных причин признаются имеющими академическую задолженность.

Вопросы академической задолженности в рамках промежуточной аттестации в начальной школе

Академическая задолженность учащегося должна быть ликвидирована в срок, установленный ОО. Организация информирует родителей учащегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме.

Ликвидация академической задолженности в школе не должна приходиться на каникулярный период, даже если об этом просят родители / законные представители обучающихся. Назначение и проведение в период летних каникул промежуточной аттестации в начальной школе (переаттестации) будет являться нарушением прав обучающихся.

Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии), либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Поскольку промежуточная аттестация в начальной школе является лишь этапом на пути к итоговому оцениванию обучающихся и именно промежуточной, то на нее могут распространяться требования ч. 8 ст. 58 Федерального закона №  273-ФЗ, устанавливающие допустимость условного перевода. Сроки ликвидации в этом случае определяются ОО в пределах одного года с момента образования3.

Приложение 1

Письменные формы промежуточной аттестации младших школьников

Основные характеристики КИМ Комментарий
Тестирование
Рекомендуемые предметы Русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, информатика, окружающий мир, ОРКСЭ, музыка, технология, физическая культура
Форма проведения Письменная форма (в том числе онлайн-тестирование)
Длительность проведения От 10 минут до 45 минут в зависимости от целей и объема содержания
Параметры оценки Количество верно выполненных заданий; при наличии развернутых ответов — их полнота и правильность
КИМ Может включать части, А, В, С:
• часть А. Тестовые задания базового уровня сложности, для выполнения которых требуется выбрать один правильный ответ из четырех.
• часть В. Тестовые задания повышенной сложности, для решения которых необходимо установить соответствие между понятиями или дать краткий ответ самостоятельно — без предложенных вариантов.
• часть С. Задания высокого уровня сложности, предполагают написание сдающим развернутого ответа на поставленный вопрос с демонстрацией глубоких знаний по предмету и умения анализировать приведенные данные; задания группы С выполняются по приведенному отрывку текста.
Типы тестов по способу ответа задания:
• закрытые тесты с одним правильным ответом;
• закрытые тесты на нахождение соответствия;
• закрытые тесты на нахождение последовательности;
• открытые тесты, в которых отсутствуют варианты ответов
Оценивание по  100-балльной системе и  5-балльной системе Задания:
• базового уровня части, А оценивается в 1 балл;
• повышенной сложности (часть В) и высокой сложности (часть С) оцениваются в 2 балла (2 балла — задание выполнено верно, 1 балл — допущена одна ошибка, 0 баллов — допущено две ошибки и более).
Шкала перевода:
• «5» — 100–90 баллов;
• «4» — 89–70 баллов;
• «3» — 69–55 баллов;
• «2» — менее 55 баллов
Контрольная работа
Рекомендуемые предметы Русский язык, иностранный язык, математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики
Длительность проведения До 45 минут
Параметры оценки Количество верно выполненных заданий; при наличии заданий, требующих развернутого ответа, — их достоверность, полнота и аргументация
Контрольно-измерительные материалы Содержат задания по пройденным темам и разделам базового, повышенного уровней сложности: тестовые задания, задания с указанием коротких ответов, задания с развернутым ответом, практические задания на компьютере
Возможное оценивание контрольной работы в  5-балльной системе Система оценки:
• «5» — 100–91% правильно выполненных заданий; обучающийся приступил к решению заданий всех уровней сложности, грамотно изложил решение, привел необходимые пояснения и обоснования; учащийся продемонстрировал владение всеми контролируемыми элементами содержания по данной теме (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). Оценка не снижается за нерациональное решение, за небрежное выполнение записей;
• «4» — 90–71% правильно выполненных заданий. При этом имеются задания, выполненные неправильно или задания, к которым обучающийся не приступал, возможно, допущены одна-две ошибки вычислительного характера, с их учетом дальнейшие шаги выполнены верно или с  двумя-тремя недочетами в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
• «3» — 70–51% правильно выполненных заданий. Правильно решены задания базового уровня или, при наличии ошибок в заданиях базового уровня, правильно выполнены некоторые задания повышенного уровня сложности; допущено более двух ошибок или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
• «2» — менее 51% правильно выполненных заданий. Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере
Стандартизованная комплексная работа на основе текста
Рекомендуемые предметы Русский язык, математика
Время проведения До 45 минут
Направленность Оцениваются образовательные результаты из группы «Ученик научится»
Обязательные составляющие К обязательным составляющим стандартизованной комплексной контрольной работы на основе текста относятся:
• инструкция для обучающегося;
• кодификатор и спецификация оцениваемых образовательных результатов4;
• текст научно-познавательного содержания;
• задания к тексту;
• бланк фиксации результатов;
• шкала оценивания (по необходимости, шкала перевода в  5-балльную систему оценки)
Оценка Фиксируется общий объем выполненных заданий в процентах. Возможная шкала перевода в  5-балльную систему:
• «5» — 100–90%;
• «4» — 89–65%;
• «3» — 65–35%;
• «2» — менее 35%
Словарный диктант
Рекомендуемые предметы Русский язык, иностранный язык
Длительность проведения До 10 минут
Параметры оценки Словарные слова по пройденной теме. Слова, вошедшие в активный словарь при изучении иностранного языка
(до 10–12 слов)
Возможное оценивание словарного диктанта в  5-балльной системе Отметка ставится в соответствии с правильностью выполнения заданий:
• «5» — 100–90% правильности выполнения заданий;
• «4» — 89–80% правильности выполнения заданий;
• «3» — 79–60% правильности выполнения заданий;
• «2» — 59% и ниже правильности выполнения заданий
Диктант
Рекомендуемые предметы Русский язык
Длительность проведения До 40 минут
Параметры оценки Диктант оценивается одной отметкой — за грамотность (за соблюдение орфографических и пунктуационных норм). Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта.
Оценивание диктанта в
5-балльной системе
Диктант оценивается с учетом количества допущенных орфографических/пунктуационных ошибок:
• «5» — 100–89 баллов. Диапазон ошибок: 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка), 1/1 (неточность, если отсутствует знак препинания в конце предложения, но следующее предложение написано с большой буквы);
• «4» — 90–69 баллов. Диапазон ошибок: 1/0, 1/1, ½, 2/1, 2/2, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные);
• «3» — 70–50 баллов. Диапазон ошибок: 3/0, 3/1, 3/2, 4/1, 4/2, 5/0, 5/1, 5/2;
• «2» — менее 50 баллов. Диапазон ошибок: более 5 орфографических / более 3 пунктуационных
Математический диктант
Рекомендуемые предметы Математика
Длительность проведения От 10 минут
Виды заданий Количество верно выполненных заданий (учащиеся записывают только ответы): математические выражения на один или несколько способов вычисления; математические выражения с именованными числами; задания, требующие написания общего способа действия (правило, формула); задания, требующие определение истинности и ложности высказывания
Оценка Оценивание в  2-4-х классах:
• «5» — 100–90% правильно выполненных заданий;
• «4» — 89–75% правильно выполненных заданий;
• «3» — 74–50% правильно выполненных заданий;
• «2» — менее чем 50% правильно выполненных заданий


Приложение 2

Устные формы промежуточной аттестации младших школьников

Основные характеристики Комментарий
Громкое чтение. Молчаливое чтение
Рекомендуемые предметы Иностранный язык
Длительность проведения До 5 минут (громкое чтение).
До 15 минут (молчаливое чтение)
Параметры оценки Чтение текста вслух с соблюдением правил произношения и интонации. Чтение текста про себя с выполнением заданий
Оценка Основные критерии оценки чтения:
• умение прочитать текст вслух;
• правильное произношение читаемых слов;
• темп чтения;
• соблюдение ударения и смысловых пауз;
• соблюдение правильной интонации;
• понимание прочитанного;
• умение ответить на вопросы по содержанию прочитанного
Аудирование
Рекомендуемые предметы Иностранный язык
Длительность проведения До 10 минут ( 2-4-й класс)
Параметры оценки Количество правильных ответов.
Используются высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, прагматические (объявления) и информационные аудиотексты
Оценка Основные критерии оценки:
• умение понимать на слух основное содержание прослушанного текста;
• умение понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию
Диалог
Рекомендуемые предметы Иностранный язык
Длительность проведения До 5 минут
Учебная цель Решение поставленной коммуникативной задачи
Оценка Оценивание в  2-4-х классах:
• «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив языковые средства. В ходе диалога умело использованы реплики, в речи отсутствуют лексические и грамматические ошибки, нарушающие коммуникацию. Речь понятна, отсутствуют фонематические ошибки, практически все звуки в потоке речи произносятся правильно, соблюдается правильный интонационный рисунок. Объем высказывания — не менее 3–4 реплик;
• «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были сбивчивыми. В речи присутствуют паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствуют ошибки, нарушающие коммуникацию. Допущены отдельные лексико-грамматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна, фонематические ошибки отсутствуют. Практически все звуки в потоке речи произнесены правильно. В основном соблюдается правильный интонационный рисунок. Объем высказывания — менее 3–4 реплик;
• «3» ставится ученику, если он решил речевую задачу не полностью: не все аспекты, указанные в задании обсуждены в беседе. Некоторые реплики партнера вызывают затруднения. Наблюдаются паузы, мешающие речевому общению. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Объем высказывания — менее 3–4 реплик;
• «2» выставляется ученику, если он не решил речевую задачу: аспекты, указанные в задании, не обсуждены в беседе. Все реплики партнера вызывают затруднения. Наблюдаются паузы, мешающие речевому общению. Используемые лексические единицы и грамматические структуры не соответствуют поставленной коммуникативной задаче
Монолог, сообщение
Рекомендуемые предметы Литературное чтение, русский язык
Длительность проведения До 15 минут
Критерии оценки Оценке подлежат:
• соответствие содержания речи учебной и (или) коммуникативной задаче;
• выразительность речи;
• богатство речи;
• точность речи, отсутствие речевых ошибок
Оценка Оценка по  5-балльной шкале:
• «5» — по каждому из критериев учащийся демонстрирует высокие показатели;
• «4» — содержание речи соответствует заданной теме;
• речь точная и выразительная, но есть отдельные речевые недочеты;
• «3» — наблюдаются отклонения от заданной темы и существенные речевые недочеты;
• «2» — содержание речи не соответствует заданной теме


1 Пример положения о промежуточной аттестации см.: электронная система «Образование». Демоверсия.

2 Пример положения о портфолио обучающегося см.: электронная система «Образование». Демоверсия.

3 О переводе обучающихся по результатам промежуточной аттестации см.: электронная система «Образование». Демоверсия. 

4 Кодификатор, спецификация и шкала оценивания не демонстрируются учащимся, а используются как рабочий инструментарий.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль